Антропогенные (культурно исторические) памятники Италии

Италия сыграла важную роль в формировании истории и культуры стран Западной Европы. Две тысячи лет назад эта страна была центром Римской империи. В её подчинении находилась большая часть Западной Европы и Средиземноморского побережья. Язык римлян, латынь, лег в основу нескольких современных европейских языков – не только итальянского, но и французского, испанского, португальского и румынского. Римская архитектура, законы, литература и инженерное искусство оставили огромный след в мировой культуре.

В XV веке Италия стала центром движения, которое получила название Ренессанс. Это было время, когда учёные экспериментировали и разрабатывали новые идеи. Итальянские художники, скульпторы, архитекторы, и писатели были самыми почитаемыми людьми в Европе. Итальянские здания, возведенные в то время, украшены знаменитыми на весь мир росписями и скульптурами.

В Италии великое множество объектов, достойных внимания.

Италия знаменита своими художественными сокровищами и бесподобными пейзажами. Двумя ее величайшими поклонниками были жившие здесь английские поэты – романтики  XIX века Перси Баши Шелли и Джордж Гордон Байрон. Шелли который утонул в бурю на маленьком суденышке вблизи от берегов Специи, называл Италию «раем изгнанников», а Байрон 28 апреля 1814 г писал Аннабелле Милбанк «Италия – это мой магнит». Н. В. Гоголь в одном из писем говорил «Вся Европа – для того, чтобы смотреть, а Италия – для того, чтобы жить. Вот моё мнение: кто был в Италии, тот скажет «прощай» другим землям. Кто был на небе, тот не захочет на землю».

Интересно, что итальянцы во все времена, начиная от средневековых поэтов Боккаччо и Данте, говорили о своей стране очень по разному. Столетиями Италию изображали в виде падшей женщины или даже борделя. Многие из современных проблем Италии коренятся именно в её истории как страны множества отдельных воюющих между собой городов государств, позднее подпавшей под власть других европейских держав.

Подобно многим другим городам древности, античный Рим ушел в землю. Дома и церкви строили прямо с верху, и только кое где можно было увидеть фрагменты почти целиком ушедших в землю развалин. Через тысячу с лишнем лет после падения Западной Римской империи остатки города стали появляться на свет, извлекаемые из глубины двадцати и более метров. Со времен поздней античности новое строительство в Риме велось поверх старых зданий: термы Траяна возведены на руинах дворца Нерона – Золотого дома; термы Диоклетиана – на двух храмах и нескольких общественных и частных зданиях. Римляне не всегда разрушали фундаменты памятников, на которых строили, или разбирали те, что разваливались. Запрет языческих культов, закрытие языческих храмов в конце IV  в, обнищание населения и набеги варваров усугубили упадок великого Рима. Жители больше не строили нового и не поддерживали старые здания в должном состоянии; статуи и предметы культа, не разграбленные варварами, растаскивались самими жителями. Форум, Палатенский дворец, Колизей превращались в общественные помойки, зарастали травой и покрывались пылью времен. В конце V в Теодорих, правитель Остгодского королевства в Италии, восстановил театр Помпея, поощрял строительство новых зданий и реставрацию терм, цирков, канализации и акведуков. Многое можно увидеть и в наше время.

20 апреля 1863 г, научные круги взволновало известие о чрезвычайно важной находке в Прима Порта. Некто Джузеппе Гальярди обнаружил  глубоко в  руинах статую императора Августа, прекрасно сохранившуюся. Римский Папа немедленно потребовал продать ему этот шедевр в музей Кьярамонти, где он и до сих пор находится. Методы исследования античности развивались в XIX в, постепенно побеждал филологический подход: критический метод применявшийся к текстам, распространялся на изучение произведений искусства и памятники, которые старались дотировать, идентифицировать, определять их место положение. 1850 году были закончены раскопки на Форуме, его планировка была хорошо изучена. 1845 году было определено место расположения Камиции – место народных собраний в Древнем Риме. Начиная с этого времени были предприняты и другие раскопки. На Палатине археологи нашли так называемый, Дом Ливии, остатки храма Аполлона, считавшегося в ту эпоху храмом Юпитера Победителя, а так же многочисленные остатки императорских дворцов. Археологические раскопки разыскивают до сих пор бесценные памятники нашего прошлого.

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, что выражалось в основном в использовании многих мотивов готики. Вместе с тем сама итальянская готика на северную не походила она тяготела к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям архитектуры, широким поверхностям стен Церковь Санта-Кроче, одна из самых больших во Флоренции, была начата Арнольфо ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в XIX в). Храм отличается широкими пролётами, единым светлым внутренним пространством, вместо сложных готических сводов в нём использовано деревянное потолочное перекрытие В 1296 г во Флоренции начали строить собор Санта-Мария дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать алтарную часть собора огромным куполом. Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство затянулось, его завершили только в период раннего Возрождения. В 1334 г по проекту Джотто было начато строительство колокольни собора, так называемой кампанилы — стройной прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными членениями и красивыми готическими окнами, стрельчатая арочная форма которых ещё долго сохранялась в итальянской архитектуре.

Среди наиболее известных городских дворцов — палаццо делла Синьория во Флоренции. Предполагают, что его построил Арнольфо ди Камбио. Это тяжёлый куб с высокой башней, облицованный грубым камнем. На фасаде — окна разной величины, незаметный вход расположен сбоку. Здание определяет облик старого городского центра, суровой громадой вторгаясь на площадь. Могучий дворец служил символом независимости Флоренции. Более нарядно ритмически организованное палаццо Публике в Сиене (1298—1310 гг.). Его фасад выходит на площадь дель Кампо. Подобная амфитеатру, расположенному на склоне холма, площадь как нельзя лучше приспособлена для созерцания различных зрелищ множеством народа. Площадь дель Кампо — первый в Европе праздничный центр города, где устраивались турниры и

театральные представления. До сих пор каждый год здесь происходят конные состязания между городскими округами. Им предшествует красочный парад участников в средневековых костюмах.

Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284).  Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Колонны опираются на спины лежащих львов.

Одна из лучших работ мастера, выполненная им совместно с отцом и сыном Пизано, — фонтан на площади Перуджи. Украшенный многочисленными рельефами и статуями фонтан Фонте Маджоре, оконченный в 1278 г, стал гордостью города. Запрещалось поить из него животных, брать воду в бочонки из-под вина или в немытую посуду. Полулежащие фигуры, выполненные Арнольфо ди Камбио для фонтана, сохранились в городском музеи во фрагментах. В них скульптор сумел передать всё богатство движений человеческого тела.

Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помошник Никколо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.

Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.

Сложные многофигурные рельефы, украшающие кафедры в соборе Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены порывистым движением. Фигуры, утратив спокойствие образов Никколо Пизано, словно стремятся вырваться из камня. Их жесты естественны, лица выразительны. Особенно экспрессивны такие драматические сцены, как «Распятие» и «Избиение младенцев».

Переплелись между собой многочисленные фигуры; матери, пытаясь спасти своих детей, вступают в схватку с солдатами; даже львы, поддерживающие пизанскую кафедру, кажется, рычат от ярости.

Статуям Джованни Пизано присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках. Но его Небесные Царицы почти суровы, полны сильного внутреннего чувства; их лица с резким прямым профилем обращены к Спасителю. Мать обменивается с Ним долгим пристальным взглядом.

Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников  служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.), принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511—1574), итальянского архитектора, живописца и историка искусства.

Первое жизнеописание в книге Вазари посвятил Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо; около 1240 — около 1302), которого он назвал родоначальником нового итальянского стиля живописи. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Его образам свойственны отвлечённость и статичность. Хотя Чимабуэ в творчестве следовал византийским традициям, он старался выразить в своих работах земные чувства, смягчить жёсткость византийского канона.

Поиски нового гораздо решительнее обнаружили себя в произведениях Пьетро Каваллини (между 1240 и 1250 — около 1330), поклонника позднеантичной живописи. Каваллини жил и работал в Риме. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Трастевере, около 1293). Живописец придавал изображениям объёмность и материальную осязаемость. Достижения Каваллини перенял Джотто ди Бондоне (1266 или 1267—1337), величайший художник Проторенессанса, истинный новатор в итальянской живописи.

Наиболее известные произведения Джотто — фрески в капелледель Арена в Падуе (1304— 1306 гг ), названной так потому, что на её месте когда-то находилась арена цирка. Капелла была построена в самом начале XIV в. падуанским банкиром Энрико Скровеньи, который заказал Джотто выполнить росписи, а Джованни Пизано — статую Мадонны с Младенцем.

Сравнительно небольшая капелла имеет форму вытянутого прямоугольника. Тот, кто переступает её порог, останавливается в радостном изумлении: столько света и простора в сравнительно небольшом помещении. Это впечатление возникает благодаря фрескам Джотто с их сияющими красками и ясностью форм. На холодновато-синем фоне выделяются фигуры, написанные в жёлтых, розовых, зелёных тонах. Роспись посвящена жизни Богоматери и Христа. На стене у входа помещён «Страшный суд», напротив находится «Благовещение».

Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1320), старший современник Джотто и основатель сиенской школы живописи, в своем творчестве придерживался традиций византийской иконописи Его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Маэста» («Величие») Когда икону переносили из мастерской в Сиенский собор, в городе было устроено всенародное торжество В центре вытянутой горизонтальной композиции восседает на троне Мадонна с Младенцем Их окружают святые и ангелы, а также отдельные, меньшие по размерам сцены, посвященные Богоматери и Христу Оборотная сторона доски состояла из множества небольших, полных драматизма изображений на темы Страстей Господних.

К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (около 1284—1344), крупнейший и изысканнейший мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что, несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы.

Особенно хорошо известен алтарный образ «Благовещение» (1335 г.), ныне находящийся в галерее Уффици во Флоренции. Это центральная часть алтарной картины, каждая деталь которой отмечена утончённой красотой. Произведение отличают богатство цвета на фоне матового золота, певучий ритм линий. Изящная Мария, коленопреклонённый ангел, между ними прекрасная золотая ваза с белыми лилиями, словно отлитые из золота лёгкие декоративные детали фона — всё проникнуто тонкой поэзией.

Петрарка писал уже после кончины Мартини: «Я знал двух художников — оба они талантливы и великолепны: это Джотто во Флоренции, чья слава среди современников велика, и Симоне из Сиены».