Географическое разделение труда

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления. В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью". Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв.

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. Географическое разделение труда если не создает, то, во всяком случае, усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники. С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль. Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Формирование МХ фактически охватывает всю историю человечества. Процесс его создания начался ещё на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI - XVIII вв.). В результате Великих географических открытий международная торговля охватила районы не только Старого, но и Нового света, обмен продуктами между которыми привёл к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки; увеличилась протяжённость железных дорог.

В XVIII - XIX вв. произошла промышленная революция, шло образование крупной машинной индустрии в ряде стран Западной Европы и США. Окончательное формирование МХ можно отнести к периоду - с конца XIX по начало XX вв.

В настоящее время в мире преобладают 3 главных центра МХ: Европа (28 % ВВП - валовой внутренний продукт), США (26 % ВВП), Япония (10 % ВВП).

К сведению: ВВП - совокупная стоимость потребляемых населением товаров и услуг, созданных в стране, государственных закупок и капиталовложений.

Международное географическое разделение труда (МГРТ) выражается в специализации отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и в последующем обмене ими. Результатом международного географического разделения труда является отрасль международной специализации для данной страны.

К сведению: отрасль международной специализации - отрасль, которая в большей степени ориентирована на экспорт продукции и в первую очередь определяет “лицо” государства в МГРТ.

Для того, чтобы могла возникнуть подобная специализация, необходимо выполнение определённых условий:

1) страна, участвующая в МГРТ должна обладать какими-то преимуществами (например, богатством природных ресурсов), по крайней мере, перед частью государств, в производстве соответствующей продукции;

2) должны существовать страны, испытывающие потребность в этой продукции;

3) затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране-производителю;

4) государство должно производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой.

Примеры отраслей международной специализации:

        ·  Япония - экспорт автомобилей, морских судов, продукции радиоэлектроники и роботостроения.

        ·  Болгария - выпуск продукции агропромышленного комплекса и подъёмно-транспортного оборудования.

        ·  Канада - производство зерна, продукции лесной промышленности.

        ·  Замбия - экспорт медной руды и рафинированной меди и т.п.

Степень вовлечения любого государства в МГРТ зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в выпуске “облагороженной”, дорогостоящей продукции - машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д.

Что же касается развивающихся стран, то основные отрасли их международной специализации связаны с вывозом природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции.

Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.

Запасы легкодоступной воды распределены по планете неравномерно. Используя карту “Водные ресурсы мира”, дадим характеристику этим запасам. Наиболее обеспечены водными ресурсами в расчёте на душу населения страны:

а) хорошообеспеченные: Россия (25 - 100 тыс. кубометров в год), Канада (50 - 100 и более), Новая Зеландия (50 - 100 и более), Конго (более 100), Норвегия (50 - 100), Бразилия (до 100 тысяч кубометров в год);

б) слабообеспеченные: Египет (менее 0.5), Саудовская Аравия (0.5 - 2.5), Алжир (0.5 - 2.5), Пакистан (0.5 - 2.5), Китай (2.5 - 5 тысяч кубометров в год) и т.п.