Государственное устройство Саудовской Аравии

Первые юридические документы, закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной, были приняты в марте 1992. Согласно Основам системы власти, Саудовская Аравия является абсолютной теократической монархией, управляемой сыновьями и внуками короля-основателя Абдель Азиза ибн Абдель Рахмана аль-Фейсала Аль Сауда. Священный Коран служит конституцией страны, которая управляется на основе исламского законодательства (шариата).

Высшие органы власти включают главу государства и наследного принца; Совет министров; Консультативный совет; Высший совет правосудия. Однако реальная структура монархической власти в Саудовской Аравии несколько отличается от того, как ее представляют в теории. В значительной степени власть короля опирается на семейство Аль Сауд, состоящее из более чем 5 тыс. человек и составляющее основу монархического строя в стране. Король правит, опираясь на советы ведущих представителей семейства, в частности своих братьев. На такой же основе строятся его отношения с религиозными лидерами. Столь же важным для стабильности королевства является поддержка знатных семейств, таких, как ас-Судайри и Ибн Джилюви, а также религиозного семейства Аль аш-Шейх, являющегося побочной ветвью династии Саудидов. Эти семейства остаются верными клану Аль Сауд на протяжении почти двух столетий.

Центральная исполнительная власть.

Глава государства и религиозный лидер страны (имам) - Служитель двух Священных мечетей, Король (малик) Фахд бен Абдель Азиз Аль Сауд (с 13 июня 1982), одновременно являющийся премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. С 1932 страной правит династия Саудидов. Глава государства обладает всей полной исполнительной, законодательной и судебной власти. Его полномочия теоретически ограничены только нормами шариата и саудовскими традициями. Король призван поддерживать единство королевской семьи, религиозных лидеров (улемов) и прочих элементов саудовского общества.

Механизм престолонаследия официально закреплен только в 1992. Наследник престола назначается при жизни самим королем с последующим одобрением улемов. В соответствии с племенными традициями в Саудовской Аравии не существует четкой системы престолонаследия. Власть обычно переходит к старшему в роде, наиболее соответствующему для выполнения функций правителя. С 1995, в связи с болезнью монарха, фактическим главой государства является кронпринц и первый вице-премьер Абдалла бен Абдель Азиз Аль-Сауд (единокровный брат монарха, наследник трона с 13 июня 1982, регент с 1 января по 22 февраля 1996). Чтобы обеспечить бесконфликтную смену власти в стране, в начале июня 2000 решением короля Фахда и наследного принца Абдаллы был образован Королевский семейный совет, который включает 18 наиболее влиятельных прямых потомков основателя аравийской монархии Ибн Сауда.

По конституции, король возглавляет правительство (в нынешней форме существует с 1953) и определяет основные направления его деятельности. Совет министров сочетает в себе как исполнительные, так и законодательные функции. Все его решения, которые должны быть совместимы с нормами шариата, принимаются большинством голосов и подлежат окончательному утверждению королевским декретом. Кабинет состоит из премьер-министра, первого и второго вице-премьера, 20 министров (в т. ч. министра обороны, который является вторым вице-премьером), а также государственных министров и советников, назначаемых в качестве членов совета министров декретом короля. Во главе важнейших министерств обычно стоят представители королевской семьи. Министры помогают королю выполнять его полномочии в соответствии с конституцией и другими законами. Король имеет право в любое время распустить или реорганизовать Совет министров. С 1993 продолжительность работы каждого министра ограничивается четырехлетним сроком.2 августа 1995 королем Фахдом были произведены наиболее значительные за последние десятилетия кадровые изменения в кабинете министров, который покинули 16 из 20 министров действующего правительства.

Законодательная власть.

Законодательного органа нет - король управляет страной посредством указов. С декабря 1993 при монархе действует Консультативный совет (КС, Меджлис аль-Шура), состоящий из ученых, писателей, бизнесменов, видных членов королевской семьи и представляющий собой первый в истории Саудовской Аравии общественный форум. КС призван разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и международным соглашениям. Не менее 10 членов Совета имеют право законодательной инициативы. Они могут предложить новый законопроект или дополнения и изменения к действующему законодательству и представить их председателю Совета. Все решения, доклады и рекомендации Совета должны быть представлены непосредственно королю и председателю совета министров для рассмотрения. Если точки зрения двух советов совпадают, решение принимается с согласия короля; если точки зрения не совпадают, король имеет право решить, какой вариант будет принят.

Согласно указу 1993, Консультативный совет состоял из 60 членов и председателя, назначаемых королем сроком на 4 года. В июле 1997 численность КС возросла до 90 членов, а в мае 2001 - до 120. Председатель Совета - Мухаммед бен Джубейр (в 1997 сохранил за собой пост на второй срок). С расширением изменился и состав Совета, в 1997 в него впервые были включены три представителя от шиитского меньшинства; в 1999 на заседаниях КС было разрешено присутствовать женщинам. В последнее время значение Консультативного совета постепенно усиливается. Со стороны умеренной либеральной оппозиции звучат призывы провести всеобщие выборы в КС.

Судебная система.

В основе гражданского и судебного кодексов лежат положения шариата. Таким образом, все брачные, бракоразводные, имущественные, наследственные, уголовные и прочие дела регулируются исламскими предписаниями. В 1993 были приняты также несколько светских законов. Судебная система страны состоит из дисциплинарных и общих судов, которые рассматривают простые уголовные и гражданские дела; Шариатского или Кассационного Суда; и Верховного Суда, который проверяет и пересматривает все наиболее серьезные дела, а также контролирует деятельность других судов. В основе деятельности всех судов лежит исламское законодательство. Председательствуют в судах религиозные судьи, кади. Члены религиозных судов назначаются королем по рекомендации Высшего Совета Правосудия, состоящего из 12 старших юристов. Король является высшей апелляционной инстанцией и имеет право вынесения помилования.

Местные органы власти.

В соответствии с королевским указом 1993 Саудовская Аравия была разделена на 13 провинций (эмиратов). Указом 1994 провинции были, в свою очередь, поделены на 103 округа. Власть в провинциях принадлежит губернаторам (эмирам), назначаемым королем. Во главе наиболее важных городов, таких, как Эр-Рияд, Мекка и Медина, стоят губернаторы, принадлежащие к королевской семье. Местные дела находятся в ведении Советов провинций, члены которых назначаются королем из представителей наиболее знатных семейств.

В 1975 власти королевства издали закон о муниципальных выборах, однако выборные муниципалитеты так и не были сформированы. В 2003 было объявлено о намерении провести первые в истории королевства выборы в муниципальные органы власти. Выборной станет половина мест в 14 региональных советах, вторая половина будет назначаться саудовским правительством. Выборы в советы регионов рассматриваются как шаг к реформам, о которых в мае 2003 заявил король Фахд.

Права человека.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав. К числу наиболее очевидных нарушений прав человека в Саудовской Аравии относятся: плохое обращение с заключенными; запреты и ограничения в области свободы слова, прессы, собраний и организаций, религии; систематическая дискриминация женщин, этнических и религиозных меньшинств, а также подавление рабочих прав. В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

Политические партии и движения.

Несмотря на запрет деятельности политических партий и профсоюзов, в стране существует ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций различной ориентации.

Левая оппозиция включает в себя немногочисленные группы националистической и коммунистической ориентации, опирающихся главным образом на иностранных рабочих и национальные меньшинства, среди них: Голос авангарда, Коммунистическая партия Саудовской Аравии, Партия арабского социалистического возрождения, Партия зеленых, Социалистическая партия труда, Социалистический фронт Саудовской Аравии, Союз народов Аравийского полуострова, Фронт освобождения оккупированных зон Персидского залива. В последние годы их активность заметно снизилась, многие группы распались.

Либеральная оппозиция организационно не оформлена. Она представлена в основном бизнесменами, представителями интеллигенции, технократами и выступает за расширение участия различных представителей общества в управлении государством, ускоренную модернизацию страны, политические и судебные реформы, введение институтов западной демократии, уменьшение роли консервативных религиозных кругов и улучшение положения женщин. Число сторонников либеральной оппозиции невелико, но в последнее годы королевский режим, стремящийся сохранить хорошие отношения с Западом, вынужден все больше прислушиваться к её мнению.

Наиболее радикальной оппозиционной силой являются консервативные и религиозно-фундаменталистские исламские круги суннитского и шиитского толка. Исламистское движение возникло еще в 1950-е как конгломерат неформальных групп, но окончательно оформилось только к началу 1990-х. Среди суннитской оппозиции выделяются три течения: умеренное крыло традиционалистского ваххабизма, воинственное течение неоваххабизма и либерально ориентированное течение сторонников исламских реформ.

К числу традиционалистов относятся многие улемы, престарелые богословы, а также некогда могущественные шейхи племен. В 1990-е традиционалисты были представлены такими организациями, как "Группа подражания благочестивости предков", "Группа сохранения Корана", "Единобожники", "Призывающие" и др.

Неоваххабиты, по мнению многих экспертов, опираются на безработную молодежь, учителей и студентов-теологов, а также бывших моджахедов, сражавшихся в Афганистане, Алжире, Боснии и Чечне. Они резко критикуют правительство за его действия в период войны в Персидском заливе, иностранное военное присутствие в стране, модернизацию общества по западному образцу и выступают в защиту исламских ценностей. Спецслужбы предполагают, что наиболее воинственные круги неоваххабизма связаны с международными террористическими организациями ("Аль-Каида", "Братья-мусульмане") и могут стоять за рядом нападений, совершенных на иностранцев в 1990-е и начале 2000-х.

Умеренные исламисты представлены "Комитетом по защите законных прав" (образован в мае 1993) и "Движением за исламскую реформу в Аравии" (возникло в марте 1996 в результате раскола Комитета). Обе группы действуют преимущественно в Великобритании и в своих заявлениях сочетают радикальную исламистскую риторику с требованиями проведения реформ в политической, социальной и экономической сфере, расширения свободы слова и собраний, контактов со странами Запада, соблюдения прав человека.

Шиитские исламисты представляют религиозное меньшинство Восточной провинции и выступают за отмену всех ограничений для шиитов и свободу отправления их религиозных обрядов. Наиболее радикальными шиитскими группировками считаются "Саудовская Хезболлах" (известная также как "Хезболлах Хиджаза", до 1000 чел) и "Исламский джихад Хиджаза". Более умеренным является "Шиитское движение за реформы", возникшее в начале 1990-х на базе "Организации исламской революции". С 1991 оно издает "Аль-Джазира аль-Арабия" в Лондоне и "Арабиэн монитор" в Вашингтоне.

Внешняя политика.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную и конструктивную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969.

Членство в ОПЕК и в Организации арабских стран - экспортеров нефти - облегчает координацию саудовской нефтяной политики с другими правительствами, экспортирующими нефть. Как ведущий экспортер нефти, Саудовская Аравия имеет особый интерес в сохранении устойчивого и долгосрочного рынка для своих нефтяных ресурсов. Все ее действия направлены на стабилизацию мирового нефтяного рынка и уменьшение резких ценовых скачков.

Один из основных принципов внешней политики Саудовской Аравии является исламская солидарность. Саудовское правительство часто помогает в разрешении региональных кризисов и поддерживает израильско-палестинские мирные переговоры. Как член Лиги арабских государств, Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима. Последний по времени план ближневосточного мирного урегулирования был предложен наследным принцем Абдаллой в марте 2002 на ежегодном саммите ЛАГ. В соответствии с ним Израилю предлагалось вывести все свои силы с оккупированных после 1967 территорий, вернуть палестинских беженцев и признать независимое Палестинское государство со столицей в восточном Иерусалиме. В обмен Израилю гарантировалось признание его всеми арабскими странами и восстановление "нормальных отношений". Однако в результате позиции, занятой рядом арабских стран и Израилем, план провалился.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд. долл.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом. Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива. Отношения Саудовской Аравии с Иорданией и палестинской автономией были нормализованы только в конце 1990-х, тогда же была возобновлена помощь саудовского правительства палестинским властям. В июле 2002 саудовское королевство перевело на счета палестинской автономии 46,2 млн. долл. Еще 15,4 млн. долл. правительство Саудовской Аравии выделило в качестве безвозмездной помощи Палестинской национальной администрации (ПНА) в октябре 2002. Этот платеж был осуществлен в рамках решений саммита ЛАГ в Бейруте (27-28 марта 2002).

Саудовская Аравия стала одной из трех стран, установившей в 1997 дипломатические отношения с афганским движением "Талибан", прерванные в 2001. С начала 21 в., особенно после террористических атак 11 сентября 2001, появились признаки охлаждения отношений страны с рядом западных стран, вызванных обвинениями в содействии международному исламскому терроризму.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991.

Территориальные конфликты.

В 1987 была завершена демаркация границы с Ираком в бывшей нейтральной зоне. В 1996 был проведен раздел нейтральной зоны на границе с Кувейтом. В начале июля 2000 Саудовская Аравия и Кувейт договорились о демаркации морской границы; объектом спора остаются кувейтские владения Карух и остров Умм-аль-Марадим.12 июня 2000 было заключено пограничное соглашение с Йеменом, которое установило часть границы между двумя странами. Однако большая часть границы с Йеменом по-прежнему не определена. Граница Саудовской Аравии с Катаром была окончательно установлена соглашениями, подписанными в июне 1999 и в марте 2001. Не уточнено положение и статус границы с Объединенными Арабскими Эмиратами; нынешняя граница де-факто отражает соглашение 1974. Точно также остается не демаркированной граница с Оманом.

Вооруженные силы.

С 1970-х Саудовская Аравия затратила огромные средства на расширение и модернизацию своих вооруженных сил. После войны в Персидском заливе в 1991 вооруженные силы страны были еще больше увеличены и оснащены новейшим вооружением, большая часть которого поступила из США. По данным Международного института стратегических исследований, военный бюджет Саудовской Аравии в 2002 составил 18,7 млрд. долл., или 11% ВВП. Вооруженные силы состоят из сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил, сил противовоздушной обороны, Национальной гвардии, Министерства внутренних сил. Верховный главнокомандующий - король, непосредственное руководство вооруженными силами осуществляют Министерство обороны и Генеральный штаб. Все командные должности занимают члены правящей семьи. Общая численность регулярных вооруженных сил составляет около 126,5 тыс. чел. (2001). Сухопутные войска (75 тыс. чел) имеют 9 бронетанковых, 5 механизированных, 1 воздушно-десантную бригады, 1 полк Королевской гвардии, 8 артиллерийских дивизионов.

На вооружении 1055 танков, 3105 БТР, св.1000 единиц артиллерии и ракетных установок. ВВС (20 тыс. чел) имеют на вооружении св.430 боевых самолетов и ок.100 вертолетов. Силы ПВО (16 тыс. чел) включают 33 ракетных дивизиона. ВМС (15,5 тыс. чел) состоят из двух флотилий, имеют на вооружении ок.100 боевых и вспомогательных кораблей. Основные военно-морские базы - Джидда и Эль-Джубайл. В середине 1950-х из племенных ополчений, лояльных королевской семье, была создана также Национальная гвардия (около 77 тыс., в т. ч.20 тыс. составляют ополченцы племенных формирований), которая, по оценке западных специалистов, значительно превосходит регулярные силы по уровню подготовки и вооружению. В ее задачу входит обеспечение безопасности правящей династии, охрана нефтепромыслов, аэродромов, портов, а также подавление антиправительственных выступлений. Помимо регулярных вооруженных сил, имеется также Корпус пограничной охраны (10,5 тыс) и войска береговой охраны (4,5 тыс). Комплектование вооруженных сил осуществляется по принципу добровольного найма.