География Марокко

Расположение Марокко  (общие сведения, приморское, соседское положения).

Государство Марокко расположено на стыке африканского Средиземноморья, Атлантики и Сахары. Между побережьем и пустынными районами простираются самые высокие цепи гор Атласа с белоснежными большую часть года вершинами. Арабы называют страну Аль-Магриб, или Аль-Магриб-аль-Акса, т. е.. «дальний запад», европейцы - Марокко, по несколько измененному имени одной из ее древних столиц - Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный». Марокко занимает крайнюю северо-западную часть Африканского континента, расположенную наиболее близко к Европе. Гибралтарский пролив, ширина которого в разных местах не превышает 14 - 44 км, отделяет Марокко от Испании. В отличие от других стран Северной Африки Марокко имеет непосредственный выход, как к Средиземному морю, так и к Атлантическому океану. Наличие двух фронтов морских рубежей - средиземноморского (протяженность около 450 км) и атлантического (более 1300 км) - имеет важное значение для внешних связей страны, транспортного обслуживания ее приморская районов, а также для развития морского рыболовства. Территория Марокко 445,5 тыс. кв. км. По размерам Марокко уступает Алжиру почти в пять раз, но превосходит Тунис примерно втрое.

Политическое устройство Марокко.

Современное Королевство Марокко это конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности, традиционными монархическими институтами, парламентом и слабо структурированной системой политических партий.

Монарх

Политическая система Марокко характеризуется, прежде всего, неограниченными полномочиями короля в отношении правительств и номинальным объемом полномочий премьер-министра. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары. Власть монарха в Марокко базируется на системе управления, при которой признание религиозного превосходства короля и подчинение ему как Амиру аль-Му'уминин (главе правоверных мусульман) служит основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и «верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства». Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко – ислам.

Конституция 

Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Королем Хасаном II в 1962 году, через год после вступления на престол. В 1970 в текст конституции был внесен ряд поправок. По результатам другого референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра. В результате конституционных поправок в 1997 году в стране был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях.

Исполнительная власть. Совет Министров.

Исполнительная власть в стране осуществляется премьер-министром, назначаемым Королем. Премьер-министр возглавляет Совет министров и формально имеет право самостоятельно подбирать министров, но, тем не менее, назначение ключевых министров находится в ведении короля. Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов.

Парламент

Парламент в Марокко существует с 1956. В 1997 году был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). Депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов. Депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием. В сфере компетенции парламента находятся: принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам. Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства.

Местные органы власти

Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилайи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в других городах, например в Ужде, Агадире, Тетуане. Города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях – губернаторы, в городах – мэры, в округах – каиды.

Судебная система 

Законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами. Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высшая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Судьей в Марокко могут стать только граждане страны, язык судопроизводства – арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.

Основные черты географии транспорта.

Во внутреннем транспорте основную роль играют железные дороги общей протяженностью около 1,8 тыс. км, из них 760 км электрифицировано. Главная железнодорожная магистраль Марракеш - Касабланка- Фес- Уджда связывает западные и восточные области Марокко с Алжиром и Тунисом, обеспечивая транспортировку массовых грузов, особенно фосфоритов. Общая длина автодорог составляет 57 тыс. км, из них около 25тыс. км имеют твердое покрытие. Наиболее развита автодорожная сеть в западной части Марокко. Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые связи и значительную долю пассажирских перевозок за пределы Марокко. Главными портами являются Касабланка, Сафи, Мохаммедия, Кенитра, Танжер, Агадир; второстепенными - Эс-Сувейра, Эль-Джадида, Эль, Араиш, Надор. Воздушный транспорт, получивший развитие в послевоенный период, обслуживает ныне не только международные но и внутренние линии. Крупнейшие аэропорты, имеющие международное значение, расположены близ Касабланки, Рабата и Танжера. (Половина всего пассажирооборота приходится на Касабланку)

Роль и география внешних экономических связей.

Внешняя торговля  оказывает весьма большое влияние на развитие марокканской экономики. Внешнеторговый оборот страны по стоимости составляет более половины всего валового национального продукта. За счет ввоза из-за границы Марокко удовлетворяет свои потребности в нефти, промышленном оборудовании, продовольствии, вывозя одновременно многие виды минерального и сельскохозяйственного сырья, полуфабрикатов, а в последние годы и готовую продукцию. Почти 2/3 стоимости импорта составляют готовые изделия, продовольствие, в том числе сахар, пшеница, молочные продукты. Около 2/3 экспорта приходится на восемь товаров: фосфориты - 36% всего вывоза по стоимости, цитрусовые- 11, овощные консервы и фруктовые соки- 5, рыбные консервы- 4, свежие овощи - 4, вино - 3, свинцовая и марганцевая руды - по 3%. Главную роль во внешней торговле Марокко продолжает играть Франция, на долю которой приходится около 1/3 внешнеторгового оборота страны. Существенное место занимает также торговля с ФРГ, Италией, Бельгией, а также с США, экономические связи с которыми характеризуются резким превышением американского экспорта в Марокко над импортом. Марокко продолжает оставаться в капиталистической системе международного разделения труда, но его связи и экономическое сотрудничество с СССР и другими странами социалистического содружества неуклонно расширяются. Товарооборот между Марокко и Россией отражает принципы взаимовыгодного сотрудничества в целях развития.