Абхазия

Географическое положение Абхазии

Абхазия – эта прекрасная земля, в переводе называется Апсы, что означает страна души. Это непризнанное государство, получившее независимость от Грузии в ходе войны 1992–93 гг. Абхазия расположена на Севера – Восточном побережье Кавказа. Она протянулась вдоль берега Чёрного моря на 240 км. Абхазия граничит на севере и северо-востоке с Краснодарским Краем и некоторыми республиками Северного Кавказа, такими как Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария. На юго-востоке имеет общую границу с Грузией. Общая площадь – 8,6 тыс. кв. км. Средняя длительность территории с запада на восток 160 км, с юга на север 54 км Длина линии побережья 210 км. В Абхазии очень много солнечных дней, из 365 дней в году на протяжении 300 на побережье светит яркое солнце.

Горы занимают 64% территории – Главный Кавказский, Бзыбский, Гагрский, Чхалтский, Кодорский хребты и их отроги. Большая высота 4046 м. (Домбай-Ульген). На юге холмы и низины. Карстовые пещеры: «Ново-Афонская», «Снежная», пещера-пропасть на хребте Арбаика – самая всеобъемлющая в мире (1860 м.) Реки: Псоу, Бзыбь, Гумиста, Кодор, Алдзга, Ингур и др. Озера – Рица, Амткел, Инкит, Голубое, Бебеисир. Почвы горные подзолистые, красно- и желтоземы. Лесами покрыто свыше 55% территории (дуб, бук, граб, каштан, пихта, ель), на берегу субтропическая флора.

В составе Абхазии 7 районных администраций, 7 городов, 5 поселков городского вида. Столица страны – город Сухуми.

История Абхазии

В 6 веке в Абхазии сложились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия.

История сохранила имена абхазских царей: Опсит, Скепарна, Анос, Гозар, Юстиниан, Филиктос, Барук, Дмитрий, Феодосий, Константин правили Абхазией в 6–8 веках.

Георгий II (912–957 гг.) владел уже практически всей территорией Грузии. В годы его правления Абхазия достигла своего наибольшего могущества. После его смерти Леон II Великий (957–967 гг.) получил в наследство большую, но далеко не единую страну. При нем столица Абхазского царства была в Анакопии (нынешний Новый Афон), позже им она была перенесена из Анакопии в Кутаиси. Некоторые можно было предположить этот факт, как аргументом в пользу того, что «Абхазия вошла в состав Грузии», однако известно, что такая практика (перенос столицы или резиденции в побежденную страну) достаточно широко распространена в мире. Кроме того, Кутаиси расположен в более защищенном месте, чем Анакопия или Сухуми. Есть и другие причины переноса столицы – Афон расположен в болотистой местности, как и прочие абхазские города, такие как Сухуми и Гагра. Нездоровый климат, эпидемии малярии, добавьте к этому наступление моря, затопление большой части Сухуми – вот некоторые из причин «переезда».

История Абхазии X – XII

Хотя царство еще некоторое время называлось Абхазским, к власти пришли картвелы. Царство продолжало расти, в 1122 году столица была перенесена в Тбилиси. Под властью Баграта III удалось объединить практически всю Грузию. В это время впервые встречается термин «Сакартвело», обозначающий единую Грузию.

Надо сказать, что и сам Баграт III всячески подчеркивал свою связь с абхазскими царями, в частности, им был составлен так называемый «диван абхазских царей», к которым он относил и себя. В 1973 году академик Г. А. Меликошвили писал: «цари объединенной Грузии именовали себя прежде всего «царями абхазов», а титул «царя картвелов» занимал в их титулатуре лишь второе место».

История Абхазии XIII – XVIII  вв.

Абхазия также вновь стала независимой. Таким образом, исторически Абхазия входила в состав единого с Грузией государства весьма непродолжительное время. Междоусобица на Кавказе не обошла стороной Абхазию Один из них грузинских правителей (Дадиани) оттеснил абхазов до Анакопии, Вамек Дадиани получил Сухуми во владение, захватил Абхазию до Гагры. В последствии абхазы разгромили войска Дадиани П, оттеснив мингрельцев за Кодор.

Возникали и распадались кратковременные союзы Абхазии с Гурией и Мингрелией бывшие союзники нападали друг на друга царь Мингрелии, напал на Абхазию, захватил Сухуми, построил Келасурскую стену, разделив Абхазию надвое.

В 18 веке в ослабленную Абхазию с новыми силами устремилась Турция. Сухуми превратился в Сухуми-кале – турецкую цитадель, другой турецкий опорный центр на побережье был создан в Поти. Столицей Абхазии стало Лыхны.

Позже абхазский князь перенес столицу из Лыхны в Сухуми

История Абхазии. В составе Российской Империи

Естественно, что Абхазия, будучи самостоятельным государством, также самостоятельно решала вопрос о вступлении в состав Российской Империи.

17 февраля 1810 года Абхазия вошла в состав России, хотя, конечно, если бы Абхазия была в то время частью Грузии, то почему она не вошла в состав России вместе с так сказать метрополией? До 1864 года в Абхазском княжестве сохранялось т.н. самоуправление. То есть Абхазское княжество с 1810 по 1864 год входило в состав Российской Империи на правах автономии и просуществовало в таком качестве дольше других на Кавказе.

Этнос

Некоторые исследователи (О. Джапаридзе, В. Ардзинба, Г. Меликашвили, И. Дьяконов, Ш. Инал-ипа и др. считают, что уже в 4–3 тысячелетии до н.э. на северо-востоке Малой Азии и на юго-западе Закавказья существовали хеттско(хаттско) – абхазо-адыгские племена как достаточно однородный этнический массив. Уже значительно позднее сюда вклинились картвельские племена. Они оттеснили хаттов на юг, а абхазов с адыгами на северо-запад – на Кубань, на территории современной Абхазии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, прибрежные районы Краснодарского края до Геленджика-Анапы).

Картвельские племена также не были чем-то единым, шел процесс разделения по самым разным признакам – в частности на основании анализа мегрельского языка. Топонимика таких названий как Сочи. Туапсе, Джубга, Аше, Хоста, Мацеста и т.д. прямо указывает на абхазско-адыгские источники происхождения этих названий. Можно проследить такие-же по происхождению названия в приморской части Малой Азии и юго-западного Закавказья. В 1 веке нашей эры на территории современной Абхазии проживали абазги и апсилы. В те времена на Кавказе появлялись и исчезали княжества, царства. Среди таких исчезнувших, растворившихся царств можно назвать абхазские Санигию, Абасгию, Апсилию, мингрельскую Колхиду, Эгриси или Лазику. В это время Лазика была форпостом Рима, позже Византии на Кавказе. В 6 веке в Абхазии сложились такие образования как Абасгия, Апсилия, Мисиминия и Санигия.

Абхазия – древняя страна, а абхазы – древнейшее автохтонное население Западного Кавказа.

Абхазия многонациональная страна включающая в себя:

абхазов, армянин, русских, грузин, греков, эстонцев, немцев, поляков и др. Городское население свыше 50%. И проживает здесь сегодня 214 миллионов человек

Религия

По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати – святой Андрей, святой Матфий, святой Варфоломей, святой Иуда Фаддей, называемый Левием.

Святой Андрей Первозванный, считающийся общим апостолом земли Русской, обходя причерноморские земли, проповедал в Абхазии, особенно долго в Севастополисе. Здесь он похоронил своего спутника святого Симона Кананита. Святой Матфей проповедовал также в Абхазии. Это видно из свидетельств Дорофея, епископа Тирского и Никиты Пафлагонянина которые говорят, что Матфей, причисленный к двенадцати апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен на территорияи Колхиды и Абхазии (первая Эфиопия). Софрония и Экумения, пишут, что святой Матфий проповедал и погребен в той Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, находящиеся в Колхиде и Абхазии.

Уже в 4 веке в Пицунде была греческая кафедра, основание которой связывают с христианским подвижником Орентием, сосланным в Абхазию, а в 6 веке при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие народы, населяющие территорию современной Абхазии, приняли христианство.

Абхазия – страна, принявшая христианство по византийскому образу еще в VI веке. Привнесенный в годы турецкого владычества ислам большого распространения не получил.

И сейчас большинство населения Абхазии составляют христиане.

По данным социологического опроса за 2008 г.:

60% – христиане

18% – мусульмане

9% – атеисты и неверующие

6% – язычники

4% – приверженцы абхазской религии

3% – прочие концессии

Язык

Абхазский язык – один из древнейших языков мира. Его оформление в самостоятельный началось в недрах праабхазо-адыгского языка, после распада которого абхазский развивается самостоятельно. В доисторическое время древне-абхазский язык дробился на множество диалектов, представлявших язык родственных племен. В первых веках новой эры устанавливается относительное единство древне-абхазского языка. Это единство обусловлено объединением в княжества, а затем в единое феодальное государство, что, безусловно, способствовало формированию древней абхазской народности, развитию надплеменного языка, устной народной поэзии, возникновению официально-деловой речи, используемой при решении межплеменных, межфеодальных, а затем государственных вопросов и в судопроизводстве.

Древне-абхазский язык из языка родственных племен стал языком абхазской народности, которой была известна письменность. Об этом свидетельствуют древние исконные слова со значением писать, читать, зачеркивать, подписать, книга и др. Древность перечисленных слов подтверждается соответствиями в абазинском языке. Эти соответствия говорят о том, что приведенные слова существовали в древнеабхазском задолго до выделения из него аба-зинского языка. В советское время дальнейшее развитие получает абхазский литературный язык, происходит формирование языка нации. За сравнительно короткий период абхазский литературный язык сделал значительный рывок в своем развитии, который коснулся всех его уровней. Так, его лексика обогатилась за счет диалектного пополнения словотворчества, основанного на соответствующих исконных ресурсах, интернациональных заимствований. В становлении и развитии абхазского литературного языка огромна роль устно-поэтического творчества абхазского народа, а также абхазской творческой интеллигенции, особенно писателей, поэтов и драматургов – Д. И. Гулия, С. Я. Чанба, И. А. Когония, Б. В. Шинкуба, И. Г. Папаскир, А. Н. Гогуа, Н. З. Тарба и др. Сегодня абхазский литературный язык располагает системой общественно-политических, экономических, языковедческих, литературоведческих, исторических, физико-математических и др. терминов. Абхазский литературный язык в состоянии выразить сложные процессы мышления, социальные, политические и экономические ситуации, и особенно богатую духовную жизнь абхазского народа. Сфера использования абхазского литературного языка значительно расширилась, что содействовало возникновению и развитию его стилей: официально-делового, научного, научно-популярного, публицистического, информационного и особенно языка художественной литературы.

Абхазский язык – это государственный язык Абхазской республики. Абхазский язык чрезвычайно сложен, по мнению лингвистов практически невозможно его изучить, если не приобщаться к нему с пеленок, не получать его уроки от родителей.

Кухня

Бедная абхазская семья или богатая, но еда всё равно одна – традиционная. Готовят её исключительно женщины Настоящей абхазской кухней называется – апсха. Готовили при таких же условиях, как и 3000–4000 лет назад.

Традиционная кухня абхазов, сохранившая самобытные черты до наши дней, складывалась в процессе многовековой истории народа. Она свидетельствует об устоявшихся привычках и вкусах.

Чтобы яснее представить основу питания абхазов, необходимо знать, какую роль сыграла экологическая среда в формировании пищи, специфику местного хозяйства, ассортимент потребляемых продуктов, пищевые привычки.

Исконным занятием абхазов является земледелие в сочетании со скотоводством. Абхазы издавна занимались огородничеством, садоводством, виноделием и пчеловодством. Продукты этих отраслей (овощи, фрукты, виноград, грецкие орехи, бахчёвые) всегда имели большой вес питании абхазов.

Следует отметить, что при большом разнообразии пищевых продуктов питание абхазов несколько ограниченно по ассортиментной структуре. В нём насчитывается всего 30–40 отходов наименований, но-но-но тем не менее оно достаточно разнообразно.

Вся пища абхазов обозначается двумя названиями: мучная пища – агуху, а всё что с ней употребляется – ацыфа.

Повседневным мучным блюдам, играющим в питании абхазов роль хлеба, является мамалыга (абыста). Алхаска ты шпаклюешь, приготовляемая в настоящ2е время из кукурузной муки в виде густой пресной каши.

Кукурузная мука, как известно отличается высоким содержанием сахара, крахмала и витамина В1.

На ряду с мамалыгой из кукурузной муки готовятся и другие блюда: ашларкунта – негустая мамалыга заправленная ореховым маслом; айладж – мамалыга – заправленная кисломолочным сыром; ачамыква – мамалыга приготовленная на молоке с сыром.

Из кукурузной муки готовят варёные хлебцы (ахампал). А также своеобразную халву (ацвырцма).

Пшеничная мука употребляется абхазами в незначительном количестве. Из неё готовят пирог с сыром (ачашв).

Большинство растительных блюд готовят из фасоли, листьев кольраби, капусты и пр. Овощи идут на приготовление своеобразных салатов (ачапа), приправленных аджикой, грецкими орехами и зеленью. В пище абхазов важное место занимают дикорастущие травы и растения (крапива, дикая петрушка, черемша и пр.) Варёные каштаны, сдобренные аджикой и грецкими орехами. (ахьачапа), в прошлом считались излюбленным кушаньем абхазов.

Особо следует сказать об аджики, придающей любому кушанью острату и жкучесть. Аджика – острая и ароматная пастообразная приправа. Аджика является одним из основных компонентов различных соусов. Она служит прекрасным стимулятором секреции желудочного сока.

Абхазская кухня немыслима без острых соусов(асысбал) из алычи, барбариса, ежевики, граната, зелёного винограда, томатов и пр. Плодово-ягодные соусы и соусы из грецких орехов подают только к мясу, а соус из кислого молока - к мамалыге.

Абхазы употребляют молоко в основном квашенное (кислое) и кипяченое. Кислое молоко готовят из коровьего, козьего и буйволиного молока. Кислое молоко служит не только продуктом повседневного питания, его используют также в народной медицине.

Народная пословица гласит: «Хочешь долго прожить, пей побольше кислого молока».

Сыры – ашвлагуан (сулугуни), ашвадза(брынза), ашвчапан (подобие сулугуни, начинённого мятой и залитого острым соусом, ачаюр или ахата ршвы (бурдючный пастообразный сыр), ахчат 9 сливки, ахача (подопие творожной массы) и др.

Традиционными кушаньями абхазов являются жаренные на вертиле цыплята и куры, варёная курятина, сдобренная аджикой, атубар (подобие ливерной колбасы), амгуачапа (отварная требуха и ливер, приправленные аджикой).

Рыбные блюда, по сравнению с мясными занимают весьма скромное место.

Любое кушанье абхазы готовят только для разового употребления.

Несколько хочется остановиться на особенностях питания людей, уходивших в горы со стадами на летние пастбища. Их питание состоит главным образом из молочных продуктов; мясо едят в основном в варёном виде, приправленном аджикой.

Хлеб абхазы употребляют крайне редко. Иногда горсть хорошо прожаренной кукурузной муки, тщательной размешанной в горячем молоке, заменяет завтрак или ужин.

У абхазов бытует много видов напитков. Среди них: напиток из кислого молока – ахацвыдзюа, меловая вода, напитки из винограда, лавровишни и ряд др. В повседневном быту водку или чачу из виноградной выжимки принято пить в незначительных количествах. По традиции при обычной трапезе мужчины выпивали 2–3 стакана слабого натурального вина из местных сортов винограда. На свадьбах и других торжествах, где мужчины состязались в провозглашении тостов, они пили несколько больше.

Возрастные особенности питания абхазов незначительны. Обычно до года ребёнка кормили грудным молоком, после 7–8 месяцев начинали прикармливать.

Этим разнообразием, этой палитрой богат национальный стол Абхазии.

Правильное питание, безусловно, играет важную роль в возникновение абхазского долгожительства.

Гупчахара! Что по-абхазки значит – приятного аппетита

Климат

Природа Абхазии разнообразна: от влажных субтропиков до климата вечных снегов в высокогорье. Не выезжая за пределы Абхазии можно побывать в зонах самого разного климата. Благодаря высокому хребту, прикрывающему Абхазию от северо-восточных ветров, и влиянию теплых и влажных Ю-3 ветров, проносящихся над морем, климат Абхазии отличается мягкостью и влажностью. Снегу выпадает на береговой культурной полосе чрезвычайно мало, и бывают годы, когда его совсем нет. Зима начинается только в конце декабря и в январе, а в начале марта уже начинается весна. В сущности, зимы тут совсем не бывает, т.к. очень часто и в январе-феврале бывает совершенно тепло, и в лесах в это время можно найти много цветущих растений; абхазская зима, будучи очень короткой, скорее напоминает русскую осень. Даже зимой температура воздуха здесь редко опускается ниже 0 градусов, и даже в холодные зимы, как зима 1910–1911 гг., не падала ниже 7–8С, лишь высоко в горах случаются заморозки. Умеренная температура января на берегу +4 +7 С, в горах от +2 до -2С. В среднем по республике зимой в дневные часы воздух прогревается до +7…+9 градусов тепла, а ночью охлаждается до +2…+4 градусов. За год на территории Абхазии выпадает от 1300 мм (прибрежная часть) до 3500 (горы) мм осадков в год. Преобладающая их часть приходится на осень и зиму.

В летнее время днём температура воздуха поднимается до +28…+30 градусов тепла, а ночью опускается до +19..+21 градусов.

Растительная жизнь

Благоприятный климат Абхазии способствует тому, что растительность отличается необыкновенной пышностью. Страна покрыта роскошными девственными лесами, состоящими из смеси южных лиственных, хвойных и вечнозеленых пород. Леса Абхазии состоят из ценных пород: каштана, дуба, клена, липы, пихты, встречаются также насаждения тиса, самшита, грецкого ореха, хурмы, инжира и проч. Там же можно встретить много лиан разного рода и вечнозеленых кустарников.

Растительная жизнь Абхазии поражаете её многообразием. Абхазия не признана как государство. Но как ботаническая и сельскохозяйственная местность, это всемирно известная территория. В обычном абхазском дворе, когда-то были девственные леса из Бука и Граба. В настоящее время в Абхазии мандариновые сады. Одна из основных достопримечательностей Абхазии, является вино Кавказа. Его делают из особого вида винограда, который отличается сладким вкусом незабываемым запахам самых солнечных дней, райского уголка на земле- «Изабелла».

Достопримечательности Абхазии

Природные достопримечательности Абхазии – море, горные озера, пещеры, леса со многими видами редких животных и растений – могли бы быть предметом гордости любого даже намного более крупного государства.

Одним из таких достопримечательностей Абхазии является озеро Рица. Оно расположено на высоте 950 м над уровнем моря. Дорога к озеру, проходит через три ущелья: Бзыбское, Гегское, и Юбшарское.

На пути к озеру Рица, по правому берегу реки Бзыбь находится Голубое озеро карстового происхождения.

В районе слияния Бзыбь и Гега находится Гегсгое ущелье, окружённое с двух сторон горами.

Живописный Юкшарский каньон имеет длину 8 км. Это карстовое явление, работа мощной реки Юкшара на протяжении 1000 лет и среди величественных скал ещё раз убеждаешься в том, как неотделимо стремление жизни у всего живого. На отвислых скалах Юкшарских стен на голом камне растут мощные самшитовые деревья.

По дороге на озеро Рица расположено два великолепных водопада: «Мужские и Женские слёзы».

Рица считается самым известным и красивым на побережье Кавказа. Озеро расположено в сказочном по красоте месте. Длина озера 2430 м, ширина 870 м, глубина 130 м, температура воды достигает +22С. Озеро Рица в летней знойный день настоящий оазис.

По территории, проходящей вдоль Гудаутского района, идёт дорога, ведущая в небольшой, но очень красивый город Новый Афон. По мере приближения к Новому Афону можно встретить мисерские холмы. Мисеры – это прибрежная часть большого абхазского села Модузырха, точное название села Мысра, что в переводе означает Египет.

Новый Афон расположен у подножия двух гор Иверской и Афонской. Здесь, на горе Афон находится мужской православный Симоно – Кононитской мужской монастырь.

Новоафонская обитель была построена в 1875 году русскими монахами. По имени монастыря окрестность была названа «Новый Афон». Монастырь является уникальным памятником архитектуры и искусства конца ХIХ века. Главный храм расположен в центре монастырского комплекса и освящён в честь Святого великомученика Пантилеймона.

Неподалеку от монастыря находиться знаменитая Новоафонская пещера-это крупнейшая пещера западного Кавказа. Её возраст около 2 млн. лет. Пещера представляет собой изумительный по красоте подземный дворец: с озёрами, сталактитами, сталагмитами, и сталагматами. Пещера расположена в недрах Иверской горы. Она была открыта в 1961 году. Самый верхний угол пещеры 170 м. Температура в пещере +11С. В подземном царстве есть музыкальный зал. Какая-либо нота, прозвучавшая под его куполом, приобретает удивительную насыщенность и глубину. У каждого зала, в пещере своё название: Москва, Анокопия, Махаджира, Бьидесмыра и т.д.

Сталагмиты, сталактиды и сталагматы, подобно величественным атлантам охраняющим тишину, этого величественного уголка.

Так же достопримечательностью Абхазии является такой город, как Пицунда. Он расположен на песчаном мысу рядом с устьем реки Бзыбь. Древний пицундский храм построен в Х веке выделяется своими сложными формами и размерами, он относится к лучшим памятникам абхазского древнего зодчества. Здание обладает великолепными акустическими свойствами, что позволяет открыть здесь органный зал. На мысе Пицунде расположен один из лучших на побережье песчаных пляжей.

И действительно Абхазия содержит в себе столько чудесных озёр, но в Абхазии достопримечательностью является целый город-Гагра. По климатическим условиям – это одно из лучших мест отдыха на черноморском побережье Кавказа, самое тёплое и самое сухое. История города Гагры начинается со второго века до н.э.

Гармонично вписалась в естественную композицию зелени полевых ветвей, великолепная колоннада

По дороге от Гагры в Сухуми сохранились не только растительные динозавры, но и архитектурные. Это дача Сталина «Холодная речка». В отличии от подмосковных, так и застыла в начале 50-х.

Последний посёлок перед Сухуми Эшеры. Это самое мистическое место Абхазии. Там находится сооружение, которому уже больше 4000 лет отраду и земля поглощает странные доисторические могильники. На этом месте сочетается смерть и жизнь. Так же в Эшерах находиться мегалитические сооружения т.е. постройки из больших камней. Где-то 2000 лет назад – это были языческие захоронения, если присмотреться, то отверстие в которые клали покойников находятся внизу наполовину засыпанные землёй.

Абхазия – удивительная страна, с древней историей самобытной культурой. Страна души – как абхазы называют свою родину, является действительно райским уголком на Земле. Лазурное море, ласковое солнце горно-морской воздух – дарит всем заряд бодрости и прекрасного настроения. От сюда не хочется уезжать, так бы и любовался, морским прибоем, вдыхая воздух, накопленный ароматом высоких горных трав и хвойных, лиственных деревьев. Прощаясь со сказочной страной хочется оглянуться и, конечно же, приехать сюда вновь.