Социально-экономические проблемы АПК Алтайского края

Проблемы развития аграрного производства

Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно – хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.

В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв.

Медленно развивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационного обеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота. За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна.

В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания.

Ситуация в животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественное животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Кроме дополнительной бюджетной нагрузки, связанной с поддержкой сельхозтоваропроизводителей, существует целый ряд проблем в самой отрасли сельского хозяйства.

Одной из причин низкой эффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износ основных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинству предприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизацию основных фондов.

Основным источником финансирования продолжают оставаться собственные средства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнему ощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций. Сохраняется дефицит техники. Одновременно, вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развивается сельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушение сельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины, что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняя обеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемой площади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии в несколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чем в этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техники составляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытия тракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 3 раза, кормоуборочных – в 3,5 раза. В результате такой интегральный показатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 раза ниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Также существуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояния сельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий рост цен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.

Проведённый специалистами министерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что в сельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, на примере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно, что для осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемых сельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Это приводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на 30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологического отставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётся до 14% выращенного урожая, ещё до 11% - теряется из-за несовершенства техники.

По этим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей. АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Проблемы на селе, прежде всего, связаны с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния социальной сферы. Ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб.

Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Примерно 60% сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2008 года в страну импортировано продовольственных товаров на сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением по доходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуации значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации, исчезновение десятков тысяч деревень.

Таким образом можно обозначить основные социально-экономические проблемы АПК Алтайского края: это, в частности, высокий физический и моральный износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность отрасли в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога. Угрожающими темпами снижается численность населения в сельской местности, все острее стоит проблема кадров. Одной из насущных проблем, несмотря на определенные подвижки в этой сфере, продолжает оставаться недостаточное государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Решение этих проблем обозначено в рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, как стратегических задач.

Развитие отраслей и регионов в контексте проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации должно осуществляться через создание зон опережающего роста, в данном случае - придания отдельным регионам статуса особо значимых аграрных территорий. В частности, эффективному развитию молочного животноводства может способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности, в объемах, превышающих расчетные потребности населения региона.

Учитывая, что Алтайский край вывозит значительные объемы сыра, животного масла, сухого молока на общероссийский рынок, введение данной меры государственной поддержки позволило бы последовательно увеличивать производство молока и снизить высокую зависимость России по молочной группе товаров от импорта.

В проекте также предложено предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта, комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем. 4 млн. гектаров пашни или более 60% от её наличия в крае находятся в зоне рискованного земледелия - недостаточного увлажнения, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 мм до 170 мм. На этой территории проживает половина сельского населения края. Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв и развития сельскохозяйственного производства здесь является оросительная мелиорация, уровень развития которой в настоящее время не позволяет вести расширенное воспроизводство и становится серьезным ограничителем развития животноводства. Кроме того, существенный импульс развитию растениеводства, увеличению ввода в сельскохозяйственный оборот залежных земель, придало бы гарантированное установление на среднесрочную перспективу такой эффективной меры государственной поддержки, как субсидирование части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.

Таким образом, без развитого сельского хозяйства и прогрессивного АПК – позитивное развитие экономики Алтайского края и повышение благосостояния общества невозможно, должна проводиться всесторонняя работа на всех уровнях.

Социальные проблемы АПК

Агропромышленный комплекс Алтайского края является одним из основных звеньев экономики не только края, но и всего Сибирского региона. Он базируется преимущественно на собственных ресурсах и способен обеспечить продовольствием население не только Западной Сибири, но и других регионов России. По своим природным условиям, географическому положению Алтайский край имеет наилучшие в Сибири перспективы развития как производитель сельскохозяйственной продукции. Специфика формирования рынка труда в АПК связана, в первую очередь, с тем, что сельское хозяйство как отрасль производства имеет ряд особенностей.

Система социально-трудовых отношений сельскохозяйственных производителей тесно связана с их пространственным размещением и природными условиями. Отличительной чертой сельской занятости является то, что значительная часть трудоспособного населения занята в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ). Основная масса рабочей силы уходит из сельскохозяйственных предприятий по причине хронических невыплат заработной платы, а также из-за низкой цены рабочей силы. В сельском хозяйстве уже почти на протяжении десяти лет самый низкий уровень заработной платы.

Так, в 2009 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства в Алтайском крае была в два раза меньше среднекраевого уровня по всем отраслям экономики в целом.

Серьезной проблемой аграрного рынка труда в Алтайском крае является состояние кадрового потенциала аграрного сектора: ухудшение качественного состава кадров сельского хозяйства, острая нехватка специалистов, способных эффективно работать в рыночных условиях.

Несмотря на отмечаемую в последние годы в целом положительную динамику по трудоустройству в АПК молодых специалистов, общие показатели не отвечают возрастающей потребности в омоложении кадров, особенно по таким категориям работников, как экономисты и бухгалтеры, зоотехники и ветеринарные врачи. Требует коренного улучшения организация государственной поддержки руководителей и специалистов АПК, прежде всего молодых выпускников учебных заведений аграрного профиля. Необходимо продолжение и расширение практики работы по подготовке резерва кадров, прежде всего руководителей хозяйств, по государственной поддержке этого направления кадрового обеспечения АПК.

Эти и другие проблемные вопросы определили необходимость разработки региональной целевой комплексной программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края на 2006-2010 гг.». Это программа дала положительные результаты, намечены положительные тенденции.

Значительная часть городов края монофункциональны, из них относительно стабильно развиваются лишь Новоалтайск с транспортным машиностроением и города крупной пищевой промышленности (Алейск, Змеиногорск).

В Заринске возможности трудоустройства на основном предприятии («Коксохим») ограниченны из-за нестабильной конъюнктуры в металлургической отрасли. Спрос на рабочие места, помимо горожан, создают жители Заринского района, в котором сельское хозяйство находится в кризисе.

Сохраняется напряженная ситуация на рынке труда третьего по величине города Рубцовска – монофункционального центра сельскохозяйственного машиностроения. Для края характерен пониженный уровень экономической активности населения относительно среднероссийского.

Таким образом можно сделать выводы. В АПК Алтайского края наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, при этом текучесть трудового потенциала превышает допустимый уровень почти в два раза, продолжается отток рабочей силы. Результаты анализа показывают, что уровень «старения» трудового потенциала сельского хозяйства выше, чем в экономике Алтайского края, низкий уровень образования кадров. Это ведет к снижению рентабельности и конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, снижает производительность труда работников и качество выполняемых работ, замедляет освоение новой сельскохозяйственной техники и передовых технологий производства.

Проблема закрепления кадров в сельском хозяйстве остается нерешенной и требует разработки мер по ее устранению. Поэтому для формирования современных и комфортных условий проживания в сельской местности актуальной задачей для Алтайского края является развитие адекватной социальной и инженерной инфраструктуры. В этой связи в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» в Алтайском крае предлагается пересмотреть условия софинансирования строительства социальных объектов на территории края. В основу проекта заложена идея перевода отраслей АПК на интенсивный путь развития и обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края. Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры предусматривают:

продолжение работ по газификации и энергообеспечению сельских районов края;

строительство и реконструкцию дорожно-транспортной сети;

улучшение водоснабжения населения;

строительство и реконструкцию общеобразовательных школ, детских садов и медицинских учреждений;

осуществление жилищного строительства в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых специалистов.

Проблемы реализации национального проекта «Развитие АПК» в Алтайском крае

Основной целью реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на территории Алтайского края является повышение качества жизни как в городе, так и на селе. Национальный проект «Развитие АПК» в Алтайском крае реализовывается по трем основным направлениям:

1. Ускоренное развитие животноводства;

2. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в аграрном комплексе;

3. Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей), работающих в АПК на селе.

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности. Это станет возможным за счет: - повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет; - роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства; - совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Это предполагается достичь путем: - удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК; - развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

Одним из направлений национального проекта «Развитие АПК» является «Ускоренное развитие животноводства». Животноводство Алтайского края, несмотря на существующие проблемы, является одним из крупнейших в Российской Федерации среди регионов страны занимает одно из ведущих мест по поголовью и объёмам производства продукции. Согласно проекту увеличение производства продукции и экономическая эффективность животноводства, в том числе производства молока, осуществляться через концентрацию производства, укрупнение хозяйств, строительство и модернизацию крупных животноводческих комплексов, привлечение для этих целей значительных инвестиций.

Однако здесь существует ряд проблем: К примеру, в конце июня Ростехнадзор провел внеплановую проверку в компании «АгроСиб-Раздолье», которая реализует проект по строительству маслоэкстракционного завода. Инспекторы выяснили, что предприятие не имеет разрешения на строительство. Сейчас компания устраняет нарушения, так как в противном случае ей придется оплатить внушительный штраф. Несмотря на то что проект «АгроСиб-Раздолья» давно стал одной из «визитных карточек» региона, срок его сдачи откладывается. Завод повторяет судьбу других масштабных комплексов, которые строятся в рамках нацпроекта «Развитие АПК». Здесь можно назвать и «Алтайский бройлер» в Зональном районе, и «Стандарт-Агро» в Троицком районе. Предприятие признает претензии, которые ей предъявила проверяющая служба. «Сложившаяся ситуация в первую очередь связана со сложностью процедуры согласования разрешительной документации на строительство завода. «Это проблема не только Алтайского края. Практически во всех регионах переносятся сроки сдачи комплексов, реализуемых в рамках национального проекта», – отмечает системность аграрной модернизации и такую же системность временных отсрочек сдачи проектов Радик Шакиров, генеральный директор компании «Алтайский бройлер».

Основные причины таких сбоев, по мнению экспертов, связаны с огромным документооборотом, ограниченными финансовыми возможностями агропредприятий и консерватизмом чиновников. «Нам пришлось очень долго доказывать, что наш проект может претендовать на государственную поддержку. Если в управлении сельского хозяйства мы находили понимание, то в других инстанциях этого не было. У чиновников были определенные стандарты, и они не хотели брать на себя ответственность за изменение этих норм в пользу современных технологий», – рассказывает Александр Колесников, генеральный директор компании «Стандарт-Агро». Изменение графиков для сельхозпроизводителей становится той же финансовой проблемой. «Нам пришлось оформлять те кредиты, которые мы даже не собирались брать», – подтверждает Александр Колесников. Также из-за этого откладывается срок окупаемости проекта. Властных структур настолько много и процесс признания проекта национальным настолько забюрократизирован, что аграрное производство получает новые комплексы с отсрочкой в несколько лет.

Проблема масштабности привлечения сельхозтоваропроизводителей к участию в нацпроекте обусловлена не только субъективными (в частности, отсутствие экономических кадров на предприятиях, способных составить нормальный бизнес-план с оценкой эффективности и окупаемости проекта), но и объективными причинами. Отдельные товаропроизводители, желающие участвовать в национальном проекте в части развития животноводства, не могут взять кредиты в банках из-за отсутствия залоговой базы. А именно привлечение кредитных ресурсов банков на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, как известно, является индикатором участия в проекте. Дело в том, что банки работают только с платежеспособными клиентами – теми, у кого есть прибыль по итогам года и залог. Для них объявленный нацпроект не отменяет действующего законодательства и принципов кредитования, один из которых – возвратность займа. Те же сельхозтоваропроизводители, которые имеют подобную возможность, предпочитают не загонять себя в «залоговую кабалу», проводят работы по строительству и модернизации животноводческих помещений, приобретению племенного скота за счет собственных средств.

С одной стороны, органы государственной региональной власти должно радовать подобное положение дел.

Но с другой стороны, это не позволяет использовать дополнительные потенциальные возможности в части траты бюджетных средств для решения тех же самых задач. Банки охотно работают только с крепкими хозяйствами, и если нет залоговой базы, одного желания взять кредит недостаточно. Поэтому нужно найти решения и для тех хозяйств, где положение дел пока еще не столь благополучно, но которые являются уже устойчивыми, надежными партнерами и для банков.

В Алтайском крае со второго полугодия 2007 года в массовом порядке стали выявляться факты неправомерного получения бюджетных субсидий по возмещению части банковского процента по кредитам, полученным в рамках реализации нацпроекта "Развитие АПК", с начала 2008 года таких уголовных дел возбуждено 134, на настоящий период это цифра куда больше. Эта лишь малая толика проблем, связанных с реализацией проекта «Развитие АПК» в Алтайском крае, а начавшийся мировой финансовый кризис еще более усложнил ситуацию в АПК Алтайского края.

Совершенствования агропромышленного комплекса в условиях кризиса

В настоящий момент сельское хозяйство является современной и конкурентоспособной отраслью, локомотивом российской экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.

Производство мяса скота и птицы увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом, производство молока осталось на уровне соответствующего периода 2008 года.

Несмотря на засуху, в нынешнем году получен высокий урожай зерновых. По оценкам в 90 млн тонн, возможно, около 93 млн тонн. Это выше среднегодовых показателей за последние 10 лет. Полностью обеспечивается внутренняя потребности в зерне (77 млн тонн) и сохраняется экспортный потенциал на уровне 19 млн тонн, что позволит нам занимать прочное место в тройке ведущих стран-экспортеров.

Такие результаты стали возможны благодаря системной, активной государственной поддержке, проводимой последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.

В текущем году из федерального бюджета на развитие отрасли было выделено 183 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд рублей. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.

Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд рублей, что соответствует прошлогоднему объему и создает устойчивые предпосылки для поступательного развития АПК.

Вместе с тем, Министерство продолжает проводить системную плановую работу по повышению эффективности государственной поддержки:

- введены критерии оценки эффективности использования средств на основе многоуровневой системы контроля от региона до конечного получателя;

- создан общероссийский реестр сельхозпроизводителей, получающих бюджетную поддержку. Он включает в себя более 500 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств из 83 субъектов страны;

- создается Единая система информационного обеспечения агропромышленного комплекса. Она позволит структурировать отрасль в едином информационном поле и решит задачу по системному обмену данными между федеральными и региональными властями, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями;

- в целях повышения оперативности и системности принимаемых решений Министерством согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции - с учетом биоклиматического потенциала субъектов Федерации и их места на агропродовольственном рынке страны;

- введена обязательная отчетность субъектов по всем базовым показателям Государственной программы - в виде подготовки и защиты агропромышленных паспортов регионов в рамках подписанных соглашений по выполнению показателей Госпрограммы.

Приоритетными задачами на ближайшее время станут:

- совершенствование земельного законодательства.

- доработка для представления в Правительство "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

- принятие отраслевых программ по развитию свиноводства и семеноводства в Российской Федерации до 2012 года;

- разработка программы развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка. Нам необходимо значительно расширить возможности по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;

- страхование в сельском хозяйстве, осуществляемого с государственной поддержкой. Система будет работать прежде всего на покрытие катастрофических убытков в сельскохозяйственном производстве и станет предельно прозрачной и эффективной;

- завершается работа над концепцией развития региональных "агропромышленных парков". Они будут включать в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпроизводителей и потребителей;

Новые задачи требуют согласованных предложений и действий от всех участников аграрного рынка. Для объединения интересов отечественных производителей создается "Национальный союз зернопроизводителей России". Его деятельность будет направлена на решение практических задач аграрного сектора.