Волго-Вятский регион

Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для нее разделение территории на части, каждая из которых обладает определенной самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением.

Для того чтобы начать изучение любой страны, ее следует разделить на какие-то «естественные части» - районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия.

При проведении экономического (и социально-экономического) районирования России обычно стараются не нарушать границ республик, краев и областей и других субъектов Федерации. Таким образом, экономический район России представляет собой группировку из нескольких соседствующих друг с другом субъектов Федерации, которые отличаются от других особенностями исторического развития территории, географическим положением, природными и трудовыми ресурсами, специализацией хозяйства.

В настоящее время действует официально признанная схема экономического районирования России, применяемая правительственными органами. Это деление России на 11 районов часто называют «госплановским», потому что именно Госплан (ныне это учреждение называется Министерством экономики) разработал эту схему. Это районирование используется научными учреждениями, проектными организациями; по нему сводится вся статистика и даже составляются прогнозы погоды.

Выделяются следующие экономические районы:

1. Центральный (12 областей и 1 город федерального подчинения)

2. Центрально-Черноземный (5 областей)

3. Северо-Западный (3 области и 1 город федерального подчинения)

4. Волго-Вятский (2 области, 3 республики).

Области: Нижегородская, Кировская.

Республики: Мордовская, Марий Эл, Чувашская.

5. Северный (3 области, 2 республики и 1 автономный округ)

6. Поволжский (6 областей, 2 республики)

7. Северо-Кавказский (1 область, 2 края, 7 республик)

8. Уральский (5 областей, 2 республики и 1 автономный округ)

9. Западно-Сибирский (5 областей, 1 край, 1 республика, 2 автономных округа)

10. Восточно-Сибирский (2 области, 1 край, 3 республики, 4 автономных округа)

11. Дальневосточный (4 области, 2 края, 1 республика, 1 автономная область, 2 автономных округа)

Волго-Вятский экономический район относится к числу небольших по площади районов России и занимает 1,6%ее территории. Здесь проживает 8,2 млн. чел., или 5,7% населения РФ. Название района определяется его географическим положением. Южную часть его территории с запада на восток пересекает великий Волжский водный путь, а на северо-востоке в направлении с севера на юг р. Вятка — правый судоходный приток Камы.

Волго-Вятский экономический район — это единственный экономический район России, не относящийся к категории приграничных и не имеющий государственных границ со странами СНГ и дальнего зарубежья. По периметру его границ находятся территории Уральского района (на востоке), Поволжья (на юге), Центра (на западе) и Северного района (на севере).

Район расположен на востоке Восточно-Европейской равнины и имеет, в основном, низменный рельеф, за исключением возвышенностей, протянувшихся вдоль границ с Республикой Коми — Северных Увалов и Приволжской, — на крайнем юго-востоке. Волга делит территорию ВВЭР на две неравные части: большую левобережную — лесное Заволжье и меньшую — лесостепное Правобережье.

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяет автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает втрое место в районе. На ее долю приходиться 18% объемов промышленного производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в области являются машиностроение, в том числе электронное, производство бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, химическая и промышленная.

В экономике Республики Марий Эл  преобладает промышленность. В структуре машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение.

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является машиностроение., приборостроение, светотехника, производство полупроводников. Велика доля пищевой промышленности.

Климат континентальный, причем континентальность усиливается с юго-запада на северо-восток. Продолжительность безморозного периода составляет 140—190 дней в году. На юге района часто бывают засухи, а северная часть увлажнена и заболочена. В целом почвенно-климатические условия района благоприятны для сельского хозяйства. Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произрастание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.

Почти весь район размещается в бассейне Волги и ее крупных притоков — рек Оки, Камы с впадающей в нее Вяткой, Ветлуги, Суры. Лишь небольшая северная часть Кировской обл. находится в бассейне Северной Двины — р. Луза и Сысола. На Волге построены крупные Нижегородское и Чебоксарское водохранилища в составе Волжско-Камского гидроэнергетического каскада.

Население района многонационально: здесь проживают русские, чуваши, мордва, марийцы, татары и многие другие национальности. Доля русских среди всего населения района составляет 75%(напомним, что в целом по России доля русских составляет 80%).

Чуваши (чуваш) – коренное население Чувашии, однако на территории самой республики проживает всего ½ часть народа, чуваши широко расселены в других экономических районах России – Поволжском, Уральском, Западно-Сибирском. Общая численность чувашей в России – почти 1,8 млн. человек. Чувашская республика относится к субъектам Российской Федерации, в которых по численности населения абсолютно преобладает титульный народ (доля чувашей составляет около 70%). Говорят  на чувашском языке, относящемся к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи: распространен русский язык. Основные традиционные занятия населения – пашенное земледелие, животноводство (разведение крупного и мелкого рогатого скота), пчеловодство, сельскохозяйственные отхожие промыслы.

Марийцы (мари, марий, ранее – черемисы) – коренное население Республики Мари Эл; общая численность марийцев – 644 тыс. чел. В самой республике проживает менее 50% марийцев, значительные группы имеются в других регионах Волго-Вятского, Поволжского и Уральского районов. Национальный состав республики – марийцы (43,3%), русские(47,5%), татары(5,9%).

Волго-Вятский район представляет крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью. Отраслями рыночной специализации промышленности являются машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. Кроме того, отраслями, дополняющими комплекс, являются электроэнергетика, топливная, черная и цветная, пищевая промышленность, промышленность стройматериалов.

Главную роль играют машиностроение и металлообработка. В регионе производятся автомобили, суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое и электронное оборудование. Среди отраслей рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение, развитию которого способствовало наличие квалифицированных кадров и научно-производственной базы. Здесь возник крупнейший комплекс автомобилестроения. Среди предприятий комплекса выделяются акционерное общество “АвтоГаз”, головное предприятие которого в Нижнем Новгороде выпускает легковые и грузовые автомобили, а также предприятия-смежники, построенные в малых и средних городах региона: моторный завод – в Заволжье, тормозных узлов – в Канаше, шинный – в Кирове, автофургонов – в Шумерле, автосамосвалов – в Саранске, в Павлове выпускают автобусы для сельской местности. Известен также Чебоксарский завод промышленных тракторов. Развитие тракторостроения способствует дальнейшему углублению специализации района на производстве продукции машиностроения.

Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение, представленное ведущим предприятием страны “Красное Сормово” в Нижнем Новгороде, выпускающим суда на подводных крыльях, современные пассажирские теплоходы, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. В  Сосновке производятся суда на воздушной подушке и промысловые суда (траулеры, суда для ловли креветок и тунца). Морские ледокольно-транспортные суда и речные сухогрузы типа «река-море» строятся в Навашине, плавучие дизели и установки по добыче сапропеля – в городе Бор, плавучие доки – в Городце. Центрами речного и озерного судостроения являются также Звенигово, Котельнич, Чкаловск, поселки Память Парижской Коммуны и Шморское.

Большое развитие в регионе получила и другая отрасль рыночной специализации – электротехническая промышленность. Крупные предприятия этой отрасли возникли в столицах республик. Так, саранский завод “Электровыпрямитель” является головным заводом объединения “Светотехника” и выпускает значительную часть электроламп и выпрямителей, производимых в России, в Саранске (Республика Мордовия) также находится предприятие по производству кабельных изделий, в Чебоксарах (Чувашская Республика) – электроаппаратный завод.

Военно-промышленный комплекс представлен в районе несколькими крупными центрами. В первую очередь это город Саров, в котором находится Российский федеральный центр ядерных исследований – ВНИИ экспериментальной физики, где производится изготовление опытных образцов и сборка ядерных боеприпасов (с использованием высокообогащенного урана-235 и плутония). Вторым мощным центром военно-промышленного комплекса района является Нижний Новгород. Здесь получили развитие такие отрасли, как авиационная, производство артиллерийских систем, военное судостроение. Стрелковое оружие выпускается в Вятских Полянах.

Среди отраслей рыночной специализации региона выделяется высокоразвитая химическая и нефтехимическая промышленность. В структуре производства товарной продукции региона на ее долю приходится свыше 10%. Развитие отрасли опирается на использование, как местного, так и привозного сырья. Предприятия химической промышленности выпускают широкий ассортимент продукции, в том числе аммиак, каустическую соду, синтетические смолы, пластмассы. Сырье для развития химической промышленности поступает с Нижегородского и Кстовского нефтеперерабатывающих заводов. Нефть на эти заводы поступает по трубопроводам.

Одной из важнейших отраслей рыночной специализации является лесная, ориентирующаяся на местную сырьевую базу. Она уступает машиностроению и химической промышленности по объему, но имеет большое значение не только для данного, но и прилегающих регионов, особенно Поволжья, не располагающего промышленными запасами древесины. Наибольшее развитие в регионе получила заготовка древесины. Однако чрезмерные вырубки леса привели к сокращению его запасов, а, следовательно, и к уменьшению объемов заготовок. Основные заготовки леса ведутся в Кировской и Нижегородской областях.

К отраслям, дополняющим территориальный комплекс, относится черная металлургия – старейшая отрасль района. Металлургические заводы, хотя и небольшие, но выпускают очень нужный сортамент металла. Основные центры черной металлургии – Выкса, Кулебаки, Омутнинск, Нижний Новгород.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по производству строительных материалов размещены главных образом в Нижегородской области и Республике Мордовия. Борский стекольный завод специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и оконного стекла.

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей.

Актуальной задачей Волго-Вятского района является оздоровление экономической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.