Агропромышленный комплекс как объект инвестирования

Важной особенностью современного периода развития как всего народного хозяйства, так и агропромышленного комплекса является необходимость увеличения инвестиционных потоков и ускорения научно-технического прогресса, что позволяет наряду с соответствующей государственной инвестиционной политикой способствовать систематическому и все более прогрессирующему организационному, экономическому, техническому и технологическому непрерывному обновлению агропромышленного производства и повышению его эффективности.

Рост инвестиций в агропромышленное производство является одним из путей повышения производственной эффективности, объемов производства, интенсификации сельского хозяйства, повышения производительности труда, снижения энерго- и материалоемкости и, в свою очередь, себестоимости продукции.

Приоритетность развития отдельных отраслей АПК с точки зрения поиска объекта приложения капитала приобретает особое значение, ибо проблемы первоочередного финансирования тех или иных отраслей касаются не только народного хозяйства в целом, но и развития определенных секторов экономики. То есть правильно выбранная стратегия приоритетов в сфере инвестиционных вложений позволяет достичь стратегической цели, определенной для АПК. Среди таких направлений различают три основных:

- приоритетное инвестирование в сельское хозяйство. В США размер финансовой помощи данному сектору составляет более 25% общей стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции, в странах ЕС этот показатель превышает 80%;

- первостепенное развитие перерабатывающей и пищевой промышленности;

- развитие социальной сферы села (создание условий для эффективных форм и методов привлечения трудовых ресурсов) [10].

Учитывая то, что именно сельское хозяйство является определяющим для первой и третьей сфер АПК, оно должно стать базовой отраслью в системе как государственной инвестиционной поддержки, так и привлечения частных, внутренних и внешних инвестиций.

При этом принято разделять пять первостепенных направлений вложения инвестиционных ресурсов в сельское хозяйство: замена физически или морально устаревшего оборудования, внедрение и освоение новых технологий и средств механизации, совершенствование племенной и селекционной работы, расширение производственных мощностей, развитие новых видов производств [16].

Не смотря на рост числа предприятий с иностранным участием в России, социально-экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в масштабах государства остается невысоким. Зарубежных инвесторов в первую очередь привлекают сферы, обладающие быстрым сроком окупаемости, обеспечением гарантиями, незначительностью вложений. Крайне скудны вложения иностранного капитала в те отрасли, которые работают на насыщение российского рынка дефицитными и высококачественными товарами, в технологическую модернизацию. Показательно то, что именно сельское хозяйство, обладающее широким потенциалом развития (совершенствования отношений собственности, внедрения новых технологий), малопривлекательно для иностранных инвесторов.

Капитальные вложения в отраслях АПК за счет всех источников финансирования по различным оценкам [32;33] в среднем уменьшились с 1991 по 2002 г. в 16 раз, в том числе в сельское хозяйство – в 60 раз. Удельный вес капитальных вложений в АПК в общем объеме инвестиций сократился за этот период с 27 до 4%. Отсюда и разрушение производственного потенциала АПК наряду с негативным влиянием неуправляемого импорта продовольствия.

Принятые в 2006 году государством меры по приоритетному развитию сельского хозяйства Российской Федерации, уже в первый год их реализации дали результаты, активизировав инвестиционную деятельность в аграрном секторе отечественной экономики (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства России (в фактически действовавших ценах)

Инвестиции 1990г. 1995г. 2000г. 2004г. 2005г. 2006г.
Млрд. руб. 39,5 9,3 31,4 62,7 79,1 127,9
Доля капитальных вложений в сельское хозяйство в общероссийском объеме инвестиций в основной капитал, % 15,9 3,5 2,7 2,9 2,7 3,6

Из данных таблицы 1.1. следует, что по сравнению с 2000 годом доля сельского хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал в минувшем году повысилась на 0,9-ных пункта. Это свидетельствует о некотором росте привлекательности аграрного сектора экономики для инвесторов, однако она оставалась в 4,4 раза ниже, чем в предреформенном 1990 году. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что за последние годы существенно изменилась структура инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства России по источникам финансирования: доля собственных средств организаций с 63,1% в 2004 году понизилась до 44,2% в 2006 году, а привлеченных – выросла с 36,9 до 55,8%, то есть на 18,9%-ных пункта. Во многом это связано с резким увеличением кредитных ресурсов, полученных в коммерческих банках. В 2006 году впервые стала стимулироваться инвестиционная деятельность малых форм хозяйствования на селе. Сумма выданных им кредитных ресурсов в 2006 году составила более 40 млрд. руб., из которых около 55% - ссуды гражданам, ведущим подворное хозяйство, 32% - крестьянским (фермерским) хозяйствам и остальные – сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Среди основных проблем как в АПК в общем, так и в сельском хозяйстве, влияющих на привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций, можно выделить следующие:

- отсутствие полноценной рыночной инфраструктуры (страховые, ипотечные, лизинговые услуги);

- недостаточная государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- свертывание инвестиционной деятельности на большинстве предприятий, низкий уровень иностранных инвестиций;

- нарушение межотраслевых, межрегиональных связей;

- снижение уровня технической оснащенности предприятий;

- ухудшение положения в социальной сфере, рост безработицы;

- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

- несовершенство налоговой системы;

- монополизм фондопроизводящих, обслуживающих, заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий.

Инвестиционная привлекательность как экономическая категория есть совокупность свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющая возможность использования инвестиционных ресурсов. Исходя из этого, под инвестиционной привлекательностью понимается степень заинтересованности потенциального инвестора, сформированная совокупностью определенных факторов. Факторы инвестиционной привлекательности принято подразделять на объективные и субъективные [8].

Объективные факторы инвестиционной привлекательности. Развитие предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию, неразрывно связано с природно-климатическими факторами – наличием благоприятных условий географической среды для сельскохозяйственных работ. Земля как природный ресурс и как основное средство производства в сельском хозяйстве изначально функционирует только в сочетании с другими природными факторами: количеством осадков, среднегодовой температурой, солнечной радиацией, то есть со всеми компонентами, которые входят в понятие «биоклиматический потенциал», что и обуславливает такую тесную зависимость уровня развития территории от природных факторов и состояния окружающей среды.

Следующим фактором успешности привлечения инвестиций является наличие и уровень квалификации рабочей силы, то есть трудовой фактор. Здесь немаловажная роль отводится усилиям местных властей, которые должны выделять средства на обучение, переподготовку и укомплектование предприятий квалифицированными кадрами.

Важное значение в инвестиционном процессе имеют состояние средств производства (степень изношенности основных фондов) и показатели эффективности производства (общая рентабельность на рубль себестоимости, отношение прибыли к стоимости реализованной продукции, отношение прибыли к общей сумме активов, отношение прибыли к производственным фондам и оборотным средствам).

Субъективные факторы инвестиционной привлекательности представляют собой качественные социально-экономические характеристики. Так результативность инвестиций во многом обусловлена правовой защищенностью инвестора и надежностью законодательно-правового механизма. Сложившиеся к настоящему времени формы гарантий и защиты инвесторов сводятся к трем уровням: федеральному, региональному и местному (законодательный фактор). Нормативно-правовая деятельность направлена на то, чтобы законодательно защитить инвестиции, а также права самих инвесторов на полученную собственность.

Финансовый фактор инвестиционной привлекательности, как и интеграционный, достаточно многогранен. При этом его основой является уровень инфляции, который, увеличиваясь, мощно блокирует инвестиционную активность. При повышении темпов инфляции на 1% динамика инвестиционной активности снижается в среднем на 0,4%.

Таким образом, инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных предприятий носит многофакторный характер, который и определяет степень интенсификации инвестиционной деятельности.

14 июля 2007 года постановлением Правительства РФ была утверждена «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008 - 2012 годы.

Основными целями на пятилетний период Госпрограмма определяет устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, сохранение и воспроизводство используемых в сельхозпроизводстве земельных и других природных ресурсов. На реализацию программы их федерального бюджета будет выделено свыше 551 млрд. руб., то есть в среднем по 110 млрд. руб. в год. Если брать предыдущую пятилетку, то это в 3 раза больше. Кроме того, для формирования консолидированного бюджета Госпрограммы предусматривается выделение субъектами РФ свыше 554 млрд. руб. Таким образом, соотношение нагрузки федерального и регионального бюджетов составляет 50:50, что соответствует опыту ряда зарубежных стран, включая Канаду и ФРГ.

К 2012 году планируется достичь прироста физического объема продукции сельского хозяйства на 24,1% и повысить уровень инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2008 – 2012 годах до 946,8 млрд. руб. За счет регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия долю отечественных продовольственных товаров в ресурсах розничной торговли планируется довести до 70%. В социальной сфере предусмотрено в 2012 году увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году, повысить уровень газификации в сельской местности до 60%.

Госпрограмма предполагает системный подход к решению производственных, финансовых и социальных проблем, включает мероприятия по улучшению жилищных условий, социальной и инженерной инфраструктуры села, что позволит обеспечить повышение уровня и качества жизни, будет способствовать улучшению социально-демографической ситуации в сельской местности.

В разделе «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства» предусмотрены комплексы мер по поддержанию почвенного плодородия, созданию системы государственного информационного обеспечения в сельскохозяйственной отрасли, развитию информационно-консультационной службы и переподготовке кадров.

Особую поддержку в рамках программы получит животноводство, что обусловлено, прежде всего, растущим спросом на животноводческую продукцию, а также необходимостью решения проблем низкой продуктивности и доходности этой отрасли. Предполагается рост поддержки племенного дела, количество племенных хозяйств планируется увеличить с 450 до 700.

В растениеводстве в качестве приоритетных направлений выбраны элитное семеноводство, увеличение производства рапса, необходимое для обеспечения полноценными кормами животноводства и для производства биотоплива, развитие льняного комплекса, закладка многолетних насаждений и др.

Достижение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей планируется обеспечить через расширение доступности кредитов, развитие малых форм хозяйствования на селе, осуществление комплекса мер по технической и технологической модернизации в сельском хозяйстве, мероприятий по снижению рисков через развитие страховой деятельности и компенсацию ценовых колебаний на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Данная федеральная программа стала правовым основанием для разработки и утверждения долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области" на 2008 - 2012 годы.

Основными целями областной программы являются: устойчивое развитие территорий Смоленской области, относящихся к сельской местности; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в Смоленской области, на основе повышения финансовой устойчивости и увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала Смоленской области, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов; сокращение дефицита квалифицированных кадров в сельском хозяйстве области.

Общий объем финансирования из областного бюджета должен составить 2758,3 млн. рублей. Планируется затратить на реализацию следующих мероприятий программы:

- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий Смоленской области - 342,3 млн. руб.

- поддержание почвенного плодородия - 183,5 млн. руб., в т.ч. на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение минеральных удобрений - 73,8 млн. руб.

- поддержку племенного животноводства - 192,265 млн. руб.

- развитие производства льна - 222,1 млн. руб.

- производство рапса - 17,16 млн. руб.

- повышение доступности кредитов - 702,635 млн. руб.

- снижение рисков в сельском хозяйстве области - 18,7 млн. руб.

В ходе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:

- увеличение к 2012 году по сравнению с уровнем 2006 года объемов введенного и приобретенного жилья в сельской местности в 1,6 раза;

- строительство и реконструкция за 2008 - 2012 годы 112,5 км сетей водоснабжения и 645 км сетей газоснабжения;

- увеличение к 2012 году по сравнению с уровнем 2006 года среднегодового объема производства продукции сельского хозяйства Смоленской области на 3,6 процента;

- привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства Смоленской области за 2008 - 2012 годы в размере 9,13 млрд. рублей.

Рост инвестиций в основной капитал на развитие сельского хозяйства позволит значительно увеличить ввод в действие производственных мощностей сельхозорганизаций за счет нового строительства, расширения и реконструкции существующих.