Влияние международных отношений на политическую карту мира

Размещение производства не может быть осуществлено в абстрактном пространстве, подобно тому, как распределяются отдельные элементы природной (географической) среды — климат, почвы, полезные ископаемые и пр. Размещение отраслей хозяйства, формирование межотраслевых сочетаний возможно и осуществляется лишь по политически и административно организованной территории. Политико-административное устройство территории — границы между государствами и районами, дифференциация стран по государственному строю, уровню развития и характеру экономики — важнейший фактор территориальной организации производства.

Страна, государство – главный объект политической карты мира. Общее число стран на этой карте в течение ХХ века заметно увеличилось: во-первых, в результате изменений, связанных с итогами первой мировой войны; во-вторых, в результате изменений, последовавших за второй мировой войной и выразившихся в крушении колониальной системы империализма, когда на протяжении 1945 – 1993 гг. политической независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-ч в результате распада СССР, Югославии, Чехословакии. Вот почему в конце ХХ века общее число стран и территорий на политической карте мира достигает уже 230. Поэтому сегодня возникает необходимость рассматривать международные отношения под другим углом, иначе, чем раньше.

Современная политическая карта мира сформировалась в результате длительного исторического развития. В XX в. Можно выделить несколько основных этапов формирования политической карты:

1)        до 1918г. – формирование основных европейских, американских и некоторых азиатских государств, остальная территория мира поделена между ними в виде колоний;

2)        1918 – 1945гг. – образование ряда новых европейских и азиатских государств в результате распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй после первой мировой войны;

3)        1945 -1985гг. – обретение независимости большинством колоний в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании, образование большинства современных независимых государств;

4)        С 1985г. – изменения в результате распада мировой социалистической системы: распад СССР, Югославии, Чехословакии  на несколько государств; обретение независимости последними колониями – Намибией, Эритреей, Микронезией и другими странами.

Современные государства очень сильно различаются по размерам территории и численности населения. Кроме независимых государств (их около 200) в настоящий момент в мире имеется еще около 30 зависимых территорий. Почти все они невелики по населению и территории.

Все страны мира объединяются в группы по различным признакам, как то: численность населения, размер территории, форма правления, внутренний валовый продукт на душу населения. Наиболее полную и исчерпывающую информацию дает расчленение стран по последнему из приведенных признаков. Принятая ООН классификация - деление стран мира на "промышленно развитые", "развивающиеся" и страны с "централизованной плановой экономикой" объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны. Очевидно, что такие страны как, например, США и Швейцария, отнесенные к категории "экономически развитые страны", или Кувейт и Папуа-Новая Гвинея (попавшие в группу развивающихся) имеют, безусловно, общие черты, но еще больше между ними различий.

В деятельности ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе)  стало уделяться повышенное внимание проблемам международно-политического развития в Европе, приобретающим особое значение в условиях, возникших после окончания холодной войны. Для оказания помощи Совету министров создан дислоцированный в Вене Центр по предотвращению конфликтов, в рамках которого государства-члены проводят соответствующие консультации. Бюро по демократическим институтам и правам человека (размещенное в Варшаве) содействует расширению сотрудничества в области «человеческого измерения» и формированию гражданского общества в новых демократических странах. В 1997 г. в ОБСЕ была введена должность представителя по свободе средств массовой информации. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности является постоянно действующим органом, занимающимся проведением новых переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и укреплению доверия и безопасности.

Особо следует отметить обращение ОБСЕ к проблематике конфликтных ситуации в зоне действия организации. В заявлениях, принимаемых на уровне глав государств и правительств или министров иностранных дел, неоднократно затрагивались конфликты в бывшей Югославии, Нагорном Карабахе, Таджикистане, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье и других «горячих точках». Однако принимаемые декларации и призывы, по терминологии, часто напоминавшие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, оставались, как правило, без практических последствий Вопрос о повышении эффективности ОБСЕ в деле предотвращения конфликтов и их урегулирования относится к числу наиболее острых в ее деятельности.

Один из принципиально важных вопросов в деятельности ОБСЕ касается определения ее будущей роли. Существует общее согласие, что она будет занимать одно из центральных мест в организации международно-политической жизни в Европе. Однако на практике, ввиду стремления большой группы стран Центральной и Восточной Европы, а также Балтии присоединиться к НАТО и Европейскому союзу, возникает тенденция к маргинализации роли ОБСЕ. Инициируемые российской дипломатией попытки повысить статус и реальное значение этой организации зачастую рассматриваются лишь как направленные на то, чтобы противопоставить ее НАТО. Разрабатываемая в рамках ОБСЕ Хартия европейской безопасности могла бы нейтрализовать указанную тенденцию и способствовать более полному использованию потенциала этой организации в интересах упрочения стабильности на континенте.

Виды международных экономических отношений бывают следующие: международная торговля, кредитно-финансовые, производственное сотрудничество, научно-техническое сотрудничество, международные услуги, международный туризм.

Международная торговля растет в последние десятилетия быстрее, чем объемы производств и услуг, что говорит об углублении международного разделения труда.

Кредитно-финансовые отношения – это экспорт и импорт капитала. Основные экспортеры капитала – США, Япония, западноевропейские страны, богатые нефтедобывающие страны, основные импортеры – США, страны Западной Европы. Финансовые столицы мира – это Нью-Йорк, Токио, Лондон, Франкфурт-на-Майне и Цюрих.

Производственное сотрудничество – это участие разных стран в выпуске общей продукции. При этом предприятия разных стран специализируются на выпуске разных комплектующих, узлов, деталей и т.п.

Научно-техническое сотрудничество – это участие разных стран в общих научно-технических проектах, обучение специалистов, продажа новых технологий.

Международные услуги – включают в себя рекламные, банковские услуги, судоремонт и другие. Дин из важных видов таких услуг – фрахт (наем) иностранных судов. На этом специализируется Норвегия, Греция и некоторые другие страны – «морские извозчики».

Международный туризм – особенно быстро развивающийся вид экономических отношений. Около 2/3 иностранных туристов направляется в европейские страны, особенно много – во Францию, Италию и Испанию. На международном туризме основана экономика многих небольших государств, расположенных в благоприятных экономических условиях (Монако, Кипр, Барбадос, Багамы, Сейшелы и другие).

Во второй половине XX столетия человечество столкнулось с проблемами подлинно глобальных масштабов. Речь идет о процессах и явлениях, охватывающих сферу взаимодействия природы и общества, человека и окружающей его среды, а также отношений между социальными общностями - народами, нациями, государствами. В последние десятилетия резко ухудшилась экологическая ситуация в мире. Воздействие человеческой деятельности на природную среду и ее загрязнение приобрели разрушительный, а в ряде случаев и необратимый характер.

Общие особенности этих проблем состоят в том, что они:

- приобрели поистине планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы народов всех государств;

- угрожают человечеству серьезным регрессом в дальнейшем развитии производительных сил, в условиях самой жизни;

- нуждаются в неотложных решениях и действиях по преодолению и предотвращению опасных последствий и угроз жизнеобеспечению и безопасности граждан;

- требуют коллективных усилий и действий со стороны всех государств, всего мирового сообщества.

Общемировые, или глобальные проблемы пронизывают ныне всю ткань международных отношений. С попытками их решения связаны различные сферы международного сотрудничества. Поисками конструктивных решений таких проблем заняты сегодня ученые и государственные деятели, правительства и парламенты, партии и общественные движения, широкая сеть международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, ее многочисленные институты и учреждения.

Чтобы охватить все стороны сегодняшней общемировой ситуации, потребовалось бы написать не один том энциклопедии – столь разнообразны и разносторонни характеристики стран.