Государственное устройство и политика Афганистана

Государственное устройство.

В соответствии с принятой в 2004 конституцией Афганистан является Исламской Республикой с президентской формой правления. Высшая исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому на всеобщих, прямых и тайных выборах сроком на 5 лет. Президент может быть избран не более двух раз. С 9 октября 2004 этот пост занимает президент Хамид Карзай, избранный на выборах, но в условиях иностранной оккупации. Президент также возглавляет кабинет министров. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, назначает министров и других высших государственных чиновников с одобрения парламента. У него есть два заместителя (вице-президента), которые избираются параллельно с ним.

Президент определяет и осуществляет политику государства; подписывает законы и декреты; ведет международные переговоры и подписывает международные договоры и соглашения; обладает правом инициировать референдум по наиболее важным национальным, политическим и социально-экономическим вопросам; назначает, принимает и смещает отставку вице-президентов, судей всех уровней, офицеров вооруженных сил и безопасности, глав дипломатических миссий, а также высокопоставленных чиновников; принимает верительные грамоты глав иностранных представительств; обладает правом помилования или смягчения наказания. Он председательствует на заседании правительства, имеет право назначать или смещать министров, генерального прокурора, директора Центрального банка, судей Верховного суда с согласия Палаты представителей. Некоторые из решений президента в области политики государства, в т.ч. объявление войны и перемирия, введение чрезвычайного положения, принятие решения о направлении контингента национальных вооруженных сил в другие страны, должны получить одобрение парламента.

Правительство осуществляет свою деятельность под председательством президента, который с одобрения национального парламента назначает членов кабинета. Правительство предлагает законопроекты, издает нормативы и инструкции, подготавливает проекты бюджета и планов развития, в случае чрезвычайного положения может прибегать к законодательной деятельности путем указов, отчитывается перед парламентом в конце каждого бюджетного года и представляет проекты на новый бюджетный год. Министры несут ответственность перед палатой представителей и президентом, который может сместить отдельного министра, выразив ему вотум недоверия. Формирование ныне действующего правительства после первых прямых президентских выборов было завершено 23 декабря 2004. В его состав вошли 27 человек.

Высший орган законодательной власти – парламент (Маджлесе мелли), состоящий из верхней (Мишрану джирга) и нижней (Волеси джирга) палат. Верхняя палата состоит из 249 депутатов, избираемых путем прямых всеобщих и тайных выборов на 4-летний срок. Избрание депутатов нижней палаты происходит на трех уровнях: треть из них избирается из числа членов провинциальных советов (по одному от каждого совета) сроком на 4 года, другая треть – из членов окружных советов провинций сроком на 3 года и остальная треть назначается президентом на 5 лет. 50% депутатов, назначаемых президентом, должны составлять женщины. Нижняя палата обладает правом выносить вотум недоверия правительству.

Законодательные акты, государственный бюджет, международные соглашения и договоры должны быть одобрены обеими палатами парламента, хотя принятие окончательного решения, касающегося программ развития и бюджета, а также решение о вотуме недоверия отдельным министрам или правительству принимаются только Волеси джирга. В случае расхождений между палатами собирается Согласительная комиссия, но, если и ей не удается выработать компромиссный вариант, окончательное решение принимается нижней палатой, после чего подписывается президентом.

В структуре высших органов государственного управления есть также традиционный орган представительской власти – Лойя джирга ("Великое собрание", "Высший совет"), в состав которого входят члены обеих палат парламента и председатели провинциальных и окружных советов. В работе Лойя джирги участвуют (без права голоса) также министры, председатель и члены Верховного суда. Заседания этого органа проводятся для принятия решений, касающихся вопросов независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, а также для внесения поправок в конституцию, а также рассмотрение вопроса о судебной ответственности президента.

Местное управление. В административном отношении Афганистан разделен на 34 провинции (вилаяты): Баглан, Бадахшан, Бадгис, Балх, Бамиан, Вардак, Газни, Герат, Гильменд, Гор, Дайконди, Джаузджан, Забуль, Кабул, Кандагар, Каписа, Кунар, Кундуз, Лагман, Логар, Нангархар, Нимроз, Нурестан, Пактика, Пактия, Панджшир, Парван, Саманган, Сари-Пуль, Тахар, Урузган, Фарах, Фарьяб и Хуст.

Провинции подразделяются на уезды (округа, вулусвали) и волости (районы, алакадари), которым подчиняются деревни. Во главе провинции стоит губернатор (вали), назначаемый президентом. К настоящему времени некоторые губернаторские посты вакантны. На местном уровне власть часто принадлежит представителям различных национальных групп и полевым командирам, которые установили контроль над этими районами еще в годы гражданской войны и сохраняют для поддержания власти собственные вооруженные формирования. По новой конституции предполагается избрание на прямых и всеобщих выборах провинциальных и окружных советов, которые будут участвовать в развитии провинций и округов и способствовать улучшению управления ими. По закону, два места в каждом из провинциальных советов зарезервированы для женщин-депутатов. В силу того, что номера округов, границы и численность населения еще предстоит определить, выборы в окружные советы в 2005 были отменены. Кроме того, предполагается создание сельских и городских советов, которые будут избираться населением путем всеобщих и прямых выборов на 3-летний срок.

Судебная система. По конституции, утвержденной 11 октября 1931, гражданское и уголовное право основывались на шариате. После принятия в 1964 новой конституции, основой судебной власти стали нормы светского права, хотя при рассмотрении судебных дел суды руководствовались наряду с действующим законодательством также нормами шариата. Судебная власть Афганистана до середины 1990-х функционировала на принципах, изложенных в конституции 1987, но при талибах подверглась изменениям. Рассматриваемые судьями-талибами дела решались на основе местной интерпретации исламских законов с применением традиционных мусульманских наказаний (например, отсечения пальцев или кисти руки у воров, публичной порки, побития камнями, повешения и обезглавливания за некоторые виды правонарушений и т.д.). После краха режима талибов судебная система создавалась заново. На первом этапе, согласно Боннскому соглашению от 2001, Афганистан временно вернулся к конституции 1964, которая сочетала шариатское право с элементами европейских правовых систем.

По конституции 2004 судебная система является независимой ветвью государственной власти. В действующей конституции нет четких указаний относительно роли шариата, но при этом в ней отмечено, что афганские законы не должны противоречить основным принципам ислама. Высшим органом судебной власти является Верховный суд, который состоит из девяти судей. Верховный суд обладает правом надзора за деятельностью других судебных органов и, кроме того, по запросу правительства или других судов может изучать соответствие конституции законов, декретов, международных договоров и соглашений и интерпретировать их в соответствии с законом, но его решения не всегда имеют обязательную силу. Верховному суду подчиняются высокие суды провинций, апелляционные суды и суды первой инстанции. Главный судья Афганистана (председатель Верховного суда) и все его члены назначаются президентом на 10-летний срок. Правосудие осуществляется также апелляционными и специальными судами, судами различных инстанций, а также военными трибуналами.

Вооруженные силы Афганистана начали создаваться в кон. 19 в. на основе племенных ополчений, но более современный вид армия стала приобретать только после Второй мировой войны, во многом благодаря содействию СССР, Чехословакии и Кубы. Королевская армия фактически строилась по советскому образцу и до 1973 насчитывала в своих рядах от 40 тыс. до 100 тыс. чел. В Национальных вооруженных силах (НВС) ДРА в 1978 служили 110 тыс. чел., но к январю 1980 дезертирство приняло такие масштабы, что численность афганской армии уменьшилась более, чем в три раза по сравнению с 1978 и насчитывала ок. 30–40 тыс. чел. В нач. 1990-х армия Афганистана насчитывала 45 тыс. чел. (в т.ч. ок. 5 тыс. чел. в составе ВВС).

На стороне моджахедов в тот же период действовало от 50–60 тыс. до 200 тыс. чел., но большая их часть к кон. 1980-х базировалась в Пакистане и Иране. После падения правительства Афганистана в 1992 все военные структуры прежнего режима были расформированы и власть в стране захватили множество враждующих между собой полувоенных формирований. К серед. 1990-х наибольшей силой располагало движение "Талибан", получавшее существенную финансовую и военную помощь из Пакистана и Саудовской Аравии, а также разведслужб США. К 1996 его армия насчитывала ок. 25 тыс. чел., на вооружении которой состояло св. 100 танков и боевая авиация (6 самолетов МиГ-21, 4 вертолета МИ-17). К 2001 армии талибов (по разным оценкам, от 55 до 110 тыс. чел.), в большинстве своем состоявшей из пуштунских племенных ополчений и пакистанских инструкторов, противостояли силы Северного альянса: таджикские отряды под руководством Ахмад Шаха Масуда (численность – от 20 до 60 тыс. чел., на вооружении имелись танки и авиация), узбекские отряды под командованием генерала Рашида Достума (от 13 до 65 тыс. чел., на вооружении были танки и авиация) и фракции партии "Хезбе вахдат", возглавляемой Абдулом Каримом Халили (от 10 до 50 тыс. чел.).

1 декабря 2002 президент Афганистана Х. Карзай подписал декрет о создании афганской национальной армии. Декрет передавал все афганские вооруженные силы, отряды моджахедов и другие полувоенные группы под контроль министерства обороны. Важнейшим шагом на пути строительства новых вооруженных сил стала реализация программы разоружения, демобилизации и реинтеграции (РДР) бывших моджахедов, направленной одновременно на усиление центральной власти на местах. В ходе реализации первого этапа этой программы к июлю 2005 было расформировано свыше 250 подразделений и демобилизовано около 63 тыс. бывших моджахедов, а также сдано на склады свыше 30 тыс. единиц тяжелого и легкового вооружения. Однако по данным афганских правоохранительных органов, в стране продолжают действовать свыше тысячи незаконных вооруженных групп, насчитывающих, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч боевиков. Для решения этой проблемы 11 июня 2005 вице-президент Афганистана К. Халили обнародовал указ о начале второго этапа программы ("Разоружение незаконных вооруженных групп"), которую предполагалось завершить в течение года.

Одновременно с разоружением моджахедов и других вооруженных групп правительство страны продолжало создание национальной армии (АНА) и национальной полиции (АНП). Согласно закону, до 1992 все граждане мужского пола в возрасте от 15 до 40 лет подлежали призыву на военную службу, но всеобщая воинская обязанность фактически не распространялась на пуштунские племена. Решением нового афганского правительства вооруженные силы комплектуются на добровольной основе. К сентябрю 2005 численность АНА достигала 30 тыс. военнослужащих. Организационно она состоит из региональных командований (Кабул, Гардез, Кандагар, Герат и Мазари-Шариф) и нескольких корпусов, включающих отдельные бригады и батальоны. Афганские ВВС (около 3,6 тыс. чел., включая 450 пилотов) имеют на вооружении 5 самолетов МиГ-21 и 13 вертолетов (Ми-24, Ми-8 и Ми-17), а также несколько транспортных самолетов. Подготовку новобранцев ведут инструкторы из США, Великобритании, Канады и Франции. Окончательное формирование АНА численностью 70 тыс. чел. планируется завершить к 2009. Военизированные формирования состоят из полиции (ок. 58 тыс. чел.), включающей пограничные силы и транспортную полицию, а также племенных ополчений на юге и юго-востоке Афганистана.

Продолжается замена вооружения и боевой техники АНА советского производства на западные образцы. Например, летом 2005 командование ОЦК ВС США в Афганистане передало для АНА 10 бронетранспортеров М113. Расходы на оборону в 2004 составили 188,4 млн. долл. США, или 2,6% ВНП страны.

К кон. 2005 на территории Афганистана размещались ок. 20 тысяч военнослужащих из так называемых международных коалиционных сил, в основном состоящих из воюющих против отрядов талибов и других исламских группировок. Там также находятся контролируемые НАТО международные силы содействия безопасности (МССБ), которые были созданы в соответствии с Боннским соглашением от 6 декабря 2001 и имеют мандат Совета Безопасности ООН. Согласно этого мандата, они обязаны содействовать установлению безопасности и оказывать помощь местным властям, миссии ООН по оказанию помощи Афганистану (UNAMA) и другим агентствам и гуманитарным организациям. По состоянии на 2005, военные контингенты в составе МССБ имели 36 стран (ок. 11 тыс. чел.), в т.ч. Австрия, Азербайджан, Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Македония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Румыния, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. С августа 2003 руководство МССБ возглавляет командование НАТО.

Внешняя политика.

После восстановления политической независимости в 1919, когда Афганистан освободился от британского контроля над своей внешней политикой, Кабул придерживался курса нейтралитета, который стал основой его внешнеполитической деятельности. При этом однако, долгое время сохранялось сильное влияние Великобритании и Советского Союза. К кон. 1930-х в Афганистане усилились позиции фашистской Германии, развернувшей мощную экономическую и политическую экспансию в регионе.

После Второй мировой войны Афганистан оказался в новой геополитической ситуации: в результате раздела Индии его соседом стал Пакистан, с которым возникли острые противоречия по вопросу о судьбе зарубежных пуштунов. Афганистан выступал в поддержку их прав на самоопределение. Отказ Пакистана предоставить им такие права повлек за собой резкое ухудшение отношений между двумя странами и привел их в 1955 на грань вооруженного конфликта. Конфликт между двумя странами вновь вспыхнул в 1962, он привел к разрыву дипломатических отношений. С помощью иностранных посредников отношения были восстановлены в 1963.

В послевоенный период началось экономическое, а затем политическое и идеологическое проникновение в Афганистан США. Однако, несмотря на давление со стороны Запада, Афганистан, придерживаясь традиционной политики нейтралитета, отказался вступить в создаваемые в тот период военно-политические блоки СЕНТО и СЕАТО, и в 1955 стал членом Движения неприсоединения. Визит советских руководителей Н. С. Хрущева и Н. А. Булганина в Кабул (1955) ознаменовал быстрое развитие многосторонних отношений Афганистана с Советским Союзом, который вступил в острое соперничество с США. В 1960–1970-е Афганистан балансировал между двумя мировыми державами, при этом СССР доминировал в политической и экономической сферах. После апрельского переворота 1978 Афганистан стал проводить курс на одностороннюю ориентацию на Советский Союз, подписав с ним в декабре 1978 Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Введение советских войск в декабре 1979 привело к фактической международной изоляции страны. Афганистаном стало руководить правительство Б. Кармаля, а позже президента Наджибуллы. Его внешние связи ограничивались связями с социалистическими странами и развивающимися государствами.

Падение режима Наджибуллы и приход к власти моджахедов в 1992 способствовали некоторому расширению внешних связей Афганистана, в основном за счет новых государств Центральной Азии. Отношения с Россией были сведены к минимуму. Захватившие в 1996 при поддержке Пакистана власть талибы не получили международного признания и оказались в полной международной изоляции. В 1997 их признали лишь Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ. Под влиянием Усамы бен Ладена, появившегося в стране в 1996 и поддержанного тогда США, Афганистан фактически превратился в крупнейший очаг международного терроризма. Это вызвало резкую реакцию мирового сообщества, в 1999 и 2000 была введена серия санкций против талибов. После ликвидации режима талибов в 2001 силами Северного альянса и международной антитеррористической коалиции во главе с США и НАТО новый режим Карзая провозгласил политику сотрудничества со всеми государствами, в первую очередь с мусульманскими странами региона. В то же время страна продолжает оставаться под иностранным военным контролем. Политико-экономическая зависимость Афганистана от США и других международных доноров накладывает отпечаток на его внешнюю политику. Наиболее тесные связи Афганистан поддерживает с сопредельными государствами, а также со странами Запада в зависимости от объема их участия в восстановлении страны. Приоритетными в этом списке являются США, с которыми Афганистан в мае 2005 подписал соглашение о стратегическом сотрудничестве.

Политические партии и движения.

Первая политическая организация создана в Афганистане в нач. 20 в. и вошла в историю под названием "Машрута" ("Конституция"), но в 1909 она была разгромлена, позже существовали отдельные кружки конституционалистов, занимавшихся просветительской работой. В 1928 эмир Аманулла-хан, стремясь оформить политическую базу для осуществления своих реформ, объявил о намерении ввести в стране однопартийную систему и создать партию "Истекляль ва таджаддод" ("Независимость и обновление"), однако не успел довершить до конца свое начинание.

Только после окончания Второй мировой войны, благодаря проведению ограниченных политических реформ, в стране возникли движения "Виш зальмиян" ("Пробудившаяся молодежь"), "Ватан" ("Отечество") и "Нидайи хальк" ("Голос народа"), члены которых требовали проведения конституционных преобразований и ставили на повестку дня вопросы социально-экономического развития. На парламентских выборах в 1949 эти движения сформировали Национальный фронт, который получил несколько депутатских мест. В 1951 на базе "Нидайи хальк" была создана "Народная партия" ("Хезбе хальк"), провозгласившая своей задачей борьбу за "создание народного правительства, избранного народом и действующего в интересах народа". После подавления выступлений в 1952 все партии были запрещены, а их лидеры арестованы.

С принятием конституции в 1964 в стране снова начали складываться и действовать различные политические организации, хотя декларированное основным законом право на создание политических партий так и не было законодательно оформлено. На политической сцене в этот период появились такие группировки, как "Афган миллят" ("Афганская нация") и "Миллят" ("Нация"), стоявшие на националистической платформе, крайне левые "Народно-демократическая партия Афганистана" и "Новая демократическая организация Афганистана" (больше известная как "Шоале-и джавид"), а также различные исламистские кружки, из которых особенно выделялась "Мусульманская молодежь". Правящие круги в 1960-е пытались создать проправительственную "Партию прогрессивных демократов" (ППД), которую возглавлял премьер-министр Moхаммад Хашим Майвандваль. Ее целью была "борьба во имя принципов ислама, конституционной монархии, национализма и социализма". Однако после отставки Майвандваля в 1967 ППД уже не играла заметной роли. При М. Дауде к кон. 1976 была образована "Партия национальной революции" (ПНР), которая, согласно конституции, должна была стать единственной партией, имеющей право на политическую деятельность.

С апреля 1978 по апрель 1992 в стране у власти находилась "Народно-демократическая партия Афганистана" (НДПА), которая стремилась придать стране более демократический облик. С этой целью в 1987 был принят закон о политических партиях, который разрешал формирование политических объединений при условии, что их деятельность не будет противоречить конституции и политике национального примирения. Одними из первых были легализованы "Революционная организация трудящихся Афганистана" (РОТА) и "Организация трудящихся Афганистана" (ОТА), в том же году образовавшие вместе с НДПА блок леводемократических партий. Позже возникли и другие организации от крайне левых ("Организация авангарда трудящихся Афганистана", "Партия авангарда молодых рабочих Афганистана", "Партия молодых рабочих Афганистана" и др.) до традиционалистов ("Национальный крестьянский союз Афганистана", "Союз солидарности народа Афганистана" (федаинов)) и исламистов ("Народная исламская партия Афганистана", "Партия Аллаха", "Союз последователей Аллаха"). К июню 1990 в стране открыто действовало уже свыше десяти мелких партий, которые, однако, не играли заметной роли. В рядах Национального фронта, созданного как широкое массовое объединение, в 1987 числилось ок. 800 тыс. чел.

К числу наиболее заметных партий, поддерживающих правительство Х. Карзая и стоящих на умеренно либеральной и национально-демократической платформе, относятся, прежде всего "Афган Миллят", "Национально-демократический фронт Афганистана", "Национальное движение Афганистана", "Национальное исламское движение Афганистана" и "Национальный конгресс Афганистана".

"Афганская социал-демократическая партия" (АСДП, также известная как "Aфган Mиллят", или "Афганская нация") – партия пуштунских националистов, создана в марте 1966, позже раскололась на ряд фракций. Первоначально выступала с позиций панафганского национализма, пропагандируя идеи "национального возрождения" и "Великого Афганистана". После того, как АСДП в 1995 возглавил Анвар уль-Хак Aхади, партия дистанцировалась от прежней доктрины, хотя и сегодня все еще нередко высказывается в поддержку расширения прав пуштунов, особенно в вопросе о статусе пуштунского языка. Объединяет пуштунскую интеллигенцию, студенчество и деловые круги на востоке и севере страны; идеологически остается очень разнородной. На президентских выборах в 2004 "Афган Миллят" поддерживала Карзая. Получила 7 мест в парламенте, а ее лидер Ахади занимает в кабинете Карзая пост министра финансов.

"Национальное движение Афганистана" (НДА) – преимущественно таджикская политическая партия, основанная в 2002 Юнусом Кануни, Мухаммадом Касемом Фахимом и Ахмад Вали Масудом в результате раскола "Исламского общества Афганистана". Стоит на позициях светского национализма и поддерживает правительство Карзая, который назначил в 2004 брата Вали, Зию Масуда, своим первым вице-президентом. На парламентских выборах в 2005 НДА совместно с фракциями "Исламского общества Афганистана" (Исмаил-хан, Атта Мухаммад) завоевало 12 мест.

"Национальное исламское движение Афганистана" ("Джумбиш", НИДА) было создано 1 июня 1992 бывшим соратником Наджибуллы генерал-полковником Абдул Рашидом Достумом на базе "Северного движения", представлявшего собой пеструю военно-политическую коалицию, в которую вошли как местная узбекская милиция и формирования некоторых националистических левых групп, так и группировки моджахедов. Движение выражало сепаратистские настроения различных национальных групп на севере страны и призывало к образованию федеративного государства, основанного на нормах ислама. Оно требовало права для каждого субъекта федерации иметь собственные вооруженные силы и самостоятельно поддерживать международные связи, не исключая при этом отделения и создания независимого государства.

К концу 1992 на контролируемой НИДА территории (провинции Саманган, Балх, Джаузджан, Фарьяб и Баглан) были созданы органы власти, не подчинявшиеся Кабулу. Только после того, как в 1997 талибам удалось захватить Мазари-Шариф, НИДА присоединилось к Северному альянсу и вошло в правительство Б. Раббани. При поддержке натовских войск в 2001 оно вновь установило контроль над отдельными провинциями Северного Афганистана. После свержения режима талибов НИДА отказалось от некоторых требований сепаратистского характера и теперь выступает за восстановление территориальной целостности и независимости страны, установление исламского государства, равные права для всех национальных и религиозных общин, привлечение иностранной помощи и инвестиций, предоставление женщинам права участвовать в политической и общественной жизни. По оценкам, партия насчитывает от 65 тыс. до 150 тыс. членов и сторонников. На выборах в парламент в 2005 кандидаты от НИДА завоевали 20 мест. Лидер НИДА – Сайед Нурулла, бывший министр в правительстве Наджибуллы, сменивший на этом посту в апреле 2005 Достума.

"Партия национального сплочения Афганистана" (ПНСА) – исмаилитская, возникла в 1996 на базе фракции НИДА. Ее возглавляют бывший полевой командир и пир (духовный лидер) исмаилитов Сайед Мансур Надери и его сын Джафар Надери. К кон. 1980-х Надери имел собственную армию, насчитывавшую до 12 тыс. чел. и контролировал район к северу от туннеля Саланг. В 1992 его вооруженные отряды присоединились к НИДА. Окончательно ПНСА оформилась только после 2001. В парламенте имеет 2 места.

"Партия национальной солидарности молодежи Афганистана" (ПНСМА). Создана в кон. 1990-х в Пакистане. Партия стремится развивать молодежную политику, решать проблемы образования и занятости. Насчитывает ок. 20 тыс. членов. Поддерживала Карзая на президентских выборах в 2004. Первоначально входила в НДФА ("Национально-демократический фронт Афганистана"), но вышла из него, не желая сотрудничать с партиями, имеющими марксистское прошлое. На парламентских выборах в 2005 партия получила 1 место в Волеси джирга. Лидер – Мохаммад Джамиль Карзай, племянник президента Карзая.

Исламистские партии представлены тремя основными течениями – суннитское, распадающееся на фундаменталистское ("Исламское общество Афганистана", "Исламская партия Афганистана", "Организация исламской миссии Афганистана", Партия "Новый Афганистан" и др.) и традиционалистское ("Национальный исламский фронт Афганистана", "Фронт национального освобождения Афганистана" и др.), и шиитское ("Партия исламского единства Афганистана", "Исламское движение Афганистана", "Исламское народное движение Афганистана" и др.). Ближе к фундаменталистам стоит "Фронт национального взаимопонимания". Однако оно является полиэтничным и неоднородным по своему религиозному составу. В целом на парламентских выборах, состоявшихся в 2005, представители исламистских партий получили вместе 113 из 249 мест.

"Движение национальной солидарности Афганистана" (ДНСА) – монархическая, умеренная консервативная партия, образованная Сайедом Ашаком Гилани (внук пира Сайеда Ахмада Гилани). Действует преимущественно в восточной зоне расселения пуштунских племен, пользуясь поддержкой части городских слоев населения и представителей афганского бизнеса в Пакистане. По заявлениям ее лидеров, партия выступает в поддержку бывшего короля Захир Шаха и президента Карзая. Вместе с тем, она пытается дистанцироваться от действующего правительства, на которое, по их мнению, слишком большое влияние оказывают прозападные технократы и американские советники. На парламентских выборах в 2005 партия получила 3 места.

"Национальный исламский фронт Афганистана" (НИФА) – традиционалистская, монархическая партия, основана в Пакистане в декабре 1978 Сайедом Ахмадом Гилани, (пир суфийского ордена Кадирийя), входила в состав Исламского союза моджахедов Афганистана (ИСМА). Наибольшим влиянием НИФА пользуется в районе Кабула и Кандагара и среди пуштунов в Восточном Афганистане (особенно в Газни и Вардаке), в среде административной и интеллектуальной элиты монархического режима, а также среди афганских беженцев на территории Пакистана. Несмотря на то, что партия не имеет широкого социального базиса, она считается одним из важных компонентов поддержки нынешнего правительства Карзая. Дочь Гилани возглавляет афганское общество Красного Полумесяца, а его зять, Анвар Аль-Хак Ахади, является министром финансов в кабинете Карзая. На парламентских выборах в 2005 НИФА завоевала 10 мест. Председатель НИФА – Сайед Хамид Гилани, основатель партии.

"Национальный фронт освобождения Афганистана" (НФОА) – умеренно-исламистская, монархическая партия, образованная в нач. 1979 Себгатуллой Моджаддиди (теолог и последователь влиятельного суфийского ордена Накшбандия-Моджаддидия) как "Национальный фронт спасения Афганистана". До 1992 входил в состав "Исламского союза моджахедов Афганистана", но заметного участия в гражданской войне не принимал. В 1989 Моджаддиди был избран главой Исламского переходного правительства, а в апреле 1992 стал президентом Афганистана. По заявлению его лидеров, НФОА стремится к "реисламизации" страны и установлению шариата, восстановлению ислама как социальной и культурной основы афганского общества, но при этом также ставит своей задачей развитие афганской демократии. Наибольшим влиянием НФОА пользуется в приграничной с Пакистаном зоне расселения пуштунских племен, особенно в Кабуле, Нангархаре, Пактии, Логаре и Кунаре. На президентских выборах в 2004 фронт поддерживал Карзая. Имеет 3 места в парламенте. Генеральный секретарь НФОА – Забихулла Моджаддиди (сын Себгатуллы Моджаддиди).

"Исламская партия Афганистана" ("Хезби ислами", ИПА) – консервативная фундаменталистская партия, созданная Гульбеддином Хекматьяром в 1975 в результате раскола организации "Мусульманская молодежь". Пронизанная духом воинствующего ислама, "Хезби ислами" провозглашала своей основной целью "установление спасительного исламского строя" и содействие "распространению во всем мире учения ислама". Призывая для этого к "священной войне" во имя защиты исламских ценностей, в серед. 1970-х перешла к вооруженной борьбе. К нач. 1980-х, во многом благодаря помощи Пакистана и Саудовской Аравии, превратилась в наиболее мощную организацию афганской оппозиции. После падения режима Наджибуллы ИПА присоединилась к правительству Раббани, однако из-за разногласий в правящей коалиции "Хезби ислами" вскоре ушла в оппозицию и попыталась силой свергнуть действующую власть. Не достигнув цели, Хекматьяр вернулся в правительство и возглавлял его в 1993 и в 1996. Поражение от талибов в 1995–1996 вынудило ИПА перебазироваться в Иран. В этот период Хекматьяр заявлял, что выступает за президентскую форму правления по иранскому образцу. В 2002 Хекматьяр объявил о своей поддержке администрации Карзая, но в том же году был обвинен в связях с талибами и организации диверсий против коалиционных сил в Афганистане. В сентябре 2002 он объявил джихад против Соединенных Штатов и попытался сколотить коалицию с полевыми командирами, действующими на востоке страны. По оценкам, к кон. 2002 его партия вновь насчитывала до 50 тыс. членов и сторонников. Вместе с тем большинство бывших полевых командиров ИПА на севере и юге заявили о поддержке Карзая во время президентской кампании 2004, а многие из них заняли ключевые позиции в кабульской и провинциальной администрациях.

Наибольшим влиянием ИПА пользуется в пуштунских районах на юго-востоке и севере страны, особенно в провинциях Кундуз, Баглан, Пактия, Кунар и Нангархар. В настоящее время ИПА расколота на несколько фракций, одни из которых (Хекматьяр) продолжают вооруженную борьбу против правительства Карзая, другие (Халид Фаруки, Сабаун) объявили о выходе из подполья. На парламентских выборах в 2005 фракции ИПА (Халид Фаруки, Сабаун) вместе завоевали 12 мест.

"Исламская партия Афганистана" (ИПА, Юнуса Халеса) основана в 1979 группой во главе с Юнусом Халесом, отколовшейся от ИПА, но сохранившей при этом прежнее название. Опирается на духовенство и вождей ряда пуштунских племен и кланов (хугиани, дзадран и джабархель) на востоке страны, особенно в провинциях Нангархар и Пактия. Называемая "партией мулл и улемов", группа Халеса считалась одной из наиболее фанатичных группировок моджахедов, призывавших к джихаду и проповедовавших идеи исламской революции. В тот период Халес был, пожалуй, единственным из лидеров оппозиции, который большую часть времени находился со своими отрядами в Афганистане. После захвата власти исламистами в 1992 его партия вошла во Временное исламское правительство, но из-за разногласий с Раббани уже к осени 1992 перешла в оппозицию и фактически установила контроль над Нангархаром и его центром Джелалабадом. Не признавая власть Раббани, в июне 1994 Халес объявил себя "переходным президентом" Афганистана, однако уже к 1996 вынужден был неофициально поддержать талибов. Только к кон. 2001 партия Халеса вновь обрела силу и заняла Джалалабад. ИПА насчитывает от 30 тыс. до 40 тыс. членов (2004). Она не признает выборные демократические институты, которые называет антимусульманскими, и выступает за построения исламского государства, основанного на положениях Корана и законах шариата. Вместе с тем различные сторонники Халеса сотрудничают с правительством Карзая, особенно на региональном уровне. Председатель – моулави Мухаммад Юнус Халес.

Партия "Исламское общество Афганистана" ("Джамиат-и ислами", ИОА) возникла в 1975 на основе одной из фракций "Мусульманской молодежи". Определенным влиянием пользуется среди этнических таджиков на севере Афганистана, особенно в Бадахшане, Герате, Балхе, а также Панджшире. До 1992 "Джамиат-и ислами" имела резиденцию в пакистанском городе Пешаваре и, несмотря на свою религиозную риторику, рассматривалась как наиболее умеренная и прагматичная среди исламистских партий. С 1989 по 1992 "Джамиат-и ислами" входила в состав т.н. "Исламского переходного правительства", а в 1992 возглавило правительственную коалицию, которая была признана в качестве законной власти в Афганистане. Именно в этот период на первый план в руководстве ИОА выдвинулся Ахмад Шах Масуд, возглавивший Наблюдательный совет Севера, полуавтономное военное крыло движения, и Северный альянс. После его убийства в 2001 руководство вооруженными отрядами партии и советом фактически перешло к Мухаммаду Касему Фахиму, Юнусу Кануни и д-ру Абдулла Абдулла, которые заняли ключевые посты в новом афганском правительстве. На местах утвердилась власть известных полевых командиров, примыкавших к "Джамиат-и ислами": генерала Мухаммада Aтта в Maзари-Шарифе, "эмира юго-запада Афганистана" Исмаил Хана в Герате и др.

Однако усиление позиций националистов, поддерживавших преобразования, начатые Карзаем, уже в 2002 привели к расколу партии на "Национальное движение Афганистана" и "Джамиат-и ислами" во главе с Раббани. Он выступил с прежней программой превращения Афганистана в исламское государство, против секуляризма, за скорейший вывод иностранных войск и создание общества, основанного на принципах "исламской справедливости". По оценкам, в 2004 "Джамиат-и ислами" насчитывала 50 тыс. членов. На парламентских выборах в 2005 сторонники ИОА (Раббани) получили 10 мест. Лидер – Бархануддин Раббани – известный теолог и бывший профессор Кабульского университета, в 1992–1996 был президентом Афганистана.

"Организация исламского призыва Афганистана" (ОИПА) – крайне консервативная, салафистская политическая партия, основанная в марте 1982 как "Исламский союз за освобождения Афганистана" (ИСОА). До 1992 входила в состав Исламского союза моджахедов Афганистана и, получая существенную поддержку из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, наиболее активно насаждала в Афганистане идеи "ваххабизма". После свержения правительства Наджибуллы организация входила в правительство Раббани и, располагая собственными вооруженными формированиями, участвовала в гражданской войне, получив известность преследованиями шиитского населения. В июне 1997 вошла в Северный альянс, а с 2002 вновь установила контроль над провинцией Пагман и частью Хоста. С точки зрения ОИПА, для Афганистана, где большинство населения составляют мусульмане, подходит только строй, основанный на принципах ислама. Она выступает за сильное централизованное правительство, исламизацию всех сторон жизни общества, развитие религиозных школ и против продолжения американского военного присутствия в стране. Наибольшим влиянием партия пользуется в провинциях Пагман и Кунар, опираясь, прежде всего, на пуштунские племена дзадзи, мангал и дзадран. По оценкам, насчитывает ок. 18 тыс. чел. На выборах в 2005 получила 7 мандатов в парламенте. Председатель – Абдуррасул Сайяф – пуштун, бывший профессор Кабульского университета, с 1989 по 1992 был премьер-министром в эмигрантском правительстве моджахедов.

Партия "Новый Афганистан" (ПНА) – консервативная исламистская партия, возникшая в результате разногласий в Национальном движении Афганистана и Наблюдательном совете Севера (фракции убитого в 2001 Ахмад Шаха Масуда). ПНА выступает с позиций т.н. "нового Афганистана" – доктрины, которая подчеркивает исламский характер страны и ее политическую независимость, а также предлагает восстановление ее внутренней стабильности и безопасности. В области внешней политики ПНА выступает за вывод иностранных войск с территории страны и "политику неприсоединения к политическим или военным блокам". На президентских выборах в 2004 кандидат ПНА Мохаммед Юнус Кануни получил 16,3% голосов избирателей. Партия завоевала 25 мест в парламенте. Лидер ПНА – Кануни (таджик, в образованном после свержения режима "Талибан" временном правительстве занимал пост министра внутренних дел, а в переходном – пост министра образования и просвещения).

Наибольшим влиянием в исламистском лагере пользуется блок партий под общим названием "Фронт национального взаимопонимания" (ФНВ), сформированный в апреле 2005 Кануни и рядом группировок бывших моджахедов. Блок выступает за изменение конституции, переход к парламентской форме правления, учреждение поста премьер-министра, прямые выборы мэров и губернаторов провинций, а также создание действительно независимой судебной власти. Многие из партий, входящих в ФНВ, разделяют опасение, что Афганистан при Kaрзае снова станет государством, в котором у власти находятся исключительно пуштуны. На парламентских выборах в 2005 партии, входящие в состав ФНВ, получили ок. 50 мест.

Шиитские партии. Одним из первых движений, выступавших за создание исламского государства по иранскому образцу, было "Исламское движение Афганистана" (ИДА). Оно было образовано в 1979 аятоллой Мухаммадом Асефом Мохсени, сыграло заметную роль во время восстания в Кабуле в феврале 1980. После прихода к власти в 1992 исламистов ИДА входило в правительство Раббани, сражаясь на его стороне против "Хезбе вахдат" и талибов. После падения режима талибов ИДА присоединилось к правительству Х. Карзая, но из-за борьбы за лидерство вскоре раскололось на несколько фракций: "Исламское народное движение Афганистана" (Сайид Хусейн Анвари), "Исламское движение Афганистана" (Мохаммад Али Джавид) и "Исламское движение Афганистана" (Мухаммад Асеф Мохсени). Наиболее проправительственной из всех этих групп считается "Исламское народное движение Афганистана" (ИНДА), опирающееся на поддержку шиитской общины Кабула. Его лидер Сайид Хусейн Анвари до 2005 занимал пост министра сельского хозяйства, после победы Карзая на президентских выборах был назначен губернатором Кабульской провинции, а в июне 2005 стал губернатором провинции Герат. На выборах в парламент ИНДА вместе с "Партией исламского единства Афганистана" получила 5 мандатов.

"Партия исламского единства Афганистана" ("Хезбе вахдат", ПИЕА) – умеренная шиитская партия хазарейских националистов. Преемница одноименной партии, которая была создана в 1988 при поддержке Ирана путем слияния восьми шиитских политических группировок, базировавшихся в 1970–1980-е в Иране и участвовавших в вооруженной борьбе против кабульского режима. После свержения Наджибуллы в 1992 партия была включена в правительство Раббани, но вскоре перешла в оппозицию. В 1993 она раскололась на фракции, одна из которых во главе с М. Акбари базировалась в Кабуле и поддерживала Раббани, а другая, которую возглавлял Али Мазари, образовала альянс с Достумом и Хекматьяром. Али Мазари требовал перехода к федеративному государственному устройству и создания коалиционного правительства, в котором шииты получили бы не менее 25% мест, но одновременно пытался вести переговоры и с талибами. После того, как в марте 1995 Али Maзари был схвачен и убит талибами, основную шиитскую группировку возглавили Абдул Карим Халили (в Бамиане) и Х.M. Мохакек (в Мазари-Шарифе). Только в январе 1996 Тегерану удалось вновь объединить "Хезбе вахдат", добившись от его руководства соглашения с Раббани и вхождения в его правительство. После свержения режима талибов лидеры "Хезбе вахдат" были включены в состав Временной администрации Афганистана.

Несмотря на расколы, "Хезбе вахдат" по-прежнему остается достаточно влиятельной партией хазарейской общины, все больше приобретающей вид национального, а не религиозного движения. На парламентских выборах в 2005 "Партия исламского единства" и "Исламское народное движение Афганистана" вместе получили 5 мест в Народном совете. Генеральный секретарь – Мохаммад Карим Халили (хазареец, министр экономики Афганистана в 1993–1995; вице-президент Временного правительства в 2001 и второй вице-президент в нынешнем кабинете, сформированном в декабре 2004).

"Партия исламского единства народа Афганистана" (ПИЕНА) – умеренная традиционалистская партия, созданная в результате раскола партии "Хезби вахдат". Делает ставку на критику режима Карзая, в частности, обвиняя его в подавлении оппозиции и установлении в стране авторитарного режима. Пользуется поддержкой хазарейской общины, на президентских выборах в 2004 лидер партии Хаджи Мохаммад Мохакек получи 11,7% голосов избирателей. На парламентских выборах в 2005 г. ПИЕНА, входящая в блок Кануни, получила 18 мест. Лидер – Мохакек (вице-президент Афганистана в декабре 2001 – июне 2002, министр планирования во Временной администрации до марта 2004).

"Партия национального и исламского единства Афганистана" (ПНИЕА) – преимущественно шиитская политическая партия, возникшая в 1998 на базе фракции "Хезбе вахдат". Инициатором ее создания стал Ходжат-уль-Ислам Сайед Мохаммад Акбари, кызылбыш, получивший религиозное образование в Иране. Представляет интересы нехазарейских общин шиитов. До 1996 группа Акбари была тесно связана с режимом Раббани, но в ноябре 1998 перешла вместе со своим лидером на сторону "Талибан". В настоящее время ПНИЕА находится в оппозиции и входит в состав "Фронта национального взаимопонимания".

В парламенте также представлены шиитская "Партия национальной власти" (лидер Сайед Мустафа Каземи, бывший член Северного альянса, министр торговли в правительстве с 2002), которая откололась от "Партии исламского единства".

В некоторых областях страны остается активным исламское фундаменталистское движение "Талибан".

Фрагментация затронула не только исламистов, но и лагерь левых. В настоящее время они представлены остатками НДПА, РОТА и нескольких маоистских групп, которые так или иначе находятся в оппозиции к действующей власти, хотя неявно оказывают ей поддержку, опасаясь возвращения фундаменталистов.

"Народно-демократическая партия Афганистана" (НДПА) была создана в январе 1965 и придерживалась марксистско-ленинской идеологии, но в 1967 разделилась на соперничавшие фракции "Хальк" ("Народ") и "Парчам" ("Знамя"). Позже от них откололись и другие фракции: "Революционная организация трудящихся Афганистана" (РОТА, 1968), "Трудовой народ" (1969), "Революционное общество трудящихся Афганистана" (РобТА, 1971) и "Группа труда" (1972). В марте 1977 "Хальк" и "Парчам" вновь формально объединились, однако наотрез отказались вести переговоры с другими группами и фактически раскол на радикально настроенных халькистов и относительно умеренных парчамистов так и не был преодолен. Сказались этническая и социальная неоднородность: "Хальк" имела прочные позиции в пуштуязычных горных районах восточного Афганистана, а "Парчам" – среди фарсиязычной городской интеллигенции.

После того как в 1978 г. НДПА пришла к власти, халькисты Тараки и Амин начали чистку партийной оппозиции. После ввода советских войск в Афганистан и убийства Амина в декабре 1979 положение изменилось, и к власти пришли Б. Кармаль и М. Наджибулла, принадлежавшие к парчамистам. В 1980 в НДПА вернулась "Группа труда", а с началом политики национального примирения к партии присоединились "Революционное общество трудящихся Афганистана" (РОбТА), "Организация авангарда трудящихся Афганистана" (ОАТА) и "Авангардная организация рабочих Афганистана" (АОРА). В 1988 г. НДПА насчитывала 205 тыс. членов и опиралась на более массовую организацию "Национальный фронт" (НФ), которая была создана в июне 1981 и в декабре 1990 переименована во "Фронт мира Афганистана". Входившие в него национальные и племенные объединения поддерживали правительство, а доминирующей силой была НДПА. На парламентских выборах в апреле 1988 НДПА получила 184 из 234 мест в палате представителей. В июне 1990 в устав и программу НДПА были внесены новые изменения, а сама партия переименована в "Партию Отечества" ("Ватан"). С приходом к власти исламистов "Ватан" была запрещена, а ее имущество конфисковано. В этот период многие бывшие парчамисты, особенно из числа сторонников Кармаля, присоединились к "Джумбиш" Достума или "Джамиат-и ислами" Ахмад Шаха Масуда, а халькисты и парчамисты, поддерживавшие Наджибуллу, пошли на союз с пуштунскими группировками, в т.ч. с фракциями "Исламской партии Афганистана".

Раньше всех, к середине 1990-х, реорганизовали свои ряды парчамисты, образовав "Демократическую партию отечества Афганистана" (ДПОА). Являясь официальной преемницей НДПА, партия отвергает марксизм-ленинизм, признает роль ислама в жизни афганского общества, но в то же время выступает за создание светского демократического государства и продолжает призывать к национальному примирению. На более левых позициях стоит "Народно-демократическая партия Афганистана", выделившаяся из ДПОА. Партию возглавляет Сулейман Лаек, бывший министр культуры, среди ее сторонников много и других видных деятелей прежнего правительства, как, например, Султан Али Киштманд – премьер-министр в 1981–1988 и 1989–1990. Позже всех возникла "Демократическая партия Афганистана" (ДПА) во главе с Абдул Ранджбаром Кабиром, бывшим президентом Академии наук Афганистана и советником президента Наджибуллы.

На основе фракции "Хальк" в 2003 была создана "Объединенная национальная партия" (ОНП), которая тяготеет к идеям западной социал-демократии. ОНП возглавляет Нурул Хак Улуми, бывший генерал и губернатор Кандагара. Помимо этого действуют и другие группы, в которых доминируют бывшие халькисты: "Движение за мир в Афганистане" (ДМА), созданное в серед. 1994 генералом Шах Наваз Танайем, бывшим начальником генерального штаба в 1986–1988 и министром обороны в 1988–1990; "Национальная партия" (НП) под руководством Aбдул Рашида Арьяна, министра юстиции в 1978–1979 и затем члена Революционного совета при Aмине; "Партия национального единства Афганистана" (ПНЕА) во главе с Aбдул Рашидом Джалили, бывшим министром образования и деканом факультета сельского хозяйства Кабульского университета при Амине. Последователями "Группы труда" ("Горух–е кар"), выделившейся из фракции "Хальк" и после распада НДПА работавшей внутри НИДА, в 2002 было создано "Движение национальной солидарности". На парламентских выборах в 2005 представители ДПА, ДМА, ОНП и НП вместе завоевали 6 мест и таким образом составили парламентскую левую оппозицию.

Из прежних демократических левых организаций выделяется "Революционная организация трудящихся Афганистана" (РОТА). Она была создана в 1968 бывшими членами "Хальк", но организационно оформилась только к 1977. Ее членами были в основном таджики, узбеки и хазарейцы. РОТА находилась под влиянием маоизма и первоначально называла себя марксистско-ленинской партией. В ее политической платформе приоритетным всегда оставалось решение национального вопроса в интересах национальных меньшинств, поэтому организация была широко известна под названием "Сетам-е мелли" ("Национальный гнет"). Как и многие другие афганские левые, РОТА не приняла Апрельскую революцию и негативно отнеслась к вводу советских войск. Она создала на севере страны вооруженные отряды (до 2,5 тыс. чел.), боровшиеся с исламистами. Позже РОТА была легализована, входила в правительство в 1987 и в 1988–1989. На выборах в парламент, которые состоялись в апреле 1988, она получила 7 мест и образовала парламентскую фракцию.

После падения режима Наджибуллы вооруженные формирования РОТА установили контроль над некоторыми районами страны, а их представители даже были представлены в руководстве Национального исламского движения Афганистана. В составе Северного альянса они участвовали в борьбе против талибов, но разногласия с исламистами были настолько очевидными, что разрыв оказался неизбежным. В настоящее время идет реорганизация партии. В 2002 она образовала блок под названием "Кабульское соглашение", в которое вошли также "Вулуси Миллят" ("Народная нация", откол от "Афган миллят") и "Совет за демократию". Лидер – Махбубулла Кушани.

Наиболее непримиримым крылом радикальной левой оппозиции остаются маоисты. После раскола в кон. 1960-х – нач. 1970-х из маоистской "Шоалеи джавид", в которой доминировали таджики и хазарейцы, образовались новые группы. Наиболее значительными среди них были "Революционная группа народов Афганистана" (осн. в 1973), "Организация народного освобождения Афганистана" (САРХА, 1975), "Организация за освобождение рабочего класса" ("Ахгяр", 1976), "Организация за освобождение народа Афганистана" (САМА, 1978) и "Революционная организация истинных патриотов Афганистана" (САВВ). До серед. 1980-х они неоднократно пытались создать единую организацию, но в итоге оказались не в состоянии одновременно противостоять исламистской оппозиции и кабульскому правительству.

На сегодняшний день выделяются три основные группы маоистов, действующих нелегально: "Организация за освобождение народа Афганистана" (СAMA), созданная в 1978 Маджидом Калакани в результате слияния ряда левых группировок, в т.ч. отколовшихся от "Революционной группы народов Афганистана"; "Организация освобождения Афганистана" (ООА), образованная в 1973 Фаизом Ахмадом как "Революционная группа народов Афганистана"; "Коммунистическая (маоистская) партия Афганистана", созданная в 2004 в результате слияния "Коммунистической партии Афганистана", "Организации борьбы за освобождение Афганистана" ("Пейкар") и "Революционного единства рабочих Афганистана". На нынешнем этапе они выступают за новую демократическую революцию как пролог к социалистической, призывают к началу национально-освободительной или революционной национальной войны сопротивления против американского империализма и его союзников.