Возможность вступления Грузии в НАТО

Общие сведения:

Республика Грузия, (Сакартвело, Sakartvelo),  государство в центральной и западной части Закавказья. С запада омывается Черным морем. Граничит на севере с Россией, на востоке и юго-востоке с Азербайджаном, на юге с Арменией и Турцией. Площадь 69,7 тыс. км2. Население 4,94 млн. человек (2003). Официальный язык — грузинский. Столица — Тбилиси.

Другие крупные города: Кутаиси, Батуми, Рустави. Разделена на 65 районов. В ее составе официально находятся национальные образования — Абхазия, Южная Осетия (де-факто центральной власти не подчиняются) и Аджария.

Государственное устройство:

Президентская республика. Президент избирается всеобщим голосованием. Главой правительства является премьер-министр, которого назначает президент. Законодательный орган — парламент.

Входит в Содружество независимых государств (СНГ).

Население:

Около 78% населения составляют грузины (картвели), среди которых выделяются субэтнические группы (мегрелы, сваны, лазы) и локальные этносы (кахетинцы, картлийцы, имеретины, тушины, хевсуры, пшавы, гурийцы и др.). Подавляющее большинство грузин — православные христиане, аджарцы — мусульмане-сунниты. Среди других населяющих Грузию народов наиболее велика численность осетин, армян, русских, азербайджанцев. Большое число грузин (не менее 1 млн., точных данных нет) постоянно проживают за пределами Грузии, прежде всего в Российской Федерации. Плотность населения 70,8 чел./км2. Городское население 58%.

Географическое положение. Природно-климатические условия:

Горная страна; на севере — хребты Большого Кавказа, на юге — Малого Кавказа (высшие точки — г. Шхара, 5068 м; г. Казбек — 5033 м), между хребтами Большого и Малого Кавказа располагаются Колхидская низменность и Картлийская равнина, на востоке — Алазанская равнина.

Климат на западе субтропический, на востоке переходный от субтропического к умеренному. Осадков в Западной Грузии выпадает намного больше, чем в Восточной. Главные реки — Кура, Риони; озера — Палеостоми, Алеткел. Около 2/5 территории занято лесами. Природа охраняется в Тбилисском природном национальном парке, заповедниках.

Экономика:

ВНП на душу населения 620 долларов (1999). После распада СССР произошло обвальное падение производства, жизненного уровня. Экономика страны традиционно была ориентирование на выращивание цитрусовых, чая и винограда. В горнодобывающей промышленности велась добыча марганца и меди (марганцевые месторождения близ Чиатуры по своим запасам и качеству одни из лучших в мире); это было единственное промышленное месторождение марганца в СССР. С конца 1990-х гг. восстанавливается виноделие, разлив минеральных вод. Большие надежды связаны с проектом транспортировки Бакинской нефти через территорию страны. После распада СССР (1991) Грузия зависит от экспорта энергоносителей из России и Азербайджана.

Денежная единица — лари.

Исторический очерк:

Сведения о первых царствах на территории Грузии встречаются у древнегреческих историков. В 1 в. до н.э. Иберия в составе Римской империи. В нач. 6 — нач. 10 вв. — под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В 4 в. в Грузии начинается христианизация. В Средние века страна то объединялась, то распадалась на отдельные княжества и царства, которые подвергались нашествиям арабов, монголов, персов. В 11-12 вв. царями из династии Багратиони (Давид Строитель, Георгий III, Тамара) была восстановлена независимость, Грузия стала крупнейшей державой региона, пережила культурный расцвет. В 13-14 вв. нашествия монголо-татар, Тимура вновь раздробили страну, нанесли огромный ущерб населению. В 16-18 вв. Грузия раздроблена на части, которые завоевываются то Ираном, то Турцией. По Георгиевскому трактату 1783 установлен протекторат России над Восточной Грузией. В 1801 Восточная Грузия, в 1803-04 Западная Грузия вошли в состав России (Тифлисская и Кутаисская губернии). Если бы этого не случилось, то Турция поработила бы Грузию, уничтожила христианскую веру и навязала бы свою, мусульманскую. 200 лет Грузия находилась под защитой Российской Империи, входя в ее состав на правах союзной республики.

В мае 1918 образована Грузинская демократическая республика, главенствующие роль в которой играли социал-демократы (меньшевики) под предводительством Н. Жордания. В 1921 установлена советская власть; образована Грузинская ССР. С 1936 Грузинская ССР входила непосредственно в СССР как союзная республика. С 1991 провозглашена независимость Грузии. На первых президентских выборах победу одержал крайний националист З. Гамсахурдиа. Он попытался провозгласить лозунг «Грузия для грузин», ликвидировать национальные автономии. В ответ вспыхнули вооруженные конфликты в Абхазии и Южной Осетии. Грузинская армия не смогла с ними справиться, началась фактическая гражданская война. В 1995 был избран новый президент — Э. Шеварднадзе. При нем установилась относительная стабильность. Однако сохранилась напряженность в отношениях с Абхазией, Южной Осетией и Аджарией. Международный авторитет Шеварднадзе способствовал привлечению иностранной помощи, но в целом жизненный уровень в Грузии (в советский период один из самых высоких в стране) оставался низким.

В ноябре 2003 прошли парламентские выборы, результаты которых оппозиция признала подтасованными. Возник полномасштабный политический кризис. Шеварднадзе под давлением оппозиции, а также во избежание кровопролития подал в отставку с поста президента Грузии.

В настоящее время к власти пришел новый президент, придерживающийся про западного курса, Михаил Саакашвили. Он взял курс на вступление Грузии в НАТО, выдавливания российских военных баз с территории страны. Абхазия (1992-1993гг. в результате победы в военном столкновении с Грузией) и Южная Осетия вышли из состава Грузии. Грузия до сих пор не может смирится с этим поражением, обвиняя во всем Россию, и до сих пор мечтает о реванше, чтобы вернуть Абхазию и Южную Осетию в свой состав с помощью НАТО. Это является главным источником напряженных отношений между Россией и Грузией.

Национальный праздник — День восстановления государственной независимости (26 мая).

 Отношения Грузии и НАТО. Место и роль  Грузии в стратегии НАТО на Кавказе

Для Грузии первостепенной задачей во внешней политике в последнее десятилетие стало развитие долгосрочных и взаимовыгодных отношений с Североатлантическим альянсом.

Хотя официально о своем желании стать членом НАТО  Грузия объявила сравнительно недавно, в декабре 2002 года на пражском саммите альянса.

Отношения Грузии с НАТО уже дали хорошие плоды, за этот период удалось сблизиться в политическом отношении с Североатлантическим альянсом и присоединиться к процессу евроатлантической интеграции, в частности удалось расширить  участие Грузии  в программе «Партнерство ради мира»(ПРМ), как в количественном, так и в качественном отношениях.

В 2004 году был принят новый  план партнерского сотрудничества между Грузией и НАТО, в рамках которого были  расписаны сроки структурной реорганизации вооруженных сил и Генерального штаба, слияния военно-воздушных и военно-морских сил в одну структуру, поскольку военные эксперты НАТО считали недопустимым существование Национальной гвардии как отдельно существующей военизированной структуры.

Это произошло потому, что правящая грузинская элита уже давно строит стратегию национального развития в XXI веке на принципах свертывания исторических российско-грузинских связей и отношений новой Грузии с Россией, переориентации своих внешних интересов и приоритетов на сближение с западными государствами и их военно-политическими и экономическими организациями, активного участия Грузии в формировании нового устраивающего только ее баланса сил в Закавказье на основе расширения НАТО и двухсторонних военных связей Грузии с США, западноевропейскими странами, Израилем и некоторыми государствами СНГ- участниками созданной несколько лет назад региональной военно-политической системы ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).

Для грузинской элиты Россия во многом утратила интерес как государство, в котором еще недавно Грузия и ее представители в силу известных традиций занимали довольно-таки привилегированное положение.

Грузия ищет себе опору и покровительство не на традиционном севере, а на совершенно других азимутах. Поэтому в Тбилиси внимательнейшим образом относятся к любым проявлениям интереса ведущих западных стран мира к Кавказскому региону, и особенно к намерениям западных держав расширять и укреплять свои геостратегические позиции на Кавказе и в прилегающих к нему районах. Здесь, в Тбилиси буквально спекулируют на важности транспортно-стратегического значения, которое действительно имеет Грузия как транзитная транс кавказская территория на маршруте т.н. “шелкового пути” из Азии в Европу.

Особое положение Грузии в Закавказье и характер политики, проводимой ее правящей элитой, предопределяют роль и значение Тбилиси в системе американских внешнеполитических приоритетов в этом районе мира. Выгодное положение республики как транзитной страны в рамках транспортного евразийского коридора, особенно в связи с планами реализации проектов освоения и транспортировки каспийских энергоресурсов, четкая стратегия официального Тбилиси на установление союзнических отношений с НАТО и Западом, особая роль Шеварднадзе в реализации военно-политических замыслов Вашингтона на Кавказе делают Грузию наиболее привлекательным и важным звеном во всей кавказской стратегии США и НАТО, перспективным опорным пунктом американского и в целом западного присутствия в регионе.

Внешнеполитическая концепция Тбилиси полностью сочетается с так называемой доктриной Мадлен Олбрайт,которая предусматривает полную изоляцию России в ее новых границах и нацелена, во-первых, на обеспечение свободных, независимых от России, поставок каспийских нефти и газа на международные рынки; во-вторых, на обеспечение независимости и экономической живучести бывших советских республик этого региона, недопущение возрождения сильного южного фланга бывшего Советского Союза; в-третьих - на предотвращение и блокирование политических и военных инициатив России и Ирана, нацеленных на обеспечение их доминирования в черноморско-каспийском регионе в вопросах, касающихся разработки каспийских углеводородных ресурсов и выбора маршрутов их переброски, недопущение стратегического сближения и взаимодействия Москвы и Тегерана.

В интересах реализации кавказской стратегии НАТО в качестве одной из главных выдвигается задача наращивания западного военного присутствия в Закавказье через вовлечение Грузии в систему атлантической безопасности и отрыв ее от системы коллективной безопасности стран Содружества.

Решение этой задачи осуществляется сегодня по нескольким направлениям:

Продолжается процесс все более глубокого вовлечения Грузии в натовскую программу «Партнерство ради мира»

Заключаются двухсторонние соглашения по военному и военно-техническому  сотрудничеству Грузии со странами НАТО

В ходе различных учений и тренировок, проводимых на территории Грузии в рамках ПРМ осуществляется активное и целенаправленное освоение кавказского сухопутного, а также каспийского и черноморского морских театров военных действий.

Создание военно-политических и военных структур антироссийской направленности типа ГУУАМ и противопоставление их оборонным структурам безопасности стран Содружества.

Сворачивание военного сотрудничества Грузии с Россией как на двухсторонней основе, так и в рамках Договора о коллективной безопасности стран Содружества.

Цель НАТО взять под свой контроль систему региональной безопасности на Кавказе. Но в свете последних событий в Грузии, России будет о чем подумать, если Грузия все-таки вступит в Североатлантический Альянс, так как агрессивно настроенная Грузия просто так не оставит и не забудет своих претензий к России, а война с Грузией может перерасти в межнациональный конфликт. И если вдруг это станет возможным, то Россия останется один – на – один со своими врагами и помощи будет ждать уже не от куда. Поэтому-то наши, русские политики очень осторожно ведут себя в грузинском вопросе, чтобы не скомпрометировать Грузию, так как Россия не только не готова к военным действиям, но и не готова быть порабощенной страной, которой будет управлять военный блок. Поэтому-то России приходится продумывать свои поступки на несколько шагов вперед, дабы не очутиться лицом к лицу перед  угрозой начала 3-й Мировой Войны.