Границы и оборонное строительство Китая

Китай проводит политику национальной обороны, носящую оборонительный характер. В "Конституции КНР" и разработанном в соответствии с конституцией "Законе об обороне КНР" определено, что задачей вооруженных сил КНР является укрепление обороны страны, противодействие агрессии, защита Родины, защита мирного труда народа, участие в строительстве государства, всеми помыслами служить народу.

Китай всегда ставил на первое место суверенитет, единство, территориальную целостность и безопасность страны, добиваясь всеми силами благоприятной международной мирной обстановки и обстановки вблизи границ страны ради осуществления социалистической модернизации. Развитие и процветание Китая никому не создаст угрозы, но только будет способствовать миру, стабильности и развитию в мире. Никогда не претендовать на гегемонию - это торжественное обещание китайского народа миру.

Оборонная политика Китая, главным образом, включает следующее:

Укрепление обороны, противостояние агрессии, пресечение вооруженной подрывной деятельности, защита суверенитета, единства, территориальной целостности и безопасности страны. Модернизация обороны Китая осуществляется всецело ради самообороны. Китай прилагает усилия для того, чтобы избежать и обуздать войну, старается мирными способами решать международные споры и проблемы, оставленные в наследство историей. В условиях, когда гегемонизм и политика грубой силы существуют по-прежнему и получают новое развитие, особенно, когда основа мирного объединения страны подвергается серьезной угрозе, Китай должен укреплять свои силы по применению военных средств для отстаивания суверенитета и безопасности.

Строительство и укрепление обороны страны на принципах независимости, самостоятельности и опоры на собственные силы. Китай исходит из того, что обеспечение безопасности страны должно опираться на собственные силы, твердо отстаивает независимое и самостоятельное осуществление установок в области обороны и определение стратегии оборонного развития, не заключает союзы ни с какими государствами или блоками государств и не участвует ни в каких военных блоках. Китай, опираясь на собственные силы, строит оборонные науку, технику и промышленность, а также развивает вооружения.

Проведение в жизнь военно-стратегического курса на активную оборону. В области стратегии Китай осуществляет принципы обороны, самообороны и "сначала уступи, чтобы выявить слабые места противника, а затем, заняв выгодное положение, нанеси поражение противнику". Такая оборона в мирное время представляет собой единство усилий, направленных на сдерживание войны, с подготовкой к ведению победной оборонительной войны; в военное время - это единство стратегической обороны с наступательными действиями на оперативно-боевом уровне. Китайская армия исходит из концепции ведения войны имеющимся в наличии вооружением, наследует и развивает славные традиции, и, соответствуя глубоким преобразованиям в военной области, происходящим во всем мире, должным образом готовится к оборонительной войне в условиях современных технологий, особенно высоких технологий.

Следование курсом "отборная армия с китайской спецификой". Китайская армия в соответствии с генеральными требованиями - "в политическом отношении соответствовать установкам, в военном отношении быть на уровне самых высоких требований, поддерживать здоровый стиль, соблюдать строгую дисциплину, иметь действенное обеспечение" - усиливает всестороннее строительство, отдает все силы созданию модернизированной, проникнутой революционным духом и отвечающей всем нормам народной армии с китайской спецификой. Китай твердо придерживается курса на строительство армии в качественном отношении, укрепление армии в научно-техническом отношении, управление армией в соответствии с законами, осуществляет преобразование армии из количественного типа в качественный, характеризующийся оперативностью, из модели с высокой концентрацией людских ресурсов в модель с высокой концентрацией научно-технических достижений, воспитывает высокоподготовленные военные кадры, усиливает модернизацию вооружения и снаряжения, всесторонне повышает боеспособность армии.

Осуществление сплочения армии и народа, принципа всенародной самообороны. Китай отстаивает идеологию народной войны в современных условиях, сочетает отборную постоянную армию с мощным оборонным резервом. Резервные части и народное ополчение поддерживаются в умеренном масштабе, совершенствуют свою структуру, повышают уровень подготовки. В соответствии с курсом на сочетание мирных и военных целей, сплочение армии и народа, размещение военнослужащих среди народа, распространяется и улучшается образование в духе обороны страны, совершенствуется система оборонной мобилизации, повышается оборонная мобилизационная способность.

Оборонное строительство подчинено и служит интересам экономического строительства в стране, оборонное строительство и экономическое строительство развиваются согласованно. Развитие экономики и усиление обороны являются двумя стратегическими задачами модернизации Китая. Китай рассматривает экономическое строительство в качестве центральной задачи, оборонное строительство подчинено и служит интересам первого. Вместе с тем государство должно по мере экономического развития прилагать усилия для укрепления оборонной мощи, всемерно поддерживать вооруженные силы в деле усиления строительства армии в качественном отношении, формировать механизм взаимного содействия и согласованного развития оборонного строительства и экономического строительства.

Защита мира во всем мире, отпор расширению агрессии. Китай решительно выступает против гегемонизма и политики диктата, против политики войны, агрессии и экспансии, против навязывания любым государством в любой форме своих политического режима и идеологии другим странам. Китай не осуществляет военную экспансию, не размещает свои войска и не создает военные базы за рубежом, выступает против гонки вооружений. Китай поддерживает усилия международного сообщества, направленные на защиту мира, безопасности и стабильности в мире и регионах.

Китай обладает небольшим количеством ядерного оружия, что полностью проистекает из потребностей самообороны. Китай дал обещание не применять первым ядерное оружие, а также не использовать ядерное оружие и не угрожать его применением в отношении неядерных стран. Китай не участвует в гонке ядерных вооружений и не размещает за рубежом ядерное оружие. Китай сохраняет эффективные, компактные и оперативные ядерные силы ответного удара только с целью сдерживания возможного ядерного нападения на Китай со стороны других государств. Любое подобное действие приведет к ответному ядерному удару возмездия со стороны Китая. Количество ядерного оружия в Китае постоянно поддерживается на сравнительно низком уровне, его масштабы, структура и развитие совпадают с военно-стратегическим курсом Китая на активную оборону. Ядерные вооруженные силы Китая управляются непосредственно Центральным военным советом. Китай крайне осторожно и ответственно подходит к управлению ядерным оружием, установил строгие правила и распорядки и принимает все меры предосторожности, что обеспечило безопасность и надежность ядерного оружия.

Решение тайваньского вопроса и объединение Китая являются коренными интересами китайской нации. Содержанием основного курса правительства Китая в решении тайваньского вопроса является "мирное объединение, одно государство - две системы", а также претворение в жизнь позиции из 8 пунктов по развитию связей между двумя берегами и продвижению вперед процесса мирного объединения Родины. Правительство Китая последовательно отстаивает принцип одного Китая, и в коренных вопросах, касающихся суверенитета и территориальной целостности, ни в коем случае не пойдет на уступки и компромисс. Cмена тайваньских руководителей не сможет изменить того факта, что Тайвань является частью территории Китая. Решение тайваньского вопроса целиком является внутренним делом Китая. Правительство Китая решительно выступает против того, чтобы какая-либо страна продавала Тайваню оружие или заключала с ним военные союзы в любой форме, против вмешательства извне в любой форме. Правительство Китая делает все возможное, добиваясь мирного объединения, и выступает за то, чтобы решать разногласия путем диалога и переговоров на основе принципа "одного Китая". Но если произойдет серьезное изменение обстановки, связанное c отделением под любым предлогом Тайваня от Китая, если иностранное государство оккупирует Тайвань, если тайваньские власти будут бесконечно отказываться от мирного решения вопроса объединения двух берегов путем переговоров, правительство Китая будет вынуждено принять все возможные решительные меры, включая применение военной силы, для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая и осуществления великого дела объединения страны. "Независимость Тайваня" означает новое провоцирование войны, создание раскола означает, что не будет мира по двум сторонам пролива. НОАК неукоснительно рассматривает волю государства как высшую волю, интересы нации как высшие интересы; со всей решимостью, уверенностью, силами и средствами защищает суверенитет и территориальную целостность страны, не мирится, не потворствует и не бездействует при любых попытках разделить Родину.

Основные тенденции в области оборонного строительства КНР формируются под влиянием новых моментов в военно-доктринальных взглядах, которые пришли на смену прежней концепции подготовки страны к «большой» войне. Главным из них является тезис об отсутствии неизбежности возникновения новой мировой войны и возможности обеспечения мирной международной обстановки в течение относительно длительного периода. Вместе с тем, по китайским оценкам, стереотипы мышления периода холодной войны и политика с позиции силы не изжиты из практики международных отношений и несут потенциальную угрозу миру и стабильности. Отмечая, что мир и развитие стали основным содержанием нынешней эпохи, в Китае исходят из того, что роли стран и соотношение сил в мировой политике не имеют постоянной конфигурации и при определенных условиях могут изменяться в неблагоприятном для Китая направлении. Поэтому, на рубеже веков руководство страны воспринимает как исторический императив необходимость превратить Китай в государство с мощными вооруженными силами, способными эффективно обеспечить защиту страны от внешней угрозы.

Как следует из официальных заявлений, в частности из «Белой книги» по вопросам национальной обороны, опубликованной Госсоветом в июле 1998 г., основным содержанием политики КНР в области военного строительства является укрепление обороны, противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности, обеспечение госсуверенитета, территориальной целостности, безопасности страны.

Серьезную озабоченность Пекина вызывают проявления нестабильности в отдельных регионах мира, в ряде случаев приводящие к различным по длительности и интенсивности локальным войнам и конфликтам. Поэтому, как следует, в частности, из директив по девятому пятилетнему плану экономического и социального развития КНР и перспективной программе до 2010 г., сохраняется долговременная установка на укрепление оборонного потенциала. Как и в предшествующие годы, уделяется внимание развитию ВС в качестве инструмента опоры власти и поддержания внутриполитической стабильности.

Мероприятия в данной области сочетаются с конверсией до двух третей военных предприятий и учреждений, что позволяет сократить бюджетные военные ассигнования и в то же время создавать условия для коренного обновления экономического фундамента оборонного комплекса. Одновременно не ослабляется внимание к мобилизационным вопросам: выдвигается требование повысить степень совмещения военного и гражданского строительства и обеспечения возможностей по переходу при необходимости с мирного на военное положение.

В принятом в марте 1997 г. Законе «О государственной обороне» определены полномочия госорганов в данной сфере и предусмотрено создание совместных координационных совещаний военных и гражданских органов в центре и на местах, решения которых в пределах их компетенции являются обязательными для исполнения. Тем самым создана законодательная основа для осуществления единой госполитики в области оборонного строительства. Закон юридически закрепляет руководство ВС со стороны КПК, как единой организующей и направляющей силы китайского общества.

Законом внесены изменения в прежнюю «триединую систему» вооруженных сил (НОАК, народная вооруженная полиция, НВП, народное ополчение), направленные на повышение статуса резервных компонентов. Новая структура включает действующие войска НОАК и войска резерва, войска НВП и народное ополчение. Войска НВП выполняют задачи по обеспечению госбезопасности и общественного порядка; народному ополчению отводится роль резерва, подчиненного военным органам. Вместе с тем, Законом прямо предусматривается возможность использования для поддержания общественного порядка не только полицейских формирований, но и НОАК и народного ополчения.

На рубеже веков преобладающей тенденцией в области военного строительства КНР становится совершенствование качественных параметров оборонного потенциала при одновременном сокращении численности НОАК. Руководством страны выдвигается требование укреплять армию за счет науки и техники, усиливать исследования оборонного значения, создавать и совершенствовать механизм оборонной промышленности, соответствующий условиям рыночной экономики, постепенно обновлять вооружение и снаряжение.

Перед ВС ставится задача повышать возможности ведения боевых действий при внезапных изменениях обстановки в условиях использования современной техники, в том числе высоких наукоемких технологий.

Последние два десятилетия отмечены крупными сокращениями численности главного компонента китайских вооруженных сил – НОАК. В дополнение к сокращению на 1 млн.чел. в середине 80-х гг., Китай в 1997 г. заявил о намерении в течение ближайших трех лет осуществить новое сокращение НОАК на 500 тыс.чел. с 3 млн. до 2,5 млн.чел. Этот процесс сопровождается мерами по усилению НВП, численность которой к 2000 г. увеличится с 0,8 млн. до 2 млн.чел.

Ядерная стратегия Китая, взявшего обязательство не применять ядерное оружие первым, отражена в концепции «ограниченного ответного ядерного удара», предполагающей строительство ограниченных по боевому составу ядерных сил сдерживания, способных созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба заставить вероятного противника отказаться от применения ядерного оружия против Китая.

Формирование взглядов на строительство сил общего назначения происходит на основе анализа крупных вооруженных конфликтов, происходивших в текущем десятилетии. Эволюция взглядов в этой области привела к утверждению концепций «быстрого реагирования» и «ограниченной войны» в условиях применения высоких технологий, предполагающих создание сравнительно компактных вооруженных сил, оснащенных современными техникой и вооружением и способных к немедленному выполнению боевых задач в локальных (приграничных) конфликтах.

В 90-х гг. официальные расходы КНР на оборону не превышают 10 млрд.долл. в год и являются одними из самых низких в мире. Их доля в ВВП не превышает 1,5% (1991 г.) и имеет тенденцию к снижению: в 1997 г. – 1,1%. Официальные данные отражают расходы по линии МО и не учитывают ассигнования на нужды обороны в бюджетах других ведомств и учреждений. Закупки Китаем военной техники по своему объему составляют небольшую часть (в среднем около 5%) парка вооружений китайской армии.

Приграничье

Заметно активизировались связи росрегионов с провинциями и городами КНР. В межрегиональных контактах с Россией китайская сторона не допускает каких-либо шагов, которые могли бы вызвать противоречия между Федерацией и ее субъектами. Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное 10 ноября 1997 г. Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР (вступило в силу 10 дек. 1997 г.).

Объем российско-китайской приграничной и межрегиональной торговли в 1992-98 гг. оценивается в 12-13 млрд.долл. Основа российского экспорта – химудобрения, целлюлоза и лесоматериалы, сырье для химпрома, а также сталепрокат; импорта – текстиль, продукты питания и товары народного потребления.

На фоне снижения объемов российско-китайской торговли наблюдается увеличение товарооборота по приграничным и межрегиональным связям. В 1998 г. он увеличился на 40% и достиг 2,2 млрд.долл. (45% всего российско-китайского товарооборота). Развитию пригранторговли способствуют значительные льготы, предоставляемые в Китае ее участникам (снижение импортного тарифа на 50%. В российско-китайском межрегиональном сотрудничестве участвуют более 60 субъектов и городов с каждой из сторон. Наиболее интенсивно развиваются контакты регионов двух стран, примыкающих к общей границе.

В 1998 г. Китай оставался ведущим партнером в торгово-экономических связях с девятью субъектами РФ в дальневосточном регионе. Вместе с тем объем и качество межрегиональных связей значительно отстают от уровня, достигнутого сторонами в межгосударственных отношениях. Регулярные плановые контакты с китайскими партнерами поддерживают только единичные субъекты и города России, в частности, Москва с Пекином, Санкт-Петербург с Шанхаем. Лишь в одном случае парой партнеров (Приморский край и пров. Цзилинь) создан постоянно действующий орган по координации сотрудничества на уровне замгубернаторов.

В ходе IV регулярной встречи глав правительств подписаны соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между рядом регионов России и Китая. Подготовка таких соглашений осуществляется на основе закона «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» и проекта типового соглашения, разработанного МИД России совместно с заинтересованными министерствами.

В 1992 г. Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона начала активно ставить вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В конце нояб. 1996 г. начали функционировать китайские части торговых комплексов на границе в районе г. Маньчжурия и пос. Хэйшаньтоу, куда по договоренности между администрацией Читинской об. и Народным правительством Автономного района Внутр. Монголия КНР по спецпропускам доставляются российские посетители (списки составляются нашей местной администрацией). Для росграждан предусмотрены упрощенные процедуры пограничного и таможенного контроля, а также некоторые таможенные льготы.

С целью решения вопроса об облегчении индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в фев. 1998 г. путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов, действующих по китайскую сторону российско-китайской границы.

В соответствии с решением, принятым на II заседании постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному сотрудничеству российско-китайской Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, в янв. 1998 г. был создан Координационный совет из представителей российских и китайских регионов. Второе заседание Совета состоялось в янв. 1999 г. в Харбине. Ряд конструктивных, предварительно проработанных предложений по углублению сотрудничества включен в итоговые документы встречи глав правительств России и Китая в Москве в фев. 1999 г.

Среди проектов на ближайшую перспективу, по которым выражена обоюдная заинтересованность российских и китайских регионов – развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса (необходимая работа по обеспечению условий взаимодействия в этой сфере развернута на федеральном уровне), строительства инфраструктурных объектов (реконструкция погранпереходов, строительство нового аэровокзального комплекса в Благовещенске, строительство холодильных емкостей в порту Ванино, строительство и реконструкция дорог и т.д.), энергетики (строительство трубопроводных сетей по межгосударственным проектам, Бурейской ГЭС в Амурской обл. и т.д.).

Предполагается постепенно распространить упрощенный режим пропуска граждан РФ через границу в китайские части приграничных торговых комплексов в Благовещенске-Хэйхэ и Пограничном-Суйфэньхэ (по аналогии с уже введенным в Забайкальске -Маньчжурии), а также граждан КНР в российские части комплексов по завершении их обустройства.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается также и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Одним из наиболее известных является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна р. Туманная и Северо-Восточной Азии (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Главной целью проекта является достижение устойчивого социально-экономического и экологически безопасного развития в субрегионе Северо-Восточной Азии и прежде всего районах нижнего течения р. Туманная. Основными направлениями сотрудничества является развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры (для России – также транзитных перевозок китайских экспортно-импортных грузов через морпорты Южного Приморья; развитие региональных связей на основе привлечения иноинвестиций; развитие экологически безопасной промышленности и туризма).

Сотрудничество в области транспорта строится на основе межправительственных и межведомственных соглашений. Состоялись три заседания Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта: в апр. 1997 г. в Пекине, в окт. 1997 г. – в Санкт-Петербурге и в дек. 1998 г. в Пекине. На III заседании выполнено поручение Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств – подписана Программа сотрудничества между РФ и КНР в области транспорта на краткосрочный (до 2001 г.) и долгосрочный (до 2010 г.) периоды —первая в практике двусторонних отношений подобная программа в одной из отраслей сотрудничества с Китаем.

Железнодорожные перевозки составляют 65% всего объема грузопотока между двумя странами и осуществляются в соответствии с соглашениями 1951 г., а также ежегодными планами дорог. На российско-китайской границе действуют два перехода (Забайкальск и Гродеково), завершены работы по открытию рабочего движения поездов на новом переходе Махалино (Приморский край). Предполагается, что данный переход будет ориентирован на транзитные перевозки через территорию России грузов КНР.

В 1998 г. общий объем перевозок увеличился примерно на 10%. Достигнута договоренность об открытии прямых поездов-контейнеровозов по маршруту Москва-Пекин. Продолжается обсуждение проекта создания контейнерного маршрута Пекин-Москва-Хельсинки. Стороны ведут подготовку к возможному увеличению перевозок нефти и нефтепродуктов из России в Китай в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами.

Автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с Соглашением о международном автомобильном сообщении от 18 дек. 1992 г. В дек. 1998 г. подписан Порядок выполнения автомобильных пассажирских и грузовых перевозок между РФ и Китаем. Основная часть грузопотока приходится на приграничные регионы двух стран. Прорабатываются вопросы транзитных перевозок китайских грузов через дальневосточные порты России. Между министерствами транспорта РФ и КНР проходят регулярные рабочие встречи. Нарекания китайской стороны вызывают многочисленные сборы на автоперевозки, вводимые на местном уровне. Согласованы маршруты проезда автотранспорта и их развитие на период до 2010 г. в пунктах пропуска на границе. Российская и Китайская стороны силами местных администраций и таможенных служб завершили строительство нового автомобильного перехода и прилегающих автодорог в пункте Забайкальск (Читинская обл.)-Маньчжурия (авт. район Внутр. Монголия КНР). Данный пункт стал крупнейшим не только на границе с КНР, но и на всей восточной границе России и предназначен для международного пассажирского и грузового сообщения. Он обустроен, имеет 12-полосное движение, пропускная способность – до 2 тыс. автомобилей в сутки. Открытие состоялось 1 марта 1998 г.

Особое значение имеет строительство первого на пограничном Амуре моста между Россией и Китаем в районе г.г. Благовещенск и Хэйхэ в соответствии с межправсоглашениями 1995 и 1997 гг. В апр. 1996 г. стороны также подписали документы о первом этапе строительных работ (сооружение автодорожной части проекта) и проведении гидротехнических испытаний. Китайская сторона предусмотрела необходимые для начала работ финансовые средства и будет инициировать вопрос о начале строительства моста. Вопрос финансирования с российской стороны до весны 1999 г. не был решен (финансово-строительная компания «Мост» совместно с администрацией Амурской обл. ведет проработку вопроса по инвестированию с рядом зарубежных и российских фирм, однако привлечение этих инвестиций требует гарантий российского правительства).

Реализация договоренности по мосту получила поддержку высшего российского руководства, в т.ч. во время пребывания Президента России Б. Н. Ельцина в Харбине (КНР) 11 нояб. 1997 г., а также в ходе первого заседания созданного 20 янв. 1998 г. Российско-Китайского Координационного совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, состоявшегося в Благовещенске (КС объединяет представителей администраций и деловых кругов приграничных регионов России и Китая и возглавляется на ротационной основе сопредседателями Российской и Китайской частей в должности вице-губернаторов). По Соглашению от 26 июня 1995 г. мост будет находиться в совместной собственности, использовании, управлении и совместном обслуживании России и Китая.

Взаимодействие сторон в области морперевозок осуществляется в соответствии с межправительственным соглашением о сотрудничестве в области морского судоходства от 27 мая 1994 г. Основной объем перевозок приходится на тихоокеанские порты России и КНР.

Перспективным направлением сотрудничества является налаживание транзитных перевозок через порты южного Приморья. Перевалочные мощности портов Восточный, Находка, Владивосток позволяют дополнительно переработать до 10 млн.т. китайских внешнеторговых грузов, в том числе уголь, грузы в контейнерах, генеральные грузы. Эта проблема постоянно находится в поле зрения Подкомиссии по транспорту. Для развития транзитных перевозок китайских грузов предусматривается использование портов Посьет и Зарубино. Развивается взаимодействие в области судостроения и судоремонта.

На стадии обсуждения ряд коммерческих проектов: о создании СП по лизингу судов, об участии китайских предприятий в реконструкции роспорта Геленджик. Подписан Протокол о перевозках грузов китайскими судами типа «река-море» из морских портов до внутренних речных портов КНР по российской части р. Амур.

Авиационное сообщение осуществляется на основе межправительственного Соглашения о воздушном сообщении от 26 марта 1991 г. (подписание обновленного соглашения намечено на 1999 г.). В качестве официальных назначенных перевозчиков кроме «Аэрофлота» выступает еще ряд авиакомпаний. Регулярными авиалиниями ныне связаны Москва, Владивосток, Хабаровск, Новосибирск, Иркутск, Чита, и Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Шэньян, Харбин, Урумчи, Хайлар. Ежегодно выполняется несколько тысяч чартерных рейсов.

О визовом режиме. Режим взаимных поездок регулируется межправительственными соглашениями о визовых поездках граждан России и КНР от 29 дек. 1993 г., о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам от 29 дек. 1993 г. (оба вступили в силу 29 янв. 1994 г.), о безвизовых групповых туристских поездках от 18 дек. 1992 г. Безвизовый режим в 1998 г. введен для членов поездных бригад, работающих на поездах сообщением Москва-Пекин, Хабаровск (Владивосток)-Харбин. Существует система выдачи бесплатных виз по официальным обращениям членам официальных делегаций, гражданам, занятым в автомобильных перевозках между сопредельными регионами и т.д.

В 1997 г. российско-китайскую границу пересекло через установленные 23 пункта пропуска 2 млн. пассажиров (рост по сравнению с 1996 г. на 60 %), более 200 тыс. транспортных средств, в 1998 г. произошел некоторый спад числа пересечений границы (1,6 млн. пассажиров). Крупнейшими пунктами пересечения границы остаются Забайкальск-Маньчжурия (600 тыс. пассажиров и 100 тыс. транспортных средств), Благовещенск-Хэйхэ (соответственно – 500 тыс. и 35 тыс.), Пограничный, Полтавка, Хабаровск (через каждый по 100 тыс. пассажиров). Основную часть пассажиропотока составляют граждане двух стран, направляющиеся по каналам туризма (в основном, т.н. «шоп-туристы»).

О евроазиатских транспортных коридорах. Рост потребностей в эффективных трансконтинентальных перевозках между Европой и Азией, а также политические факторы, связанные с появлением в Цент. Азии новых независимых государств, стимулировали процесс разработки концепций формирования новых евроазиатских транспортных коридоров. Маршруты этих коридоров и проходящие по ним грузопотоки могут в перспективе оказать существенное влияние на экономические интересы России.

Речь идет о создании Евроазиатского транспортного коридора (TRACECA), в котором задействованы черноморские порты (Одесса, Бургас, Варна, Самсун, Поти, Батуми), железные дороги Румынии, Болгарии, Украины, Грузии и Азербайджана, каспийская паромная переправа (Баку – Туркменбаши), железнодорожная сеть Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, а также Китая, предусматривается создание железнодорожной паромной переправы Поти-Ильичевск.

В 1996 г. главы государств Грузии, Азербайджана, Туркмении и Узбекистана подписали Договор о координации деятельности ж/д транспорта и Соглашение о сотрудничестве в области регулирования транспортных перевозок. В 1997 г. к Соглашению присоединилась Киргизия. Выразили желание стать участниками этого Соглашения Украина, Казахстан, Армения и Болгария.

Узбекистан, Киргизия и Китай подписали в 1997 г. Меморандум о строительстве ж/д магистрали Андижан-Ош-Кашгар, которая должна связать в единое целое железные дороги Китая и государств Средней Азии, Ирана и Закавказья. Этот новый транспортный коридор, по мнению ряда экспертов, может стать более привлекательным, чем Транссибирская магистраль.

Происходит формирование новых транспортных направлений для пропуска мощных и устойчивых перспективных грузопотоков из АТР в Среднюю Азию, Персидский залив и Зап. Европу, минуя транспортную систему России, и в первую очередь, ее Транссибирскую ж/д магистраль.

Между тем, Транссибирская магистраль может играть роль основной транспортной артерии, соединяющей страны Азии с Европой, что было подтверждено на Международной евроазиатской конференции по транспорту (12-13 мая 1998 г., г. Санкт-Петербург). Правительство РФ одобрило разработанную МПС России Программу поддержки транспортных перевозок с использованием Транссибирской магистрали. Улучшены условия транзита грузов по Транссибу: снижены тарифы, упрощены таможенные и пограничные процедуры, обеспечивается слежение за продвижением контейнеров, решены вопросы сохранности перевозимых грузов.

В соответствии с инициативой ЭСКАТО ООН и Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), МПС России совместно с заинтересованными странами успешно провело в апр. месяце 1998 г. по Транссибирской магистрали демонстрационный ускоренный контейнерный поезд от побережья Тихого океана к западной границе СНГ. Сроки транспортировки груза по Транссибу оказались на 17 суток короче морского варианта. В целом доставка контейнеров до Германии занимает менее 20 дней (69% от затрат времени морем).

Россия могла бы также обеспечивать перевозки грузов из сев.-зап. районов Китая, Казахстана и государств Средней Азии в страны Центр. и Сев. Европы и по другим направлениям. Для этих перевозок можно было бы использовать как уже существующие ж/д направления через Казахстан, так и формируемый коридор Север-Юг по восточному побережью Каспийского моря и соединение Черного и Азовского морей с Каспийским морем по Волго-Донскому каналу.

Ввиду наличия огромного рынка перевозок грузов между Европой с Азией все широтные направления, соединяющие Азию с Европой, должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга.