Внешняя политика Ирака

Отношения между Ираном и Ираком

Иран был категорически против американского вторжения в Ирак. Несмотря на прохладные отношения между странами после окончания ирано-иракской войны, Саддам Хусейн, однозначно, представлял для Ирана меньшую угрозу, чем американцы. Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004 года. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе. Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в «прислужничестве» американцам.

Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание. При этом лидера восстания, Муктаду ас-Садра, американские средства массовой информации считают «человеком Тегерана». Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Муктады ас-Садра, и назвал Иран «врагом номер один». В действительности он как иракский националист, весьма неудобен для Ирана. Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу.

7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики. Группировка «Исламская армия в Ираке» похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

Всё, таким образом, свидетельствовало о начале в Ираке мощной антииранской кампании, поддерживаемой и разжигаемой американской администрацией.

Тем не менее 2 ноября 2004 года министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари заявил, что Ирак намерен в ближайшее время заключить мирное соглашение с Ираном. Это позволило бы окончательно разрешить острые проблемы, сохраняющиеся во взаимоотношениях двух стран. Среди них пограничный спор относительно района Шатт-эль-Арабвдоль юго-восточной границы с Ираном, иранские требования компенсаций от Багдада за причинённый материальный ущерб в ходе ирано-иракской войны 1980—1988 годов, судьба военнопленных.

21 ноября 2005 года новый президент Ирака Джаляль Талабани посетил Иран впервые почти за 40 лет.

В начале апреля 2006 президент Египта Хосни Мубарак заявил, что Ирак находится под полным влиянием Ирана и именно Тегеран контролирует ситуацию в стране. Эта точка зрения на происходящее в Ираке высказывается в арабском мире всё чаще. Иорданские власти, например, полагают, что Ирак находится на пороге полномасштабной гражданской войны, которая может завершиться его распадом.

Лидеры Верховного Совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ) поддерживают очень тесные связи с Ираном. Большинство из них во время правления Саддама Хусейнажило в изгнании в Тегеране. Американцы постоянно заявляют, что, якобы, на юге Ирака находится множество представителей иранских спецслужб, которые проникают в страну под видом паломников. Однако, фактически, юг страны в большей степени контролируется Армией Махди, особенно после её генерального наступления весной 2008 года. Возглавляющий её Муктада ас-Садр враждебно относится к оккупационным силам и правительству. Отношения его с Ираном скорее сложные и отмечены взаимным недоверием. Он был в этой стране единственный раз в жизни в рамках «визита вежливости».

28.07. 2009 г. сотни иракских полицейских и солдат совершили штурм лагеря Ашраф около Багдада, в котором проживали приблизительно три с половиной тысячи безоружных иранских беженцев, членов левой революционной организации Моджахедин-э Халк, получившие в качестве беженцев вид на жительство ещё при Саддаме, и находящиеся в непримиримой оппозиции к правящей в Иране власти. Как заявил пресс-атташе этой организации, семь человек убито, есть множество раненых. Многие из беженцев имели двойное гражданство или вид на жительство в Европе, Канаде и Соединенных Штатах. По мнению неизвестного автора АПН Северо-Запад, ликвидация лагеря была предпринята по настоянию Ирана.

С другой стороны, накануне оккупации Ирака, от Рабочей партии Курдистана (PKK), которая ранее вела боевые действия, используя базы на территории Иракского Курдистана, исключительно на территории Турции, отделилась группировка Партия свободной жизни Курдистана (PJAK), которая начала вести боевые действия на территории Ирана [34].

Турецкие СМИ утверждают, что РКК пользуется военной и финансовой поддержкой США. Официально Вашингтон объявил РKК террористической организацией.

ООН и Ирак

16 сентября 2004 Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, впервые за 18 месяцев давая международно-правовую оценку военной операции США и их союзников в Ираке, заявил, что вторжение в Ирак было незаконным и противоречило уставу ООН. До начала боевых действий Кофи Аннан настаивал, что США, прежде чем напасть на Ирак, должны получить согласие Совета Безопасности ООН. С началом вторжения генсек ООН устранился от иракской проблемы и даже выполнил требования США, приказав инспекторам ООН покинуть Ирак, чтобы сохранить их жизни в ходе американских бомбардировок.

ООН вначале ограничивалась гуманитарным сотрудничеством с американскими военными, но в августе 2003 прекратила и эту деятельность после того, как в Багдаде было взорвано здание миссии ООН и погиб спецпредставитель Кофи Аннана Серджиу Вийера ди Меллу.

Лишь в 2004 США обратились к ООН с тем, чтобы сделать созданные ими новые иракские власти легитимными. Эксперты ООН заявили, что в нынешней ситуации слишком рано формировать парламент страны, поскольку настоящие демократические выборы невозможны. США к совету не прислушались и продолжили действия по собственному графику, что вызвало критику со стороны генсека ООН.

Это заявление последовало через несколько дней после того, как государственный секретарь США Колин Пауэлл признал, что США не смогут найти в Ираке какое-либо оружие массового поражения, а ведь именно его обнаружение и ликвидация были выдвинуты США как основная причина для вторжения в Ирак.

Между тем Великобритания, Австралия, Польша, Япония заявили, что не согласны с Кофи Аннаном.

Кофи Аннан объявил иракскую кампанию незаконной именно тогда, когда до предела накаляется ситуация вокруг Ирана, и его заявление можно считать попыткой не допустить развития событий по иракскому сценарию. 18 декабря 2011 года были выведены последние силы США из Ирака. Оставшиеся военные охраняют посольство США, а также остались некоторые офицеры в Иракской армии.

Создание иракских сил безопасности

Совет Безопасности ООН в 2004 году принял резолюцию, которая предусматривает создание сил безопасности Ирака.

Американцы, особенно начиная с 2007 года, стремятся взять на службу иракских генералов и старших офицеров, служивших в армии и спецслужбах во времена Саддама Хусейна. Многие из них обладают большим опытом ведения войны в местных условиях, прошли ирано-иракскую войну и операцию «Буря в пустыне». Кроме того, часть этих высокопоставленных в прошлом военных имеют связи в кругах иракского Сопротивления и пользуются среди повстанцев уважением.

Как заявили в начале 2005 года генералы Джордж Касей (верховный американский главнокомандующий в Ираке), и Джоне Абизаиде (верховный американский главнокомандующий на Ближнем Востоке), из ста двадцати иракских батальонов полиции и армии, обученных американцами, только один может действовать самостоятельно.

Иракская Национальная гвардия, созданная в 2004 году для обеспечения внутренней безопасности, была расформирована в 2005 году, так как её мораль была низка, и она была наводнена агентурой иракского Сопротивления. Та же судьба ранее постигла и «Иракский гражданский корпус защиты» (ICDC), предшественник Национальной гвардии.

Фуад Хуссейн, начальник штаба президента Курдистана М. Барзани, так высказался о ситуации в Ираке: «Там, где числятся три тысячи солдат, фактически имеется только две, остальные являются несуществующими солдатами-призраками, чьё жалованье получают высокопоставленные чиновники. Когда же доходит дело до боевых действий, то из них остаются только пятьсот человек».

Официально объявляется, что значительную часть террористических актов в Ираке совершено иностранцами, однако достоверных и документально подтвержденных фактов участия российских граждан в боевых действиях на стороне повстанческих организаций нет. Так, согласно данным независимого исследования, среди 311 иностранных боевиков, взятых в плен с апреля по октябрь 2005 года, выходцев из России не было (хотя эти данные могут быть неточными и неполными).

Ряд городов, в частности Эль-Фаллуджа, с согласия американцев, управляется, начиная с 2007 года, так называемой «суннитской милицией», а, фактически, легализованными повстанцами, которые обязались взамен не допускать нападений на американцев на подконтрольной им территории. Каждый из них получает жалованье в размере около 300 долларов.

Начиная с конца 2007 года неуклонно снижались как потери международных сил, так иракских сил безопасности. Существует мнение Лоуренса Месопотамского, что это связано с тем, что имеет место негласная договоренность между американцами и повстанческими организациями умеренного толка о прекращении огня, согласившиеся дать возможность США спокойно вывести свои войска, сохранив лицо.

По мнению иракца Хайдара, личного гида и переводчика Лоуренса Месопотамского, иракцы вербуются в силовые структуры исключительно ради денег и многие из них, возможно, в душе сочувствуют повстанцам. Если в ходе рутинной проверке они могут найти что-то явно относящееся к «террористической деятельности», то подозреваемого с его грузом могут отпустить, пожелав ему на прощанье счастливой дороги. Имеется немало фактов негласных связей повстанцев с иракскими силовиками. Так, по данным Лоуренса Месопотамского, после передачи иракским силам безопасности тюрьмы в Эль-Фаллудже, осуждённые за «терроризм» были выпущены на свободу.

Аналитики следующим образом оценивают структуру иракского Сопротивления:

1. Сторонники бывшего режима Саддама Хусейна и партии БААС, чья идеология представляет собой вариант панарабизма.

2. Иракские националисты, которые не обязательно поддерживают панарабскую идеологию, а скорее выступает за территориальную целостность страны, в том числе и за аннексию Кувейта и Хузестана (в настоящее время — провинция Ирана).

3. Иракские исламисты-салафисты.

4. Шиитские боевики.

5. Иностранные исламистские добровольцы, в том числе и связанные с «Аль-Каидой».

6. Возможно, социалисты-революционеры.

7. Ненасильственные группы и политические партии, не принимающие участие в вооруженной борьбе.

Крупнейшими повстанческими организациями Ирака, которые противостоят иракским силам безопасности, являются следующие

— Исламская армия Ирака. Это наиболее крупная повстанческая организация страны, состоит в основном из иракских суннитов, включает в себя многих иракцев, лояльных к просаддамовской партии БААС и является скорее националистической, чем религиозной.

— Совет муджахединов Шуры (Mujahedeen Shura Council). Представляет собой объединение Аль-Кайды в Ираке с несколькими меньшими и чисто иракскими группами.

— Исламский Фронт иракского Сопротивления. Нет единой точки зрения относительно того, представляет ли он собой единую организацию или является чем-то вроде органа для связи с общественностью для ряда мелких групп. Организация брала на себя ответственность за множество нападений вокруг Мосула, третьего по величине города Ирака на севере страны.

— Армия Ансар-аль Сунна (Партизаны закона). Представляет собой ответвление партии Ансар-аль-Ислам. Её лидеры и бойцы в большинстве своём являются иракскими суннитами, которые придерживаются строгой фундаменталистской формы ислама, называемой салафизмом. Её религиозная доктрина близка к Аль-Кайде, но две эти группы ожесточенно конкурируют между собой за влияние среди повстанцев.

Согласно проведенному в феврале-марте 2007 года опросу населения Ирака, 51 % населения страны поддерживает атаки повстанцев на войска США (violence against U.S. forces is acceptable).