Государственное регулирования устойчивого развития Канады

Цели и задачи устойчивого развития Канады

В Канаде действует многопартийная система, однако на протяжении всей ее истории у власти сменяют друг друга две партии – либералов и консерваторов, причем различия в программах между ними минимальны.

Либеральная партия Канады (ЛП) оформилась как общеканадская в 1873. Первоначально объединяла защитников «прав провинций», сторонников свободной торговли и большей самостоятельности по отношению к Великобритании; опиралась на теоретическое наследие английского манчестерского либерализма, североамериканского радикализма и французской революции 1848. Либералы отстаивали государственную собственность на средства сообщения и связи, но противились расширению государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Однако с 1930-х ЛП перешла к более активной социальной политике, включая помощь безработным, выплаты субсидий фермерам и т.д. Продолжая защищать свободное предпринимательство, либералы допускали государственное экономическое регулирование, «канадизацию» экономики и введение государственных программ социального обеспечения. ЛП декларирует свою приверженность либеральным принципам «индивидуальной свободы, ответственности и достоинства человеческой личности в рамках справедливого общества и политической свободы в рамках подлинного участия для всех», а также правового государства. Либералы провозглашают равенство шансов для всех членов общества, поощрение культурного разнообразия и двуязычия. ЛП находилась у власти в 1873–1878, 1896–1911, 1921–1926, 1926–1930, 1935–1957, 1963–1979, 1980–1984 и с 1993. Входит в Либеральный Интернационал.

На выборах в Палату общин в 2000 партия собрала 40,8% голосов и завоевала 172 места. Обещала не допустить размывания и «скрытой приватизации» медицинского страхования и осуществлять «либеральный, умеренный и сбалансированный план» развития страны в духе «золотой середины между выплатой государственного долга, справедливым уменьшением налогов и инвестициями в здравоохранение, исследования и инновации, развитие семьи и детства, а также в сохранение окружающей среды». Либеральное правительство заявляет о намерении «разделить плоды экономического развития» между всеми канадцами.

Лидер – премьер-министр Канады Пол Мартин.

Консервативная партия Канады (КПК) основана в 1854. В 19 в. отстаивала протекционистскую экономическую и торговую политику, чтобы защитить канадскую промышленность и рынок от зарубежной конкуренции. Консерваторы подчеркивали свою приверженность идее сильного правительства и близость к британской короне. Они традиционно отстаивали свободное предпринимательство, однако с 1930-х допускали возможность более активного государственного вмешательства в экономическую жизнь, контроля над ресурсами, защиты инвесторов и потребителей. В духе времени КПК была в 1942 переименована в Прогрессивно-консервативную партию (ПКП). Однако, признавая экономические и социальные функции государства, партия стремилась ограничить их и свести к минимуму. В 1980–1990-х она проводила неоконсервативный политический курс, добивалась сокращения социальных расходов, развития свободной торговли и укрепления политического сотрудничества с США

Консерваторы находились у власти в Канаде в 1867–1873, 1878–1896, 1911–1921, 1926, 1930–1935, 1957–1963, 1979 и 1984–1993. В 1987 в ПКП произошел раскол: правые консерваторы из Альберты и Британской Колумбии создали Партию реформ, критиковавшую налоговую политику федерального правительства и приток иммигрантов из стран Азии. С 1990-х годов Партия реформ, преобразованная в 2000 в Канадский реформистский консервативный альянс, была ведущей оппозиционной силой в Палате общин. В 2004 ПКП и альянс воссоединились в КПК. Она выступает за сокращение налогов (особенно, на фирмы и прибыли) и государственного долга, за бездефицитный бюджет, «более эффективное» правительство и «более ответственную» социальную политику, а также за укрепление традиционных семейных. политических и нравственных ценностей. В основу экономики, по мнению КПК, должна быть положена свободная рыночная конкуренция, а государство призвано лишь поощрять частную инициативу, вкладывать средства в образование и исследования, защищать общественные нормы и законы и оказывать помощь лишь наиболее нуждающимся. В сфере государственного устройства консерваторы выступают за введение выборов в Сенат и системы пропорционального голосования на выборах в Палату общин, за использование практики народных референдумов и т.д.

На выборах в Палату общин в 2000 ПКП получила 12,2% голосов, а Реформистский консервативный альянс – 25,5%. Обе партии имели в парламенте соответственно 12 и 66 мандатов. Лидер воссоединенной КПК – Стивен Харпер.

Квебекская партия (КП) – создана в 1968. Добивается признания квебекской нации и ее права на самоопределение, осуществления политического отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады при сохранении экономической «ассоциации» между обоими государствами. В социально-экономической области программа партии была близка к социал-демократии, выдвигая требования обеспечения полной занятости, прогрессивной налоговой реформы, расширения государственного сектора и контроля в экономике и прав профсоюзов на производстве (включая участие в управлении предприятиями). Позднее эти лозунги были смягчены, но общая социал-демократическая направленность КП сохранилась. В сфере духовной жизни квебекские сепаратисты выступают за сосуществование культур при одновременном поощрении развития французского языка, как единственного государственного в Квебеке. Квебекская партия находилась у власти в провинции в 1976–1985 и с 1994. В федеральных выборах не участвует. Лидер партии и премьер-министр провинции Квебек – Люсьен Бушар.

Квебекский блок (КБ) - партия социал-демократического толка, образована в 1990 квебекскими сепаратистами специально для участия в федеральных выборах. В провинциальных выборах в Квебеке не участвует; поддерживает Квебекскую партию. Блок отстаивает идею самоопределения квебекской нации и политического суверенитета Квебека. КБ обвиняет федеральные власти в ущемлении прав и интересов Квебека в экономической, финансовой, социальной, политической, международной и культурной областях. Выступая за «устойчивое развитие» общества и повышение качества жизни, квебекские сепаратисты заявляют о «провалах неолиберализма» и необходимости «преобладающей роли государства» в условиях «квебекской модели» и «динамичного отношения между государством, рынком и гражданским обществом», без какой-либо гегемонии одного из этих факторов и при сокращении разрыва между богатыми и бедными. Пока Квебек остается в составе Канады, КБ выдвигает требования сокращения федеральных налогов на лиц со средними (а не крупными) доходами, развития и расширения системы страхования от безработицы, увеличения федеральных трансфертов для нуждающихся лиц и категорий населения, а также на нужды здравоохранения, отказа от сокращения расходов на социальные нужды, запрета на использование штрейкбрехеров на федеральных предприятиях, ратификации международных соглашений в области экологии и прекращения практики ограничения гражданских свобод под предлогом борьбы с терроризмом. В области внешней политики квебекские сепаратисты призывают к увеличению помощи странам «Третьего мира», ограничению интервенций за рубежом строгими нормами международного права, а также созданию американской континентальной валюты.

В 1993–1997 КБ был ведущей оппозиционной партией в канадском парламенте. На федеральных выборах 2000 получил 10,7% голосов и 38 мест в Палате общин. Лидер – Жиль Дюсепп.

Новая демократическая партия (НДП) оформилась в 1961 на базе существовавшей с 1932 Федерации кооперативного содружества и части профсоюзов, входящих в Канадский рабочий конгресс. НДП – социал-демократическая партия, член Социалистического Интернационала. Выступает за осуществление программы «экономических, политических и социальных перемен» и развитие общества «к равенству, социальной справедливости и демократии». Новые демократы намереваются построить «социальное демократическое общество», в котором сочетаются «устойчивый прогресс и социальное, экономическое и политическое равенство». Производство и распределение должны быть «ориентированы на общественные и индивидуальные потребности в рамках окружающей среды и устойчивой экономики, а не руководствоваться извлечением прибылей». НДП требует взять под контроль монополии в области производства и распределения с помощью экономического и социального планирования. Она обещает «расширить применение принципа общественной собственности», укрепить достоинство и свободу человеческой личности. Добивается проведения Канадой более независимой и мирной внешней политики и достижения большей социальной справедливости в мире.

Наиболее прочными позициями НДП обладает в провинциях Саскачеван, Манитоба, Британская Колумбия и Онтарио, где она неоднократно находилась у власти. На федеральных выборах 2000 собрала 8,5% голосов и имеет 13 мест в Палате общин. Лидер – Джек Лейтон.

Зеленая партия Канады (ЗПК) выросла из экологического, правозащитного, женского, антивоенного и иных социальных движений. Первая зеленая партия в Канаде была основана в 1983 в Британской Колумбии, а затем зеленые распространили свою деятельность на всю страну. Партия выступает за «устойчивое развитие» в гармонии с окружающей средой, социальную справедливость, развитие «демократии снизу», ненасилие, децентрализацию, равноправие между полами, сохранение биологического и культурного разнообразия. В хозяйственной области зеленые – за экономическую систему, ориентированную на местные нужды, «самопомощь» и человеческие потребности в рамках «естественных границ Земли». На федеральных выборах 2000 ЗПК получила 0,8% голосов. В Палате общин в настоящее время не представлена.

Помимо основных, в Канаде действует множество других партий самого различного толка: Партия христианского наследия (правая, основана в 1987), Партия естественного закона, троцкистские организации (Социалистическая левая, Социалистическая альтернатива, Интернациональный рабочий комитет, Социалистическое действие, Новая социалистическая группа. Интернациональные социалисты, Партия социалистического равенства, Рабочее сопротивление), маоисты (Коммунистическая партия Канады (марксистско-ленинская), Марксистско-ленинская партия Квебека.

Государственное регулирования устойчивого развития

С того момента, как концепция устойчивого развития была впервые привнесена на мировую сцену, определение, данное этому термину, почти всегда ассоциировалось с защитой окружающей среды. В настоящее время эта концепция имеет гораздо более широкое толкование (оно охватывает защиту и содействие развитию прав человека, поддержание местных и туземных сообществ, аспекты равноправия, так же как и традиционные заботы о состоянии окружающей среды). На протяжении последнего десятилетия правительства стран, бизнес и отдельные граждане смогли более детально ознакомиться с языком и преимуществами принципов устойчивого развития. Корпоративная культура, существующая в некоторых крупнейших транснациональных компаниях, сместила свой акцент в сторону предоставления долгосрочных преимуществ для будущих поколений. И для многих корпораций поиск пути интеграции управления состоянием окружающей среды с социальными и экономическими выгодами уже преобразовался в стратегию ведения бизнеса с выигрышем.

Экономическому развитию, как пути к глобальной устойчивости и более высокому уровню жизни, все еще не придается достаточного внимания. Многие мировые лидеры в составе мирового сообщества признают, что придание развитию устойчивости должно являться высшей целью всей экономической политики. Они также признают, что для продвижения и поддержки темпов роста торговли, которая является устойчивой с точки зрения как внешней среды, так и социальной, а также соответствует традиционным экономическим меркам, один из важных компонентов – это участие в разработке и применении международных стандартов и схем оценки соответствия.

Стандарты охватывают многие стороны нашей жизни – от здоровья и безопасности до международной торговли. Созданы стандарты и для тестирования качества воздуха и воды, и для устойчивой деятельности в области менеджмента лесов. Стандарты позволяют также переправлять продукцию через границы, что дает компаниям возможность более эффективной конкуренции на мировых рынках. Стандарт, разработанный в рамках интересов сохранности окружающей среды какой-либо страны (он оказывает влияние на всех потенциальных импортеров и экспортеров), является существенным компонентом для получения доступа на рыночное пространство данной страны.

Программы и службы, связанные с выполнением стандартов, успешно скоординированные и организованные, содействуют развитию открытых рынков. Вместе с тем они также могут несправедливо ограничивать или препятствовать доступу на определенные сектора рынка. Для многих в составе международного сообщества по стандартизации, включая Канадский совет по стандартам, проблема заключается в том, чтобы обеспечить условия, при которых стандарты не создавали бы барьеров для ведения торговли. Развитие механизмов облегчения ведения международной торговли и минимизации препятствий доступа на иностранные рынки остается постоянной целью международного сообщества по стандартизации.

Национальные органы по стандартизации путем установления общих рамок своей деятельности, основанных на наилучшей международной практике, способны предоставить долгосрочные решения многочисленных проблем, связанных с устойчивым развитием.

Опыт Канады

В Канаде существует единственный национальный орган по аккредитации: Канадский совет по стандартам. Совет по стандартам содействует развитию добровольной стандартизации как средства развития национальной экономики, повышения уровня здравоохранения и благосостояния, защиты интересов потребителей. Он также способствует развитию торговли и международного сотрудничества. Он осуществляет координацию и надзор над деятельностью Системы национальной стандартизации  (NSS), которая включает организации Канады и более 15 000 граждан, вовлеченных в разработку добровольных стандартов и деятельность по оценке соответствия, на национальном и международном уровнях. Совет по стандартам предоставляет услуги по аккредитации органов по разработке стандартов, сертификации продукции, органов инспекции, сертификации персонала, испытательных и калибровочных лабораторий, организаций, зарегистрированных по ИСО 9000 и ИСО 14000 и организаторов обучения аудиторов.

Далее перечисляются некоторые примеры инициатив, предпринятых в Канаде, которые напрямую связаны с проблемой устойчивого развития:

Канадский совет по стандартам при помощи своей Системы национальных стандартов основал партнерские отношения со многими организациями, такими как Совет национальных исследований и Канадская ассоциация аналитических лабораторий по проблемам окружающей среды (CAEAL). Это позволяет Совету по стандартам предлагать аккредитацию в области широкого спектра предметов и программ, таких как анализ окружающей среды, анализ в сельском хозяйстве, анализ пищевых продуктов и анализ минеральных веществ. Эти программы предоставляют канадцам более продвинутый и скоординированный процесс определения того, надежно ли проводится тестирование.

Более 400 лабораторий аккредитованы Программой аккредитации лабораторий Канадского совета по стандартам (PALCAN). Аккредитация Канадским советом по стандартам при осуществлении программы PALCAN - это гарантия того, что системы качества лабораторий и техническая компетенция находятся в соответствии с национальными и международными стандартами.

Среди наиболее широко распространенных когда-либо стандартов, которые приняты более чем 600 000 организациями в более чем 160 странах, серия стандартов системы менеджмента качества ИСО (ИСО 9000) и серия стандартов системы менеджмента окружающей среды ИСО (ИСО 14000) имеют аналогичное широкомасштабное внедрение, проводимое канадскими компаниями. Использование систем менеджмента окружающей среды и качества обеспечивает этим компаниям способ производства при малых затратах, непрерывное обучение и улучшение путем внедрения полного цикла процесса/поставки. Научные исследования подтверждают, что менеджеры, которые использовали системы менеджмента качества и/или окружающей среды на своем опыте добились улучшения в сфере финансового менеджмента, отношений с потребителями и поставщиками, а также в рамках повышения конкурентоспособности. Улучшение в одной сфере экономической деятельности, как правило, сопровождается положительными результатами в другой.

Более 1000 канадских компаний зарегистрированы на соответствие ИСО 14001. С самого начала программа аккредитации систем менеджмента окружающей среды (EMS), проводимая Канадским советом по стандартам, развивалась ежегодно устойчивыми темпами. Серия стандартов ИСО 14000, получая повсеместную поддержку международного сообщества, представляет собой один из наиболее влиятельных добровольных инструментов для улучшения окружающей среды. Организации, зарегистрированные на соответствие ИСО 14001, производят регулярный мониторинг и измерения показателей окружающей среды, относящихся к их деятельности, продукции и услугам.

В сотрудничестве с органами здравоохранения Канады Совет по стандартам также проводит работу по квалификации аккредитованных органов по регистрации системы менеджмента качества (QMS) с целью регистрации QMS изготовителей медицинских изделий с точки зрения их соответствия стандартам. Канадское техническое законодательство требует, чтобы продаваемые в Канаде медицинские изделия были обозначены и изготовлены при наличии QMS, которая соответствует международным стандартам ИСО 13485 или ИСО 13488.

Поддерживая приверженность лесной промышленности Канады к устойчивому развитию, Совет по стандартам руководит программой устойчивого менеджмента лесной промышленности (SFM). В рамках программы Совет по стандартам оценивает опыт органа по регистрации в плане проведения сертификации по международному стандарту SFM. Предпосылкой для этой программы может стать требование, чтобы органы по регистрации были аккредитованы в рамках программы аккредитации EMS. Эти аккредитованные органы по регистрации зарегистрировали организации, в сферу компетенции которых входит более 127 миллионов гектаров, на соответствие стандарту ИСО 14001 и 32 миллиона гектаров на соответствие национальному стандарту. Сертифицированные в Канаде площади охватывают 78% всех площадей леса, предназначенных для коммерческого использования. Это достижение способствовало улучшению показателей состояния окружающей среды и устойчивых методов работы предприятий лесной промышленности Канады.

Все возрастающее число канадских компаний, заинтересованных в управлении показателями окружающей среды, присоединяются к добровольным кодексам поведения, которые не только содействуют защите интересов потребителя, повышению безопасности продукции и услуг, но также поддерживают и создают новые рынки сбыта для канадских предприятий. Например, ассоциация лесозаготовителей Канады (FPAC) стала первой международной промышленной ассоциацией (в 2002 г.), которая потребовала, чтобы все компании-члены представили документацию по менеджменту лесной промышленности на тщательное рассмотрение независимой третьей стороной. Один из стандартов, на соответствие которому компании-члены могут обратиться с заявкой о регистрации к органам по регистрации EMS, аккредитованным советом по стандартам, является Национальный стандарт Канады по устойчивому менеджменту лесной промышленности (SFM), разработанный Канадской ассоциацией по стандартам (CAS/CSA Z809 – SFM System). Благодаря этой программе FPAC в 2002 г. получил премию промышленного фонда ГЛОБУС за достижения в охране окружающей среды.

Аналогично предприятия розничной торговли начали прислушиваться к возрастающим проблемам в области окружающей среды и результатов устойчивого развития. Дом Depot, один из крупнейших в мире дистрибьюторов продукции лесной промышленности, был среди первых предприятий, которые стали проводить политику по реализации продукции, требуя сертификации от своих продавцов, показывая тем самым, что продукция поступила из участков леса, находящихся под ответственным управлением.

Канада также была вовлечена в международные соглашения с целью оказания содействия другим странам, предоставлении безопасной питьевой воды для их граждан. Совет по стандартам и CAEAL сотрудничали с пан-американской организацией здравоохранения по разработке услуг в области аккредитации лабораторий по контролю качества воды в Латинской Америке. Эта добровольная программа аналогична программе аккредитации канадских лабораторий, основанная на ИСО/МЭК 17025, представляющая собой международный стандарт по технической компетенции и качеству во всех областях испытаний и калибровки.

Как отдельный аспект своего обязательства в рамках глобальных целей устойчивого развития, совет по стандартам оказывает поддержку и содействие участию развивающихся стран в деятельности по международной стандартизации. В лице Канадского консультативного комитета по развивающимся странам (CAC/DEVCO) он принимает участие в большом числе международных и региональных мероприятий (например, в азиатско-тихоокеанском регионе, на американском континенте), цель которых состоит в содействии решению проблем стандартизации и усилении и увеличении объема участия развивающихся стран в международной стандартизации. Совет по стандартам выступил спонсором участия многих представителей развивающихся стран в международных заседаниях, а также принял участие в различных мероприятиях по обмену опытом и курсах обучения. В сотрудничестве с канадским департаментом Министерства иностранных дел Совет по стандартам оказывает помощь Боливии в выполнении требований, связанных с преодолением технических барьеров в торговле (TBT) в рамках деятельности Всемирной торговой организации (WTO), путем предоставления им комплекта канадской экспортной документации, учитывающей интересы потребителя.