Проблемы развития аквакультуры в Приморском крае

Среди политиков и специалистов в настоящее время формируется новое отношение к рыбному хозяйству страны. Все они указывают на необходимость ускоренного развития аквакультуры, как наиболее эффективного сектора рыбохозяйственного комплекса. На сегодняшний день обобщенная оценка реального состояния дел в аквакультуре затруднена из-за недостаточно достоверной статистической информации об экономической деятельности рыбоводных предприятий и, в частности, о производстве рыбы в стране. Неполнота сведений об объемах выращивания рыбы заставляет дополнять их экспертными оценками, виртуальными досчетами. Это создает иллюзию благополучия в аквакультуре, но это же искажает ее реальное состояние, скрывает трудности и проблемы.

В этот бизнес СССР некогда вложил крупный капитал. Это создание баз аквакультурных хозяйств, строительство масштабных гидробиотехнических установок, финансирование научных разработок для получения данных, необходимых для обеспечения культивирования ценных видов гидробионтов и разработки технологий их выращивания. Дальний Восток России считается «родиной» отечественной аквакультуры. Именно на юге Дальнего Востока, в Хасанском районе Приморского края было создано первое в РФ хозяйство марикультуры моллюсков в 1972 г. Через 37 лет Приморский край является абсолютным лидером по количеству хозяйств аквакультуры в России.

Как видно из представленных в таблице 10 данных по динамике развития хозяйств аквакультуры и количеству выращиваемого ими гребешка, в настоящий момент аквакультура Приморского края находится на подъеме. Однако в совокупном объеме получаемой рыбопродукции доля хозяйств аквакультуры ничтожна мала. Так, только с января по май 2006 г экспорт рыбы и морепродуктов, экспорт рыбы и морепродуктов, добытых промысловыми судами Приморья и экспортированных в зарубежные государства без захода в российские порты составил 116,4 тысячи тонн [18]. Причин столь медленного развития несколько.

Таблица 10 - Динамика числа хозяйств марикультуры и продукции приморского гребешка

Годы Количество ферм Урожай,

т

Годы Количество

ферм

Урожай,

т

1981 3 9,0 1995 6 113,0
1982 3 4,5 1996 8 22,0
1983 3 18,1 1997 9 60,0
1984 3 38,0 1998 10 131,0
1985 4 10,4 1999 18 99,6
1986 4 48,8 2000 20 91,2
1987 4 62,3 2001 22 84,4
1988 4 64,0 2002 26 207,2
1989 5 196,0 2003 36 301,8
1990 5 122,5 2004 36 435,5
1991 5 153,0 2005 36 477,5
1992 5 150,0 2006 36 479,4
1993 5 155,0 2007 36 657,4
1994 5 110,0

Основные проблемы, сдерживающие развитие аквакультуры в Приморском крае, могут быть объединены в следующие группы:

 •  Финансовые

 •  Правовые

 •  Государственной поддержки

 •  Технические

 •  Социально-экономические

Финансовые проблемы

Одной из основных проблем, сдерживающих развитие аквакультуры является ее недостаточное инвестирование. Низкая инвестиционная активность в рыбной промышленности, в частности в прибрежной рыбохозяйственной деятельности, со всей остротой проявляется особенно в аквакультуре. Проблемы привлечения инвестиций в рыбную промышленность являются общими с таковыми в аквакультуру. Однако есть и специфические проблемы формирования инвестиций в аквакультуру.

Инвестиционная ситуация у береговых предприятий, производственная деятельность которых основана на традиционных направлениях хозяйствования, прямо отражает их возможности освоения новых направлений хозяйствования, в том числе аквакультуры.

Методологической основой поиска выхода российской экономики, в том числе рыбохозяйственной деятельности Приморского края, является осознанная необходимость обеспечения экономической самостоятельности страны (в рамках достижения экономической и продовольственной безопасности).

Исходя из изложенного, следует, что наиболее целесообразными и реальными формами реализации инвестирования береговых предприятий, потенциальных предпринимателей в области марикультуры в сложившихся условиях является косвенный внутренний финансовый лизинг, государственное финансирование прямых инвестиций на кредитной основе [13, c. 31].

Правовая незащищенность и повышенные риски вложений сильно сказываются на финансировании данной отрасли. На начальном этапе создания хозяйства аквакультуры требуются большие финансовые вложения. По опыту работы, оценкам специалистов института биологии моря ДВО РАН и ТИНРО-Центра, при вложениях в нулевой цикл менее $200 тыс. кривые затрат и доходов никогда не пересекутся. При меньших вложениях работа хозяйства аквакультуры, балансируя на грани разорения, может существовать в рамках небольшого семейного бизнеса. Значительно меньших затрат требует восстановление утопленных или полуразрушенных плантаций. Но даже при достаточном финансировании отдача начинается только спустя два года при выращивании ламинарии и тихоокеанской мидии, 3-5 лет - гребешка и трепанга, а полная окупаемость проекта может наступить на 8-й-10-й год. В нынешних экономических условиях нашей страны найти инвестора на такой долгосрочный проект очень трудно.

Правовые проблемы

Во всех странах, где активно развивается аквакультура, правовые вопросы аквакультурной деятельности полностью отработаны. Эти хозяйства развиваются на основе государственных законов о рыболовстве и системы подзаконных актов.

Из-за отсутствия подобного правового поля в нашей стране все функционирующие хозяйства аквакультуры Приморья в настоящее время бесправны. На сегодняшний день отведение акваторий под создание и расширение хозяйств аквакультуры не производится из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы. Несогласованность законов о водопользовании и землеотведении не позволяет хозяйствам иметь участки береговой полосы для хозяйственного обустройства, т.е. для создания основы марикультуры: береговой материально-технической базы по культивированию и переработке выращенного сырья.

Принимаемые на местном уровне решения по вопросам функционирования хозяйств аквакультуры мало обоснованны, что вполне объяснимо отсутствием опыта ведения аквакультурной деятельности. Но есть международный опыт, и его необходимо принимать во внимание с учетом особенностей нашей экономической системы.

Поскольку все действующие хозяйства аквакультуры являются фермерскими, необходимо приравнять их на законодательном уровне к фермерству со всеми правами, обязанностями, льготами и государственной поддержкой [14, c. 8].

Проблемы государственной поддержки

Как уже сказано выше, во всех странах с успешно развивающейся аквакультурой, прежде всего на раннем этапе ее становления, государственная поддержка является непременным условием развития этой деятельности.

Особое внимание со стороны государства должно быть уделено совершенствованию налоговой системы, которая сейчас распространяется и на хозяйства аквакультуры. Известно, что товарную продукцию хозяйства аквакультуры получают на третий-четвертый год с начала работы. Вместе с тем, налоги взимаются с первого года его функционирования, что является одной из причин разорения этих хозяйств. Выдерживают действующую налоговую систему только те хозяйства, которые имеют дополнительный источник финансирования. Таможенные пошлины на оборудование (канаты, наплавы, садки и т.д.), которое сейчас приходится покупать за рубежом, и на товарную продукцию (спат моллюсков, мясо гребешка и др.) необоснованно высоки, что в конечном итоге либо делает предприятие убыточным, либо существенно удорожает стоимость получаемой продукции.

Аквакультура – наукоемкое производство. Разработка биотехнологий, а также технологического оборудования и инвентаря требует существенных бюджетных затрат, поэтому без надлежащего финансирования научных учреждений нет оснований надеяться на интенсивное развитие аквакультуры. Если Китай занимает первое место в мире по доле аквакультуры в рыбном хозяйстве, то и наука у них на высочайшем уровне. Если государство будет рассчитывать, что аквафермеры сами будут финансировать науку, то нет оснований ожидать существенного роста аквакультуры.

Если аквакультура включена в национальный проект «Развитие АПК», то государство должно вложить средства в становление этой подотрасли рыбного хозяйства. Если такого финансирования не будет, то и национальный проект останется на бумаге.

Экологические проблемы и проблемы сохранения биоразнообразия в прибрежных зонах также являются предметом заботы государства, участвующего в их решении через государственные компании и научные институты.

Технические проблемы

В период расцвета аквакультуры в Приморье были сделаны определенные шаги в разработке гидротехнических сооружений для плантационного культивирования ламинарии и моллюсков (приморского гребешка, мидии, устрицы), автоматизированных систем жизнеобеспечения выращивания трепанга в заводских условиях.

Вместе с тем отсутствие необходимой материально-технической базы не позволило приступить к созданию крупномасштабного промышленного культивирования. Низкий технический и технологический уровень развития хозяйств аквакультуры, использующих экстенсивные, устаревшие способы выращивания гидробионтов, определяет низкие экономические показатели деятельности этого сектора рыбного хозяйства и его низкую инвестиционную привлекательность.

Для решения этой проблемы следует создать проектную организацию и предприятия, которые будут выпускать специализированное оборудование (коллектора, садки, наплава, якоря и т.п.). Это позволит осуществить систематизацию и модернизацию предыдущих наработок с целью удешевления используемых в марикультуре материалов и оборудования.

Необходимо выделить в особый класс судов те плавсредства, которые ведут обслуживание плантаций аквакультуры, унифицировать требования к их навигационному оборудованию и аппаратуре связи, максимально их упростив. Отсутствие в настоящее время небольших маневренных и недорогих плавсредств (мотоботов, катамаранов, понтонов и т.п.) для обслуживания плантаций отрицательно сказывается на экономической эффективности выращивания и условиях труда мариводов.

Требуются новые проекты плавсредств, которые удовлетворяли бы всем требованиям рационального и эффективного использования в марихозяйствах, но при этом были бы доступны по стоимости не только крупным хозяйствам, но и средним, и мелким [24, c. 20].

Социально-экономические проблемы

Прибрежная зона Приморского края является уникальным районом для создания хозяйств марикультуры практически на всей акватории. Однако в период происходящих в стране экономических преобразований большинство хозяйств марикультуры, а также рыбокомбинаты и рыболовецкие колхозы, в состав которых они входили, прекратили свою работу. Это явилось причиной безработицы среди людей, занятых в данной сфере деятельности. Разрушение производств привело к разрушению и социальной сферы (здравоохранение, образование).

Известно, что, например, в Китае предприятия, занимающиеся культивированием гидробионтов, особенно трепанга, являются высокодоходными и работают на основе самоокупаемости. Поэтому появление в прибрежной зоне Приморья таких же высокоэффективных хозяйств послужит основой решения многих социально-экономических проблем края.

Аквакультуру необходимо признать на региональном уровне приоритетным направлением развития экономики Приморского края и обеспечить ей соответствующую поддержку: экономическую, налоговую и правовую [14, c. 9].

С учетом вышесказанного необходимо разработать на краевом уровне программу государственной поддержки развития марикультуры в Приморье, в которой должны быть отражены все возможные формы государственной поддержки. Причем целесообразно предусмотреть изменение форм государственной поддержки в зависимости от этапов становления марикультуры.