Внешнеэкономическая деятельность стран Балтии

Внешнеэкономические связи Латвии.

Конец 1990-х гг. отмечен постоянным ростом объемов внешней торговли. Основной тенденцией стало увеличение разрыва между экспортом и импортом в сторону импорта. Главные группы партнеров Латвии во внешней торговле – это страны ЕС и СНГ. [17]

Несмотря на переориентацию страны на западноевропейский рынок Россия продолжает оставаться важнейшим внешнеторговым партнером Латвии. Она является основным поставщиком топлива (66%) и различного минерального сырья (60%). В настоящее время Россия к тому же занимает первое место по числу созданных в Латвии совместных предприятий (они связаны в основном с торгово-посредническими операциями). В структуре импорта Латвии, впрочем как и Литвы и Эстонии, преобладают: минеральное сырьё, продукция химической промышленности, машины и электрооборудование, продовольствие. В последние годы Латвия проводит активную политику по установлению торговых отношений с отдельными субъектами Российской Федерации. Заключены соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве с Якутией, Марийской и Чувашской республиками, Омской областью. Латвия первой из стран Балтии вступила в 1998 г. во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дает ей возможность пользоваться многими привилегиями в торговле со 132 странами. [17]

Диаграмма 1. Структура экспорта Латвии (2006 г) .

Структура экспорта Латвии (2006 г)

Инвестиционная деятельность.

Реальная макроэкономическая ситуация в Латвии по основным показателям отстает от своих балтийских соседей, которые начали развиваться в равных стартовых условиях. В 2005г. в структуре инвестиционных вкладов доля финансовых услуг составила 21%, внутренней торговли – 19%, промышленности – 18%, связи – 14%, предпринимательских посреднических услуг – 12%, транспорта – 8%, других – 8%. Наибольший рост инвестиций наблюдался в частном секторе. По данным Банка Латвии, наибольший удельный вес в структуре накопленных ПИИ в экономику страны принадлежит США – 12%. Затем следуют Германия – 11%, Дания – 11%, Эстония – 10%, Швеция – 9%, Финляндия и Россия – по 6%, Великобритания – 5%, Норвегия – 4% и т.д. К числу крупнейших российских инвесторов в экономику Латвии можно отнести «Транснефть» – 61,8 млн. долл., «Газпром» – 19,3 млн. долл. и «Лукойл» – 15 млн. долл. инвестиций. В целях привлечения иностранных инвесторов в сентябре 2000г. был утверждён законопроект, согласно которому инвестор, вкладывающий в экономику Латвии более 10 млн. латов (16 млн. долл.) в течение 3 лет может рассчитывать на льготные условия налогообложения. Отечественный предприниматель слишком слаб, чтобы вложить минимум 16 млн. долл. в производство, а западный инвестор не торопится модернизировать старое, построенное в 70-80гг., производство, а предпочитает внедриться в банковскую и высокоэффективную телекоммуникационную сферы. В результате, отечественный промышленный потенциал Латвии исчезает, а возникающее производство уже принадлежит иноинвестору. [17]

Внешнеэкономические связи Литвы.

Финансовый кризис в России (1998 г.) отразился на структуре внешней торговли Литвы. Германия обогнала Россию по объему товарооборота с ней и стала ее ведущим торговым партнером (Россия занимает четвертое место). Наиболее важные торговые партнеры страны в настоящее время — Германия, Латвия, Белоруссия, Россия и Дания. [16]

Диаграмма 2. Структура экспорта Литвы (2006 г)

Структура экспорта Литвы (2006 г) 

.

Инвестиционная деятельность.

Литва долгое время отставала от других стран Балтии по объему иностранных капиталовложений, однако с 1997 г. наметился их рост. Для финансирования инвестиционных проектов был основан Литовский банк развития (ЛБР), 36% акций которого принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), а 64% — правительству Литвы. В стране созданы благоприятные условия для деятельности иностранных банков. Главным инвестором в настоящее время являются США, на долю которых приходится 26,6% всех иностранных капиталовложений. Затем идут Швеция (12,3%), Германия (11,4%), Великобритания (7,5%), Финляндия (6,1%). Россия, главный торговый партнер Литвы, входит лишь во вторую десятку иностранных инвесторов. Для привлечения иностранных инвесторов введены льготы, отменены налоги на земельные участки и недвижимость. Наиболее привлекательны для зарубежных инвесторов такие сектора экономики страны, как текстильная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность. К сферам особенного стимулирования иностранных инвестиций можно отнести охрану окружающей среды, энергетику, туризм. Важным стимулом для развития экономики страны стал принятый в 1995 г. закон о свободных экономических зонах. [16]

Внешнеэкономические связи Эстонии.

Транзит и связанные с ним виды деятельности обеспечивают 15—25% ВВП Эстонии. С 1991 г. в стране проводят уникальную по либеральности внешнеторговую политику: в ней отсутствуют тарифные и иные торговые барьеры. Либерализация внешней торговли в значительной степени содействовала стабилизации и развитию экономики Эстонии. [13; c.58]

Основные направления внешнеторговой деятельности Эстонии были утверждены парламентом страны. Они предусматривают:

1) создание благоприятной среды для эстонских производителей путем заключения двух- и многосторонних соглашений;

2) закрепление позиций Эстонии в международной торговле.

Диаграмма 3. Структура экспорта Эстонии (2006 г)

Структура экспорта Эстонии (2006 г)

В Эстонии проводится политика диверсификации каналов экспорта, который направляется более чем в 140 стран. Главные страны-импортеры — Финляндия (22,6%), Россия (11,1%), ФРГ (10,8%), Швеция (9,0%). Обозначилась тенденция роста товарооборота со Швецией и сокращения доли в нем России и Финляндии.

В настоящее время на долю России приходится 13— 15% эстонского экспорта и 10—12% импорта. По объемам торгового оборота с Эстонией Россия занимает в регионе третье место после Швеции и Финляндии. Падение объясняется стремлением Эстонии переориентировать торгово-экономические отношения с России на Запад, диверсифицировать структуру экспорта. Около 44% российского экспорта в Эстонию приходится на топливо: Россия сохраняет монополию на поставки газа. В российском импорте из Эстонии преобладают транспортные средства, компьютерная техника, продовольственные товары. Происходит нарастание контактов Эстонии с отдельными регионами России — Санкт-Петербургом, Ленинградской и Псковской областями (как между государственными структурами, так и между частными и общественными организациями). Особое место в экономической политике Эстонии отводится субъектам Федерации, входящим в Ассоциацию экономического сотрудничества Большого Урала. Прослеживается четкая тенденция расширения торговых связей со странами ЕС. [3; c.491]

Инвестиционная деятельность.

По степени приватизации и либерализации экономики Эстония может рассматриваться как одна из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы.

Особенностью экономического развития Эстонии является большой объем получаемых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения она получает больше инвестиций, чем Латвия, Литва и Россия, вместе взятые, и в среднем в пять раз больше, чем страны СНГ. Более половины всех инвестиций в Эстонии было направлено в пищевую, текстильную и электронную промышленность, а также в транспорт и связь. Основными инвесторами выступают шведские и финские компании. Россия занимает третье место. В числе крупнейших российских предприятий, вложивших капиталы в экономику Эстонии, можно назвать Лентрансгаз, Газпром, Самарский авиационный завод. По западной классификации, Эстония занимает 18 место в мире по степени экономической свободы, а по степени инвестиционной привлекательности в Центрально-Восточной Европе занимает второе место после Венгрии. Эстония имеет наиболее ощутимые успехи в развитии экономики по сравнению с другими странами Балтии и государствами СНГ, она раньше других стран вышла из экономического кризиса. МВФ в качестве условия предоставления кредитов выдвинул требование, чтобы бюджетный дефицит в стране не превышал 4%. Уже с 1995 г. показатель бюджетного дефицита в Эстонии ниже этой величины. [3; c.488-489]

Сотрудничество с Республикой Беларусь

Занимая важное геополитическое и геостратегическое положение в центральной части Европы, Республика Беларусь потенциально может исполнять роль моста между Востоком и Западом, Севером и Югом региона. Через территорию Беларуси транзитом проходят поставки энергоресурсов из Азии в Европу. Это перекресток важнейших торговых путей Центрально-Восточной Европы. Во многом поэтому необходимо чтобы внешнеполитические приоритеты включали в себя поддержание и развитие дружественных отношений с соседними государствами.

В целом заинтересованность Беларуси в сотрудничестве со странами Балтии, в особенности с Латвией и Литвой, обусловлена не только торгово-экономическими, но и рядом других объективных факторов. Среди них можно назвать следующие:

— географический фактор определяет близость стран Балтии и общие границы Беларуси с Латвией и Литвой; страны Балтии также представляют для Республики Беларусь большой интерес в качестве транзитных партнеров;

— политический фактор обусловлен тем, что для белорусского государства крайне важны сохранение и укрепление добрососедских отношений с балтийскими республиками, а также их возможная поддержка на международной арене;

— экономический фактор связан с тем, что Беларусь и страны Балтии являются естественными торгово-экономическими партнерами;

— национально-культурный фактор определяется историческим прошлым, тесными культурными связями между Беларусью и странами Балтии, а также заинтересованностью Беларуси в поддержке белорусских национальных меньшинств, проживающих на территории балтийских республик;

— экологический фактор обусловлен тем, что Беларусь заинтересована в сотрудничестве со странами Балтии в области окружающей среды, особое внимание уделяется зоне Браславских озер, бассейнам рек Неман, Вилия, Западная Двина.

С 1996 г. начинается второй период в развитии отношений Беларуси со странами Балтии, который длится до сегодняшнего дня. В данный период наблюдается уменьшение контактов в политической сфере, что выражается, прежде всего, в снижении уровня и интенсивности связей между высшим политическим руководством. Со стороны балтийских государств были фактически прекращены отношения с Национальным собранием Республики Беларусь, что связано с непризнанием этой структуры со стороны ОБСЕ, ЕС и Совета Европы и сокращением связей белорусской республики с этими организациями. Не способствуют развитию белорусско-балтийских отношений и разные внешнеполитические курсы. В среде белорусских политологов высказываются опасения, что в результате вступления стран Балтии в ЕС их рынок стал практически закрыт для Беларуси, что может негативно повлиять на развитие сотрудничества во всех сферах.

Торгово-экономические связи Беларуси с Латвией, Литвой и Эстонией находятся на более высоком уровне, чем сотрудничество в политической сфере. Тем не менее, Республика Беларусь заинтересована не только в развитии торгово-экономических отношений и социально-культурных связей со странами Балтии, но и в развитии политических контактов, в возможной поддержке балтийских республик на международной арене и взаимодействии на многосторонней основе.

Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии.

Внешнеполитические приоритеты Латвии, Литвы и Эстонии направлены на:

1) полную интеграцию в европейские и североатлантические политические, экономические и военно-политические структуры, прежде всего в ЕС и НАТО;

2) обеспечение и развитие конструктивных отношений с соседними странами;

3) позитивное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми дружественными странами;

4) развитие регионального сотрудничества.

Членство в западноевропейских структурах рассматривается Латвией, Литвой и Эстонией как гарантия безопасности и стабильности этих государств, что позволило бы избавиться от зависимости от России, минимизировать ее влияние в регионе.

Беларусь занимает во внешней политике Латвии и Литвы особое место. Стабильность и демократическое развитие в Беларуси принципиально важны для балтийских государств. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Ее суть заключается в том, что в Беларуси должны пройти внутренние демократические преобразования, такие, как расширение полномочий парламента, улучшение ситуации с правами человека, создание института омбудсмена и отмена смертной казни. В рамках этой общей позиции "белорусская" политика отдельных стран Балтии несколько отличается.

      ·    Политика Латвии заключается в перемещении основного потенциала двусторонних отношений в плоскость торгово-экономического сотрудничества. Латвийская Республика избегает официальных политических контактов с Минском. Двусторонние белорусско-латвийские отношения характеризуются слабыми межпарламентскими связями, немногочисленными официальными контактами, отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

      ·    Наиболее концептуально разработана в отношении Беларуси политика Литвы. Это государство стремится играть роль посредника между Беларусью и европейскими структурами, что может позитивно отразиться на ее международном имидже. Литва при помощи политических заявлений и четко очерченной позиции в отношении внутриполитической ситуации в Беларуси пытается влиять на политику официального Минска.

      ·     Между Беларусью и Эстонией наблюдается отсутствие политических контактов, встреч на высшем отсутствием встреч на высшем уровне. Вместе с тем эти отношения достаточно нейтральны, чему во многом способствуют экономические интересы.

Таким образом, проведение демократических преобразований в Беларуси, на котором настаивают Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, способствовало бы расширению политического сотрудничества между странами Балтии и Республикой Беларусь. В балтийских государствах прочно утвердилась идея прагматического подхода к двусторонним отношениям со странами СНГ, прежде всего с Россией и Беларусью. Именно торгово-экономические связи являются надежной основой для развития добрососедских отношений. Транзит является одним из приоритетных направлений экономик стран Балтии. Для Латвии и Литвы, владеющих такими крупными портами на Балтике, как Вентспилский и Клайпедский, Беларусь является важным партнером в области транзита. В свою очередь, через территорию Беларуси проходят транзитные грузы стран Балтии в СНГ и страны Азии.

Можно констатировать, что отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. В условиях некоторой изолированности и ограниченности политических контактов Беларуси с государствами Западной и Центральной Европы расширение сотрудничества с соседними, помимо России, государствами представляется необходимым для белорусского государства. Активизация "балтийского" вектора внешней политики Беларуси представляется важной по следующим причинам:

      ·    возможность расширения рынков сбыта белорусской продукции;

      ·    уменьшение чрезмерной зависимости Беларуси от влияния России;

      ·    создание климата сотрудничества и доверия в субрегионе и на региональном уровне, укрепление европейской безопасности в целом

      ·     активизация балтийского вектора белорусской внешней политики способствовало бы нормализации отношений с Западноевропейскими государствами и США. [8; c.55-60]

Диспропорции в социально-экономическом развитии стран, входящих в регион

Внутренние различия Латвии

1) Центральная Латвия (Земгале). Экономическое значение Центральной Латвии определяется прежде всего расположением в ней столицы страны-Риги. На долю которой в настоящее время приходится почти половина промышленного производства Латвии. Основными отраслями промышленности стали машиностроение, текстильная и пищевая. Особое место в Центральном районе занимает город-курорт Юрмала.

2) Курземе. Спецификой Курземе является то, что на его территории находятся два морских незамерзающих порта — Вентспилс и Лиепая.

3) Видземе выделяется как основной сельскохозяйственный район страны. Природные условия здесь наиболее благоприятны для развития молочного животноводства. Промышленность связана с переработкой сельскохозяйственного сырья.

4) Латгалия (Латгале). Главный город Латгалии, второй по численности населения в стране — Даугавпилс. Основные промышленные предприятия Даугавпилса специализируются на производстве электроинструментов, ремонте тепловозов и вагонов, выпуске искусственного и льняного волокна.

Внутренние различия Литвы

1) Восточный район. Промышленному развитию района благоприятствовали нахождение в нем столицы страны г. Вильнюс, а также хорошо развитая транспортная сеть, обеспеченность сельскохозяйственными, лесными ресурсами, минерально-строительными материалами. В сельском хозяйстве района отраслями специализации являются производство зерновых и зернобобовых культур, а также картофеля. Вильнюс - крупнейший промышленный центр страны. Ведущие отрасли промышленности — приборостроение, станкостроение, производство электротехнических изделий.

2) Южный район. Южная Литва всегда занимает важное место в хозяйстве страны, давая почти треть производимой в ней промышленной продукции. Главные отрасли ее промышленности — машиностроение, химическая, легкая, пищевая.

3) Северная Литва — основной сельскохозяйственный район страны. В структуре посевов здесь преобладают зерновые, особенно озимая пшеница. Из технических культур наиболее важны сахарная свекла и лен.

4) Западный район. Хозяйственный и культурный центр Западной Литвы — г. Клайпеда. В Клайпеде была создана первая в стране свободная экономическая зона. Базой для СЭЗ послужил экспортный порт с нефтяным терминалом.

Внутренние различия Эстонии

1) Северо-Западный район, включающий в себя Таллин и прилегающие к нему территории, занимает самое главное место в хозяйстве страны. Таллин — столица, крупнейший промышленный центр и морской порт Эстонии.

2) Северо-Восточный район — это, прежде всего, эстонский сланцевый бассейн. Район располагает большей частью стратегически важной для Эстонии промышленности.

3) Юго-Восточный район Эстонии разнообразен в природном отношении. Северо-восточная часть района выделяется хорошо развитым сельским хозяйством.

4) Юго-Западный район обладает значительными (в масштабах Эстонии) природными ресурсами — торфом, строительным лесом, рыбой. Самый крупный город района — Пярну (крупный курортный центр).

5) Западный район. Основное богатство района — рыба. Ее переработка — важнейшая отрасль здешней промышленности.

Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона

Одним из результатов политического и экономического реструктурирования в странах Балтии в течение 1990-ых, была интенсификация социальной стратификации. В настоящее время литовское общество глубоко дифференцировано по уровням доходов, разрыв достигает 12—14 раз. Даже по официальным оценкам, на грани нищеты находится 18% населения. Риск бедности в Латвии заметно выше, чем в среднем в Европейском Союзе, об этом свидетельствуют данные проведенного в 2005 году исследования: 19% домохозяйств в Латвии находятся на грани нищеты, то есть каждая пятая семья в Латвии за чертой бедности. По исследованиям Всемирного банка, в настоящее время за чертой бедности проживает 9% населения Эстонии. [24]

Всемирный банк сравнил уровень жизни в сегодняшней Латвийской Республике и в Латвийской Советской Социалистической Республике первой половины 1980-х. Выяснилось, что за последние 25 лет по объему экономики Латвия на фоне 130 стран мира опустилась на 9 позиций. В 1980—1984 годах среди 130 стран мира ЛССР по объему экономики занимала 75-е место, а к 2001—2005 годам скатилась на 8 позиций вниз — до 83-го места. При этом соседние Литва и Эстония за четверть века практически не утратили позиций в мировой экономической табели о рангах. Таким образом, данные, приведенные Всемирным банком по Эстонии и особенно Литве, ясно демонстрируют, что в соседних странах трансформация от советской к рыночной экономике прошла значительно успешнее, нежели в Латвии. В настоящее время латвийская экономика развивается достаточно бурно в 2006 году ВВП Латвии вырос на 11,9%, свидетельствуют данные Центрального статистического управления. Наибольшее влияние на рост оказали торговля и коммерческие услуги. Торговля, на которую приходится 20,9% в структуре ВВП Латвии, за год выросла на 17,4%, коммерческие услуги — на 17,6%, транспорт и связь — на 9,3%, обрабатывающая промышленность — на 6,2%, строительство — на 13,6%. [24]

Согласно уровню Европейского рейтинга конкурентоспособности (ЕРК), который составляется британской исследовательской организацией Robert Huggins Associates, Латвия занимает последнее место среди 25 стран ЕС. Она является 113-й среди из 118 регионов Евросоюза. Как на фоне ЕС, так и на фоне евроновичков, Латвия выглядит государством с очень низкой конкурентоспособностью. По этому параметру страна, в 4,6 раза отстает от Брюсселя (1-е место) и ровно в 4 раза от Праги (7-е), и даже уступает соседним Эстонии (109-е) и Литве (110-е). Экономические преобразования, проводимые в Прибалтийских государствах, вызвали существенные изменения социально-экономического положения ее населения, прежде всего рост безработицы. На 1 января 2000 г. уровень занятости в Эстонии составил 55,1%, уровень безработицы 13,7%. В Литве безработица достигла 11,3%, в Латвии-8,5%. [24]

В настоящее время остро встала проблема пополнения кадров с высшим образованием и реформирования науки. Процесс сокращения численности ученых, проходящий в странах Балтии в последние 10 лет, в меньшей степени затронул Литву, где она уменьшилась на 30% (в Латвии — на 70, в Эстонии — на 50%). В эстонском правительстве есть точка зрения о том, что маленькая страна не должна иметь свою Академию наук, вкладывать средства в организацию научных исследований. Для более активного привлечения молодежи в науку все наиболее крупные академические институты переданы соответствующим высшим учебным заведениям. Так, Таллинский технический университет присоединил три академических института. Научные исследования на 70% финансирует государство, остальные средства поступают из коммерческих структур, международных грантов, различных фондов. Проблема школьного образования связана с принятием закона об основной школе и гимназии и о переходе с 2007 г. на эстонский язык обучения. Британская исследовательская организация Robert Huggins Associates сообщает, что Латвия занимает последнее место в ЕС по объемам финансирования высшего и профессионального образования. Одновременно с самым низким финансированием латвийское высшее и профессиональное образование выделяется феноменально высокими показателями по числу принятых в учебные заведения студентов. Впрочем, это характерно для многих стран-евроновичков, и в Robert Huggins Associates замечают: сочетание данных факторов говорит о том, что качество образования в этих странах пока не отвечает западноевропейским стандартам. [24]

Можно отметить наличие структурной безработицы, выражающейся в нехватке высококвалифицированной рабочей силы. Все годы после провозглашения независимости в странах последовательно проводится курс на ассимиляцию русскоязычного населения, идет процесс вытеснения русского языка как языка межнационального общения и ликвидации образования на русском языке. Что в конце концов вызвало отток квалифицированной рабочей силы, ощутимее всего этот процесс затронул Эстонию. Повышенное внимание общественности и политиков к трудовым ресурсам понятно. Экономика Эстонии на подъеме, при этом, после вступления в ЕС и открытия границ в стране произошел большой отток квалифицированных специалистов в "старые" страны Евросоюза. И официальная безработица снизилась до уровня примерно 1,7%, что на деле позволяет говорить об ее отсутствии. Ко всему этому необходимо добавить программу России по поддержке добровольного переселения соотечественников. И как бы эстонские политики не говорили о том, что данная программа не окажет никакого влияния на Эстонию, страх все-таки присутствует. При этом все государственные и частные лица, ратующие за приток трудовых ресурсов в страну, забывают или не хотят публично вспоминать проблеме эстонского языка.

После обретения независимости существенно изменились характер и направления внешнеэкономических связей стран Балтии. Важное место во внешнеторговом обороте заняло оказание услуг (банковских, транспортных, рекреационных и др.) Важными внешнеторговыми партнерами государств Балтии традиционно являются Россия, Беларусь и Украина. Значительно возрастает роль государств Северной и Западной Европы. Значительных масштабов достигли зарубежные инвестиции в экономику стран Балтии. Среди крупнейших инвесторов - Великобритания, Германия, США. В политической области страны Балтии придерживаются в отношении Беларуси единой позиции европейских структур. Отношения Беларуси со странами Балтии, прежде всего с Латвией и Литвой являются одним из основополагающих приоритетов внешнеполитической стратегии белорусского государства. На данный момент эти государства представляют для Беларуси реальный интерес в качестве транзитных и торгово-экономических партнеров. Экономические преобразования в странах Балтии привели к усугублению таких проблем как рост безработицы, проблема бедности, межэтнические проблемы, нехватка квалифицированных специалистов.