Внешняя политика Туркменистана

"Базовые ценности" развития страны конкретизируются в основных приоритетах и принципах ее внешней политики. Исходя из охарактеризованных особенностей Туркменистана, для молодого независимого государства они могут быть сформулированы следующим образом: приверженность общецивилизованным ценностям; ориентированность в перспективе на демократический путь развития; учет национально-исторического и культурного своеобразия страны; реализм и прагматизм.

Цели внешней политики независимого Туркменистана на современном этапе его истории могут быть сформулированы следующим образом:

1. Обеспечение стабильности развития страны, поступательного эволюционного характера ее продвижения по пути модернизации на основе требований, предъявляемых современным уровнем цивилизации.

Эта цель вытекает из особенностей геополитического, экономического и социально-политического положения страны, и в особенности, из необходимости обеспечивать подлинную самостоятельность политического курса Туркменистана. Представляется, что для Туркменистана эвристически ценной может быть получающая в последнее время в науке и политических документах концепция "самоподдерживающегося развития" (от англ. - sustainable development). С учетом содержания этой концепции независимое туркменское государство должно стремиться обеспечить поступательное развитие прежде всего на основе всесторонне продуманной программы мобилизации собственных внутренних ресурсов, а также с учетом опыта и возможностей взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами.

2. Достижение благополучия на основе политической и национально-культурной самостоятельности, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с различными государствами, и прежде всего странами СНГ.

Указанная цель органично связана с коренными потребностями народа Туркменистана, культурно-историческими и национально-психологическими особенностями туркмен, традициями и сегодняшними реалиями взаимоотношений Туркменистана с сопредельными государствами.

Современная цивилизация представляет собой единство многообразия и уникальности. Поэтому наша эпоха отличается парадоксальным сочетанием двух феноменов - интернационализации многих процессов в мировом масштабе с одновременным усилением черт своеобразия различных человеческих культур.

Сложность внутреннего содержания целей внешней политики Туркменистана позволяет выделить целый ряд основных внешнеполитических задач. К ним относятся:

-    реализация внешней политики на основе базовых ценностей национально-культурных ценностей и исторических традиций туркменского народа;

-    содействие укреплению туркменской государственности, формированию в Туркменистане развитой структуры общественных отношений и современного гражданского общества;

-    обеспечение поступательного, эволюционного характера развития независимого Туркменского государства, предупреждение и устранение конфликтных ситуации на основе выявления и учета стабилизирующих и дестабилизирующих факторов системы внешнеполитической деятельности;

-    политико-дипломатическое и международно-договорное обеспечение межгосударственных отношений Туркменистана;

-    постепенное освоение в процессе становления системы внешнеполитической деятельности Туркменистана норм и образцов внешней политики демократического правового государства современного типа, цивилизационных достижений передовых стран региона и мира;

-    активное участие в решении региональных и субрегиоанльных проблем с учетом реальных возможностей и ресурсов страны.

Проведя характеристику процесса определения целей и задач внешней политики Туркменистана, мы можем сделать следующие выводы:

1.  Основные ориентиры внешней политики государства не могут быть умозрительно сконструированы или механически позаимствованы из многообразия опыта международной жизни. Они должны органически соответствовать объективным основам внешней политики, постоянно уточняться, отвечая требованиям времени. Только в этом случае они будут выступать в качестве условия формирования системы внешнеполитической деятельности.

2.  Процесс выработки целей и задач внешней политики Туркменистана должен учитывать "хрупкость", внутреннюю противоречивость природных и социальных основ общественной жизни страны. Степень радикальности внешнеполитических решений в обязательном порядке должна соизмеряться с реальными возможностями Туркменистана, традициями и укладом жизни туркменского народа.

3.  Центральной идеей, вокруг которой должны группироваться цели и задачи внешней политики Туркменистана является приоритетность для страны курса на стабильное, поступательное, эволюционное развитие во имя ценностей национально-государственного возрождения и строительства.

Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства

Все многообразие связей и отношений, опосредующих положение страны на международной арене, может быть представлено двумя большими группами - двусторонние и многосторонние внешнеполитические отношения.

Оба эти направления разнообразно представлены в современной внешнеполитической практике независимого Туркменистана. Туркменистан как суверенное государство заключил договоры о добрососедстве и сотрудничестве с такими странами, как Российская Федерация, Казахстан, Иран, Турция. В то же время Туркменистан является полноправным участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на правах одного из правопреемников бывшего СССР. 2 марта 1992 года Туркменистан без голосования, на основании единодушного одобрения Генеральной Ассамблеи стал членом Организации Объединенных Наций. Туркменистан является активным участником ряда региональных политических и экономических организаций, таких как Организация экономического сотрудничества, объединения государств (Россия, Иран, Туркменистан, Азербайджан, Казахстан), входящих в пределы Каспийской зоны экономического сотрудничества. На основе единства двусторонних и многосторонних отношений строятся отношения Туркменистана со странами Содружества Независимых Государств (СНГ).

В зависимости от геополитического положения соседствующих или взаимодействующих с Туркменистаном государств необходимо выделить такие направления его внешней политики, как:

- региональное (субрегиональное);

- обеспечивающее отношения Туркменистана с Россией и другими странами СНГ;

- связанное с ведущими мировыми державами и мировым сообществом в целом.

Туркменистан является членом ООН и СБСЕ и именно через эти авторитетные международные организации Туркменистан стремится войти полноправным членом в сообщество государств мира, наладить сотрудничество с основными мировыми центрами.

Какие перспективы открывает, например, перед независимым Туркменистаном членство в СБСЕ? Прежде всего участие в нем будет способствовать скорейшей интеграции Туркменистана в мировой рынок, даст возможность взаимодействовать с экономической и финансовой системами высокоразвитых стран, с руководителями правительственных и региональных организаций, проявляющими интерес к развитию сотрудничества с Туркменистаном. Туркменистан получает реальную перспективу расширять сотрудничество, особенно в области предпринимательства, укрепления частного сектора и развития малых и средних предприятий, ему также может быть предоставлена конкретная помощь в подготовке кадров, разработке при содействии СБСЕ конкретных программ и проектов, в частности, относящихся к охране и улучшению состояния окружающей среды, особенно зоны Каспийского и Аральского морей.

Туркменистану предоставлен доступ на все пленарные заседания, обзорные и проблемные конференции, дана возможность выдвигать кандидатуры экспертов для специализированных исследований и консультаций, участвовать в семинарах, заседаниях и совещаниях экспертов и т. д. Со временем можно подумать и о выдвижении кандидатуры Туркменистана на руководящие посты Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В апреле 1993 года состоялся визит делегации СБСЕ во главе в действующим Председателя Совета в Туркменистан.

Принадлежность субъектов внешнеполитических отношений к различным компонентам политической организации общества позволяет выделить участки внешнеполитической деятельности Туркменистана, направленные на:

-    взаимодействие с государствами и их официальными представителями;

-    с неправительственными учреждениями, с партиями и общественно-политическими движениями;

-    с отдельными авторитетным деятелями политики, науки и культуры.

Туркменистан как суверенное государство имеет дипломатические отношения со многими странами мира, такими, как Италия, Франция, Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бангладеш, Афганистан, Сирия, Куба, США, Турция, Япония, Индия и многие другие. Реализация официального дипломатического направления внешней политики Туркменистана, необходимо признать, сталкивается сегодня с рядом проблем, одной из основных среди которых является нехватка кадров - квалифицированных ученых-международников, опытных, признанных в мире, практических дипломатических работников. Решить эту проблему в будущем еще предстоит.

В то же время "общественный компонент" внешнеполитической деятельности Туркменистана имеет большой потенциал для совершенствования и развития. Необходимо, однако, иметь в виду, что этот потенциал может быть задействован только в том случае, если руководство страны не будет искусственно сдерживать естественный процесс дифференциации и структурирования политической организации туркменского общества, если различные общественно-политические объединения в Туркменистане будут иметь реальную возможность влиять на процессы принятия внешнеполитических решений, представленного участвовать в событиях международной жизни.

С учетом культурно-исторической общности участников внешнеполитического процесса для Туркменистана должны быть предусмотрены относительно самостоятельные направления его внешней политики:

-    связанные с выстраиванием отношений с тюрко-язычными странами, со странами Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока;

-    с европейскими государствами;

-    со странами - ведущими представителями других мировых культур.

Культура, язык, традиции туркменского народа исторически связаны с народами тюрко-язычных, мусульманских государств, и искусственное их разделение в период господства в СССР тоталитаризма имело очень тяжелые последствия. Надо признать, что и народ Туркменистана в некоторой степени отошел от своих национально-культурных истоков, что, в свою очередь, привело к определенной исторической дезориентации нации. Поэтому установление добрососедских отношений с сопредельными Центрально-азиатскими государствами, без сомнения, станет приоритетным направлением внешней политики Туркменистана.

В зависимости от качественной специфики объектов, на которые нацелены внешнеполитические усилия, могут быть выделены следующие направления внешней политики Туркменистана:

-    направленные на завоевание и поддержание государственно - политического авторитета, международного статуса страны;

-    обеспечивающие внутренние и внешние экономические потребности и интересы Туркменистана;

-    связанные с ценностями общекультурного и духовного развития туркменского народа;

-    объединяющие в единый комплекс внешнеполитические акции, обусловленные заботой государства о своей безопасности, в том числе и военной.

Следовательно, авторитет туркменского государства на международной арене напрямую будет зависеть от того, насколько многообразие практики его государственно-политической жизни соответствуют современным цивилизованным представлениям. Совершенно очевидно, что процесс приближения к этим идеалам не будет простым. Он во многом осложняется и специфизируется продолжающимся национально- историческим самоопределением Туркменистана. Кроме того, в стране наличествует мощная авторитаристская политическая традиции, обусловленная как советским и постсоветским прошлым Туркменистана, так и его принадлежностью к определенному - восточному - типу политической жизни.

Экономическая модернизация Туркменистана

Одним из основных направлений внешней политики Туркменистана является обеспечение его экономической модернизации. При этом необходимо учитывать несколько обстоятельств.

Во-первых, тесную связь внешнеэкономического направления с "собственно политическим" сектором внешнеполитической деятельности Туркменистана. Одной из проблем является тот факт, что кто определяет и кто должен определять стратегию внешнеполитического развития только государственный аппарат или также и специалисты, общественность, деловые люди, наконец, политические партии, выражающие широкий спектр общественных интересов. Безусловно, предпочтителен второй вариант. Однако, многие признаки свидетельствует, что движение к нему в настоящее время в Туркменистане еще только начинается.

Во-вторых, в построении внешней политики Туркменистана необходимо учитывать текущую внешнеэкономическую конъюнктуру, и прежде всего соотношение экономических интересов различных стран. Так, наибольшую экономическую заинтересованность в сотрудничестве с Туркменистаном из-за его большого сырьевого потенциала имеют и будут иметь индустриально развитые государства. В связи с этим более крепкие экономические связи будут устанавливаться, по всей видимости, прежде всего с такими странами, как Россия, Турция, Украина, страны Западной Европы. Меньшую внешнеэкономическую активность можно прогнозировать во взаимоотношениях с Ираном, Афганистаном, Пакистаном, поскольку экономические потенциалы последних являются не взаимодополняющими, а взаимоконкурирующими по отношению к Туркменистану.

Учитывая реальности мировой экономики можно прогнозировать, что чем глубже Туркменистан будет входить в "плотные слои" мирохозяйственных связей, тем большую конкуренцию ему придется испытать на себе и тем труднее ему будет отстаивать свои интересы. Неизбежно возникнет, например, такая проблема, как налаживание взаимоотношений с влиятельной организацией стран ОПЕК, контролирующей добычу и сбыт значительной доли мировых нефтяных ресурсов. Борьба за рынки, в частности за рынки энергоносителей, несомненно составит важный аспект содержания экономического направление внешней политики Туркменистана.

В-третьих, важно соотносить содержание экономических аспектов внешней политики Туркменистана с приоритетами и темпами внутренних преобразований в его экономике. В этом плане то, что сейчас делается и уже сделано в Туркменистане обнадеживает.

В республике начинает развиваться предпринимательство, вводится частная собственность, осуществляется приватизация. В стране принят закон о введении частной собственности на землю, в соответствии с которым, каждый гражданин имеет право стать собственником земельного участка площадью до 50 га, или может взять до 500 га в долгосрочную аренду. Важным стимулом в развитии предпринимательства является решение о создании 7 свободных зон для предпринимательства. К числу стимулов деловой активности следует отнести и ряд принятых законов: "О внешней экономической деятельности в Туркменистане", "Об иностранных инвестициях в Туркменистане", "Об инвестиционной деятельности в Туркменистане". Эти документы направлены на привлечение и эффективное использование иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и финансовых ресурсов, на формирование экономики нового типа.

Деятельность различных фирм регулируется с законом "О предприятиях в Туркменистане", который был принят 12 ноября 1991 года. Этот закон определяет общие правовые, экономические, социальные основы деятельности и самостоятельности предприятий. Тогда же был принят закон "О предпринимательской деятельности в Туркменистане", где говориться, что предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности. Необходимо подчеркнуть важность осуществляемой реорганизации банковской системы, которая проводится в соответствии с законами "О государственном банке Туркменистана", "О банках и банковской деятельности". Банковская система построена на 2-х уровневой основе: на верхнем уровне с государственным банком, на нижнем уровне - с коммерческими банками. Примечательно, что в сентябре 1992 года Туркменистан стал членом Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Одно из центральных мест во внешней политики Туркменистана занимает в настоящее время и должно занимать культурное сотрудничество с сопредельными и всеми заинтересованными государствами. Примером такого сотрудничества могут быть договоренности, достигнутые в последнее время с Турцией о начале вещания на территорию Туркменистана одного из каналов турецкого телевидения. В области подготовки кадров турецкая сторона известила о своей готовности выделить Туркменистану 2 тысячи стипендий, в том числе 600 стипендий - в высшие учебных заведениях Турции. Турция и Туркменистан заявили о том, что будут всеми мерами содействовать развитию туризма, более тесных отношений между учеными, журналистами, парламентариями, политическими деятелями и работниками культуры, другими представителями общественности.

Что касается военно-стратегического аспекта внешней политики Туркменистана, то необходимо отметить в целом сухопутный характер геополитического положения страны. Республика с учетом ее реальных возможностей должна иметь немногочисленную, но эффективную армию для защиты своего суверенитета. В то же время Туркменистану потребуется небольшое количество военно-морских сил, адекватное интересам Туркменистана, связанных с наличием у него выхода к Каспийскому морю. Внешнеполитическое обеспечение национально-государственной безопасности Туркменистана должно вытекать из установок военной доктрины государства, которая в настоящее время находится в стадии осмысления и предварительной проработки.

Относительно самостоятельная группа направлений внешней политики Туркменистана определяется в зависимости от характера средств, используемых во взаимоотношениях с другими государствами.

Необходимо предусмотреть наличие официального дипломатического направления, где используются традиционные дипломатические средства (переговоры официальных государственных делегаций, заключение договоров, подготовка и принятие других политико-дипломатических документов, налаживание эффективной работы официальных представительств Туркменистана в зарубежных государствах и международных организациях).

Помимо официального должны реализовываться и другие направления, которые дополняют первое, или как бы прокладывают ему дорогу. Очевидно, что в этом случае задействуются не только официальные каналы, но и представители средств массовой информации, деловых кругов, творческая интеллигенция, отдельные ведомства и специалисты. Указанные направления связаны, например, с формированием общественного мнения внутри страны и за ее границами по поводу тех или иных внешнеполитических мероприятий.

Неофициальные каналы внешней политики Туркменистана нельзя недооценивать. Они могут быть эффективными (а иногда и единственно возможными) в решении такой, например, острейшей для Центральной Азии проблемы, как борьба с наркобизнесом. По-видимому, трудно обойтись только средствами официальной дипломатии и в борьбе с международным терроризмом, международной преступностью, мафиозными структурами.

Ряд направлений внешней политики может выделяться с учетом уровня задействования в них технических средств (средств связи, массовой коммуникации, информационных технологий, транспорта и т. п.).

Наконец, в зависимости от степени напряженности внешнеполитической обстановки, необходимости прибегнуть в косвенной или, в самом крайнем случае, в прямой форме к силовым средствам должны реализовываться направления внешней политики Туркменистана, обеспечивающие потребности его военного строительства и возможного использования вооруженных сил.

Взаимодействуя с окружающим миром и используя для этого те или иные средства, государство может прибегать к различным способам использования этих средств. Соответственно, могут видоизменяться и направления внешней политики этого государства. Среди их многообразия, ситуативно меняющегося, могут быть названы, например, следующие:

-    демонстративные действия, связанные с подготовкой или обеспечением каких-либо главных внешнеполитических акций, поддерживающие минимально достаточный уровень активности в международных организациях или областях международной жизни, важных в перспективе, но на полноценное участие в которых пока не достаточно ресурсов;

-    реальные акции, которые прежде всего нацелены на безотлагательное решение насущных задач государственно-политического и социально-экономического развития.