Восточно-Сибирский и Дальневосточный экономические районы

Экономико-географическая характеристика Восточно-Сибирского экономического района.

Площадь ~ 7,2 млн. км².

Состав Восточно-Сибирского экономического района: Бурятия, Тува (Тыва) и Хакасия. Красноярский край, в т.ч. Таймырский (или Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, Иркутская область, в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинская область, в т.ч. Агинский Бурятский автономный округ.

Природные условия и ресурсы: тысяча километровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горы и плоскогорья, низменные равнины тундры - такова разнообразная природа Восточной Сибири. Территория района - 4,1 млн. км2. Климат - резко-континентальный, с большими амплитудами колебания температуры (очень холодная зима и жаркое лето). Почти четверть территории лежит за Полярным кругом. Природные зоны сменяются в широтном направлении последовательно: арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга (большая часть территории), на юге - встречаются участки лесостепей и степей. По запасам леса район занимает первое место в стране (лесоизбыточный).

Особенности геологической структуры (сочетание древних и более молодых горных пород) обусловливают разнообразие полезных ископаемых. Верхний ярус, представлен осадочными горными породами. С ними связано образование крупнейшего в Сибири каменноугольного бассейна - Тунгусского. К осадочным породам прогибов на окраинах Сибирской платформы приурочены запасы бурого угля Канско-Ачинского и Ленского бассейнов. А с докембрийскими породами нижнего яруса Сибирской платформы связано образование Ангаро-Илимского и других крупных месторождений железной руды и золота. Крупное месторождение нефти открыто в среднем течении реки Подкаменная Тунгусска (Эвенкия).

Восточная Сибирь обладает огромными запасами различных полезных ископаемых (уголь, медно-никелевые и полиметаллические руды, золото, слюда, графит). Условия разработки их чрезвычайно трудны из-за сурового климата и многолетней мерзлоты, мощность которой превышает местами 1000 м, и которая распространена практически на территории всего района. В Восточной Сибири находится озеро Байкал - уникальный природный объект, который содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды. Это самое глубокое озеро в мире. Огромны гидроэнергоресурсы Восточной Сибири. Самая полноводная река - Енисей. Крупнейшие ГЭС страны (Красноярская, Саяно-Шушенская, Братская и другие) построены на этой реке и на одном из ее притоков - Ангаре.

Население живет на Юге, в основном в полосе, прилегающей к Транссибирской железной дороге, у линии Байкало- Амурской Магистрали и у озера Байкал. Заселенность Предбайкалья выше, чем Забайкалья. Большая часть населения сосредоточена в Красноярском крае и Иркутской области. На огромных пространствах тундры и тайги население редкое, размещено "очагами" - по долинам рек и в межгорных котловинах.

Большинство населения - русские. Кроме них живут буряты, тувинцы, хакасы, на севере - ненцы и эвенки (в основном проживающие в своих национально-территориальных образований - в республиках и автономных округах). Преобладает городское население (71 %), т. к. большая часть территорий из-за природных условий неблагоприятна для проживания и развития сельского хозяйства. Наиболее крупные города – Красноярск, Иркутск, Чита и Улан-Удэ.

Отраслями специализации хозяйства Восточной Сибири являются электро-энергетика, цветная металлургия, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.

Восточная Сибирь выделяется и крупнейшими в стране ГЭС, построенными на Енисее (Красноярская и Саяно-Шушенская мощностью свыше 6 млн. кВт) и на Ангаре (Братская, Усть-Илимская, Богучанская, Иркутская).

Большие запасы леса способствуют развитию лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Лесозаготовки ведутся в бассейнах Енисея и Ангары. По Енисею лес транспортируют к океану и далее - по Северному морскому пути, а также - к Транссибирской железной дороге и Байкало-Амурской Магистрали для отправки по ним леса в другие районы страны.

Разработка природных богатств, развитие промышленности сдерживаются малоразвитой транспортной сетью. Обеспеченность транспортной сетью – одна из самых низких в стране. Лишь на Юге Восточной Сибири проходит Транссибирская магистраль, проложенная еще на рубеже XIX и ХХвв. (Челябинск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Улан-Удэ-Чита-Владивосток). В 80-е годы была построена БАМ (общая ее протяженность - более 3 тыс. км). Магистраль берет начало от Усть-Кута (город в верхнем течении Лены), подходит к северной оконечности Байкала (Северобайкальск), преодолевает горные хребты Забайкалья через пробитые в скалах тоннели и заканчивается в Комсомольско-на- Амуре. Магистраль вместе с ранее построенными западным (Тайшет-Братск-Усть-Кут) и восточным участком (Комсомольск-на-Амуре-Ванино) образует второй, более короткий по сравнению с Транссибом, путь к Тихому океану. [7]

Дальневосточный экономический район

В состав Дальневосточного экономического района входят: Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной областью) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская области.

Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово, Охотское, Японское, образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны, дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами, берега обрывисты, слабо изрезаны, естественных защищенных бухт для стоянок судов мало.

От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских, Курильских, Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате, то южная часть Японского лежит в области субтропического.

Важнейшей особенностью экономико-географического положения Дальневосточного экономического района является большая удаленность от основного экономического потенциала России. Район расположен на восточной окраине страны, его отделяют не только от Москвы, но даже от индустриальных центров Сибири расстояния, измеряемые многими тысячами километров. И по-прежнему единственным сухопутным путем остается Транссибирская магистраль, по которой расстояние от Москвы до Владивостока более 9300 километров, что составляет примерно неделю езды на скором поезде.

Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского бассейна позволяют интенсифицировать внешнюю торговлю и участвовать в международном разделении труда.

В межрайонном разделении труда Дальний Восток выделяется производством цветных металлов, алмазов, слюды, добычей рыбы и морепродуктов, лесной и целлюлозно-бумажной промышленностью, судоремонтом и пушным промыслом. В сельскохозяйственном производстве Дальневосточный район специализируется на выращивании сои и оленеводстве. Все отрасли рыночной специализации основаны на использовании местных природных богатств. Дальний Восток играет важную роль в морских и внешнеторговых связях России. На экспорт Дальний Восток поставляет каменный уголь, лес, пушнину, рыбу и т.д.

Природные условия Дальнего Востока отличаются резкой контрастностью, что обусловлено очень большой протяженностью территории с севера на юг. Большая часть территории занята горами и высокими нагорьями. Низменностями заняты лишь сравнительно небольшие площади по речным долинам. Наиболее обширная низменность находится в долине Амура и его притока Уссури. На значительной части района распространена многолетняя мерзлота, что затрудняет строительство и развитие земледелия. Горы имеют высоты в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском побережье преобладают молодые горы, о чем свидетельствует вулканическая деятельность. На Камчатке действуют более 20 вулканов, крупнейший из них Ключевская Сопка, много гейзеров.

Моря, омывающие Дальний Восток, отличаются высокой ледовитостью. В первую очередь она свойственна арктическим морям Северного Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское - также холодные, с длительным ледовым периодом и потому трудны для плавания. Лишь в Японском море и в открытых водах северо-западной части Тихого океана, подверженных влиянию теплого течения Куросио, возможна круглогодичная навигация.

В Дальневосточном районе известны запасы железных руд. Наибольшее значение имеет Алданский железорудный бассейн с месторождениями Таежное, Пионерское, Сиваглинское, расположенный на юге Якутии.

Располагает Дальний Восток и большими запасами топливных ресурсов, особенно каменным и бурым углем. Однако крупные запасы угля расположены в Ленском бассейне, сильно удаленном от освоенных территорий. На юге Республики Саха расположен один из наиболее перспективных бассейнов коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные месторождения, сравнительно небольшие, разбросаны по территории района.

Особенности физико-географического положения определили разнообразие природно-климатических условий - от резко континентального до муссонного климата юго-востока района, что вызвало неравномерность заселения и освоения района.

В северной части района климат исключительно суровый. Зима холодная, малоснежная, продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно многолетняя мерзлота. В Республике Саха находится полюс холода северного полушария. Однако теплое, хотя и очень короткое лето позволяет развивать земледелие в открытом грунте. В южной части района климат муссонного типа с холодной зимой и влажным летом. Вегетационный период в бассейне Нижнего Амура составляет до120 дней, и лишь на юге Приморья - до 190 дней. Большое количество осадков, выпадающих в летний период, вызывает сильное переувлажнение почв, что создает большие трудности для сельского хозяйства.

Экологические проблемы Дальнего Востока имеют специфический характер, связанный с размещением производительных сил на необъятных территориях с различным уровнем освоенности. Нагрузка на окружающую среду носит не сплошной, а очаговый характер, который ведет к серьезным локальным нарушениям, при этом нужно иметь в виду, что большая часть района находится в зоне многолетней мерзлоты.

Современное состояние окружающей Среды требует самых неотложных мер. Дальневосточное отделение Академии наук России разработало Долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов Дальнего Востока. В эту программу заложены принципы рационального пользования ресурсами, сохранения уникального видового состава биоты, снижения генетических последствий загрязнения Среды.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических морях, обеспечивается с помощью ледоколов, к Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары.