Административно-территориальное устройство России

История административно-территориального деления России

В X веке, когда ещё не существовало единого централизованного государства, княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки.

На первых этапах становления России как государства возникла необходимость деления страны на административные единицы.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 года территория Российской империи была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. После первой петровской реформы губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов.

7 ноября 1775 года Екатерина II подписала указ, в соответствии с которым размеры губерний были уменьшены, их число увеличено вдвое, ликвидированы провинции (в ряде губерний внутри них были выделены области) и изменена нарезка уездов. Позже были учреждены наместничества. Екатерининская реформа была завершена в 1785 году, и в её результате территория Российской империи стала делиться на 38 наместничеств, 3 губернии (Петербургскую, Московскую и Псковскую) и 1 область на правах наместничества (Таврическую).

По состоянию на 1847 год в Российской империи насчитывалось 55 губерний и 3 области. Для поддержания порядка на завоеванных окраинных территориях, были созданы военизированные органы управления – генерал-губернаторства, их назначал царь своим указом.

В 1861г. добавились волости, которые делились на земства.

Территория делилась на административные единицы исключительно по признаку численности. Созданное в период правления Екатерины II административное устройство практически сохранилось вплоть до конца 20-х годов.

Районирование России до 1917года

Административно-территориальное деление России в дореволюционный период преследовало, прежде всего, цель укрепления строя и служило главным образом для регулярного взыскания налогов с населения.

Экономическое районирование имеет свою историю, к ней можно отнести труды Х. А. Чеботарева «географическое методическое описание Российской империи» (1776г.). Взяв за основу географическое положение он выделил северные, южные, восточные и западные губернии. С. И. Плещеев в конце XVIII в. издал работу «Обозрение Российской империи…», где ученый разбил страну на три полосы: северная, средняя и полуденная.

В XIXв., а именно в 1818 году К. И. Арсеньев в работе «Начертание статистики Российского государства», (1818) указал «исходя из чисто географических соображений», в европейской России были выделены 10 «пространств» — 1. Северное (включало Финляндию), 2. Алаунское, 3. Балтийское (остзейские губернии), 4. Низменное (в том числе Литва) и т. д.

Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые попытки экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. Известный статистик и географ П. П. Семенов-Тян-Шанский в середине прошлого века осуществил районирование европейской части России на так называемые четырнадцать естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX века, в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись, как компактные своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России.

Заслуживают внимание работы по районированию знаменитого русского химика Д. И. Менделеева, который в 1893 г. разделил Россию на 14 краев и в основу этого деления положил наряду с природными факторами уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов. Большое значение в истории экономического районирования имел труд П. П. Семенова-Тян-Шанского (в соавторстве с Н. Н. Штруппом) «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (1911 г.), в котором выделяется 1065 торгово-промышленных микрорайонов, объединенных в 12 полос. Среди работ по сельскохозяйственному районированию заслуживают внимания появившиеся в начале XX в. Труды А. И. Скворцова, который в основу районирования положил природные признаки, А. Н. Челинцева, районирование которого основано на экономических принципах.

Однако в условиях царской России все эти опыты районирования имели лишь познавательное, а не практическое значение.

Дореволюционное административно-территориальное деление сдерживало развитие рыночной капиталистической экономики, образования внутреннего рынка и свободу капиталистического оборота, а следовательно, не соответствовало интересам капитализма того времени.

Экономическое районирование являлось основой рационального, наиболее эффективного размещения еще в дореволюционный период и первые опыты дореволюционного экономического районирования послужило научной основой, научной базой, подходами к современному экономическому районированию.

Районирование СССР

Возникновение общенародной собственности на средства производства в СССР создало предпосылки превращения экономики СССР в единый народнохозяйственный комплекс, развивающийся не по законам рынка, а на основе народнохозяйственных планов.

В числе научных основ их разработки была и методология экономического районирования, основы которой были заложены до революции К. И. Арсеньевым, П. П. Семёновым-Тян-Шанским, Д. И. Менделеевым и др. В новых условиях районирование, помимо пассивного сбора и анализа экономико-географических и статистических народнохозяйственных данных, стало инструментом, обеспечивающим комплексное развитие.

В национальных районах были созданы союзные республики. Союзной республикой стала и Россия, которой был придан статус федеральной республики. В районах компактного проживания отдельных национальностей были образованы автономные республики, а в ряде областей и краев - автономные области и автономные национальные округа. В СССР были образованы 15 союзных республик: РСФСР, Украинская, Белорусская, Эстонская, Латвийская, Литовская, Молдавская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Туркменская, Таджикская, Киргизская, Узбекская и Казахская ССР.

В 1920-х годах в соответствии с сеткой экономического районирования Госплана был осуществлен план ГОЭЛРО, проведена реформа административно-территориального деления. Было выделено 8 районов. Районирование не распространялось на Дальний Восток и Восточную Сибирь. Позже, в 1921г. под руководством председателя Госплана Г. М. Кржижановского были разработаны основные принципы экономического районирования. По проекту Госплана был выделен 21 район, где учитывалось целый ряд взаимосвязанных факторов: экономический, национальный, исторический, перспективный, транспортный и др.

Планы 1-й пятилетки (1929—1932) были составлены по 24 районам, 2-й пятилетки (1933—1937) — по 32 районам и зоне Севера, 3-й пятилетки (1938—1942) — по 9 районам и 10 союзным республикам, одновременно области и края были сгруппированы в 13 основных экономических районов, по которым и производилось планирование развития народного хозяйства в территориальном разрезе.

В 1963 утверждена таксономическая сетка, уточнённая в 1966 году, включающая 18 крупных экономических районов (из них 10 в составе РСФСР) и Молдавскую ССР. В 1967 году Якутия была переведена из Восточной Сибири в Дальний Восток.

В 1982г. последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 на территории России:

        ·  Северо-Западный

        ·  Северо-Кавказский

        ·  Северный

        ·  Уральский

        ·  Центральный

        ·  Западно-Сибирский

        ·  Центрально-Черноземный

        ·  Восточно-Сибирский

        ·  Волго-Вятский

        ·  Дальневосточный

        ·  Поволжский

Районирование в современной России

В настоящее время органами статистики России используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов. Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР) поддерживается Минэкономразвития России.

Эта сетка практически полностью соответствует составу экономических районов СССР, входивших в РСФСР (таксономии 1967 года), с небольшими исключениями:

  ·  в 1986 году из состава Северо-Западного района был выделен Северный экономический района (таким образом число регионов увеличилось до 11).

  ·  в конца 1980-х годов Башкирия была переведена из Поволжского района в Уральский район.

  ·  также в составе СССР Калининградская область входила в Прибалтийский экономический район, а в настоящее время она входит в Северо-Западный экономический район. В то же время Калининградская область признана особой экономической зоной.

Главной целью формирования федеральных округов являлось укрепление государственности, предотвращение распада страны, ограничение чрезмерной суверенизации субъектов Федерации.

В настоящее время при районировании используются следующие основные принципы:

1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народно-хозяйственного комплекса страны.

2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района.

3. Административный принцип определяет единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны.

Современное экономическое районирование России [табл. №1] включает три основных звена:

   I. высшее звено – федеральные округа;

   II. среднее звено – края, области, республики;

   III. низшее звено – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Таблица №1.

Экономические районы России.

Район Субъекты РФ
1. Центральный 1. Брянская область
2. Владимирская область
3. Ивановская область
4. Калужская область
5. Костромская область
6. Москва
7. Московская область
8. Орловская область
9. Рязанская область
10. Смоленская область
11. Тверская область
12. Тульская область
13. Ярославская область
2. Центрально-Чернозёмный 1. Белгородская область
2. Воронежская область
3. Курская область
4. Липецкая область
5. Тамбовская область
3. Восточно-Сибирский 1. Республика Бурятия
2. Республика Тыва
3. Республика Хакасия
4. Забайкальский край
5. Красноярский край
6. Иркутская область
4. Дальневосточный 1. Республика Саха (Якутия)
2. Еврейская автономная область
3. Камчатский край
4. Чукотский автономный округ
5. Приморский край
6. Хабаровский край
7. Амурская область
8. Магаданская область
9. Сахалинская область
5. Северный 1. Республика Карелия
2. Республика Коми
3. Архангельская область
4. Вологодская область
5. Мурманская область
6. Ненецкий АО
6. Северо-Кавказский 1. Республика Адыгея
2. Республика Дагестан
3. Республика Ингушетия
4. Кабардино-Балкарская Республика
5. Карачаево-Черкесская Республика
6. Краснодарский край
7. Ростовская область
8. Республика Северная Осетия — Алания
9. Ставропольский край
10. Чеченская Республика
7. Северо-Западный 1. Санкт-Петербург
2. Ленинградская область
3. Новгородская область
4. Псковская область
8. Поволжский 1. Республика Татарстан
2. Астраханская область
3. Волгоградская область
4. Пензенская область
5. Самарская область
6. Саратовская область
7. Ульяновская область
8. Республика Калмыкия
9. Уральский 1. Башкортостан
2. Удмуртия
3. Курганская область
4. Оренбургская область
5. Пермский край
6. Свердловская область
7. Челябинская область
10. Волго-Вятский 1. Республика Марий Эл
2. Республика Мордовия
3. Чувашская Республика
4. Кировская область
5. Нижегородская область
11. Западно-Сибирский 1. Кемеровская область
2. Новосибирская область
3. Омская область
4. Томская область
5. Тюменская область
6. Ханты-Мансийский автономный округ
7. Ямало-Ненецкий автономный округ
8. Республика Алтай
9. Алтайский край
12. Калининградская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено – используется центральными органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, федеральные округа имеют четко выраженную специализацию, до 5-7 отраслей. Среднее звено – используется для руководства отраслями хозяйства и социальной сферой в пределах субъекта Российской Федерации. Низшее звено играет важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и размещении сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

Российская Федерация в настоящее время делится на две экономические зоны: Западную (Европейская часть России) и Восточную (Урал, Сибирь и Дальний Восток).