Государственные границы Приднестровской Молдавской республики

Теоретическая лимология: основные понятия и термины

Изучение государственных границ имеет богатые традиции. История человечества – это история войн, а большинство войн имело целью пересмотр границ. «География служит, прежде всего, для того, чтобы воевать» («La geographie, ca sert d’abord a faire la guerre») – примерно так можно перевести название известной книги крупного французского политика-географа Ива Лакоста. Чтобы оправдать территориальные притязания и требования изменения границ, правительства и политические деятели нуждались в их обосновании. Кроме того, пересмотр границ всегда влек за собой потребность в прикладных исследованиях для их делимитации на карте и демаркации на местности, и здесь географы были практически незаменимы. [35 – С. 301]

Государственная граница – это линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета. Теория исследований границ называется лимология – одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Выделяют несколько основных видов границ: орографические границы, геометрические границы, астрономические границы, речные и озерные, воздушные границы.

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация:

Делимитация (от лат. delimitatio – установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т.д.) и нанесение линии на карту. В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.

Демаркация – обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде – при помощи поплавков, буев.

Редемаркация – процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.

Административно-территориальное устройство и политический режим – основные индикаторы внешнеполитической нестабильности

Проводя сравнительный анализ большинства государств находящихся в состоянии войн, внешнеполитической и геополитической нестабильности можем прийти к выводу, что в большинстве случаев внутриполитический режим и административно-территориальное устройство этих стран строится на принципах сильного центра и жёстких связей с ним периферийных зон. Это естественные и вполне объективные явления, которые неоднократно запечатлены в истории воюющих государств или государств находящихся в состоянии замороженных конфликтов. Именно подобные примеры дают нам право устанавливать прямую закономерность между политическим режимом той или иной страны, его административно-территориальным делением и внешнеполитической средой.

С целью выявления прямых и косвенных взаимосвязей между политическим режимом, административно-территориальным устройством и геополитической средой, в которой пребывает Приднестровская Молдавская республика необходимо подвергнуть поверхностному анализу основополагающие нормативно-правовые акты общегосударственного значения.

Закон ПМР «Об административно-территориальном устройстве Приднестровской Молдавской республики» от 17.07.2002 г. определяет основополагающие принципы административно-территориального устройства ПМР, порядок образования изменения и упразднения административно-территориальных единиц критерии отнесения последней к городским и сельским населённым пунктам обеспечивает необходимое нормативно-правовое регулирование в этих вопросах в целях организации государственного управления на местах и местного самоуправления, развития производственной и социальной инфраструктуры, обеспечения благоприятной среды обитания и рационального природопользования, а также условий для удовлетворения материально-бытовых и национально-культурных потребностей населения ПМР. [70 – С. 106–107]

В Законе приводятся конституционные основы административно-территориального устройства ПМР (ст. 1), что имеет первостепенное институциональное значение. Особо оговорены основные понятия используемые в Законе: административно-территориальная единица, населённый пункт, городской населённый пункт, сельский населённый пункт, сельсовет, городской микрорайон, городской район, административный центр. Следует также отметить, что в Законе детально оговорены полномочия Верховного Совета, Президента и местных органов власти. [Там же]

По форме административно-территориального устройства республика является унитарным государством. Органами местного управления являются государственные администрации городов, посёлков, сёл входящие в единую систему исполнительных органов государственной власти. Органами местного самоуправления являются Советы народных депутатов административно-территориальных единиц. Они образуют систему представительных органов государственной власти, возглавляемую Верховным Советом республики. [1 – С. 8]

Современное административно-территориальное устройство Приднестровской Молдавской Республики включает семь административно-территориальных единиц – пять административных районов (Каменский, Рыбницкий, Дубоссарский, Григориопольский, Слободзейский) и два города республиканского подчинения – г. Бендеры и г. Тирасполь. [Там же]

В рамках административного деления Республики Молдова Приднестровье не имеет никакого статуса. Эти территории обозначены как сепаратистская зона, а специалисты – географы, занимающиеся изучением проблем АТУ Республики Молдова, часто оперируют так называемой концепцией «Чёрных дыр», которая показывает отсутствие полного контроля Кишинёва над всеми территориальными субъектами Молдавского государства в границах советской Молдавии. Объективно оценивая проблематичную ситуацию, сложившиеся в АТУ Республики Молдова следует остановиться на проблемах федерализации этого государства, как на одном из основных инструментариев по разрешению не только данной проблематики, но и вообще всего спектра разногласий по Молдо-приднестровскому конфликту.

В контексте общемировой государственно-политической практики федеративное устройство совместного государства в составе Молдовы и Приднестровья безусловно является реальной альтернативой всем длительным и малоэффективным переговорным процессам по мирному урегулированию. Оно способно конструктивно и относительно безболезненно привести к урегулированию молдо-приднестровского конфликта и легитимизации приднестровской государственности.

Сущность молдо-приднестровской федерации заключается в том, что образование это будет политически сложное и рассредоточенное, но одновременно территориально целостное. Суверенитет в нём должен быть поделен между центром (собственно государством) и его государственно-территориальными образованиями Молдовой и Приднестровьем. Другими словами и вся федерация и её субъекты в лице Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики – будут иметь свои собственные источники государственности, но их государственность на одном политическом пространстве будет законодательно взаимно ограниченна. [5 – С. 5.]

Политический режим, который на сегодня установлен в республики правильно называть демократическим с элементами авторитарного, что обусловлено широкими полномочиями, которыми обладает исполнительная ветвь власти. Так, например указы Президента в республики имеют статус закона. В 2000 году были преднамеренно внесены поправки в конституцию, что дало право президенту баллотироваться на третий и четвёртый сроки. Это в свою очередь говорит уже о некоторых тенденциях к самодержавию, что также увеличивает авторитарную составляющую в политическом режиме Приднестровья. [Там же.]

Перечисленные явления авторитарности связанны в большей степени с объективными (внешними) нежели с субъективными (внутренними) факторами, что подтверждается военно-политической и в целом геополитической нестабильностью в регионе, где пребывает республика. Подтверждением тому выступает также описанная выше унитарная форма административно-территориального устройства, и как следствие однопалатный парламент.

Общая характеристика государственных границ ПМР

Общая протяжённость границ Приднестровской Молдавской Республики составляет 816 км, причём на каждого соседа 1-го порядка приходится примерно равные её части. На Молдавию 411 км, а на Украину 405 км. [2]

Современные рубежи ПМР необходимо дифференцировать на 3 основные составляющие. В основу выделения именно 3-х видов границ положен историко-хронологический критерий проявления каждой. К первой есть смысл отнести наиболее устоявшуюся в историческом, в геополитическом и даже в геокультурном планах. Эта граница поистине является в большей степени барьером, так как совпадает с линией водной преграды, представленной средним течением реки Днестр. Она характеризуется наименьшей проницательностью, что обусловлено её качественно барьерными свойствами. Соединительная функция характеризуется интенсивностью демографических и товарных потоков в районе концентрационных точек: автомобильных и железнодорожных мостов, переправ.

Сам Днестр имел важное геополитическое значение на всём протяжении истории человеческих культур. Днестр издревле являлся границей между различными племенами – киммерийцами и скифами с одной стороны – и фракийскими племенами с другой, между остготами и вестготами, между славянскими племенами антов и склавинов, между славянами-уличами и печенегами. Днестр являлся естественной границей между двумя этнокультурными зонами Золотой Орды.

По Днестру, в соответствии с договором от 1387 года между Петром Мушатом и Владиславом Ягайло, была установлена граница между Молдовой и Великим Литовским княжеством. С середины XVI и вплоть до конца XVIII века (за исключением небольшого периода в 1672–1686 годов, когда оба берега Днестра попали под власть Османской Империи) Днестр представлял собой границу между польской и турецкой сферами влияния. Наконец, со второй половины XVIII века вплоть до 1812 года Днестр становится границей между Россией и Турцией, а с 1918 по 1940 год эта река разделяет Советскую Россию с Румынией.

В то же время следует отметить, что Днестр в разные эпохи являлся внутренней рекой: в эпоху Европейской Сарматии, в период Киевской и Галицкой Руси, наконец, в годы Российской Империи (1812–1918) и Советского Союза (1940–1990). [9 – С. 78–79]

Таким образом, приведённые исторические факты подтверждают тот факт, что Днестр на протяжении всей истории человеческих культур всегда играл важное геополитическое значение рубежа, разделяющего разные цивилизационные миры.

Вторая составляющая контура Приднестровья расположена главным образом на восточной окраине. По функциям она отличается меньшей барьерностью, чем первая, что обусловлено:

1. отсутствием здесь ярко-выраженных природных орографических и гидрографических рубежей;

2. геокультурным единством Украины и Приднестровья;

3. общностью истории;

4. тесными экономическими и хозяйственным и связями.

Первой исторической предпосылкой к формированию этой границы можно считать возникшую у Советского правительства в 1920‑е годы необходимость обосновать претензии на оккупированную Румынией Бесарабию. [61 – С. 73.] Восточная граница МАССР, образованная 12 октября 1924 года, не полностью совпадала (в географическом плане) с рассматриваемым рубежом, но она во многом определила геополитических ход событий 1940 и 1991 годов, что в свою очередь отразилось на её трансформации в нынешнюю восточную границу ПМР.

Особый тип границ получил развитие после бурных событий конца 80-х, начала 90-х. 20 века. Эти границы самые молодые и в историческом прошлом себя ещё ни разу себя не проявляли, так как в результате геополитических процессов бурлящих на этих территориях разделение противоборствующих сторон часто проходило чётко по реке Днестр. В 1990-е годы раскол несколько отклонился от многовековой тенденции. На юге часть территорий правого берега отошло под юрисдикцию левобережья. В эти земли вошли относительно большой по площади и стратегически важный в геополитическом плане Бендерский анклав, а также его пригороды и ряд сёл, расположенных несколько Южнее: Кицканы, Меринешты, Копанка и др.

Несмотря на то, что третий вид границ самый молодой, он реально существует и как классический рубеж поистине разделяет территории с совершенно различными качественными в социокультурном отношении показателями. Эти границы находят отражение в подсознании и стереотипах граждан ПМР, живущих на правом берегу Днестра.

Каждое из двух государств (Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика) сегодня обладает и собственной идентичностью. Система культурных символов, образов, национальных праздников, регулярных парадов, фестивалей, публичных церемоний, манифестаций традиций, а также менталитет, стереотипы, взгляды на свою историю, не только цементируют государственную солидарность, но и ярко акцентируют контрастные различия между населением по обе стороны государственной границы Приднестровской Молдавской республики, проходящей по территории правого берега.

Увеличение барьерных функций границ ПМР как следствие экономических, политических и информационных блокад со стороны Республики Молдова и Украины

Сегодня, несмотря на бурно развивающиеся процессы мировой глобализации, политические границы продолжают являться критерием государственности любой страны мира. Принято считать, что глобализация, являющаяся объективным процессом объединения мира в единую, хорошо сплочённую и в тоже время чрезвычайно сложную систему, как правило, приводит к стиранию политических границ и интеграции на глобальном уровне. Но во многих правилах, как известно, есть свои исключения. К подобным исключениям можно отнести не только нарастание изолирующих функций границ в пределах всего постсоветского пространства, но и увеличение барьерной роли границ, оконтуривающих территории непризнанных государств, возникших в начале 90-х вследствие этнополитических факторов. К таковым бесспорно можно отнести и Приднестровскую Молдавскую Республику.

Современные политические границы Приднестровской Молдавской республики испытывают динамичное увеличение барьерных функций. Это во многом является результатом блокадных действий со стороны двух соседей первого порядка: Молдовы и Украины

Таможенный конфликт на границе с Приднестровьем возник после того, как по просьбе Молдавии Украина ввела 3 марта новый таможенный режим, в соответствии с которым все приднестровские грузы должны проходить молдавское таможенное оформление. В Приднестровье расценили это как экономическую блокаду. Со своей стороны, Кишинев и Киев обвинили Тирасполь в «самоблокаде».

Аргументами со стороны Украины и Молдовы стали версии о неком потоке контрабандных товаров, которые систематически нелегально просачиваются через границу.

По словам представителей миссии ОБСЕ в Молдове, на сегодняшний день граница, за которую несет ответственность непризнанная республика Приднестровье, фактически лишена полноценного таможенного контроля. И, как выяснилось, страдают из-за этого не только государственные бюджеты Украины и Молдовы, а и экономика Евросоюза. Киев и Кишинев дали добро на внедрение специального мониторинга со стороны ЕС. При этом президент Молдовы Владимир Воронин заявил, что надеется на ликвидацию главного фактора, который питает приднепровский сепаратизм – экономические интересы международных криминальных группировок.

Интересно то, что прошедший мониторинг границ не дал ожидаемых результатов. Следующим образом его итоги 22 февраля 2006 года в ходе пресс-конференции в Москве прокомментировал спикер парламента ПМР Евгений Шевчук:

«Международный мониторинг предприятий и границ Приднестровья полностью опроверг обвинения и подозрения молдавской стороны – контрабандного оружия в ПМР обнаружено не было». [92]

Истории политической карты мира известно много случаев увеличения или уменьшение контактных функций границ. Как правило, индикатором негативного соседства всегда становится усиление изолирующего предназначения их рубежей. В случае с Приднестровьем это выразилось в активизации деятельности Украинской пограничной службы в области демаркации молдо-украинской границы. Сегодня здесь установлено около 1150 предупредительных знаков, распахано и обработано более 500 км контрольно-следовой полосы, ширина которой составляет в среднем три метра, и перекопано свыше 900 обходных дорог.

Спорные территории и проблемы демаркации границ ПМР

Географическое пространство наряду с населением и присутствием публичной власти является ключевым фактором государства. Каждое суверенное государство всегда стремилось отметить свою территорию не только на карте, но и на местности. Присутствие демаркированных границ всегда выступало в роли импульса к созданию пограничного законодательства того или иного государства.

К сожалению, в Приднестровье нет закона «О государственной границе». «Закон об АТД» и «Положение о государственной границе ПМР» – вот неполный список нормативно-правовых актов, что в некоторой степени его заменяет. Это обусловлено комплексом причин, в основе которого лежит юридическая непризнанность ПМР, а также ряд спорных с Молдовой территорий. К таковым следует отнести 13 населённых пунктов: сёла Кошница, Кочиеры, Новая Моловата, Роги, Погребя, Пырыта, и Дороцкое Дубосарского района, Меренешты, Кицканы, Загорное, Копанка, Кременчуг Слободзейского района, а также пригород г. Бендеры село Варница.

Проблема Дороцкого и других сёл Дубосарского района возникла в 1997 году, когда молдавские власти передали крестьянам правобережного села в частную собственность земли, находящиеся на территории Приднестровья. Село Дороцкое располагается на границе Приднестровья и Молдовы, находится под юрисдикцией последней, но земельные угодья, прилегающие к селу, находятся на территории Приднестровской Республики. Из-за неурегулированности вопросов собственности ситуация оставалась нерешенной несколько лет, что зачастую находит отражение в локальных конфликтных ситуациях между силовыми структурами двух государств. [94]

Так формальным поводом для одного из последних конфликтов стало начало весенних сельскохозяйственных работ в 2006 году. Как уже было сказано сельскохозяйственные угодия села Дороцкое расположены на приднестровской территории. Приднестровье по меморандуму, подписанному Молдовой в 1997 году, обладает всей полнотой экономической самостоятельности и вправе претендовать на эти земли в качестве признанного юридического собственника. От жителей Дороцкого требовалось лишь вносить символическую арендную плату за использование земель, чего они на протяжении 8 лет со времени подписания Меморандума ни разу не сделали.

По сообщениям приднестровского информационного агентства «Ольвия-пресс», в данной беспрецедентной акции приняли участие несколько десятков человек, среди которых было несколько молдавских полицейских. Нападавшие с помощью техники разрушили пограничный шлагбаум и попытались оттеснить приднестровских пограничников вглубь территории, непосредственно к шоссе Тирасполь – Каменка. Акция не была стихийной и готовилась заблаговременно, о чём свидетельствует заявление министра «реинтеграции» Молдовы Василия Шовы, распространённое за день до этого молдавскими информационными агентствами. Шова заявил, что «жители четырёх сёл на левом берегу Днестра готовы к массовым акциям протеста против действий приднестровских силовиков, препятствующих хозяйственной деятельности жителей этих сёл».

Сценарий подобных акций реализуется далеко не в первый раз. Точно так же развивались события в октябре 2004 года на пограничных пунктах Дороцкое и Варница. В Дороцком на месте событий моментально оказались представители молдавской полиции, а спустя короткий промежуток времени туда прибыл упомянутый выше молдавский министр Василий Шова. [92]

Заключить раздел автор хотел бы сравнительным анализом фрагментов карт административно территориального устройства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики. (рис. 11-12.) Представленные ниже фрагменты карт позволят сформировать чёткое представление о спорных территориях находящихся по обе стороны Днестра

Следует также акцентировать внимание на геостратегических аспектах формирования спорных зон. Этот факт подтверждает закономерной взаимосвязью между географией боевых действий 1992 года и географией территорий вызывающих дискуссию в среде политических элит двух государств. Сопоставление ещё двух карт Приднестровской Молдавской Республики: карты военных действий 1992 года и карты спорных территорий можно выявить прямое сходство между территорией распространения очагов военного конфликта и территориями, на которые сегодня претендуют оба государства.

Интересную аналогию в военных манёврах можно выявить, сравнив карту обороны Приднестровья июль – август 1941 г. и карту боевых действий 1992 г. Автор никоим образом не пытается сравнивать наведение конституционного порядка в Приднестровье полицией Молдовы с проявлением своего рода фашизма в среде политической элиты Республики Молдова. Здесь идеологическая составляющая не имеет никакого значения, всё дело в полностью идентичных геостратегических действиях, независимо от того, кто их осуществлял. Это даёт нам основания считать спорные территории важными военно-стратегическими пунктами, что хорошо отраженно в истории боевых действий дислоцирующихся здесь когда-либо по лини Запад-Восток.

Известно, что военная акция 1992 года не была спонтанной. Она заранее готовилась и являлась логическим завершением дальновидного геостратегического планирования. Как известно первоначально удар был нанесён по Дубоссарам (1 марта 1992 года). Фактор, который лёг в основу именно таких действий заключался не только в захвате стратегически важной плотины, но и в стремлении продвинуться к восточным рубежам Украины, тем самым расколов Приднестровье пополам на северную и южную части.

Дальнейшая хронология войны, характеризовалась стремлением захватить правобережный город, имеющий важное стратегическое и геополитическое значение. Это также обусловлено серией немаловажных факторов:

  ·    наличие в зоне переправочной инфраструктуры регионального значения (стационарные авто и ж/д мосты).

  ·    пересечение в районе города жизненно важных коммуникаций (автомобильные и железные дороги)

  ·    наличие развитой транспортной инфраструктуры (ж/д депо, два ж/д вокзала, автовокзал и др.)

  ·    базирование на территории города значительных резервов оружия, оставшихся от СССР.

Вне списка хотелось бы упомянуть ещё несколько немаловажных факторов. К числу таковых следует отнести огромный по местным масштабам промышленный и демографический потенциалы, контроль над которыми не только позволил бы Кишинёву вплотную приблизиться к границам Тирасполя, лишив его сильного форпоста, но и вырвать из будущего Приднестровья огромные ресурсы, без которых трудно представить всякое строительство государственности на левом берегу Днестра.