Внешнеэкономическая политика Германии

Германия выступает за свободную мировую торговлю, против любой формы протекционизма, за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. В рамках международных переговоров и организаций следует добиваться закрепления правил торговли, большей прозрачности иностранных рынков и ликвидации торговых барьеров. Для преодоления резкого разрыва в уровнях благосостояния между промышленными и развивающимися странами надо также сильнее интегрировать развивающиеся государства в мировую экономику.  

 Благодаря закону о содействии внешнеэкономической деятельности (в частности, предоставлению гарантий по линии кредитного общества "Гермес", гарантий по инвестициям) на мировых рынках повышается конкурентоспособность германских предприятий, в первую очередь мелких и средних, чьи кадровые и финансовые возможности ограничены. Поддерживать деятельность германских фирм за рубежом - одна из важных задач федерального министерства иностранных дел. Партнеров для контактов в загранпредставительствах можно найти на сайте германского МИДа. Диппредставительства за рубежом предоставляют информацию о рынке и условиях для инвестиций, содействуют в налаживании контактов с правительствами соответствующих стран. Там, где это необходимо и целесообразно, конкретные проекты получают политическую поддержку.  

Для того, чтобы нейтрализовать экономические и политические риски при вкладывании капиталов в развивающиеся страны и государства, проводящие реформы, федеральное правительство предлагает особый механизм поддержки. Так, со 124 развивающимися странами, центрально- и восточноевропейскими государствами, проводящими реформы, оно заключило договоры о защите и поощрении инвестиций. Для защиты от политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в указанных странах капитал, если инвестиции там считаются целесообразными. Созданное федерацией Германское общество по вопросам инвестиций и развития содействует прямым инвестициям германских фирм в странах "третьего мира" и государствах, проводящих реформы. Германские малые и средние предприятия могут получить для этих целей льготные кредиты и дотации в Кредитном ведомстве реконструкции и развития.  

 Новым направлением в поддержке экспорта станет в будущем содействие германским предприятиям в вывозе новых технологий, например, в сфере использования возобновляемых источников энергии.

Внешняя торговля.

Доля Германии в мировой торговле составляет около 10,5%. В 2003 году по этому показателю она перегнала даже Соединенные Штаты Америки и тем самым стала “чемпионом мира по экспорту”.

 Четким свидетельством высокой и постоянно укрепляющейся конкурентоспособности германских предприятий является положительное сальдо внешнеторгового баланса. С более чем 11 млрд. евро в 1991 г. оно увеличилось до почти 130 млрд. евро в 2003 г.. Общий объем импорта составил около 532 млрд. евро, а экспорта товаров и услуг - 661 млрд. евро. Начиная с 2001 г. положительным является и ежегодный баланс по текущим операциям.  

 Крупнейшими торговыми партнерами Германии являются индустриально развитые государства Запада. При этом самые тесные торговые отношения по-прежнему сохраняются со странами ЕС. На их долю приходится более половины всего внешнеторгового оборота. Важнейшим партнером и в 2003 г. была соседняя Франция. В области импорта за ней следовали Нидерланды и США. Главными импортерами германских товаров и услуг были Франция, США и Великобритания.  

 Отмечается четкая положительная динамика развития внешней торговли с новыми странами-членами ЕС. В 2003 г. Германия  поставила в новые государства ЕС товаров на сумму в 56,5 млрд. евро и импортировала оттуда товаров на сумму в 57,3 млрд. евро. Экспорт в эти страны увеличился по сравнению с 2002 г. на 5,7%, а импорт - даже на 10%. Внешняя торговля со странами-кандидатами на вступление в ЕС за 10 лет - с 1993 по 2003 гг. - выросла значительно больше, чем германская внешняя торговля в целом. Это можно оценить как однозначное свидетельство того, насколько велика роль этого региона в германской внешней торговле, и какое значение он будет иметь для Германии в ходе расширения ЕС. Важнейшим импортером германских товаров в Центральной и Восточной Европе в 2003 г. была Чешская Республика, за ней следовали Польша и Венгрия.

 В Германии, как почти ни в одной другой крупной промышленно развитой стране, экономика ориентирована на мировой рынок. Почти каждый третий евро предприятия зарабатывают за счет экспорта, почти каждое четвертое место зависит от внешней торговли. Высокая международная конкурентоспособность Германии проявляется отчетливее всего там, где предприятия из различных стран конкурируют между собой. Несмотря на спад в мировой торговле, доля экспорта в германской экономике превысила средние показатели. Непрерывный рост прямых инвестиций как иностранных предприятий в Германии, так и германских предприятий за рубежом подчеркивает хорошие позиции германской экономики по сравнению с зарубежными конкурентами. На национальном уровне этому содействуют благоприятные тенденции в области цен и расходов по заработной плате на единицу продукции, а также стабильный общественный климат.  

  Без интеграции в мировую экономику Германия как современная промышленная страна не могла бы выжить. Разумеется, эффективность и конкурентоспособность экономики являются также существенной основой для внешнеполитических связей. Торговля и тесные экономические связи порождают доверие и помогают стабилизировать международные отношения.

Иностранные инвестиции.

В конце 80-х годов в Германии в очередной раз имела место дискуссия по поводу экономической привлекательности страны. В те времена иностранные предприятия весьма робко инвестировали в Германии, в то время как германские предприятия заметно увеличили объем своих прямых инвестиций за рубежом. Из этого многие критики сделали вывод, что Германия не обладает экономической привлекательностью для инвесторов и что рабочие места из Германии "уйдут" за границу.  

 Сегодня ситуация выглядит совсем по-другому. Объем германских инвестиций за рубежом по-прежнему заметно выше объема прямых иностранных инвестиций в Германии. Однако это совершенно нормальное явление для страны, сильно ориентированной на экспорт. Ведь инвестиции за рубежом делаются для того, чтобы освоить новые рынки или расширить сети сбыта или сервиса. Весьма примечательно, однако, то, как развивался ежегодный приток иностранных инвестиций в Германию с 1992 по 2002 г. Только в одном 2002 г. иностранцы инвестировали в Германии больше, чем за весь период с 1990 по 1997 г. (свыше 35 млрд. евро). За четыре года (1998, 1999, 2001 и 2002) - без учета поглощения фирмы Mannesmann компанией Vodafone в 2000 г., что в статистическом плане довело бы объем иностранных инвестиций в Германии до более чем 220 млрд. евро - иностранцы вложили здесь 153 млрд. евро, т.е. в три раза больше, чем за предыдущие пять лет.  

 Согласно исследованию Международного института менеджмента (IMD), по притоку иностранных инвестиций в страну Германия занимает в мире второе место после США. Как следствие сильного притока капитала объем прямых иностранных инвестиций в Германии увеличился с примерно 100 млрд. евро в начале 90-х годов до 280 млрд. евро в конце 2000 г., т.е. он почти утроился. Иностранных инвесторов консультирует уполномоченный федерального правительства по иностранным инвестициям.  

 Объем прямых германских инвестиций за рубежом за тот же период вырос с примерно 150 млрд. евро до 570 млрд., т.е. почти в четыре раза. Основная часть этой суммы пошла на освоение иностранных рынков. Глобализация требует от предприятий глобального присутствия. Германские фирмы это поняли и действуют соответствующим образом. Между прочим, инвестиции за рубежом также обеспечивают рабочие места. Благодаря деятельности германских предприятий за рубежом во всем мире сохраняются около 4 млн. рабочих мест. Это сказывается позитивно и на занятости внутри страны. По некоторым оценкам, каждые три рабочих места за границей обеспечивают одно рабочее место в стране.