Развитие агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс и его звенья

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления. Развитие АПК сильно влияет на уровень народного благосостояния, поскольку его продукция составляет более 60% товаров торговли. В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет определённую функцию [12].

1. Производство в АПК включает в себя такие структурные компоненты, как производство сельскохозяйственной продукции и пищевая промышленность. В последние годы производство АПК имеет значительные проблемы, которые коснулись всех структурных отраслей комплекса.

Одной из печальных тенденций является снижение производства сельскохозяйственной продукции. Это касается как продукции растениеводства, в котором наблюдается сокращение посевных площадей, так и продукции животноводства, ознаменовавшееся общим снижением поголовья скота.

Подобная ситуация в ведущих отраслях сельского хозяйства не может не влиять на развитие отраслей, которые тесно с ним связаны. В первую очередь состояние развития сельского хозяйства влияет на развитие пищевой промышленности. Также смежной с сельским хозяйством отраслью является переработка сельскохозяйственной продукции. Эти отрасли напрямую зависят от темпов развития сельского хозяйства.

Несмотря на сложности агропромышленного комплекса, его отрасли продолжают развиваться. Немалое влияние на это развитие может оказать государство введением различных дотаций и оказанием помощи сельскому хозяйству, развитие которого стимулирует и развитие других отраслей комплекса.

Пищевая промышленность и промышленность, связанная с переработкой продукции сельского хозяйства за последние десятилетия пережила этапы кА спада, так и подъема. Общий спад экономики, который наблюдался в 90-е гг. XX века, коснулся и смежных с сельских хозяйством отраслей, в том числе пищевой промышленности [3].

Этот период в развитии данных отраслей агропромышленного комплекса характеризовался, прежде всего, общим спадом производства. В общей массе продукции пищевой промышленности того периода преобладала продукция импортных производителей.

С возрождением сельскохозяйственных отраслей можно связать и подъем в развитии пищевой промышленности. Наблюдается устойчивая тенденция к росту производства молочной и кисломолочной продукции. Несколько отстает в развитии производство мясной продукции.

Тем не менее, по сравнению с периодом спада наблюдается стойкая тенденция к развитию этой отрасли. Устойчивое развитие наблюдается в тех отраслях пищевой промышленности, которые ориентированы на продукцию растениеводства, в том числе на зерновые культуры. Производство мучных изделий, макарон и т.д. имеет стойкую тенденцию к росту.

Пищевая промышленность – это отрасль агропромышленного комплекса, которая тесным образом связана с фермерскими хозяйствами. Фермерские хозяйства относятся к товарным хозяйствам, но реализовать собственную продукцию своими силами не всегда имеется возможность. В результате этого, сельскохозяйственная продукция фермерских хозяйств реализуется через их тесные связи с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности [7].

2. Развитие животноводства в последние десятилетия переживает значительный спад. Этот спад имеет как объективные экономические причины, так и субъективные. Тяжелое положение сельского хозяйства в конце XX века привело к резкому сокращению поголовья скота.

Такая тенденция была связана, прежде всего, с экономическими причинами. Животноводство – это трудоемкая отрасль, развитие которой требует немалых капиталовложений. Закупочные цены на продукцию животноводства в условиях кризиса российской экономики были неоправданно низкими.

Производство продукции животноводства стало нерентабельным и многие сельскохозяйственные предприятия, как фермерские хозяйства, так и крупные хозяйства сократили или полностью прекратили ее производство.

Некоторое изменение положения отмечается в последние годы. Доля производимой продукции животноводства, которая приходится на фермерские хозяйства, тем не менее, остается незначительной [11].

Основным производителем данного вида сельскохозяйственной продукции остаются крупные сельскохозяйственные предприятия. Изменение политики государства в отношении агропромышленного комплекса не могло не сказаться на росте производства в данной отрасли, которое наблюдается в последнее время.

3. Растениеводство в структуре агропромышленного комплекса включает в себя производство зерновых и зернобобовых культур, овощеводство, садоводство и другие смежные отрасли. Конец XX века ознаменовался в развитие растениеводства существенным спадом производства.

Резко сократились производственные и посевные площади. Аграрная реформа, которая имела своей целью создание слоя сельскохозяйственных производителей, которые смогут в полной мере обеспечить внутренний рынок продукцией растениеводства, не оправдала в полной мере надежд.

Растениеводство – это именно та отрасль сельскохозяйственного производства, где фермерские хозяйства нашли свою нишу и активно развиваются. В основном фермерские хозяйства специализируются на производстве наиболее рентабельной продукции – зерновых и зернобобовых культур. Несмотря на общее снижение посевных площадей, фермерские хозяйства производят значительную часть данного вида сельскохозяйственной продукции.

Доля ЛПХ, которые некоторые экономисты относят к категории малых фермерских хозяйств, в основном затрагивает овощеводство и бахчеводство. Развитие производства зерновых и зернобобовых культур, приходящихся на данные хозяйства, меньше, чем доля крупных сельскохозяйственных предприятий.

Агропромышленный комплекс в 90-е гг.

К началу 90-х годов XX века в агропромышленном комплексе России сложилась неблагоприятная, кризисная обстановка. Развитию кризиса в сельском хозяйстве способствовали многие факторы, которые развивались в экономике России в целом.

Одним из таких неблагоприятных факторов стала либерализация цен, которая привела к значительному удорожанию товаров, в том числе и продукции сельского хозяйства. Резко взлетевшие цены на товары привели к падению спроса на продукцию АПК [13].

Еще одним фактором стало то, что ценовая либерализация привела к значительному повышению цен на ресурсы, в то время, как закупочные цены на продукцию сельского хозяйства оставались невысокими. Государственное регулирование цен в Советском Союзе привело к тому, что после либерализации цен сельское хозяйство оказалось в тяжелом положении.

Такое положение привело к тому, что практически в течение одного года сельское хозяйство оказалось в состоянии кризиса. Не способствовали выходу из кризиса и существующие на тот период сельскохозяйственные кредиты. Рост инфляции обусловил высокие процентные ставки по кредитам и сокращение сроков, на который кредит выдавался.

Агропромышленный комплекс сегодня

Несмотря на отдельные признаки стабилизации, в настоящее время агропромышленный комплекс России в целом находится в глубоком системном кризисе, обусловленном накопленными проблемами в дореформенный период. Отрасли агропромышленного производства и различные другие сферы конфликтовали между собой и имели наличие структурных несогласований. Между хозяйствующими субъектами существовало нарушение координационных связей. Существовал дисбалансом между многими продуктовыми сегментами. Была высокая степень морального и физического износа фондов. Была очень нерациональной специализация сельскохозяйственного производства (продуктовая, территориальная и технологическая). Достижения науки в производстве недостаточно использовались либо совсем не использовались. Существовала система, с помощью которой проводилась активная статистическая дезинформация. Эти проблемы обусловили срочную необходимость проведения реформ в аграрном секторе с целью повышения эффективности его функционирования.

В числе наиболее значимых были указаны проблемы изменения земельных отношений, модификации производственных и экономических отношений между основными экономическими субъектами, формирования специализированной системы кредитования для АПК, правовой регламентации. Также необходимо создавать новые, более совершенные производственные единицы.

Задачи агропромышленного комплекса России

В последние годы агропромышленный комплекс России пережил как периоды спада, так и периоды своего возрождения. Немалую роль в возрождении сельского хозяйства в России играли и фермерские хозяйства.

Развитие современного российского общества не стоит на месте. Изменяется экономика России, ее структура, решаются различные проблемы. Такие изменения касаются и сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.

В агропромышленном комплексе основные изменения коснулись структуры сельскохозяйственных предприятий, их специализации. К сожалению, в сельском хозяйстве по-прежнему наблюдается некоторый спад, сокращение посевных площадей и поголовья скота.

Исходя из изменяющейся структуры агропромышленного комплекса и его места в российской экономике, можно выделить и основные задачи, которые стоят перед государством в этом вопросе [4].

Насущными задачами можно назвать такие, как решение проблемы оттока сельского населения, развитие малого и среднего бизнеса на селе, который представлен фермерскими и личными подсобными хозяйствами крестьян.

Развитие агропромышленного комплекса требует проведения реформы. Которая сможет урегулировать отношения на селе, а также станет стимулом к развитию сельского хозяйства и смежных с ним отраслей.

К сожалению, за последние десятилетия изменения в сельскохозяйственном производстве были не в лучшую сторону. Аграрная реформа 1990 года не смогла решить поставленные перед ней цели и задачи.

Данную реформу можно считать выполненной не до конца, поэтому современные общественные реалии требуют продолжения реформирования сельского хозяйства.

Также вследствие трудностей, с которыми столкнулось сельское хозяйство в годы кризиса, резко сократились посевные площади и поголовье скота. В последние годы в этом вопросе намечается определенная стабилизация и некоторый рост [9].

Положительным изменением в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве стало введение различных форм собственности, крестьянских хозяйств, которые имели различный правовой статус. Наряду с сохранившимися с советского периода колхозами, которые смогли выстоять в годы кризиса, развиваются различные частные крестьянские хозяйства.

В их число входят как крупные хозяйства – сельскохозяйственный холдинги, агропромышленные предприятия, так и средние и мелкие предприятия, такие, как фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства, которые имеют устойчивую тенденцию к росту и дальнейшему развитию.

Основные задачи агропромышленного комплекса вытекают из тех проблем, с которыми сталкивается развитие сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Развитие сельского хозяйства требует решения таких проблем, как расширение рынков сбыта.

Существующие рынки сбыта значительно изменились за годы аграрной реформы, но, тем не менее, проблема сбыта продукции сельского хозяйства является насущной для многих фермеров и даже для крупных сельскохозяйственных предприятий.

Расширение рынков сбыта требует от государства законодательного регулирования данного вопроса, а существующее на настоящий момент законодательство не может в полной мере обеспечить соблюдение прав сельскохозяйственных производителей в этом вопросе.

Недостаточное финансирование агропромышленного комплекса ставит перед государством задачу привлечения инвестиций в сельское хозяйство [10].

Конкретизируя данные задачи можно сделать вывод о том, что для дальнейшего успешного развития АПК нужно провести комплекс мер, которые будут направлены на поддержку отечественных производителей сельскохозяйственной продукции.

Решения данной задачи можно добиться как дополнительными капиталовложениями в отрасль, так и такими мерами, как введение пошлин на ввоз импортной продукции сельского хозяйства, государственное стимулирование экспорта отечественной сельскохозяйственной продукции и т. д.

Развитие агропромышленного комплекса России

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который плавно перерос в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, стала эффективным шагом на пути создания новой аграрной политики нашей страны. Однако кризис бросил новые вызовы АПК.

Хотя среднемесячный объем располагаемых ресурсов в расчете на одного члена сельского домохозяйства превысил за третий квартал 2008 года уровень 2007 года на 39%, а среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства увеличилась на 48,6% (против 34,5% в 2007 году) и составила 9132 рубля (в 2007 году - 6144 рубля), сегодня эти ресурсы, по данным проекта Национального доклада по развитию сельского хозяйства (сам Национальный доклад будет представлен правительству РФ в мае), не обеспечивают необходимую мотивацию труда и преодоление широкомасштабной бедности на селе. В числе приоритетов антикризисной программы правительства РФ на 2009 год - усиление социальной защиты, сохранение и создание новых рабочих мест, в том числе в сельской местности [15].

Кроме того, в рамках антикризисной программы предусмотрены поддержка системообразующих предприятий АПК, налоговые льготы для аграрного сектора экономики. В частности, для сельхозпроизводителей продлен срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль до 31 декабря 2012 года, до 1 января 2012 года - срок освобождения от НДС на ввоз в Россию племенных животных и племенной продукции, включая организации, занимающиеся лизинговой деятельностью. Запланировано ускорение сроков возврата экспортного НДС. Разрабатываются отраслевые программы по развитию крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, созданию семейных животноводческих ферм.

Господдержка АПК в целом в этом году увеличена до 182 миллиардов рублей против 116 миллиардов в прошлом. По словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, только в прошлом году благодаря господдержке введено в строй 22 новых и 63 реконструированных бройлерных производства, построено 82 новых свинокомплекса, 80 реконструировано. Всего же, по данным минсельхоза, «в заделе сейчас находится более трех тысяч объектов животноводства, которые строятся и реконструируются на современной технологической основе» [14].

Правительство создает условия, чтобы удержать рост цен на горючее и удобрения. Так, в ходе подготовки к весенней полевой кампании особое внимание было уделено обеспечению сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами. Впервые на весь период ее проведения минсельхоз и минэнерго согласовали с нефтяными компаниями, работающими в регионах, объемы поставок дизельного топлива по ценам, установившимся на 15 января 2009 года. Отпускная цена на дизельное топливо составит 13 тыс. 823 рубля за тонну, на 76-й бензин - 12 тыс. 589 рублей.

Кредитование. Из-за дефицита кредитных ресурсов и их удорожания организации АПК испытывают трудности как с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов, так и с их возвратом. Банки повысили размеры процентных ставок, в том числе по уже заключенным кредитным договорам. Растут требования финансистов к залоговому обеспечению.

Тем не менее, объем кредитов, предоставленных банками организациям АПК на середину апреля 2009 года, достиг 171,5 млрд руб. Из этих средств 71,4 млрд рублей направлено в растениеводство и животноводство, 50,1 млрд руб. - на весенние полевые работы. Согласованный объем кредитной поддержки в этом году составит 904,9 млрд рублей [13].

Крупнейшим кредитором сельхозпроизводителей и сельского населения в России является Россельхозбанк. Как сообщил в конце апреля заместитель председателя правления банка Геннадий Антонов, на кредитную поддержку весенне-полевых работ предусмотрено выделить 94 млрд рублей. По состоянию на начало апреля н2009 года уже выдано кредитов на сумму 59 млрд рублей. Всего же в 2009 году было выдано кредитных ресурсов в объеме не менее 400 млрд рублей, а кредитный портфель на конец 2009 года достиг 600 млрд рублей.

Кроме того, банк принял решение не пересматривать условия уже действующих кредитных договоров и установил минимально возможный уровень ставки по кредитам сельхозпроизводителям. В частности, на финансирование весенне-полевых работ ставка составляет 18% годовых. Для заемщиков, которые в силу объективных причин испытывают сложности с их погашением, в банке рассматривается вопрос о предоставлении отсрочки по долгосрочным кредитам на срок до трех лет.

Что касается субсидированных кредитов, минсельхоз обещает их пролонгировать на три года.

Кадры. Подготовка кадров для села - одна из главных задач по развитию АПК в 2009 году. Минсельхозом подготовлен план, главная цель которого - повышение эффективности использования финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на развитие аграрного образования, обеспечение научно-инновационной деятельности в АПК, оказание консультационной помощи сельхозпроизводителям и переподготовку специалистов для сельского хозяйства. Его реализация будет способствовать успешному выполнению Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [8].

В частности, план предусматривает усиление взаимодействия министерства с Россельхозакадемией, повышение результативности НИОКР и методических разработок, оптимизацию сети аграрных образовательных учреждений, совершенствование содержания непрерывного аграрного образования. Кроме того, при минсельхозе будет создан Совет по высшему аграрному образованию, в состав которого войдут губернаторы, ведущие ученые профильных вузов, представители отраслевых союзов и ассоциаций.

Главным критерием оценки эффективности аграрных вузов будет доля выпускников, трудоустроившихся по специальности на селе, от этого будет зависеть финансирование вузов за счет минсельхоза. Также планируется проведение конкурса между аграрными вузами для создания на их базе демонстрационных площадок, лучшие из которых будут оснащены при содействии Росагролизинга и Россельхозбанка новейшей сельхозтехникой. Минсельхоз совместно с Россельхозбанком готовит и программу по предоставлению студентам целевых образовательных кредитов на срок до 10 лет без залога под 11% годовых. Также планируется перевести около 12 тысяч студентов с платного обучения на бюджетные места [13].