Сельская кооперация в экономических преобразованиях Китая

Экономические успехи Китайской Народной Республики вызывают большой интерес мировой общественности. В течение полутора десятков лет страна делает гигантские шаги вперед, демонстрируя огромные потенциальные возможности экономического роста на пути к социалистической системе хозяйствования. Сравнивая реализацию реформ в России и КНР, авторы главной редакционной статьи журнала "Интернэшнл Бизнес Уик" (31.01.94 г.) делают выводы: "Россия и Китай, два... гиганта, борются за преобразование своих огромных экономических систем с централизованным планированием. Однако рост экономики Китая составляет 13 % в год, а масштабы российской экономики ежегодно сокращаются па 12 %. Китайская валюта стабильна, а российская - бремя для экономики. Иностранные инвестиции в Китае доходят до 30 миллиардов долларов, а у России утечка капитала за границу достигает 30 миллиардов долларов".

Как можно объяснить противоположные результаты экономических преобразований в России и КНР? Главная причина в том, что в России реформы проводятся по рекомендациям многочисленных иностранных советников и под контролем Международного валютного фонда. В Китае же реформирование экономики происходит по научно разрабатываемым  рекомендациям отечественных специалистов. Здесь тщательно учитываются традиции, опыт, ошибки прежних лет, материальные стимулы крестьянства, работников всех сфер экономики.

Наиболее существенные перемены в народном хозяйстве КНР начались в сельском хозяйстве. В этой сфере важную роль в осуществляемых переменах имели сельские кооперативные объединения.

Начиная с 1979 г. в Китайской Народной Республике наблюдается быстрый рост кооперативного движения. Получают распространение различные виды кооперативных обществ среди крестьянства, ремесленников, служащих. Стимулятором этого процесса стала экономическая реформа, начавшаяся после III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.).

Наиболее широкое и действенное развитие кооперация получила в крестьянской среде. Это обусловлено тем, что на первом этапе реформы (1978-1984 гг.) главное внимание уделялось сельскому хозяйству. Второй этап реформы охватывает 1984-1988 гг. Преобразования экономических отношений на втором этапе коснулись прежде всего города. Третий этап (с 1988 г.) отмечен всесторонним углублением реформы посредством совершенствования ее форм и методов. Важнейшим нововведением стал семейный подряд, оказавший наиболее сильное позитивное воздействие на перестройку труда и жизни крестьянских масс. В Китае насчитывается 180 млн. сельских дворов. Основная их часть перешла на семейный подряд. Вследствие реформы индивидуальные хозяйства получили земельные наделы. Их распределение происходило с учетом качества земли, ее местоположения, обустроенности, количества членов крестьянской семьи. Бывшим владельцам крупных участков отторгнутая у них земля не возвращалась.

В результате проведенной реформы весь пахотный фонд государства был разделен на 1,5 млрд. мизерных, размером в среднем в один му (0,067 га), участков. Каждая семья, таким образом, стала владеть несколькими  разрозненными  земельными  наделами.  Поначалу  они предоставлялись на небольшой срок пользования, затем - на 25-30 лет, а с 1988 г - до 50 лет. 90 % сельскохозяйственных площадей, которые прежде находились и коллективном пользовании, перешли в ведение крестьян-арендаторов. В КНР на одного человека приходится всего около 0,1 га пашни это в три раза меньше среднемирового аналогичного показателя. В результате промышленного, транспортного и жилищного строительства площадь обрабатываемых земель ежегодно сокращается на 400 тыс.га, а население увеличивается почти на 20 млн. человек. Ощутим дефицит воды. Он в четыре раза выше среднепланетарного. Располагая 7% мировой пашни, крестьяне Китая обеспечивают питанием и одеждой 20% всех людей Земли.

Реформа способствовала сильному дроблению земельных участков. Появление новых семей в крестьянской среде обусловливает необходимость дальнейшего разделения мелких земельных площадей. Но процесс дробления сельскохозяйственных угодий неизбежно приведет к снижению эффективности крестьянского труда. Ведь уже в настоящее время из-за мизерности крестьянских наделов около 70 % хозяйств не могут производить товарную продукцию зерновых культур. Они ведут преимущественно натуральное хозяйство. Именно в этой связи были приняты меры законодательною порядка, запрещающие дальнейшее деление земельных участков.

Конечно же, это вынужденные и правильные меры. В то же время они неизбежно вызовут рост численности безземельных крестьян. Что в свою очередь станет создавать условия для роста социальной напряженности и сельском хозяйстве, т.к. расслоение крестьянства будет углубляться. Данная проблема пока не снята и вряд ли ее можно решить в обозримом будущем.

Представляют интерес данные динамики роста крестьянства и снижения размеров земельных площадей, приходящихся на одно хозяйство. Если в 1949 году в КНР численность крестьянства составляла 447,3 млн. человек, то к 1990 г. крестьян насчитывалось уже 881 млн. Следовательно, численный рост крестьянства увеличился почти в два раза. Аналогичные изменения произошли и с количеством крестьянских дворов. За сорок лет их число возросло с 101,6 млн. до 208 млн. Но если в 1949 г. на одно хозяйство приходилось по 0.96 гa земли, то в 1990 г. - только по 0,46 га. Размеры земельных участков сократились более чем в два раза.

Сельское хозяйство КНР длительный период являлось одним из основных источников накопления для развития национальной индустрии. Из аграрной сферы в промышленность было перекачано несколько сот млрд. юаней. Поэтому аграрный сектор развивался медленно. Крестьяне в течение десятилетий испытывали острую материальную нужду: их годовые доходы составляли по 60 юаней на человека. Разумеется, не коллективные формы организации труда были повинны в бедственном положении крестьянства, а та экономическая политика, посредством которой выкачивались средства из аграрного сектора. Однако многим крестьянам казалось, что их бедность обусловлена коллективным трудом. И когда в стране стал применяться семейный подряд, многие семьи сразу же перешли на эту форму труда. Изменение производственных отношений в сельском хозяйстве вызвало к жизни разнообразные виды кооперативных объединений сельских тружеников. Так, в сельской местности успешно функционируют бытовые, потребительские, кредитные, строительные, производственные объединения. При этом сбытовые, например, кооперативы выполняют наряду со своими традиционными обязанностями нередко те же задачи, что и потребительские и строительные, т.е. характеризуются многоцелевыми функциями.

Экономическая реформа ослабила жесткие административные методы управления сельскохозяйственным производством. В дореформенные времена крестьянам давались указания, что и когда сеять, куда и сколько поставлять готовой продукции. Партийные комитеты определяли ежедневные трудовые задания коллективам бригад. Процветала тотальная уравниловка, материальная заинтересованность подвергалась всяческому осуждению. Крестьян фактически лишали приусадебных участков. Острой критике, а порой и наказаниям, подвергались те, кто пытался продавать какие-либо товары на рынке.

Теперь крестьяне получили реальную возможность не только брать на длительные сроки землю в аренду, но покупать и использовать факторы, автомобили и другую необходимую им технику. Земельные наделы в аренду выделяют деревенские комитеты. Они устанавливают хозяйствам задания по производству сельскохозяйственной продукции и определяют н зависимости от плодородия почвы величину арендной платы и отчислений в коллективный фонд (это составляет примерно 10% от всей стоимости продукции). После выплаты обязательных отчислений хозяйству предоставлено полное право реализации излишков продукции на рынке. Крестьяне могут также продавать зерно и мясо государству по фиксированным ценам. За это они получают льготы на пользование кредитами, приобретение дефицитных товаров, кормов для животноводства. Правительство приняло меры по организации производства сельскохозяйственной техники, предназначенной для работы на небольших земельных участках. Так, только мини тракторов в год стало производиться более миллиона, но пока этой техники явно недостаточно. Из-за крайне небольших земельных наделов, слабости технической оснащенности обработка участков земли на 70-80 % производится вручную, с помощью примитивных орудий труда. Происходят значительные изменения в технологии производства  сельскохозяйственных  культур посредством  химических удобрений. Их применение быстро возрастает. Если в 1978 г. на каждый гектар в среднем вносилось 88.4 кг химических удобрений, то в 1994 г. около 250 кг. Попутно отметим, что в России в 1994 году на 1 га пашни было внесено лишь 20 кг минеральных удобрений, а в 1990 году вносилось свыше 100 кг. Активную роль в снабжении крестьян удобрениями играют сельские кооперативы.

Необходимо отметить, что в КНР применение ядохимикатов и удобрении индивидуальными и коллективными хозяйствами зачастую производятся неквалифицированно. В результате имеет место заражение и засоление земельных площадей.

Сельские труженики в результате проводимой реформы получили реальные права самостоятельно решать вопросы развитии своих хозяйств, изыскивать резервы повышения их эффективности. Иными словами, у крестьян появилась заинтересованность в творческом и производительном труде.

Благоприятное влияние на углубление реформы оказало значительное повышение закупочных цен на продукцию, производимую в крестьянских хозяйствах. Закупочные цены повышались неоднократно, что послужило стимулом к увеличению производства продукции. Положительно сказалось на сельскохозяйственном производстве введение нового налогообложения. Если прежде крестьяне платили натуральный налог, то теперь он взимается в денежной форме.

На какие же цели расходуются поступления от местных и государственного налогов и каковы их размеры? Налоги взимаются для создания фондов  помощи  престарелым,  инвалидам,  на доплаты  учителям, административным работникам, на развитие сельской инфраструктуры и т.д. В целом же набирается до 40 различных платежей, которые обязаны вносить крестьяне. И несмотря на то, что государством установлен размер налогообложения в пределах 5 % от чистого дохода, фактически он достигает 20%.

Замена натуральной формы налога на денежную способствовала тому, что крестьяне стали реализовывать продукцию своего труда с помощью кооперативов. В настоящее время в сельской местности их насчитывается более 500 тыс.

Экономическая реформа оказала большое воздействие на все сферы экономического, социального и политического развития общества. Передача земли крестьянам-арендаторам не является отказом от коллективных методов хозяйствования. Земля закреплена за отдельными звеньями или семейными подворьями. Но и коллективные хозяйства сохранились. Их никто не рушил. Чем же занимаются теперь производственные кооперативы? Те из них, которые на своих площадях предоставили возможность работать звеньям и семенным коллективам, сосредоточили внимание на переработке овощей, консервации фруктов, наладили производство ткани, трикотажных изделий, всевозможных мелких товаров из металла, кожи, глины и т.д. Часть коллективных хозяйств продолжает по-прежнему заниматься своим традиционным делом: на больших площадях они выращивают зерновые культуры, разводят овец и т.д.

Аграрный сектор встал на путь расширенного воспроизводства. Создаются условия для получения устойчивых урожаев и в засушливые годы. С этой целью расширяется ирригационное строительство, принимаются меры по улучшению плодородия почв. В 1995 г. на цели ирригации ассигновано около 40 млрд. юаней, создано более 1,2 млн. га орошаемых полей, преобразовано 2 млн. га низкоурожайной земли. Крестьяне с помощью кооперации активно втягиваются в рыночные отношения, развивают экономические связи с городом. Но, к сожалению, на фоне успехов в сельскохозяйственном производстве начали проявляться и некоторые негативные явления. В кооперативы стали проникать нечестные люди, стремящиеся обогатиться за счет малоопытных в торговле и недостаточно грамотных крестьян. Поэтому среди части населения страны возникаем определенное недоверие к кооперативной предприимчивости.

Разумеется, элементы спекуляции, обмана, взяточничества касаются деятельности не только кооперативных обществ. Поэтому в стране борьба с этими негативными явлениями приобрела всеобщее внимание. ЦК компартии и Госсовет KНP приняли документ в котором записано: "Партийные работники и государственные служащие в ранге от руководства уезда или отдела центральных органов и выше обязаны дважды в год докладывать вышестоящим инстанциям о своих доходах, включая зарплату, премии, субсидии, пособия в денежном виде, а также доходы за предоставление консультаций, чтение лекций, творческую деятельность и другие трудовые услуги". Работникам государственных и партийных органов запрещено заниматься коммерческой работой, открывать собственные предприятия, работать в хозяйственных организациях по совместительству, покупать и продавать акции, принимать в рамках служебной деятельности ценные бумаги и подарки, за счет государства организовывать и участвовать в увеселительных мероприятиях. В результате принимаемых мер только в Пекине в 1994 г. число уголовных дел, связанных с коррупцией и спекуляцией, возросло на 40 %. Ряд крупных государственных и партийных руководителей, уличенных в коррупции получили суровые наказания.

Развитие арендных отношений в китайской деревне не всегда сопровождается кардинальной ломкой существующих структур собственности и организации труда. КНР - это многоукладная страна. В ней на долю государства приходится около 50% собственности, коллективной форме принадлежит 30-35%, а частной собственности менее 20%. В стране, как и прежде, продолжают функционировать госхозы. Они сохраняются в тех регионах, где на обширных полях в течение многих лет с достаточной эффективностью проводится выращивание зерновых культур, а также успешно развивается овцеводство. Таких госхозов имеется около двух тысяч. Новым в работе этих хозяйств является то, что они вводят применение подряда и арендных форм организации труда. В отличие от семейных коллективов в госхозах имеется возможность значительно интенсивнее использовать разнообразные машины и механизмы. Эти хозяйства лучше оснащены техникой, имеют льготные возможности по ее приобретению. Практика показывает, что эта форма сельскохозяйственного производства наряду с семейной и арендной, жизнеспособна и перспективна.

Реализация экономической реформы способствовала развитию товарно-денежных отношений в китайском обществе. В связи с этим возникла необходимость установления на селе прочих экономических связей государства с кооперативными и другими формами организации труда, обеспечивающими укрепление взаимовыгодного сотрудничества.

Осуществляемая в КНР реформа в значительной мере напоминает новую экономическую политику, проводившуюся в СССР в 20-х годах НЭП, к сожалению, был отвергнут на рубеже 30-х годов. В СССР с 1922 по 1928 г. валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах выросла в 2 раза. Реализация НЭПа принесла успех развитию промышленности, сельского хозяйства, кооперации, укреплению союза рабочего класса и крестьянства, строительству. Так же, как в нашей стране периода нэпа, в Китае высокими темпами развивается экономика. Ежегодно производится более 450 млн. т зерновых культур (на 100 млн. т больше, чем в дореформенное время), вдвое увеличился сбор хлопка, в полтора раза возросло производство мяса. Развитие семейного и коллективного подряда, новых форм кооперативных объединений внутри колхозов и совхозов СНГ, думается, не может привести к таким же высоким результатам, как в КНР. Нужно учитывать, что в КНР в сельском хозяйстве трудится около 800 млн. крестьян. Они обрабатывают 130 млн. га земли. В СНГ трудится в селе 24 млн. человек, в пользовании которых находится230 млн.га. Следовательно, в КНР на каждый га пахотной земли в 60 раз больше рабочих рук, чем в СНГ. Проявившаяся у китайского крестьянина заинтересованность в результатах своего труда позволила коренным образом изменить качество обрабатываемых земель, резко увеличить производство сельскохозяйственных культур, почти полностью исключить их потери при уборке и транспортировке. В 1991 году в среднем с каждого га был получен урожай по 39,5 ц. Валовой внутренний продукт за годы реформы увеличился более чем в 4 раза, национальный доход - в 4 раза. Реальные стоимостные показатели доходов городского и сельского населения выросли в среднем в 4,5 раза, что составило 13,5 % ежегодного прироста, а у крестьян чистые доходы возросли в 5 раз, т.е. увеличивались ежегодно на 15 %

Несмотря на действительно впечатляющие успехи развития KНP, к середине 90-х годов в стране стали все более заметными экономические противоречия и трудности. В чем заключается их суть? Становление рыночных отношений является сложным и длительным процессом. Это обусловлено тем, что чрезвычайно раздробленное сельскохозяйственное производство неизбежно приводит к крайне ограниченным возможностям поставок различных видов продукции на рынок. В среднем по стране только 10 % выращиваемых в индивидуальных хозяйствах зерновых культур реализуется на рынках. Около 70 % используется внутри крестьянских хозяйств, остальная его часть изымается в государственные фонды или централизованно закупается. Негативное влияние на сельское хозяйство оказывает тенденция сокращения государственных вложений в аграрный сектор. В шестом пятилетнем плане развития народного  хозяйства  (1981-1985  гг.)  из  всего  объема капиталовложений на долю сельского развития было выделено всего лишь 5,1 %, т.е. значительно меньше, чем в предыдущей пятилетке. А в седьмом пятилетием плане произошло новое сокращение капиталовложений в аграрный сектор.

Происходит утрата некоторых позитивных сторон коллективных методов сельскохозяйственного производства. Все более осязаемо ощущаются поспешные и волевые действия по ликвидации коллективных хозяйств и разделу земли на множество мельчайших участков и передаче их в пользование индивидуальным хозяйствам. Эти меры вначале принесли экономический эффект, но они оказались неперспективными. Во время первого этапа экономической реформы произошло резкое сокращение производства сельскохозяйственной продукции в коллективных хозяйствах. Но уже в начале второй половины 80-х годов стала усиливаться тенденция роста валового дохода в аграрном секторе за счет производства продукции кооперативами. Сейчас они производят треть сельскохозяйственной продукции. Возникает необходимость новых глубоких перемен в сельском хозяйстве, призванных обеспечить современную специализацию производства, кооперацию труда, распространение новейшей технологии, а также большую заинтересованность крестьянства в эффективной работе.

Практика показывает, что семейный подряд, единоличное ведение хозяйства все больше и больше изживают себя. Крестьяне стали понимать, что на небольших участках земли им долго не выдержать рыночной конкуренции. Стало распространяться движение по созданию кооперативных объединений снизу на уровне бригад и звеньев. Возникновение небольших производственных кооперативов ускоряет процессы концентрации производства, открывает новые возможности по росту производительности крестьянского труда и его облегчения.

Одной из сложных и трудно решаемых проблем становится преодоление экологического кризиса, особенно в аграрном секторе. В стране с каждым годом возрастает нехватка сельскохозяйственных угодий, питьевой воды, древесной и травяной растительности. Загрязняются водные источники, сокращаются лесные массивы, истощаются земельные ресурсы, ухудшается состояние воздушного бассейна.

Торможение развития экологического кризиса требует огромных средств. Но их в сложившейся ситуации найти не просто. Ведь только прирост населения ежегодно требует на его обеспечение до 30% национального дохода. Положение усложняется еще и потому, что значительные массы крестьянства из-за низкого общеобразовательного уровня не представляют глубины развития экологическою кризиса и не имеют четких ориентиров по его преодолению. Экологическая работа не стала предметом постоянного внимания для сельских органов власти, кооперативных объединений крестьян.

Экономические преобразования, как показывает практика, не могут быть успешными при сохранении отсталых политических структур общества. В КНР по признанию некоторых китайских ученых, экономические трудности назревают из-за того, что не было уделено должного внимании преобразованиям политического характера Противоречия между старой и новой формами хозяйствования, консерватизм политической жизни общества сдерживают позитивные перемены. Имеются и другие преграды на пути экономического подъема страны. Так, в сельском хозяйстве после стремительного развития затормозилось производство некоторых видов продукции, и прежде всего зерна. Чем это объясняется? Значительное и резкое увеличение урожайности и валового сбора зерновых в предыдущие годы было достигнуто посредством интенсификации ручного труда. И в этом была немалая заслуга кооперации, так как она побуждала крестьян более творчески и интенсивно работать. Теперь же для нового увеличения производства сельскохозяйственной продукции требуется более активное использование в аграрном секторе современных достижений науки и техники. Быстро обеспечить переход к новой технологии производства сельскохозяйственной продукции в КНР чрезвычайно трудно. Других возможностей решения данной проблемы, очевидно, нет. Думается, возникает необходимость серьезной перемены в характере и методах работы кооперативных обществ. Им предстоит увеличить расходование средств на научные разработки и внедрение научно-технических достижений в сельскохозяйственное производство. Такая необходимость диктуется также и тем, что инвестиции по линии государства в научные исследования в аграрной сфере составляют всего 3-4% от общих ассигнований на науку.

Разумеется, не только кооперация призвана решать проблемы, связанные с необходимостью прогрессивных изменений в аграрном секторе. И не на нее должны ложиться основные заботы в этом вопросе. Однако, как свидетельствует практика и опыт многих стран, и материальные расходы, и организационные усилия сельских кооперативов по применению научно-технических достижений быстро окупаются. Важно также иметь в виду, что государственные ассигнования в науку аграрного сектора осуществляются часто через кооперативные ассоциации.

Подчеркивая большое позитивное значение аграрной науки для развития производительных сил сельского хозяйства, следует также обратить внимание на тяжелые последствия научных рекомендаций, если они ошибочны или сделаны с целью нанести урон экономике. Памятными и сегодня для Китая являются "рекомендации" НИИ зоологии Академии наук КНР, выданные во второй половине 50-х годов. НИИ сделал "открытие", что каждый воробей, а их в то время, по мнению института, имелось в стране 2,5 миллиарда, съедает по 2,5 кг зерна. Значит, за год эти маленькие птички отнимают у людей зерна, которым можно прокормить 35 млн человек. В этой связи ЦК Компартии Китая и Госсовет республики приняли совместную директиву "О борьбе за уничтожение четырех вредителей" (воробьев, мух, комаров и крыс). Активно в реализацию этой кампании включились и кооператоры. В результате принятых мер воробьев действительно стало мало, но на полях появилось огромное количество насекомых-вредителей и в 1959 г. в стране разразился голод.

Применение ложных научных рекомендаций, как показывает этот пример, наносит большой вред обществу. Этот вред во много раз умножается, если сомнительная затея осуществляется посредством кампаний, без всестороннего анализа возможных последствий реализация непродуманных мер.

Структурная перестройка производственных отношений в современном Китае проводится осторожно, с учетом традиций общества в целом и особенностей жизни и труда населения различных регионов страны. Государство при этом более внимательно стало относиться к кооперативному сектору и его роли в решении экономических и социальных проблем общества.

Повышается значение кооперации в воздействии па рост жизненного уровня трудящихся, прежде всего крестьянства. Эта мера дала возможность нескольким миллионам людей получить работу. В КНР с 1979 по 1989 г. среди сельских жителей число бедняков сократилось с 40 до 15 %. Доходы крестьян за этот период выросли в 3,1 раза. В китайской деревне происходит повсеместное строительство жилья. Глинобитные и ветхие жилища заменяются кирпичными домами с черепичной крышей, на каждого сельского жителя приводится по 17 кв. м жилой площади (в городе 5 кв. м).

Неуклонный рост жизненного уровня населения, по мнению китайских социологов, можно разделить на три периода. Первый (1979-1984 гг.) сопровождался массовым приобретением товаров повседневного спроса, а также покупками велосипедов, швейных машин, наручных часов. Во второй период (1985-1991 гг.) резко возрос спрос на товары длительного пользования: хорошую мебель, холодильники, стиральные машины, цветные телевизоры и т.д. Третий период (с начала 90-х годов) сопровождается широким спросом не только на указанные выше товары длительного пользования, но и на квартирные кондиционеры, видеокамеры, легковые автомашины.

Тем не менее, в китайской деревне сохраняется имущественная дифференциация сельских жителей. Значительные массы крестьянства продолжают испытывать материальные затруднения. Это касается прежде всего тех, кто из-за небольших земельных наделов не имеет возможности иметь стабильную трудовую занятость. Кроме того, для многих крестьянских семей недоступно бесплатное медицинское обслуживание. В сельской местности сохраняются высокие поборы в школах за пользование классной комнатой, за библиотеку, за стоянку велосипеда и т.д. С крестьян на местах взимают взносы на прокладку и содержание дорог, ирригацию, в премиальные фонды для поощрения кадровых работников, за показ кинофильмов.

Несмотря на имеющуюся дифференциацию в китайском обществе, разрыв в доходах наиболее богатой части общества и бедной незначителен. Поэтому социального напряжения в стране не наблюдается. Уровень потребления населения с 1978 г. по 1993 г. возрос на 260-265%.

Как отмечалось выше, сдерживающим фактором роста производства сельскохозяйственной продукции является низкая механизация крестьянского труда. Вновь создаваемые семейные кооперативы зачастую не имеют необходимых накоплений для оснащения  индивидуальных  хозяйств современной сельскохозяйственной техникой. На экономические успехи в сельском хозяйстве позитивное влияние оказало введение арендных отношений, открывших крестьянам путь к самостоятельному ведению хозяйства.

Дробление обрабатываемых полей на мелкие участки сузило возможность применения производительной техники, многие ирригационные сооружения стали приходить в упадок, так как ослабла ответственность за их состояние и использование. Не случайно, поэтому крестьяне стали создавать кооперативы для ремонта систем орошения и более справедливого распределения воды. Новым явлением в кооперативном движении среди крестьянства стали центры научно-технической информации. В чем заключаются их функции? Они учат крестьян искусству повышения плодородия земли, правильному применению химических удобрений, внедрению интенсивной технологии выращивания сельскохозяйственных культур. Научно-технические центры занимаются распространением передового опыта ведения хозяйства, пропагандой научно-технических  достижений  в  сельскохозяйственном производстве, снабжая свою клиентуру данными о предстоящих изменениях цен на сельскохозяйственные товары на рынках. Эта работа выполняется ими за определенную плату, которую вносят крестьянские семьи или сельскохозяйственные кооперативные объединения.

Но в целом внедрение современных научно-технических достижений в аграрном секторе, как отмечалось, осуществляется медленно. Сдерживает применение науки большая раздробленность земельных участков, низкий общеобразовательный уровень крестьянства (в стране насчитывается 220 млн. неграмотных, из них 210 млн. живут в деревне). В стране законченное среднее образование имеет 8 % населения, а высшее - 1,4.

Имеются серьезные недостатки в условиях труда и жизни специалистов сельского хозяйства в китайской деревне. Вследствие этого многие дипломированные агрономы, механизаторы, ветеринарные работники уходят из аграрного сектора или стремятся занять административные должности (с начала 50-х годов для сельского хозяйства было подготовлено 1,04 млн специалистов. Из них 630 тыс. ушло из аграрного сектора, а 220 тыс. стало работать в административных и партийных органах).

Важную роль в развитии крестьянских хозяйств начинают играть кооперативные банки и сберегательные кассы. Услугами этих учреждений пользуются наряду с индивидуальными производителями сельскохозяйственной продукции сельские кооперативные организации в сфере торговли и местной промышленности.

Анализируя развитие происходящих в сельском хозяйстве КНР перемен, необходимо учитывать умение крестьян быстро адаптироваться к новым условиям организации труда и жизни. Китайские села традиционно управляются выборными, комитетами, в распоряжении которых находится и их бюджет. Комитеты координируют кооперативную деятельность, решают вопросы размещения на их территории разнообразных промышленных предприятий, обеспечения занятости работой селян.

Английский ученый Теодор Шанин считает, что экономическая реформа в сельском хозяйстве Китая во многом является воплощением в жизнь тех рекомендаций, которые еще в 20-х годах высказывались советским ученым А. В. Чаяновым. Реализация его советов о необходимости сохранения в селе семейных трудовых коллективов, объединение их посредством кооперативных обществ, а также всемерное  использование разнообразных форм производственных отношений может быть перспективной и многообещающей. Т. Шанин писал: "Развитие семейных фермерских хозяйств, разнообразных форм кооперации в сочетании с укреплением сел, созданием местной промышленности, сильной сферы обслуживания - это достаточно своеобразный и перспективный вариант".

Таким образом, успехи экономической реформы в сельском хозяйстве КНР объясняются во многом тем, что здесь не абсолютизировали отдельные модели  производственных  структур,  а  использовали  комбинацию разнообразных форм, их многовариантность. При этом учитывались специфика оснащенности крестьянства орудиями труда и их семейные и общинные традиции. Но в развитии китайской деревни и крестьянских кооперативов не все обстоит идеально. На их пути возникает немало трудностей и проблем. Так, предоставление в результате экономической реформы самостоятельности и больших прав промышленным предприятиям привело к тому, что они стали резко повышать цены на технику, удобрения, парниковую пленку и другие изделия. Начался процесс вымывания дешевых товаров. Снизилось производство сахара, соли, кухонной посуды, спичек и многих других предметов повседневного спроса. Распространяются массовые закупки товаров "про запас". А это, в свою очередь, неизбежно привело к тому, что кооперативы вынуждены были сокращать приобретение товаров, необходимых для расширения производства сельскохозяйственных культур и продукции животноводства.

Немало проблем в обществе возникает вследствие больших изменений, происходящих  под  влиянием  реформы:  в  занятости  населения, местожительства, особенно молодежи. В то же время позитивные результаты весьма впечатляющи. За годы реформы более 150 млн. крестьян целиком или частично, не покидая своих деревень, перешли работать в несельскохозяйственное производство. Более чем вдвое снизился уровень безработицы. И, тем не менее, в Китае сохраняется большое число безработных, особенно в сельской местности. В 1994 г. "излишки" на селе составляли 120 млн. человек. Согласно прогнозам, к концу XX в. в сельском хозяйстве избыточная рабочая сила может составить свыше 200 млн. человек.

Однако эти прогнозы могут быть существенно "смягчены" ввиду быстрого роста в аграрном секторе поселково-волостных предприятий (ПВП), занятых переработкой сельхозпродукции, изготовлением разнообразных товаров широкого потребления, стройматериалов, многих видов малогабаритной техники, электроники.

ПВП тесно сотрудничают с крестьянскими кооперативами и часто строят свою работу на основе кооперативных принципов и опыта акционерных обществ. О быстрых темпах роста ПВП и их экономических успехах свидетельствуют данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Данные развития ПВП с 1978 г. по 1993 г. и роста производства их продукции

Годы

Количество предприятий (млн)

Выпуск продукции

1978

1,5

1,5 млрд. юаней

1985

12,2

275,5 млрд. юаней

 

1993

 

23

2,9 трилл. юаней (приблизительно 335 млрд. долларов)

Развитие ПВП позволило насытить рынок дешевыми товарами, обеспечить население отечественными продуктами питания и товарами повседневного спроса. Местная промышленность села производит около 60 % валовой продукции сельского хозяйства, т.е. больше, чем земледелие и животноводство. Она выпускает 91 % шелковой пряжи, 93 % кирпича, 35 % одежды, 28 % обуви, 53 % строительных материалов, 30 % бумаги.

Характерно, что ПВП значительную часть своей продукции поставляют на внешний рынок. В 1993 г. ими реализовано в зарубежных странах товаров на 230 млрд. юаней, что составляет 45 % поставляемой КНР продукции на внешний рынок. Некоторые ПВП стали организовывать свои филиалы и США, Японии, ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии.

В КНР имеются большие потенциальные возможности для дальнейшего роста всех видов кооперативных объединений, совершенствования их разносторонней деятельности. Опыт кооперативного строительства в этой стране представляет большую ценность и для кооператоров различных стран мира. Вступление китайских кооператоров в Международный кооперативный альянс в 1985 г открыло перед ними возможность всесторонне знакомиться с достижениями, трудностями, недостатками, ошибками в деятельности кооперации различных стран мира.