Взаимоотношения НАТО и РОССИИ

РОССИЯ – общий обзор

Россия (Российская Федерация), государство в Восточной Европе и в Северной Азии (занимает их большую часть). Граничит с Северной Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией. Площадь 17 075,4 тыс. км2 (первое место в мире). Население 144,2 млн. человек (2004, седьмое место в мире). 1092 города, 2270 поселков городского типа (2001).

Столица — Москва (10,5 млн.). Другие крупные города: Санкт-Петербург (4,7 млн.), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.

Государственное устройство. Административно-территориальное деление:

Россия — демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Действующая Конституция России одобрена на всенародном референдуме 12 декабря 1993. Официальный (государственный) язык на всей территории Российской Федерации — русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка. Глава государства — президент Российской Федерации, избираемый российскими гражданами на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент является также Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации.

Представительный и законодательный орган Российской Федерации (ее парламент) — Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Государственная дума и Совет Федерации. Исполнительную власть осуществляет правительство Российской Федерации во главе с председателем, назначаемым президентом с согласия Государственной думы. С 1996 начат процесс объединения России и Белоруссии в единое государство.

В составе Российской Федерации 89 субъектов федерации: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, 1 автономная область и 10 автономных округов. Вся территория разделена на 7 федеральных округов.

Население:

Русские составляют 116 млн. 80% (2002, перепись); проживает 156 народов (наиболее крупные (свыше 1 млн. человек) — татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, немцы. Городское население составляет 106,4 млн. (73% по данным переписи 2002), сельское — 38,8 млн. человек. 1/5 всего населения проживает в городах численностью свыше 1 млн. человек. Средний возраст населения — 37,7 лет (2002).

Основная религия — православное христианство (90% верующих), остальные — мусульмане, буддисты и др. Плотность населения 8,5 чел./км2 (большинство территории, 70% составляют малопригодные для жизни районы Крайнего Севера и приравненные к ним, где проживают лишь 8% населения).

Географическое положение:

Большая часть европейской территории России расположена в пределах Восточно-европейской равнины. На юге — северные склоны Кавказа, на северо-западе — горы Хибины. К востоку от Урала — Западно-Сибирская равнина, окаймленная на юге горами Южной Сибири (Алтай, Саяны, горы Прибайкалья, Забайкалья и др.). Между Енисеем и Леной расположено Среднесибирское плоскогорье, между Леной и Тихим океаном — хребты и нагорья Северо-восточной Азии.

Климат:

Климат изменяется от морского на крайнем северо-западе до резко континентального в Сибири и муссонного на Дальнем Востоке. Средние температуры января от 0 до -50 °С, июля от +1 до +25 °С. Осадков от 150 до 2000 мм в год. Во многих районах Сибири и Дальнего Востока — многолетняя мерзлота. Наиболее крупные реки: Лена, Иртыш, Енисей, Обь, Волга, Амур; крупнейшие озера — Каспийское (море), Байкал, Ладожское, Онежское. На территории России (с севера на юг) располагаются зоны: арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная, степная, полупустынная (Прикаспийская низменность).

Полезные ископаемые:

Месторождения нефти, природного газа, угля, железных руд, апатитов, калийных солей, фосфоритов, руд цветных, редких и драгоценных металлов, алмазов и др. 85 заповедников и 25 природных национальных парков (1993).

Экономика:

Россия — индустриально-аграрная страна, территория которой разделена на 12 крупных экономических районов (Северный, Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградская обл.). В структуре национального дохода (1994, %): промышленность 29, сельское хозяйство 7, строительство 7,7, транспорт и связь, материально-техническое снабжение, заготовки и др. — 34,0.

Денежная единица — рубль.

Промышленность:

Добыча (1996) нефти (включая газовый конденсат) 2,1 млн. баррелей (главным образом Западно-Сибирская и Волго-Уральская нефтегазоносные провинции), природного газа 583 млрд. м3, угля 326,8 млн. тонн (Кузнецкий, Печорский, Канско-Ачинский, Южно-Якутский бассейны и др.), железной руды 76 млн. тонн (Курская магнитная аномалия, месторождения Урала, Западной Сибири и др.). Крупная черная (выплавка стали 58,3 млн. тонн, чугуна 40,5 млн. тонн — Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Череповец, Липецк и др.) и цветная (Норильск, Красноярск, Иркутск и др.) металлургия.

Разрабатываются месторождения алмазов в Якутии. Машиностроение (тяжелое, общее, среднее, производство приборов, точных машин и инструментов и др.); крупные центры — Москва, Санкт-Петербург, на Урале, в Поволжье, Западной Сибири. Химическая и нефтехимическая промышленность (производство пластмасс, минеральных удобрений, химических волокон, автопокрышек и др.); важнейшие районы химической промышленности: Центральный, Северо-запад, Поволжье и Урал. Лесная промышленность развита в северных и восточных районах страны. Развито производство стройматериалов, легкая (главным образом текстильная) и пищевая промышленность. Выработка электроэнергии 860 млрд. кВт.ч (1995). На территории России функционируют объединенные энергетические системы Центра, Северо-запада, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, входящие в Единую энергетическую систему страны. Наряду с многочисленными ТЭС действуют мощные Волжско-камский и Ангаро-Енисейский гидроэнергетические каскады, ряд АЭС.

Сельское хозяйство:

Сельскохозяйственные угодья составляют (1994, млн. га) 219,6, в т. ч. пашня 132,3 млн. га, сенокосы 23,2, пастбища 64,7. Более 4/5 пашни приходится на Центральный и Центрально-Черноземный районы, Поволжье, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь. Земледелие дает 36% валовой продукции сельского хозяйства, животноводство свыше 60%. В 1993 посевная площадь сельскохозяйственных культур 111,8 млн. га. Основные сельскохозяйственные культуры: зерновые, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, лен. Валовой сбор (1997): зерно 86,8 млн. метрических тонн, сахарная свекла 25,5 млн. тонн, подсолнечник 7,8 млн. тонн, картофель 37,7 млн. тонн, льноволокно 0,06 млн. тонн. Основные районы возделывания: пшеницы — Поволжье, Северный Кавказ, Западная Сибирь, Урал и Центрально-Черноземный районы; льна — Центральный и Северо-западный районы; подсолнечника — Северный Кавказ, Поволжье и Центрально-Черноземный район; сахарной свеклы — Центрально-Черноземный район и Северный Кавказ. Доля орошаемых земель 4%, главным образом Северный Кавказ и Поволжье (1994). Мясомолочное и мясошерстное животноводство. Поголовье (1997, млн.): крупного рогатого скота 35,8, свиней 19,5, овец и коз 43,7. Эксплуатационная длина (1996, тыс. км) железных дорог 152, автодорог 949, в т. ч. с твердым покрытием 725, магистральных трубопроводов 206, внутренних водных путей 101. Тоннаж морского торгового флота ок. 10 млн. брутто-регистровых тонн. Водные системы: Беломорско-Балтийский канал, канал им. Москвы, Волго-Донской канал, Волго-Балтийский водный путь. Важнейшие морские порты — Санкт-Петербург, Ванино, Новороссийск, Мурманск, Калининград. Важнейшие узлы автосообщений — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Хабаровск, Адлер, Минеральные Воды. В России свыше 100 курортов. Общероссийское значение имеют курорты на Черноморском побережье Кавказа (Сочи и др.), группа курортов Кавказских Минеральных Вод и др.

История:

На части территории России возникли в 1-м тыс. до н. э. Боспорское государство, Скифское государство. В 552-745 гг. часть территории России занимало государство племенного союза тюрков — Тюркский каганат. В середине 7 — конце 10 вв. в Нижнем Поволжье, Северном Кавказе, Приазовье располагалось государство Хазарский каганат. В начале 8 в. — 926 на Дальнем Востоке существовало государство Бохай. В 10-14 вв. в Среднем Поволжье и Прикамье находилась Волжско-камская Булгария. В 9 в. образовалось Древнерусское государство. Ок. 988 принято христианство в качестве государственной религии Руси.

В 12-14 вв. существовали Новгородская республика, Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское и другие княжества. В 13 в. русские княжества, Волжско-камская Булгария подверглись монголо-татарскому нашествию (1237-1242), шведской и немецкой агрессии (Невская битва, 1240; Ледовое побоище, 1242). Почти 250-летнее монголо-татарское иго закончилось изгнанием захватчиков объединенными силами русских земель (Куликовская битва, 1380; «Стояние на Угре», 1480). В 14-16 вв. вокруг Москвы сложилось Русское централизованное государство, включившее в себя все земли Северо-восточной и Северо-западной Руси. В конце 16 — середине 17 вв. оформилось крепостное право. В начале 17 в. Россия отразила польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине 17 в. Украина вошла в состав Российского государства. Усиление крепостнической эксплуатации вызвало восстания и крестьянские войны (начало 17 в., 1670-1671, 1707-1709, 1773-1775). Петровские реформы (конец 17 — первая четверть 18 вв.) содействовали социально-экономическому и культурному развитию страны, победе в Северной войне 1700-1721 гг., что дало выход к Балтийскому морю.

В результате присоединения в 16-19 вв. территорий Севера, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, вхождения в состав России ряда нерусских народов образовалось многонациональное государство (см. Российская империя). Россия отразила наполеоновское нашествие в Отечественной войне 1812. Крестьянская реформа 1861 отменила крепостное право, способствовала социально-экономическому развитию. В 1898 была создана РСДРП, в начале 20 в. возникли и другие политические партии (кадеты, октябристы, эсеры и др.), профсоюзы; учреждена Государственная дума. Русско-японская война 1904-1905 гг. способствовала Революции 1905-1907 гг. в России. Россия приняла участие в Первой мировой войне 1914-1918. В ходе Февральской революции 1917 самодержавие было свергнуто. 25 октября (7 ноября) 1917 произошла Октябрьская революция 1917. Провозглашена власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Одновременно происходила насильственная ликвидация ряда политических партий, приведшая к установлению монополии политической власти Коммунистической партии, постепенно слившейся с централизованным государственным аппаратом. Гражданская война и военная интервенция 1917-22 гг. способствовали утверждению военно-коммунистических принципов организации общества, системы производства и распределения («Военный коммунизм»). В январе 1918 образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). В 1921 была принята новая экономическая политика (нэп). 30 декабря 1922 РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик(СССР). В 1941 началась Великая Отечественная война с фашистской Германией, унесшая миллионы человеческих жизней (по некоторым оценкам, около 30 млн. человек).

После окончания войны в мае 1945 началось восстановление разрушенного народного хозяйства. В 1985-1991 гг. в стране проводилась политика перестройки, направленная на коренные социально-экономические преобразования. Но цели перестройки не были достигнуты. В 1991 СССР распался.

За год до распада 12 июня 1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. 17 марта 1991 на Российском референдуме был учрежден пост Президента Российской Федерации (в том же году первым президентом избран Б. Н. Ельцин). С декабря 1991 Россия входит в Содружество Независимых Государств (СНГ). В декабре 1993 принята Конституция Российской Федерации; проведены выборы в Федеральное Собрание. В 1996 начат интеграционный процесс с Белоруссией. В 2000 президентом избран В. В. Путин.

Национальный праздник — День принятия Декларации о независимости России (День независимости России, 12 июня).

Геостратегическое положение России

На заседании Совета безопасности президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова выходить на новый уровень взаимодействия с НАТО и углублять сотрудничество в военно-технической области. При этом наиболее приоритетными направлениями сотрудничества названы противодействие терроризму, распространению оружия массового уничтожения, наркотрафику и организованной преступности. "Современная Россия уже не раз доказывала, что может быть надежным стратегическим партнером - ответственным и способным брать на себя значимую долю обязательств по поддержанию региональной безопасности и стабильности в мире в целом", - заявил российский лидер. И напомнил, что в Афганистане удалось нанести серьезный удар по международному терроризму и тем самым укрепить безопасность южных рубежей Содружества, что стало возможным "благодаря беспрецедентно тесному взаимодействию России и НАТО".

Но, по словам Путина, позиции НАТО и России могут совпадать далеко не во всем, например российский лидер по-прежнему убежден, что географическое расширение блока не имеет аргументированного обоснования. Очевидно, речь шла о стремлении некоторых стран СНГ к более тесному сотрудничеству с альянсом.

Россияне, как и их лидер, тоже говорят о необходимости укрепления отношений с НАТО, о чем свидетельствуют данные опросов Фонда "Общественное мнение". Сегодня идею "укрепления партнерства" поддерживает 51% жителей России, что на 7% меньше, чем в 2001 году. И только 26% опрошенных не видят в НАТО угрозы России.

В этом году НАТО и Россия подписали договор, который обе страны называют новой вехой в двустороннем сотрудничестве.

Это событие произошло в Вильнюсе, где проходила  встреча министров иностранных дел стран НАТО. На встречу - приехал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Подписанный им договор с НАТО создает юридическую базу для пребывания военнослужащих стран альянса на территории России и наоборот. Обозреватели отмечают, что это создает возможности для транзита войск в горячие точки и для организации совместных маневров.

"Это создает юридические рамки, которые позволят нам значительно увеличить наши возможности по совместным действиям перед лицом общих угроз", - заявил генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.

Как отмечает корреспондент Би-би-си в Вильнюсе Джонатан Бил, эта встреча может  усилить разногласия между Россией и НАТО. Альянс также добивается вывода российских войск из Грузии и Молдавии.

В целом политика Запада в отношении России в последние годы дает основания   предполагать, что наша страна всерьез не рассматривается ими как равноправный партнер. Это, возможно, происходит потому, что Россия, по выражению В. О. Ключевского, - переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала ее с Европой, но природа дала ей те  особенности, которые всегда влекли ее к Азии или в нее влекли Азию. И для  России Западная Европа всегда была чужой, и для Запада Россия оставалась и остается "не своей". Этим объясняется, в частности, появление планов  расширения НАТО на Восток, неприятие США реинтеграции в рамках СНГ, новое издание "дифференцированной политики" в отношении стран СНГ, объявление  Украины сферой американских военных гарантий. В этом же ключе может   рассматриваться и последняя стратегическая концепция НАТО. В российском обществе складывается обоснованное мнение, что Запад отнюдь не исключает возможности изолировать Россию, противопоставить ее не только странам ближнего зарубежья, но и Восточной Европы, установить новый европейский  порядок без нее и против нее.

Что должна делать Россия?

Обзор геополитической обстановки позволяет сделать вывод о том, что по  совокупной геополитической мощи Россия уступает всем глобальным центрам  силы.

Учитывая, что во всех ключевых международных структурах руководящая роль принадлежит "заклятым друзьям" России, ей надо прежде всего стремиться к созданию широкой системы двусторонних отношений с различными политическими  субъектами и на Западе, и на Востоке, постепенно формируя многосторонние отношения по совпадающим интересам.

Отношения с бывшими советскими республиками должны строиться в первую очередь с учетом того, насколько близка интересам нашей страны их позиция.

В международных отношениях акцент должен быть сделан на реинтеграцию  бывших советских республик. Россия должна строить отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья на строго индивидуальной основе, не пытаясь  разрабатывать некоей единой для всех стратегии; определяющим должны стать  национальный прагматизм, реалистичное стремление к воссозданию собственной  сферы влияния. Необходимо руководствоваться долгосрочными геополитическими интересами, а не сиюминутной политической конъюнктурой.

Главный российский геополитический интерес на пространстве бывшего СССР состоит в том, чтобы новые независимые  государства были благополучными, процветающими и дружественными соседями  России, с их территорий не возникала бы угроза российской безопасности.

Необходимо признать и следующее: Запад консолидирован, и отдельные его страны включены в определенную систему иерархии. Оторвать Европу от США и тем более разрушить евроатлантическую солидарность в ближайшей перспективе  утопично. Невозможен и союз с Вашингтоном против единой Европы. Следует также принять как очевидную реальность, что укрепление и расширение НАТО, распространение его влияния на другие регионы в будущем может привести к напряженности в отношениях с Россией. Для защиты своих жизненных интересов в нестабильном мире наша страна может опираться на свой военный потенциал и потенциал союзников в рамках права военной силы.  Желательно четко сформулировать, оформить и довести до мирового сообщества  принципы невмешательства в российское геополитическое пространство,  нарушение которых повлечет за собой адекватный ответ. Безусловно, речь не  может идти о применении военной силы, кроме как для отражения агрессии или иных военных акций против российских интересов.  В связи с этим перспективным направлением является формирование и  расширение единого российского информационного пространства.

Совместная деятельность России и НАТО в борьбе против терроризма.

16 ноября 2001 года премьер-министр Великобритании Тони Блэр направил письма генеральному секретарю Североатлантического союза Джорджу Робертсону, президенту России Владимиру Путину и руководителям всех стран альянса с предложением начать обсуждение вопроса об углублении отношений НАТО-Россия. Инициативой Блэра предусматривается усиление сотрудничества НАТО с Россией в таких областях, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, миротворческие операции, а также по вопросам новых угроз, с которыми может столкнуться мир. Целью предложений является "значительное изменение" в сторону улучшения отношений альянса с Москвой.  В связи с этим британский премьер предложил упразднить существующий формат отношений в рамках Совместного постоянного совета "Россия-НАТО" и создать новый Совет "Россия североатлантический союз". Главной целью этого органа будет выработка новых путей взаимодействия между Россией и НАТО, в частности, путем расширения участия российской стороны в работе существующих в структуре альянса комитетах.

21 ноября 2001 года генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон прибыл в Россию. Сначала он посетил Волгоград, а затем Москву. В пятницу, 23 ноября его принял в Кремле президент России Владимир Путин. Если в последние два года лорд приезжал к нам сначала восстанавливать отношения России с альянсом (после бомбардировок Югославии), затем укреплять их, то теперь он прибыл с качественно новой задачей - обсудить вопрос о создании новых механизмов взаимодействия альянса с Россией, механизмов союзнических отношений. Еще до отбытия из Брюсселя в Россию многие в окружении генсека НАТО говорили, что тот не везет в Москву никаких конкретных предложений. Главные задачи визита формулировались, на их взгляд, так: выразить симпатии российскому лидеру и услышать от него самого, как видит он схему взаимодействия России с альянсом. Встреча в Кремле показала, что Робертсон свои задачи выполнил: теплыми словами и горячими приветствиями поддержал высокий градус отношений альянса с Москвой и получил от Путина "важные ориентиры" для проработки схемы дальнейшего развития взаимодействия.

В оценках встречи самим Робертсоном проскальзывает "глубокое удовлетворение". Он предпочитает ссылаться на следующее высказывание российского лидера, которое дословно звучит так: "С одной стороны, Россия не стоит в очереди на прием в НАТО, но, с другой стороны, готова развивать отношения так далеко, как к этому готов Североатлантический альянс". И кардинально важна еще одна оценка уже самого генсека. "Пока мы даже близко не подошли к проблеме возможного получения Россией права вето в НАТО. Это будет зависеть от характера обсуждаемого вопроса", - сказал он. И призвал "обсуждать все темы и углублять сотрудничество", хотя, по его словам, остается неясным, "какую конфигурацию" будет иметь новый механизм взаимодействия. Неясно это и российской стороне. Глава МИД РФ Игорь Иванов хоть и подтвердил, что "суть наших предложений - это создание совершенно нового механизма равных партнеров в лице государств - членов НАТО и России", но какой может стать его компетенция - не уточнил. Равно как министр не считает устаревшим и ныне действующий Совет постоянного сотрудничества (СПС) в формате 27+1.

На вопрос же: «В чем должны заключаться новые отношения России и НАТО?» – российские и зарубежные политики и эксперты отвечали так:
Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, замдиректора Института Европы РАН:
- Надо развивать отношения с НАТО, но ни в коем случае нельзя забывать, что эти отношения - не решение проблемы, а только путь к решению. Проблема создания новых отношений, преодоления всех остатков "холодной войны". Союз 19+1 не должен стать заменой настоящего союза. На него должны быть нацелены наши политика и дипломатия.

Великие державы должны рассмотреть возможность создания нового союза - глобального альянса по обеспечению международной безопасности, используя для начала механизм "большой восьмерки". Главной задачей нового союза должна стать борьба с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, международными криминальными группировками.

Александр Рар, председатель Германского общества внешней политики:

- В своем нынешнем виде Североатлантический альянс исчерпал свой потенциал. Он помог консолидировать Европу после "холодной войны" и кое-как навел порядок на Балканах. Но он не готов к новым угрозам, в частности борьбе с глобальным терроризмом. Нужна новая организация-альянс, куда войдут и Россия, и "старое НАТО". У нее должны появиться новые структуры, а главную координирующую роль в ней будут играть не военные органы, а органы разведки и внутренних дел. Опираться она будет на специальные войсковые подразделения.
Дальновидные политики на Западе и в России стремятся к этому. Но на этом пути не хотят разрушать сегодняшние консолидирующие структуры. Поэтому с Россией натовцы будут искать пока промежуточные решения, например, в виде тех, что предложил Тони Блэр. России надо следить, чтобы "романтическое сближение" с Западом не оказалось только на бумаге, а стало реальностью. Для этого ей нужно еще больше приоткрывать двери НАТО, поскольку эта организация сегодня - главная в создании нового мирового порядка. Она важнее ООН и ОБСЕ.

Владимир Рыжков, председатель президиума организации "Россия в объединенной Европе", депутат Госдумы:

- Между Россией и Евросоюзом был и остается разрыв, но при всем при этом наша страна была и остается европейской. Сейчас у России и Европы появилось уникальное "окно возможностей". И мы должны использовать этот шанс для прорыва, для максимальной интеграции в политические структуры и структуры безопасности стран Запада. Там сосредоточены и материальные, и интеллектуальные ресурсы. Такой прорыв в интересах и России в целом, и каждого россиянина в отдельности.

Я считаю, что Россия должна войти в политическую структуру НАТО. И в этом случае это уже будет не та НАТО, а принципиально другая организация по безопасности. Другая даже в геополитическом плане - у нее появится общая граница с Китаем.

Хуже всего - это не принять сейчас никакого решения, сохранив нынешний статус-кво. Я приветствую инициативу Блэра, так как она открывает путь к конкретным переговорам и конкретным решениям.

Рихард фон Вайцзеккер, бывший президент ФРГ:

- НАТО трансформируется из оборонительного альянса в союз для поддержания коллективной безопасности. И теперь главный и неизбежный вопрос - какого рода отношения должны сложиться между НАТО и Россией. Какой должна стать новая структура. Россия едва ли может сейчас вступить в НАТО. Маловероятно, чтобы, например, Вашингтон или Лондон согласились зависеть от Москвы в вопросах, связанных с безопасностью. Да и Россия не захочет связывать себя западным вето в вопросах обороны. И все же требуется нечто большее, чем просто механизм консультаций. Нечто, что можно описать словом "членство".
Сейчас у нас в НАТО действует принцип принятия решений консенсусом - единогласно. Как это будет выглядеть с участием России?
НАТО никуда не исчезнет. Просто организации брошены новые вызовы, и у нее появляются новые задачи. НАТО выживет только в том случае, если мы, европейцы, сможем сформулировать единую европейскую оборонную политику.