Проблема продовольственной безопасности страны

Продовольственная безопасность страны, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности, занимает особое место среди различных ее видов, поскольку продовольствие служит базовым показателем жизнедеятельности человека, при отсутствии которого неминуемо наступают голод и смерть. Уровень и качество питания населения характеризуют степень его социально-экономического развития и на 70% определяют здоровье и продолжительность жизни человека.

Согласно Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности, она отражает состояние, при котором все люди должны иметь физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде в объемах, достаточных для активного и здорового образа жизни. Ее объектами являются мировое сообщество, отдельное государство и каждый его гражданин. Возможность получения достаточного и качественного питания в стране должен иметь каждый ее гражданин.

Создание таких условий является обязанностью государства, ответственного за здоровье нации, сохранение и повышение ее генофонда. Исходя из этого, продовольственную безопасность страны можно характеризовать как способность государства в обычных и чрезвычайных условиях обеспечить для каждого человека экономическую и физическую доступность качественного продовольствия, преимущественно отечественного производства, на уровне научно обоснованных или временных (для чрезвычайных ситуаций) норм питания.

Для объективной оценки состояния и необходимости поддержания продовольственной безопасности страны на оптимальном уровне следует использовать систему специальных показателей, которые дают возможность одновременно и комплексно рассматривать ее в динамике и в сравнении. Такие показатели применяются в мировой практике, и практике отдельных государств.

При выборе оценочных показателей используются как общие, так и специфические методические подходы. Так, общим подходом к определению и оценке уровня продовольственной безопасности является то обстоятельство, что она рассматривается и в мире в целом, и в каждой отдельной стране в двух плоскостях: применительно как к территории, так и к каждому отдельному человеку.

На глобальном уровне для оценки уровня продовольственной безопасности используется специальная методическая база, опирающаяся на семь основных показателей. Наиболее распространен и известен из них показатель отношения мировых запасов зерна к его общемировому потреблению. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60 дням мирового потребления зерна, или примерно 17% от всего объема его потребления за год. Остальные пять показателей характеризуют состояние с зерном для основных стран-экспортеров и стран-импортеров. Для оценки глобальной продовольственной безопасности ФАО использует уровень экспортных цен на пшеницу, кукурузу и рис. Показатель запасов зерна, равный объему его двухмесячной потребности, используется как критический предел утраты продовольственной безопасности и применительно к ее оценке для отдельной страны.

Помимо этого показателя в мировой практике при меняется и другой критический предел - критерий импортной опасности, равный 0,3. Он означает критическую долю импортного продовольствия на внутреннем рынке.

Кроме показателей критического предела продовольственной безопасности страны ее уровень может характеризоваться и рядом других взаимосвязанных показателей. К их числу можно отнести:

- физиологические (нормативные) нормы потребления продовольствия и сложившуюся его структуру;

- самообеспеченность страны продовольствием и производственными ресурсами для его устойчивого производства;

- размеры стратегических и оперативных продовольственных запасов в соответствии с нормативными потребностями;

- уровень среднедушевого производства и потребления продуктов питания, особенно базовых их видов;

- уровень физической и экономической доступности продовольствия для различных категорий населения и его безопасность для потребления;

-стабильность и доступность цен на основные виды продовольствия; качество и экологичность продуктов питания.

При этом продовольственная безопасность страны, в конечном счете, выражается в продовольственной обеспеченности и сбалансированном питании ее населения, создании важнейшей системы его жизнеобеспечения. Для определения уровня "продовольственной безопасности» отдельного человека в мировой практике используются стандарты нормального питания, которые рассчитываются национальными и международными специализированными учреждениями.

После Второй мировой войны они неоднократно пересматривались в сторону снижения потребления населением продуктов питания, а также их дифференциации в зависимости от возраста, пола, рода деятельности и окружающей среды.

В последнее время этот показатель равен 2700 кКал в сутки. К категории голодающих относится население, потребляющее 1520 кКал, на грани голода и постоянного недоедания - 2150 кКал в сутки. Однако нормы Всемирной организации здоровья и ФАО нельзя считать достаточными для каждой страны.

Поэтому они уточняются и дополняются с учетом природных, экономических и социальных условий проживания населения, его антропологических характеристик.

Международными организациями проводится мониторинг продовольственной безопасности отдельного человека по странам, чтобы предпринимать упреждающие меры, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций - использовать систему мероприятий оказания продовольственной помощи пострадавшему населению.

При мониторинге используются энергетический и компонентный критерии и критерий безопасности питания. По ним можно рассчитать коэффициент достаточности потребления продовольствия и коэффициент критической достаточности. В первом случае он определяется как отношение фактического потребления продовольствия к оптимальному (или нормативному) уровню, во втором - к минимально допустимому уровню.

Для оценки потребления уровня питания отдельного человека можно применять и такой показатель, как доля расходов семьи на питание в структуре его доходов. При этом следует учитывать, что, исходя из закона Энгеля, затраты на продовольствие после достижения определенного минимума не соответствуют общему доходу, а качественное продовольствие не должно быть дешевым, оно должно быть достаточным.

При применении названных показателей для оценки уровня продовольственной безопасности России следует внести в них отдельные уточнения. В первую очередь это касается необходимого наличия двухмесячного запаса переходящих остатков зерна как показателя критического предела продовольственной безопасности страны. Устанавливая такой норматив, ФАО исходила из относительно высокого уровня развития транспортной инфраструктуры мирового агропродовольственного рынка, условий быстрой доставки продовольствия в остро нуждающиеся страны.

Если учитывать отсутствие в полном объёме таких возможностей в России и её огромную территорию, неразвитость рыночной и особенно транспортной инфраструктуры, сравнительно высокую колеблемость производства зерна, то уровень его переходящих запасов в стране должен быть выше среднемирового показателя в 1,2-1,3 раза при 75%-ом уровне надежности. Её продовольственную независимость можно считать достаточной при условии, что удельный вес отечественного производства по наиболее важным продуктам питания в общем объеме их потребления населением составляет в течение года не менее 80%. Остающиеся 20% импорта это как раз та доля, которая включает не производимую страной продовольственную продукцию и обеспечивает на основе добросовестной конкуренции определенную нишу для импортеров сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и тот рациональный экономический порог, который предопределяет стагнацию агропромышленного производства вообще и сельского хозяйства в частности.

Определяя уровень продовольственной безопасности страны, необходимо принимать во внимание следующие составляющие: объем и устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; потребность населения в продовольствии по научно обоснованным нормам потребления продуктов питания; уровень самообеспечения продовольствием, рассчитанный не из норм потребительской корзины, а на основе научно обоснованных норм потребления продовольствия отдельными группами населения с учетом природных и экономических условий территории проживания.

Так, в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы к 2012 году доля российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами составит 70%. Рост объемов производства мяса и молока увеличит удельный вес отечественного производства в формировании ресурсов мяса до 69,6%, молока - до 81,1 %. Доля сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме производства сахара-песка достигнет 67%. Однако следует подчеркнуть, что уровень самообеспеченности продовольствием, рассчитанный как отношение объема собственного производства к размеру его внутреннего потребления, еще не свидетельствует о степени продовольственной безопасности государства и, стало быть, не может быть обобщающим показателем для ее характеристики. Достаточно отметить, что, например, в одних странах крупномасштабный экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соседствует с нищетой и голодом основной массы населения, в других, наоборот, импорт продовольствия в огромных размерах содействует сравнительно высокому и устойчивому уровню потребления населением разнообразных продуктов питания.

Вместе с тем и ту, и другую группы нельзя относить к категории продовольственно-зависимых стран, поскольку в первом случае отсутствует импорт продовольствия как сама основа для такой зависимости, а во втором - значительные экспортные доходы экономически высокоразвитых стран гарантируют им оплату импорта продовольствия и сырья для его производства в необходимых для них объемах фактически независимо от конъюнктуры мирового агропродовольственного рынка. Поэтому допустимый размер продовольственной зависимости каждая страна определяет самостоятельно, исходя из учета собственного экономического потенциала, международных позиций, наличия валютных ресурсов, уровня развития отечественного агропромышленного производства, национальных традиций в питании, размера неудовлетворенного платежеспособного спроса населения и ряда других факторов внутреннего и внешнего характера.

При оценке импорта продовольствия необходимо учитывать определенную корректировку, связанную с использованием показателей денежной оценки импорта, которая ведет к занижению его объема. Прежде всего, это вызвано тем, что уровень цены реализации импортной продукции всегда значительно выше цены ее ввоза. К тому же существуют не только «серый» и «черный» импорт, но и вполне легальные схемы ввоза продовольственных товаров вне учета их в составе импорта, когда находящиеся в иностранной собственности предприятия ввозят из-за рубежа компоненты для выпуска, например, пивной, кондитерской и

В связи с этим национальную продовольственную безопасность следует оценивать исходя из уровня самообеспеченности продовольствием, доли импорта в товарных ресурсах и покрытия внутреннего спроса, уровня производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения разумной самообеспеченности страны продовольствием с учетом использования преимуществ международного разделения труда в АПК. Уровень продовольственной безопасности страны должен характеризовать, с одной стороны, степень удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания, а с другой - надежность продовольственного обеспечения на всей ее территории. Для этого необходимо использовать показатели производства и потребления основных видов продовольствия и элементов пищи на душу населения, степень их физической и экономической доступности и достаточности исходя из медицинских (физических) норм.

Гарантией достижения продовольственной безопасности страны является стабильность преимущественно внутренних источников поступления продовольствия, а также наличие в необходимых объемах его резервных фондов, прежде всего по социально значимым видам продовольствия и сельскохозяйственного сырья для их производства. При этом надежность продовольственной безопасности страны, как неотъемлемой части ее национальной безопасности зависит от совокупного взаимодействия основных факторов:

состояния и уровня развития экономики, объема и устойчивости отечественного производства продовольствия и его отдельных, особенно базовых, видов;

бесперебойного функционирования системы продовольственного снабжения, наличия в необходимых размерах оперативных и стратегических продовольственных запасов;

наличия относительно высокой и стабильной покупательной способности населения и его отдельных категорий и социальных групп;

абсолютного и относительного объема импортируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не оказывающего негативного воздействия на развитие отечественного производства продукции АПК и функционирование ее рынка;

стабильности импортных продовольственных поставок по их количеству, качеству и ассортименту;

наличия достаточных валютных ресурсов для оплаты зарубежных закупок продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства.

Сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема для развития государства и требует кардинального изменения. Такое положение особенно опасно в современных условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления в международных отношениях России с экономически развитыми странами, на которые приходится половина потребляемых в мире продуктов питания и лишь пятая часть всего населения. Угроза будет обостряться, если учесть, что 17% населения Земли постоянно испытывает голод и в ближайшее десятилетие его численность может увеличиться в полтора раза.

Устранение, а особенно предотвращение внутренних и внешних угроз для продовольственной безопасности является одной из наиболее острых проблем страны. Распространенную точку зрения о полной обеспеченности населения страны продовольствием, базирующуюся на наличии в сфере рынка продуктов питания и их физической доступности, следует рассматривать как своего рода определенный субъективный стереотип, возведенный в последние годы в догму благополучия. Она не только не соответствует научным подходам к удовлетворению потребности населения в полноценном продовольствии, но и создает видимость реального отсутствия продовольственной проблемы в стране, чему способствует и недостаточная проработка теоретических и методологических аспектов национальной продовольственной безопасности, ее оценки на основе использования системы взаимосвязанных критериев и показателей.