Продовольственная политика в АПК

С точки зрения рынка, сельское хозяйство - прежде всего производитель потребительских товаров, которые удовлетворяют насущные потребности населения. Потребление продовольствия имеет свои физические границы, после их достижения дальнейшее увеличение затрат на продовольствие происходит за счет роста добавленной стоимости, то есть путем повышения качества продуктов, долее глубокой их переработки. Доля затрат на продовольствие в общих затратах потребителей нестабильна. Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию после достижения определенной границы потребления продовольствия  может произойти только за счет прироста населения, который в развитых странах не велик. Низкий рост спроса на продовольствие вступает в  противоречие с повышением производительности труда в сельском хозяйстве и постоянном увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Поскольку сельскохозяйственное производство в значительной степени изолировано от сигналов рынка посредством защиты и регулирования рынка, такое положение приводит к  появлению излишков сельскохозяйственной продукции. Проблему излишков можно решать путем либо длительного хранения продукции, требующего значительных затрат, либо субсидирование экспорта  на мировой рынок.

В условиях свободного  рынка спрос и предложение продовольствия регулируется путем постоянного вытеснения наименее эффективно работающих производителей их сельскохозяйственного производства с помощью увеличения предложения.

Цены на продовольственные товары.

В 80-х и первой половине 90-х годов в развитых капиталистических странах продолжается инфляционный рост на продовольственные товары со среднегодовыми темпами от 2,2% в ФРГ и Нидерландах до 10,1% в Италии (в США и Канаде- 3,8%). Однако рост заработной платы и доходов опережал инфляционный рост стоимости продовольственных товаров.

В современных условиях глобальная концепция ценообразования на продукты питания в развитых капиталистических странах предусматривает: во- первых, активное возрастающее ценовое регулирование производства сельскохозяйственной продукции; во- вторых, снижающееся ценовое воздействие на внутренний рынок продуктов питания и потребительский спрос на них при возрастающем значении доходов населения в регуляции рынка и потребительского спроса; в-третьих, повышение эластичности потребления продуктов питания.

В продовольственном комплексе (ПК) развитых капиталистических стран решающая роль в формировании розничной цены продовольственных товаров принадлежит в системе маркетинга, так как  в настоящее время 85-90% сельскохозяйственной продукции перед поступлением к потребителю проходит промышленную переработку. Так, в ПК США в розничной цене “ рыночной корзины продовольствия “ доля системы маркетинга с 1980 по 1992 г. возросла с 50 до 72%, а доля сельского хозяйства сократилось с 40 до 28%. Подобная структура розничных цен имеет место в ФРГ, Франции и других странах ЕС.

Таким образом, в развитых капиталистических странах при насыщенности рынка продовольственными товарами спрос на них определяется уровнем доходов населения, а влияние себестоимости сельскохозяйственной продукции на розничные цены нивелируется, так как доля сельского хозяйства в розничной цене уменьшается.

В современных условиях в АПК зарубежных стран общей концепцией ценообразования является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом все чаще стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен.

В современных условиях практически во всех развитых странах мира наблюдается рост цен на продовольственные товары; в то же время в большинстве этих стран указанный рост компенсируется опережающими темпами увеличения доходов населения. В капиталистической системе хозяйственности потребительский спрос на продукты питания диктуется доходами населения при ведущей роли цен в насыщенности потребительского рынка продовольственных товаров и услуг. При этом во многих странах возрастает бюджетная политика фермерских стран.

И наконец, практически во всех странах с развитой рыночной  экономикой создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена и систематическая общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их индексации.

Мировой продовольственный рынок.

Функционирование сельскохозяйственного производства и национальных и наднациональных рынков продовольствия на Западе целиком основано на системе государственного регулирования. субсидии и внешнеторговых ограничений.

Защита внутреннего рынка и выравнивание условии производства — неизбежные компоненты экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обязательной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, различного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот. административною регулирования.   Поэтому зачастую официальные таможенные пошлины могут быть относительно невелики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьерные для импорта продовольствия. Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относительно небольшими: зерно — 5.3%, мясо — 16,9%, мясные изделия — 16.1%, молочные продукты —26,5% и т. д. Но за счет других элементов внешнеторговых барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Например, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля рисом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен.

В странах же. находящихся в экстремальных почвенно-климатических условиях, приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, чтобы оградить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финляндия. Внутренний рынок продовольственных товаров в этой стране защищен не только за счет взимания таможенных пошлин, но и другими методами государственного регулирования в форме компенсационных и уравнительных налогов, что позволяет местным фермерам реализовывать свою продукцию по ценам, значительно превосходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самообеспечения продовольствием: пшеница — 177%. ячмень — 108%, овес — 174%. сахар — 95%. молоко — 120%. говядина — 109%.

По официальным данным Финляндии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары составляет только 11.2%. Однако эта средняя ставка может дать искаженное представление, поскольку она не отражает реальной степени защиты внутреннего рынка.

Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт. включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж. составляет в пересчете к импортной стоимости, в %: говядина свежая и мороженая — 341, свинина свежая — 270, баранина — 390, молоко с жиром до 6% — 144, сливки — 454. масло сливочное — 566, сыр — 305, пшеница — 352, ячмень, овес. кукуруза — 236, тростниковый сахар — 307.

Почти 80% всех сборов таможенного управления составляют акцизы, компенсационные сборы и налоги с продаж, а собственно импортные пошлины играют весьма скромную роль. В целом же это создает условия для эффективного функционирования сельского хозяйства в тяжелых почвенно-климатических условиях.

Кроме тарифной и налоговой защиты собственного производства от действия сил мирового рынка и поддержания приемлемых экономических условий для расширенного воспроизводства. стандартной стала практика регулирования цен и товарной интервенции, на что расходуются огромные средства. Государственная поддержка сельского хозяйства, прежде всего в целях поддержания его международной конкурентоспособности, привела к тому, что весьма значительная часть доходов фермеров поступает за счет затрат государственного бюджета, как национального, так и наднационального. Характерно в этом отношении положение в Европейском союзе, где основная часть бюджета этой международной организации идет на поддержание цен на сельскохозяйственную продукцию и защиту от влияния мирового рынка (табл. 3.1). При этом, несмотря на в целом благополучные природные условия и высокую техническую вооруженность, уровень такой внешнеторговой защиты составляет порядка 60%, что не дает реальных возможностей для зарубежных экспортеров (кроме стран тропическою пояса) проникать на этот рынок  

Таблица 3.1

 Уровень субсидирования сельскохозяйственной продукции в ЕС

Кроме наднациональных в Европейском союзе функционируют национальные системы субсидирования. Примером такой массивной государственной поддержки сельского хозяйства является Франция. Здесь кроме общих основных дотаций и субсидий, которые идут через аппарат Европейского союза, существует ряд программ прямых производственных субсидий. Доля этих субсидий в валовом доходе сельского хозяйства колеблется по годам от 4,6 до 15%. Можно указать на следующие виды государственной помощи.

1. Дотации на обустройство молодых фермеров (от 21 до 35 лет), имеющих сельскохозяйственное образование и соответствующие профессиональные навыки. В горных районах молодые фермеры на эти цели получают от 108 до 162 тыс. франков, в неблагоприятных для сельскохозяйственного производства зонах — от 67 до 100 тыс., остальные — от 52 до 78 тыс. франков.

Молодые фермеры получают также льготные кредиты (всего 3,4—6,6% годовых) сроком на 12 лет.

Число молодых фермеров, которым была предоставлена дотация, составила в 19S8 г. 10,8 тыс. человек, в 1992 г. — уже 12,8 тыс., общая сумма выплат в 1992 г. достигла 4 млрд. франков,

2. Компенсационная помощь фермерам горных районов и районов с неблагоприятными природными условиями. Это специальная помощь, устанавливаемая Министерством сельского и лесного хозяйства для животноводческих ферм, расположенных в определенных зонах (около 364 тыс. фермерских хозяйств). Субсидии производятся из расчета 163—933 франка на одну условную голову скота, но не более чем на 50 условных голов. Выплаты по растениеводству (в основном фуражные культуры) производят из расчета 764 франка на 1 га. Ежегодно дотируется выращивание около 4 млн. голов крупного рогатого скота па общую сумму 1,6 млрд. франков.

Компенсационная помощь также выплачивается в основном из государственного бюджета. Решение о выдаче дотации принимают префект департамента и управление сельского и лесного хозяйства.

3. Субсидии под вывод пахотных земель из сельскохозяйственного производства выделяются в размере от 1,5 до 3,5 тыс. франков на 1 га для поддержания плодородия земель.

4. Субсидии и займы на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и улучшение жизни фермеров. Предназначены для высококвалифицированных фермеров, в возрасте до 58 лет, имеющих от одного до трех наемных рабочих. Основное условие выделения этих субсидий и займов — обязательство фермера удвоить ежегодный доход. Число фермеров, получивших эти субсидии и займы, в 1998 г. составило примерно 12.5 тыс. Средняя дотация — 115 тыс. франков, а средний заем. который выдается сроком на 6 лет, — 460 тыс. франков.

5. Дотации сельскохозяйственному производству, подвергшемуся стихийным бедствиям. Их выделяет национальный фонд гарантий по стихийным бедствиям. Так, в 1998 г. выплаты в 42 департаментах, пострадавших от засухи, составили примерно 900 млн. франков.

6. Выплаты за прекращение производства молока. На молоко устанавливаются квоты ЕС. Дотации составляют 2,91 франка на 1 л молока при общем объеме производства не более 60 тыс. л в год в равнинных зонах. Эти субсидии выделяют только фермерам, решившим прекратить производство молока.

7. Специальные дотации, устанавливаемые ежегодно в зависимости от складывающихся экономических условий. В 1998 г. были уменьшены выплаты фермеров в фонды социального обеспечения на 400 млн. франков, земельный налог—на 490 млн. франков, оказана помощь в покупке фуражного зерна на 500 млн. франков, увеличена премия ЕС на поддержание молочного стада коров до 40 экю (280 франков) на 1 голову, на эти же цели Министерством сельского хозяйства Франции были выделены 25 экю (175 франков) на 1 голову.

8. Субсидии, направленные на повышение сельскохозяйственного дохода фермера, предоставляются тем фермерам, которые хотят восстановить свое хозяйство и довести его до уровня ферм такой же специализации  в данной зоне. Такой фермер получает 25 тыс. франков в год (в течение 6 лет).

Кроме того, существуют еще не сколько видов субсидий, связанных с сохранением окружающей среды. строительством малых оросительных систем и т. д.

В США — стране с лучшими в мире природными условиями для сельскохозяйственного производства — так же широко практикуется прямая целевая финансовая помощь фермерам. не говоря уже о системе поддержания цен, стимулировании экспорта, развитии сельской инфраструктуры и т. д. Взаимоотношения России с мировым рынком продовольствия строятся и, видимо, в обозримом будущем могут строиться, исходя из понимания ряда основополагающих факторов. 

Мы можем прежде всего задать себе вопрос — что такое мировой рынок и что такое мировые цены? Ответ здесь один: мировой рынок — это рынок экспортных товаров, произведенных в лучших условиях наиболее эффективными производителями и реализуемых 'по приемлемым для производителя ценам. Мировые же цены — это цены на основе себестоимости в лучших условиях производства, полученных наиболее эффективными производителями. При этом нужно иметь также в виду экспортные субсидии и другие формы стимулирования экспорта.

Все остальные производители в мире, которые работают в худших условиях или менее эффективными способами. имеют более высокую себестоимость. Поэтому они либо не могут конкурировать с мировыми ценами, либо должны прибегать к каким-то мерам защитного характера, в противном случае соответствующие ОТРАСЛИ сельского хозяйства будут раздавлены. Это элементарные истины, и их хотелось бы повторить в свете тех заявлений, высказываний, программ, которые наполняют нашу сегодняшнюю жизнь.

Каковы же в этом отношении исходные позиции отечественного сельского хозяйства? По оценкам компетентных географов и агроклиматологов, средняя природная продуктивность гектара пашни в бывшем СССР (вероятно, это еще более верно для России), была в 2,8 раза ниже, чем в США. и примерно в 2 раза ниже, чем в Западной Европе. Это, естественно, неустранимый фактор, который нужно учитывать при определении нашей внешнеторговой политики.

Российское сельское хозяйство в пять раз более энергоемко и в четыре раза более металлоемко, чем американское. Частично это объясняется значительно худшими природными условиями, частично — значительно меньшей эффективностью производства и использования ресурсов. Что касается природных ресурсов, то это фактор постоянный, а повышения эффективности труда и производства по всем имеющимся международным стандартам можно добиться лишь в течение длительного времени. Мировой опыт показывает, что рост эффективности использования ресурсов на 2—3% в год в долговременном плане 'является высоким показателем. Следовательно, в исторически обозримом будущем нужно исходить из того, что сельское хозяйство России работает и будет работать в худших условиях и с, гораздо меньшей эффективностью, чем стран, которые определяют положение на мировом рынке.