Геополитичекое и экономико-географическое положение России

Геополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение страны по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики. Впервые понятие ЭГП ввел в географическую науку известный ученый Н. Н. Баранский (1881-1963). Это понятие широко используется для оценки места стран на мировой карте и, кроме того, для определения отношения любого географического объекта к другим, расположенным вне его.

Россия занимает площадь 17,1 млн км2, что почти в 2 раза больше, чем КНР или США. По численности населения Российская Федерация находится на седьмом месте в мире, по результатам переписи населения 2005 г. численность населения составляет примерно 145 млн человек.

Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на острове Рудольфа в составе архипелага Земли Франца-Иосифа, а на материке - мыс Челюскин; крайняя южная - на границе с Азербайджаном; крайняя западная - на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской областью Российской Федерацией; крайняя восточная - остров Ратманова в Беринговом проливе. Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Максимальное расстояние между западными (не считая Калининградскую область) и восточными рубежами - 9 тыс. км, между северными и южными - 4 тыс. км. В пределах России находится 11 часовых поясов. Протяженность границ составляет 58,6 тыс. км, в том числе сухопутных - 14,3 тыс. км, морских - 44,3 тыс. км. После распада СССР страна имеет несколько типов сухопутных границ:

1) совпадающие с рубежами бывшего СССР, большая часть которых закреплена в международных договорах. Это границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем, Северной Кореей;

2) административные, пока не оформленные как государственные границы со странами СНГ - Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном;

3) находящиеся в стадии оформления как государственные, разделяющие Россию и страны, не входящие в СНГ, границы с Эстонией, Латвией, Литвой.

Россия по многим аспектам международных отношений является правопреемницей бывшего СССР и в этом качестве выполняет функции постоянного члена Совета Безопасности ООН, входит в важнейшие международные организации, в том числе Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Международный валют ный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Она подписала соглашение с НАТО «Партнерство ради мира», участвует в совещаниях «Большой семерки» (США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Канада).

Геополитическое положение страны - это ее место на политической карте мира и отношение к различным государствам.

Россия в своей геополитике ориентируется на многие группы государств:

1) страны СНГ и другие новые независимые государства (не только непосредственные соседи России, но и соседи второго порядка: Молдова, Армения, государства Средней Азии, страны третьего порядка -Таджикистан). Соседи второго порядка - страны, соседние с пограничными государствами. С Таджикистаном Россия может иметь связи через территории Казахстана и Киргизии (или Узбекистана);

2) страны Западной и Южной Европы, объединенные в Европейское экономическое сообщество, среди которых возрастает роль Германии - нового мирового геополитического полюса;

3) страны Восточной Европы, тесно связанные в течение всего послевоенного периода с СССР, с которыми Россия должна обновить и усилить связи;

4) страны бассейнов Балтийского и Черного морей, с которыми Россия уже заключила многосторонние соглашения;

5) страны Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно полюса мировой экономики и политики - Япония, Китай, Индия;

6) особая роль принадлежит развитию многосторонних связей России с США.

Геополитическое положение России в современных условиях определяется многими факторами разного уровня - от глобальных до региональных. Существенное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают следующие обстоятельства:

1) образование в результате распада СССР по всему периметру сухопутных границ России суверенных государств, которые, за исключением стран Балтии, относятся к СНГ и созданному в его рамках Экономическому союзу;

2) возникновение по отношению к России ближнего и дальнего зарубежья, причем к первому из них принадлежат все страны СНГ;

3) «прозрачность» границ с ближним зарубежьем (кроме Украины);

4) ликвидация военного присутствия России в Германии, странах Восточной Европы (включая страны Балтии) и других, за исключением участия в составе миротворческих сил ООН и частичной охраны государственных границ СНГ.

В целом геополитическое положение России решительным образом улучшилось благодаря окончанию «холодной войны», ликвидации военного противостояния с США и другими странами НАТО. Россия перестала быть страной, имеющей войска за рубежом, во всяком случае, за границей бывшего СССР. Положительное влияние на геополитическую ситуацию оказывает и активизация интеграционных процессов вхождения России в мировое хозяйство.

Изменение геополитического положения привело и кряду негативных последствий. Внешнеэкономические связи с дальним зарубежьем в западном (европейском) и южном (азиатском, особенно ближневосточном) направлениях теперь приходится осуществлять через территорию государств СНГ. За пределами России остались крупные порты на Черном и Балтийском морях; некоторые весьма значительные источники минеральных ресурсов, особенно марганца и руд цветных металлов (меди, свинца, цинка и др.), нарушены исторически сложившиеся межрайонные связи. Возникли трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью, оказавшейся изолированной от остальной территории России. Появились спорные вопросы, инициированные некоторыми соседними государствами по поводу границ. Эти тенденции геополитического положения усложняют торгово-транспортные операции и функционирование объектов топливно-энергетической инфраструктуры международного характера (нефте- и газопроводов, линии электропередачи).

Изменения, произошедшие после 1991 г. (распада СССР) в геополитическом положении, прежде всего заключаются в резком сужении самостоятельного выхода к морским торговым путям Мирового океана. В Российской империи и СССР существовало 4 выхода к морю: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский. С распадом Союза Балтийский и Черноморский выходы значительно сузились, потеряли для России свое первостепенное значение. В Балтийском море Россия имеет один крупный порт - Санкт-Петербургский и два небольших по мощности порта - Выборгский и Калининградский, в Чер-номорско-Азовском два порта: Новороссийск и Туапсе (для сравнения: грузооборот Санкт-Петербурга составляет 11 млн т, а грузооборот портов Риги, Клайпеды, Таллинна - 75 млн т; грузооборот Новороссийска и Туапсе составляет 60 млн т, а порты Украины - Одесса, Херсон, Измаил, Мариуполь - 100 млн т).

Как евразийская страна Россия имеет широкие возможности экономического и политического сотрудничества с зарубежными странами различной геополитической ориентации. Через ее территорию проходят коммуникации мирового значения, обеспечивающие транспортные связи между западом и востоком, севером и югом.

Для расширения внешнеэкономических связей (в том числе транзитных) намечается строительство трех современных портовых комплексов в Финском заливе Балтийского моря.

Одной из важнейших геополитических задач является укрепление позиций России в ближнем зарубежье. В соответствии с современными геополитическими реалиями наша страна рассматривается как один из центров мировой политики и лидер модернизирующегося пространства, охватывающего СНГ. Оптимальным для нее считается участие в международном разделении труда на равной основе с другими центрами модернизации.

Величина территории - важная экономико-географическая особенность любого государства. Для России - самой крупной по площади страны в мире она имеет далеко идущие последствия как геополитического, так и хозяйственного значения.

Благодаря обширности территории обеспечиваются все необходимые условия рационального географического разделения труда, возможности более свободного маневра в размещении производительных сил, повышается обороноспособность государства, достигаются и другие положительные результаты в области экономического и социального развития.

Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются внутрирайонные и межрайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидируют единая транспортная, энергетическая и информационная системы, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.

Размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов. В то же время большая часть территории расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах. Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. При больших территориальных пространствах, несмотря на то что это принято считать благоприятным условием для развития хозяйства и обеспечения экономической независимости страны, интенсивное развитие экономики возможно лишь при развитой системе транспорта.

Существенные различия в степени экономической освоенности территории, уровне обеспеченности природными и трудовыми ресурсами находят отражение в количественных и качественных характеристиках хозяйства. Производственный потенциал европейской части много больше, а структура хозяйства значительно сложнее, отличается более широкой диверсификацией, чем в восточных районах.