Государственное устройство и политика Албании

В 15 в. Албания была захвачена Османской империей, поделившей страну на несколько провинций. После поражения Турции в первой Балканской войне 28 ноября 1912 Албания обрела независимость; в декабре того же года было сформировано временное правительство. Однако вскоре страна фактически попала под протекторат Международной комиссии (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Россия). По договоренности великих европейских держав в марте 1914 Албания была провозглашена Албанским Княжеством. Но уже в сентябре того же года монархия была упразднена и сформировано новое национальное правительство. В годы Первой мировой войны страна оказалась оккупированной войсками различных держав.

В январе 1920 албанский Национальный конгресс повторно провозгласил независимость Албании. В 1921 состоялись первые выборы в Национальный совет, на которых победу одержали консерваторы. Новые выборы в 1923 привели к созданию правительства меньшинства и политическому кризису. После революции к власти пришла коалиция демократических сил, возглавляемая Ф. Ноли. Правительство Ф. Ноли попыталось осуществить программу модернизации и демократизации страны, но натолкнулось на сопротивление феодальных и консервативных кругов. После того, как в январе 1925 власть захватил А. Зогу, страна была провозглашена Албанской Республикой. Первая конституция Албании, гарантировавшая президенту почти диктаторские полномочия, была утверждена 2 марта 1925. После роспуска в 1928 новое Учредительное собрание провозгласило Албанию королевством, а Ахмед Зогу стал Зогу I, "королем албанцев". В апреле 1939 Албания была оккупирована Италией.12 апреля 1939 албанское Национальное собрание объявило об "объединении" Албанского Королевства с Италией в "личную унию", официально разорванную в 1943. С сентября 1943 по октябрь 1944 Албания была оккупирована войсками фашистской Германии.

После Второй мировой войны, 11 января 1946 Албания была провозглашена Народной Республикой (НРА). Через два месяца по образцу конституции Югославии и СССР была создана конституция (новая редакция - 4 июля 1950 и 29 декабря 1967). В декабре 1976 принята новая конституция. Страна была переименована в Народную Социалистическую Республику Албания - "государство диктатуры пролетариата, которое выражает и защищает интересы всех трудящихся", а вся политическая власть монополизирована руководством коммунистической Албанской партии труда (АПТ).

В декабре 1990 из конституции НСРА был исключен пункт о руководящем положении АПТ, а избирательный закон от 13 ноября 1990 утвердил новую избирательную систему, базирующуюся на принципе многопартийности. В соответствии с Законом об основных положениях конституции от 29 апреля 1991, отменившим действие прежней конституции, Албания провозглашена парламентской республикой. Новое официальное наименование государства - Республика Албания. Согласно конституционным изменениям, гражданам гарантировалось свободное волеизъявление на выборах, межпартийная конкуренция и демократически избранное правительство.

В 1993, октябре 1994 и феврале 1995 предпринимались неоднократные попытки заменить временную конституцию постоянным документом, но все они оказались безуспешными из-за политического противоборства и нестабильного положения в стране.

Действующая конституция принята парламентом 21 октября 1998 и одобрена на референдуме 22 ноября того же года. Согласно конституции, Албания - парламентская республика. Новая конституция закрепляет принцип разделения властей, многопартийность, гарантирует неприкосновенность частной собственности, права человека и свободы, включая свободу слова, религии, прессы, собраний и организаций. Часть основных прав может ограничиваться чрезвычайной конституцией, которая может быть утверждена президентом, правительством и парламентом в случае войны, при стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях.

Избирательная система.

На парламентских выборах 1991 все албанские граждане, достигшие 18 лет, смогли впервые свободно проголосовать за любого кандидата. Хотя на этих выборах победила правящая коммунистическая партия, сам факт, что оппозиция набрала почти 40% голосов и получила 75 из 250 мест в законодательном органе, не предвещал ничего хорошего для коммунистов. В следующем году коммунистическое правление закончилось. На состоявшихся в 1992 парламентских выборах оппозиционная Демократическая партия набрала 62% голосов и получила 92 из 140 мест, одержав победу над коммунистами, которые стали называть себя социалистами (на их долю пришлось 26% голосов и 38 мест). На выборах в парламент в 1996 демократы победили во второй раз, но выборы были признаны недействительными и перенесены на 1997. На этот раз верх одержали социалисты, получив 53% голосов и 99 из 155 мест, а демократам пришлось довольствоваться только 26% голосов и 29 местами. Остальные голоса и места разделились между несколькими небольшими партиями.

На каждых из вышеупомянутых выборов менялись либо общее число мест в парламенте, либо сама процедура голосования. В 1997 было принято сочетание двух принципов: голосование в два тура и выборы на основании пропорционального представительства. Из 155 депутатов однопалатного парламента (Народного собрания - Кувенда), избранных прямым всеобщим голосованием, 115 прошли по одномандатным округам в результате повторного голосования, а 40 - на основе пропорционального представительства. При первой системе кандидат должен набрать большинство голосов, но если в первом туре ни один из кандидатов его не получит, через неделю проводится повторное голосование, на котором выставляются кандидатуры двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. При системе пропорционального представительства процент голосов, полученных каждой партией, прямо соответствует доле мест, которые отводятся представителям этой партии в Народном собрании.

Политические партии.

Первые политические партии в Албании возникли в начале 20 в. В середине 1920-х деятельность политических партий была запрещена. Большинство оппозиционеров объединились в Национально-революционный комитет (КОНАРЕ). Позже (1928) из него выделились группы "Башкими комбтар" ("Национальное единение"), представлявшая правое националистическое крыло албанской эмиграции, и "Члирими националь" ("Национальное освобождение"), стоявшая на социалистических позициях. На рубеже 1920-1930-х зародилось албанское коммунистическое движение. Партийное строительство продолжилось в годы Второй мировой войны. С приходом к власти коммунистов организации их оппонентов были разгромлены и сохранились лишь в эмиграции.

Вскоре после легализации в 1990 было зарегистрировано более 20 оппозиционных партий, которые вступили в конкурентную борьбу с правящей партией коммунистов (или социалистов). Однако многие из этих партий не выдержали испытаний временем. На смену им пришли новые. В настоящее время в стране действует более 50 зарегистрированных партий. Соответственно, хотя в 1990-х в избирательных кампаниях участвовали десятки партий, в 1998 стало ясно, что в Албании имеются только две крупные силы - Социалистическая партия и Демократическая партия - и вокруг них формируются коалиции парламентских партий.

Кроме основных, к концу 1990-х в парламенте были представлены еще восемь небольших партий, а с 2001 их число возросло до девяти. Все они были основаны в начале 1990-х годов и значительно уступают двум ведущим партиям по числу мест.

Партии правящей коалиции:

Социалистическая партия Албании(СПА) - партия социал-демократической ориентации, преемница коммунистической партии, носившей название Албанская партия труда (АПТ). Создана в июне 1991 на базе Албанской партии труда, основанной в ноябре 1941 в период партизанского движения в годы Второй мировой войны и до ноября 1948 называвшейся Коммунистической партией Албании. Стремительный рост партии произошел после войны, когда к власти пришли коммунисты. Ячейки АПТ были организованы по всей стране, а общий контроль осуществлялся Центральным Комитетом из 125 членов и Политбюро из 12 членов. С 1991, после почти полувекового монопольного господства, ей пришлось адаптироваться к многопартийной системе и включиться в конкурентную борьбу с другими партиями.

10-й съезд АПТ в июне 1991 принял ее новое название - Социалистическая партия Албании, сменено руководство и преобразована организационная структура. Съездом была утверждена новая программа, предусматривающая отказ от идеологии марксизма-ленинизма. Партию возглавил Фатос Нано, имевший в прежней коммунистической партии репутацию реформатора. Он немедленно создал исполнительный и руководящий комитеты, заменившие Политбюро и Центральный Комитет, который стал ратовать за демократию и рыночную экономику, внедряя в партию принципы социал-демократии. Однако эти лозунги все же не были выдвинуты своевременно, и поэтому на выборах 1992 социалисты потерпели поражение. Таким образом, после 48 лет правления коммунистов их преемники социалисты оказались отстраненными от власти. На выборах в 1996 СПА получила 10 мест, которые отказалась занять. Однако на внеочередных выборах, состоявшихся 29 июня 1997, эта реформированная партия вновь обрела власть, получив 101 из 155 мест в парламенте. Но у самого Нано вновь возникли трудности, и осенью 1998 ему пришлось уйти в отставку. Его сменил на посту руководителя партии и премьер-министра Албании 30-летний Пандели Майко.

СПА входит в Социалистический Интернационал. Она заявляет о своей приверженности идеалам демократического социализма, поддерживает постепенные рыночные реформы, выступает в защиту прав человека и правового государства. Основным влиянием пользуется на юге страны, в сельских районах и среди людей старшего поколения. Насчитывает 110 тыс. членов. На выборах в парламент в 2001 получила 41,51% голосов и 73 депутатских мандата.

Председатель Президиума Руководящего совета - Фатос Нано. Генеральный секретарь - Грамоз Руци. Печатный орган - газета "Зери и популлит", теоретический - журнал "Руга э партис".

Аграрная партия окружающей среды - основана в феврале 1991 как Аграрная партия Албании. Реформистская партия, поддерживающая свободную рыночную экономику. На выборах в июне 2001 получила 2,6% голосов и 3 места в парламенте - на 2 места больше, чем в 1997. Лидер - Люфтер Джувели.

Партия Демократический альянс (ПДА) - основана в сентябре 1992 членами либерального крыла ДПА, недовольного антикоммунистической политикой ее руководства. Является членом Либерального Интернационала. Опирается на городскую интеллигенцию и представителей среднего класса. Провозглашает приверженность идеалам социального мира и социальной справедливости, национального примирения, экономических реформ и интеграции в ЕС. На выборах в 2001 выступила союзником СПА, получив 2,4% голосов и 3 места в парламенте - на 1 место больше, чем в 1997, когда ПДА собрала 1% голосов. Расколота на две группы, во главе которых стоят Неритан Цека и Арбен Имами.

Социал-демократическая партия Албании (СДПА) - основана в апреле 1991. После выборов 1992, на которых заняла третье место, участвовала в коалиционном правительстве вместе с демократами и республиканцами. В настоящее время занимает левоцентристские позиции. Опирается на албанские политические и прогрессивные демократические традиции и опыт европейской социал-демократии. Социальная база - интеллигенция. На выборах в июне 2001 получила 3,64% голосов и 4 места в парламенте - на 6 мест меньше, чем в 1997. Представители СДПА занимают посты спикера парламента и министра иностранных дел. Лидер - Скендер Гьинуши. Член Социалистического Интернационала.

Партия Союз за права человека (ПСЗПЧ) - образована в 1991 как Демократический союз греческого меньшинства ("Омония"). На выборах в 1991 "Омония" получила 5 мест в парламенте. Однако в феврале 1992 этот результат был аннулирован и греки основали Союз за права человека, который на выборах в марте 1992 завоевал 2 места в Народном собрании. В настоящее время выступает в защиту всех национальных меньшинств и за права человека, но по существу остается партией греческого меньшинства. Программная цель - сохранение культурных традиций и языка национальных групп. Некоторые сторонники партии выступают за присоединение албанских территорий, населенных греками, к Греции. На парламентских выборах в 2001 Союз получил 2.6% голосов и 3 места - на 1 место больше, чем в 1997. Союз входит в Европейскую партию либералов, демократов и реформаторов и Организацию непредставленных народов. Председатель - Сотирис Кириазатис.

Оппозиционные партии:

"Единство за победу" (Bashkimi për Fitoren) - коалиция правых политических партий. На выборах в 2001 получила 37,1% голосов и 46 мест в парламенте. В коалицию входят следующие партии:

Демократическая партия Албании (ДПА) - партия правоконсервативной ориентации. Основана 12 декабря 1990 группой консерваторов, которую возглавил Сали Бериша. Это первая официально зарегистрированная оппозиционная партия. Она быстро получила признание во всей стране, в начале 1990-х в ее ряды вступили ок.100 тыс. человек. Основную социальную базу ДПА составили студенты, интеллектуалы и рабочие. Партия стала серьезным соперником социалистов, одержав в 1992 над ними победу и сформировав правительство; лидер партии С. Бериша стал президентом страны.

Демократы во главе с Беришей, придя к власти, решили ускоренным путем преобразовать Албанию в страну "подлинной демократии" и рыночной экономики. Они отстаивали плюрализм и права человека, приняли меры к ускорению приватизации в промышленности и сельском хозяйстве, поощряли иностранные капиталовложения в экономику и развивали международные связи. Все это вместе взятое предвещало успех, однако клановая политика, управленческий авторитаризм, создание мощного аппарата тайной полиции и слишком высокие темпы экономических преобразований вызвали недовольство оппозиции. Демократы подтасовали результаты выборов 1996 и сами оказались замешанными в финансовых махинациях. В то же время сама ДПА тоже стала утрачивать единство: в ней обозначились два крыла - крупное правое и более умеренное левое. Поэтому в 1997 (29 июня и 6 июля) демократам пришлось провести новые выборы, на которых они потерпели поражение, уступив власть социалистам.

После выборов 1997 Берише удалось преобразовывать ДПА из движения разрозненных антикоммунистических сил в правопопулистскую партию одного руководителя. В конце 1999 ДПА покинули оппоненты С. Бериши, недовольные его авторитарным руководством. Партия сохраняет определенную поддержку в городах на севере страны. На выборах в 2001 она выступала в составе коалиции "Единство за победу" и получила 30 мест в парламенте - на 3 места больше, чем в 1997. Лидеры - Грамоз Пашко и Сали Бериша. Печатный орган - "Рилиндя демократик".

Либерально-демократический союз (ЛДС) - основан в 1992 как Социал-демократический союз Албании небольшой группой правого крыла СДПА, выступавшего за сохранение связей с ДПА. После того, как СДПА вышла из коалиции с ДПА, правые социал-демократы вышли из СДПА и остались в правительстве. На выборах в 2001 ЛДС выступал в блоке "Единство за победу" и получил 2 места в парламенте. Лидер - Теодор Лачо.

Партия Албанский национальный фронт ("Балы Комбтар", НФ) - создана в ноябре 1942. Ратует за объединение всех областей проживания албанцев, восстановление прав собственности и декоммунизацию. На выборах в 1997 НФ собрал всего 2% голосов и получил 3 места в Народном собрании. На выборах в 2001 выступал в коалиции "Единство за победу" и получил 4 места в парламенте - на 1 место больше, чем в 1997. Лидер - Абас Эрменджи.

Партия Движение "Легитимность" (ПДЛ) - монархическая партия, выступающая за возрождение монархии и возведение на престол сына бывшего короля Ахмета Зогу Леки, живущего в настоящее время в ЮАР. Основана 21 ноября 1943 в результате раскола Национально-освободительного фронта. Действовала за границей до 1991. На парламентских выборах в 2001 выступала в составе "Единство за победу" и получила 5 мест в парламенте - на 3 места больше, чем в 1997.

Республиканская партия Албании (РПА) - умеренно консервативная партия. Основана 10 января 1991. Защищает интересы бывших собственников, лишенных земли и недвижимости прежним режимом. Выступает за парламентскую республику и постепенный переход к рынку, поддерживает приватизацию, но при этом считает необходимым сохранить в государственной собственности предприятия некоторых отраслей промышленности. Участвовала в коалиционных правительствах демократов с 1992 по 1997. На выборах в 2001 выступала в коалиции "Единство за победу" и получила 5 мест в парламенте - на 3 места больше, чем в 1997. Насчитывает 15-20 тыс. членов. Председатель - Сабри Годо. Лидер - Фатмир Медиу. Печатный орган - газета "Република".

Партия демократов (ПД) - консервативная, образована в 2000 в результате раскола ДПА. Находится в оппозиции, но не входит в блок "Единство за победу". На выборах в июне 2001 получила 5,1% голосов и 6 мест в парламенте. Вскоре после выборов распалась на две группы: Новую демократическую партию (НДП), которую возглавляет Генц Полло, и Албанскую реформаторскую демократическую партию (АРДП) во главе с Тританом Шеху.

Остальные партии: Албанская партия труда (АПТ), Демократическая партия права (ДПП), Партия "Зеленые Албании", Коммунистическая партия Албании (КПА), Объединенная правая Албании (ОПА), Партия национального единства (ПНЕ),

Партия социальной демократии Албании (ПСДА), Партия Союз албанских рабочих (ПСАР), Христианско-демократическая партия Албании (ХДПА) на выборах получали не более 1% голосов.

Исполнительная власть

Состоит из президента Республики Албания, премьер-министра и кабинета министров. Никто из них не избирается непосредственно народом. Президент выбирается тайным голосованием без прений, большинством в три пятых членов парламента на пятилетний срок, по окончании которого может быть избран вторично, но не более, чем на один срок. Пост президента могут занимать лица не моложе 40 лет, уроженцы Албании, проживающие в стране не менее 10 лет. Если по какой-либо причине президент не может исполнять свои обязанности, его место временно занимает председатель парламента.

Президент является главой государства и верховным главнокомандующим вооруженными силами, гарантом соблюдения конституции и законодательства страны. По сравнению с предыдущей конституцией, нынешние полномочия президента ограничены. Согласно конституции, президент назначает премьер-министра и членов кабинета, судей Конституционного и Верховного судов, генерального прокурора (с последующим утверждение парламента); председательствует в Высшем судебном совете; назначает и принимает послов; подписывает международные соглашения; устанавливает дату выборов в Народное собрание, органы местной власти и дату проведения референдумов. Кроме того, он обладает правом помилования, предоставления гражданства. Глава государства вправе вернуть закон на доработку в парламент.

В период исполнения президентских обязанностей глава государства не может быть членом политической партии или заниматься какой-либо частной практикой. Президент может быть смещен со своего поста большинством в две трети членов парламента за нарушение конституции, измену родине или по причине физической недееспособности, а не просто по политическим причинам (хотя первого президента страны вынудили уйти в отставку в связи с поражением выдвинувшей его партии на выборах и с разразившимся финансовым скандалом). Окончательно решение парламента об импичменте вступает в законную силу только после одобрения Конституционного суда.

Конституция 1998 отменила прежние полномочия президента, когда тот по своему желанию мог определять повестку дня и выполнять обязанности председателя на заседаниях кабинета министров, созывать и распускать парламент. Всеми этими полномочиями ранее пользовался Сали Бериши - первый посткоммунистический президент Албании, избранный в 1992. В 1996 он инсценировал ошеломляющую победу Демократической партии на парламентских выборах, а год спустя, в начале марта 1997, добился собственного избрания парламентом на второй срок с результатом 113 голосов против 1.

На парламентских выборах летом 1997 Демократическая партия потерпела поражение, и Бериша вынужден был уйти в отставку. Его преемник Реджеп Мейдани, избранный в июле 1997, использовал менее агрессивные методы правления и разделял исполнительную власть с премьер-министром. Действующий президент - Альфред С. Мойсю, избран парламентом 24 июля 2002. Следующие выборы ожидаются в 2007.

Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти - Совет министров (кабинет).

Председатель Совета министров (премьер-министр) назначается президентом и является главой правительства. Состав кабинета, включающий 17 министров и 9 государственных секретарей, назначается президентом по рекомендации премьер-министра и окончательно утверждается парламентом, который должен выразить доверие кабинету и его программе. В соответствии с конституцией, премьер-министр и возглавляемый им кабинет отвечают за проведение внутренней и внешней политики, формируют государственный бюджет и экономические программы, направляют и управляют действиями министерств и других государственных органов, заключают соглашения с зарубежными странами и осуществляют общие административные мероприятия.

Министры кабинета не могут занимать иных должностей, кроме определенных законодательством, в т. ч. входить в правление или наблюдательный совет государственного или частного предприятия. Полномочия премьер-министра и его кабинета заканчиваются с уходом его в отставку в соответствии парламентской практикой, после вынесения вотума недоверия Народным собранием или избрания нового состава парламента

С приходом к власти социалистов, назначением Ф. Нано премьер-министром и избранием Реджепа Мейдани президентом позиции премьер-министра упрочились. В сентябре 1998 Ф. Нано столкнулся с трудностями, которые не смог преодолеть, и ушел в отставку. Новым премьер-министром был назначен Пандели Майко. Однако противоборство внутри Социалистической партии стало причиной неоднократной смены кабинета в последующие годы. Главой правительства с 31 июля 2002 в третий раз является Фатос Нано. Большинство портфелей в действующем кабинете принадлежат представителям Социалистической партии Албании; по одному министерству имеют также Демократический альянс, Социал-демократическая партия и Аграрная партия окружающей среды.

Законодательная власть.

Осуществляется однопалатным парламентом - Собранием Республики Албания. Албанский парламент избирается всеобщим голосованием на четырехлетний срок и состоит из 140 членов (из них 40 членов выбираются по партийным спискам на основе пропорционального представительства, остальные 100 депутатов - по одномандатным избирательным округам).

Парламент-Кувенди, осуществляет верховную власть от имени народа и является высшим органом государственной власти. В этом качестве оно принимает законы и поправки к конституции, объявляет войну другому государству, одобряет государственный бюджет и экономические программы, ратифицирует или аннулирует международные договоры и соглашения, избирает президента, утверждает назначение или отставку премьер-министра и других министров, утверждает членов Верховного суда, генерального прокурора и его заместителей и в целом осуществляет контроль за деятельностью правительства, государственного радио и телевидения, государственного информационного агентства и других официальных информационных средств информации. Кроме депутатов парламента, правом законодательной инициативы обладает Совет министров и 20 тыс. избирателей, которые могут предложить на рассмотрение парламента любой закон.

Депутаты могут быть лишены своего мандата в связи с уголовным наказанием или после шестимесячного неучастия в заседаниях парламента. Из своего состава парламент выбирает Председателя Народного собрания, или спикера, и двух его заместителей, образующих Президиум. В целях законодательной работы парламент формирует 15 постоянных комитетов: законодательства; внешней политики; экономики и финансов; промышленности, торговли и транспорта; образования; труда и социального обеспечения; обороны; прав человека и меньшинств; средств массовой информации; науки и культуры. Каждый из комитетов включает от 7 до 15 членов.

Судебная система

Реорганизована в 1992. В Албании действует кодекс законов, который применяется в системе правосудия.

Судебная система Албании включает Конституционный суд, Верховный суд, апелляционные суды и окружные суды первой инстанции. Высшей юридической властью обладает Верховный суд. Его председатель и заместитель председателя назначаются президентом и утверждаются Собранием (Кувендом), а остальные члены избираются этим же органом на девятилетний срок, но могут переизбираться и на второй срок. Судьи в апелляционных судах и судах первой инстанции назначаются президентом по рекомендации Высшего судебного совета, который возглавляется президентом и состоит из пятнадцати членов, включая председателя Верховного суда, министра юстиции, трех членов, избираемых Народным собранием, и девяти судей всех уровней, избираемых Национальной судебной конференцией.

Конституционный суд насчитывает девять судей, назначаемых сроком на 12 лет. Четверо из них назначаются президентом, а пятеро избираются Народным собранием.31 марта 2000 принят новый Закон о Конституционном суде, круг его полномочий значительно расширен. Этот суд берет на себя толкование конституции и определяет соответствие ей принимаемых законов, выносит решения в случае разногласий, возникающих в правительстве, а также между правительством и местными органами власти.

Всем судьям по конституции гарантируется независимость, но это условие не всегда осуществлялось на практике.

Местное управление.

В административном отношении Албания состоит из 12 префектур и 37 округов. В свою очередь округа поделены на более мелкие административные единицы и включают 43 муниципалитета и 310 коммун. Префекты назначаются Советом министров. Руководители администраций округов избираются окружными советами, в то время как члены местных советов выбираются по партийным спискам всеобщим и тайным голосованием на четырехлетний срок. Эти органы отвечают за пополнение местного бюджета и утверждают расходы на муниципальное жилищное строительство, коммунальные услуги, народное образование, культуру и прочие потребности.

На местных выборах в октябре 1996 Демократическая партия одержала победу над Социалистической и укрепила свои позиции во многих органах власти на местах. На выборах в 2000 и 2003, большинство в местных органах власти получили социалисты.

Избирательная система.

На парламентских выборах 1991 все албанские граждане, достигшие 18 лет, смогли впервые свободно проголосовать за любого кандидата. Хотя на этих выборах победила правящая коммунистическая партия, но оппозиция набрала почти 40% голосов и получила 75 из 250 мест в законодательном органе, не предвещал ничего хорошего для коммунистов. В следующем году коммунистическое правление закончилось. На состоявшихся в 1992 парламентских выборах оппозиционная Демократическая партия набрала 62% голосов и получила 92 из 140 мест, одержав победу над коммунистами, которые стали называть себя социалистами (на их долю пришлось 26% голосов и 38 мест). На выборах в парламент в 1996 демократы победили во второй раз, но выборы большинством наблюдателей были признаны несвободными и недействительными. Под давлением оппозиции в 1997 были назначены внеочередные выборы. На этот раз верх одержали социалисты, получив 52,7% голосов и 101 из 155 мест, а демократам пришлось довольствоваться только 25,8% голосов и 29 местами. Остальные голоса и места разделились между несколькими небольшими партиями. На выборах в 2001 социалисты сохранили большинство, получив 73 из 140 мест, в то время как оппозиционный блок "Единство за победу", в который вошли Демократическая партия Албании, Республиканская партия Албании, Либерально-демократический союз, "Легитимность" и Национальный фронт, только 46 мест.

На каждых из вышеупомянутых выборов менялись либо общее число мест в парламенте, либо сама процедура голосования. В 1997 было принято сочетание двух принципов: голосование в два тура и выборы на основании пропорционального представительства. Из 155 депутатов однопалатного парламента (Народного собрания - Кувенда), избранных прямым всеобщим голосованием, 115 прошли по одномандатным округам в результате повторного голосования, а 40 - на основе пропорционального представительства. На выборах в 2001 число депутатов в Кувенде сократилось со 155 до 140. При первой системе кандидат должен набрать большинство голосов, но если в первом туре ни один из кандидатов его не получит, через неделю проводится повторное голосование, на котором выставляются кандидатуры двух претендентов, набравших наибольшее число голосов в первом туре. При системе пропорционального представительства процент голосов, полученных каждой партией, прямо соответствует доле мест, которые отводятся представителям этой партии в Народном собрании.

Следующие выборы должны состояться в июне 2005.

Внешняя политика.

Албания в течение длительного времени была самой изолированной страной в Европе. Пытаясь удержать старомодный коммунистический режим, скопированный по образцу советской диктатуры сталинских времен, руководители Албании избегали устойчивых и продолжительных контактов с любыми странами.

Албания вышла из Второй мировой войны как близкий союзник Югославии и СССР. Наличие значительного албанского населения в Югославии и боязнь возможной экспансии этой страны породили трения в ее отношениях с Албанией. Когда в 1948 обнажились острые противоречия между СССР и Югославией, Албания активно поддержала советскую сторону. В 1949 она вступила в СЭВ, а в 1955 присоединилась к Варшавскому договору. В том же году Албания стала членом ООН.

В конце 1950-х попытки советского руководителя Н. С. Хрущева наладить "мирное сосуществование" с Западом и улучшить советско-югославские отношения встревожили албанские власти. Когда в 1960 развернулась острая идеологическая и политическая дискуссия между СССР и КНР, Албания поддержала последнюю. В 1961 Албания прервала дипломатические отношения с СССР и прекратила сотрудничество с Организацией Варшавского договора, а в 1962 - с СЭВ.

В 1961-1978 Албания осталась единственным союзником Китая в Европе. Когда в 1966 в КНР развернулась "культурная революция", Албания последовала примеру "старшего брата". В 1968 после вторжения по инициативе СССР в Чехословакию Албания официально вышла из Организации Варшавского договора. В 1970-1980-е Албания установила дипломатические отношения со многими странами Западной Европы.

После смерти Мао Цзэдуна в 1976 (тесные связи с Китаем прервались в 1978), смерти албанского лидера Энвера Ходжи в 1985, а также после полного краха т. н. "реального социализма" в 1989-1990 Албания постепенно заняла менее радикальную позицию в международных отношениях. Были нормализованы отношения с Грецией. В 1987 греческая сторона заявила о прекращении состояния войны с Албанией и отказалась от притязаний на Гирокастру и Корчу. Возобновились политические, экономические и культурные связи Албании со странами Западной и Восточной Европы. К концу 1988 НСРА имела дипломатические отношения со 112 государствами.

В 1990-1991 Албания попыталась нормализовать отношения со всеми крупными странами мира и с соседями на Балканском п-ове. Страна вступила в члены ОБСЕ (июнь 1991), МВФ, МБРР и ЕБРР (1991), Исламского банка развития и Организации Исламская конференция (декабрь 1992), Совета Европы (июль 1995). В июне 1992 Албания стала соучредителем Организации Черноморского экономического развития (ЧЭС). Были восстановлены дипломатические отношения с СССР (30 июля 1990), США (14 марта 1991) и Великобританией (22 мая 1991). В мае 1992 подписано соглашение о сотрудничестве с Европейским сообществом (ЕС, теперь - Европейский союз) сроком на 10 лет. В декабре 1992 Албания одной из первых стран Варшавского договора обратилась в НАТО с просьбой о вступлении. Развитию отношений с США и Европейским союзом способствовала существенная помощь стран Запада. В 1996 США предоставили Албании кредиты на сумму 200 млн. долл., Италия - более 400 млн. и Германия - более 100 млн. долл. Кроме того, ЕС пожертвовал более 650 млн. долл. в качестве гуманитарной помощи.

Удалось наладить удовлетворительные отношения с Югославией (в составе Сербии и Черногории), несмотря на глубокую озабоченность судьбой албанцев, проживающих в крае Косово. Однако после событий в Косове в 1998 тысячи беженцев устремились в Албанию, что вызвало обострение албано-югославских отношений. В середине апреля 1999 произошел разрыв отношений с Югославией. Они были восстановлены только в январе 2001. Годом ранее были нормализованы отношения с Черногорией; между двумя странами подписаны соглашения о торговле и культурном обмене.

В апреле 1993 установились добрососедские отношения с Македонией. Проживающим в этой стране албанцам было рекомендовано сотрудничать с ее правительством. Однако время от времени правительство С. Бериши оказывало давление на Скопье с тем, что заставить македонское правительство расширить права албанцев в Македонии.

Непростыми в течение 1990-х оставались отношения с Грецией. В 1993 из Греции были высланы свыше 30 тыс. албанцев. Только после того как в 1996 были гарантированы права греческого меньшинства в южной Албании, отношения с Грецией нормализовались. Однако к концу 1990-х они вновь ухудшились, поскольку многие беженцы из Косова перемещались в этот регион, что вызвало недовольство греческой стороны.

Приоритетным направлением албанской внешней политики в начале 21 в. оставалась интеграция страны в ЕС и НАТО.

Вооруженные силы.

Во времена правления коммунистов и ранее при довоенной монархии вооруженные силы Албании были самыми слабыми на Балканах и использовались главным образом для подавления мятежей внутри страны.

Вооруженные силы Албании формировались на базе партизанского движения в годы Второй мировой войны. Военные находились под строгим контролем АПТ. По проекту конституции 1991, главнокомандующим вооруженными силами является президент, который не должен занимать никаких партийных постов. В 1989 в рядах вооруженных сил состояло 40,7 тыс. человек, в т. ч. в сухопутных войсках 31,5 тыс., военно-воздушном флоте 7,2 тыс. и военно-морском флоте 2 тыс. В 1996 вооруженные силы достигли 72,5 тыс. человек, причем сухопутные войска насчитывали 60 тыс., военно-воздушный флот 10 тыс. и военно-морской флот 2,5 тыс. Если учитывать прочие военизированные организации, то общее число военнослужащих достигало 113,5 тыс. человек.

Однако в начале 21 в. в связи с реорганизацией вооруженных сил их численность сократилась с 47 тыс. человек в 2000 до 22 тыс. человек в 2002. Сухопутные войска включают 16 тыс., ВВС - 3,5 тыс. и ВМС - 2,5 тыс. человек. Продолжительность службы в вооруженных силах составляет 15 месяцев.

Оснащение и обучение вооруженных сил Албании нуждаются в модернизации. В 1960-е эту функцию выполнял СССР, в 1970-е - Китай, в 1980-е были мобилизованы внутренние ресурсы Албании, а в настоящее время надежды возлагаются на помощь западных стран. Процесс модернизации вооруженных сил планируется закончить к 2010.

Общие военные расходы в 2002 составляли 107 млн. долларов, или 2,5% ВВП.