Границы России и их роль

Морские границы

Общая протяженность границ России самая большая в мире. Из них свыше 40 тыс. км – морские границы, преимущественно на севере и востоке страны. Это воды Северного Ледовитого и Тихого океанов и их морей. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,71 км) от берега, отделяя российские территориальные воды от международных. В территориальных водах России плаванье иностранных судов допускается лишь по специальному разрешению нашего государства. В 200 морских милях (около 370 км) от берегов материка и островов располагается граница морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией. Другие страны могут проводить здесь добычу природных ресурсов лишь по согласованию с правительством Российской Федерации.[2]

В пределах Северного Ледовитого океана от берегов нашей страны до Северного полюса находится российский сектор Арктики. Он располагается между меридианами 32˚45΄ в.д. и 168˚49΄ з.д. Все острова в пределах этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген, принадлежат России.

Северные границы страны полностью проходят по водам морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточносибирского, Чукотского. Кроме части Баренцева моря, все они круглый год покрыты дрейфующими льдами, поэтому плаванье по морям затруднено и связи через Северный Ледовитый океан с прибрежными государствами этого бассейна – США и Канадой – очень ограничены.

Восточные границы России проходят преимущественно по водам Тихого океана и его морей: Японскому, Охотскому и Берингову. Ближайшими морскими соседями нашей страны здесь являются Япония и США. Неширокий пролив Лаперуза отделяет русские острова Сахалин и Курильские от японского острова Хоккайдо. Японское море и его проливы не замерзают, что благоприятствует морским связям России с Японией. В Беринговом проливе рядом с островом «Ратманов», принадлежащим нашей стране, находится остров Крузенштерна (территория США). Здесь наша страна непосредственно граничит с США.

Морские границы имеются и на западе России. Воды Балтийского моря соединяют нашу страну с Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией и Польшей. Северная часть Балтийского моря у берегов России замерзает, поэтому зимой судоходство возможно с помощью ледоколов. Южная часть моря у берегов Калининградской области не замерзает. По Балтийскому морю осуществляется удобная связь со многими странами Западной Европы.

На юго-западе России морские границы проходят по водам Черного моря, которое соединяет нашу страну с Грузией, Украиной, Турцией, Болгарией и Румынией. По Азовскому морю проходит морская граница России с Украиной. По Черному морю судоходные пути ведут в страны Средиземноморской Европы и Африки.

По Каспийскому морю осуществляются связи России с Туркменией, Ираном, Азербайджаном и Казахстаном.

Таким образом, большая часть границ Российской Федерации проходит по морям, и она является великой морской державой.

Сухопутные границы

Очень велика и протяженность сухопутных границ нашей Родины. На северо-западе нашими соседями являются Норвегия и Финляндия. Вдоль западной границы России располагаются Эстония, Латвия, Литва, Беларусь и Польша. На юго-западе находится Украина. Границы со всеми этими государствами проходят по равнинам и малым рекам. Но эти республики соединены между собой и большими реками, большинство из которых берет начало в России. Так, Днепр – главная река Украины – берет начало в России, пересекает Беларусь, а в Латвии принимает название Даугава. Литовский Нямунас начинается Неманом в Беларуси. Все это благоприятствует экономическим и культурным связям этих государств с Россией. Ее западные границы удобны для строительства разнообразных международных транспортных магистралей. За годы существования Советского Союза, республики Прибалтики, через их границы построены многочисленные общие железные и шоссейные дороги, проложены трубопроводы, линии высоковольтных электропередач.

Аналогичный характер носят границы и с Казахстаном, примыкающим к России с юга. Но большая часть южных сухопутных проходят главным образом по высоким горам, среднегорьям и долинам горных рек. Граница с Грузией и Азербайджаном тянутся по хребтам Большого Кавказа. Алтайский край, Тыва, Бурятия и Читинская область располагаются вдоль границ с Монголией. Почти всюду эти границы проходят по высоким горам Алтая и Восточного Саяна. Однако реки Монголии текут на север и пересекают государственную границу России. По их долинам и осуществляется связь между нашей страной и Монголией.

К востоку от Монголии Россия граничит с Китаем по рекам Аргунь, Амур и Уссури, которые используются обеими странами. На крайнем юго-востоке российский Приморский край граничит с КНДР.

Большая часть границ нашей страны проходит по естественным рубежам: морям, горам и рекам. Часть из них затрудняет международные контакты. Это покрытые льдами моря Северного Ледовитого океана и высокие горы на юге России. Баренцево, Балтийское, Черное и Каспийское моря, моря Тихого океана, пограничные реки и речные долины, европейские равнины на западе способствуют многообразным связям России с зарубежными государствами.

Роль границ

Контактная

Морской транспорт имеет огромное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Распоряжением Правительства РФ в 1997 году открыт пропуск грузовых иностранных и российских судов загранплавания.

Возникновение морского порта всегда вызывало появление нового города. Это послужило основанием для появления такого термина, как “портовый город” или “город-порт”. Например, Петербург, рожденный именно как порт, потом благодаря порту, его выгодному расположению и огромному значению для внешних торгово-экономических и политических связей город вырос в крупнейший индустриальный и культурный центр государства - его столицу на два столетия. Как военный пост и база Тихоокеанской эскадры был заложен Владивосток. Для торговли со средиземными странами на месте маленькой деревушки двести лет назад начали строить большой порт, теперь это известный во всем мире порт и город Одесса. Можно привести еще множество примеров влияния морского порта на развитие инфраструктуры.

Морской транспорт обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Перевозка каждой тонны груза морем требует значительно меньше энергии и, следовательно, меньшего расхода топлива, чем на других видах транспорта. Крупные морские суда способны одновременно перевозить десятки тысяч тонн груза. Все это определяет в значительной степени довольно низкую себестоимость грузов.

Особенности географического положения России, «замерзаемость» многих портов (только в Новороссийск, Туапсе, Мурманск и Калининград являются незамерзающими портами), структура грузопотоков, несбалансированность ввоза и вывоза грузов, другие особенности выдвигают определенные требования к национальной морской транспортной системе. Поэтому на протяжении всей истории России отсутствие национального морского транспорта создавало препятствия в первую очередь для развития внешней торговли страны и освоения северных территорий.

На сегодняшний момент на морском транспорте сложилась следующая ситуация. Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России), через порты которого осуществляются внешнеторговые связи со странами Тихоокеанского региона, а также обеспечиваются транспортно-экономические связи с прибрежными районами Дальнего Востока. Наиболее крупными здесь являются морские порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, порт Восточный с крупными угольным и лесным терминалами, а также порт Ванино на линии железнодорожной морской паромной переправы Ванино-Холмск (о. Сахалин).

На втором месте - Черноморско-Азовский бассейн (23,7% отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту России нефтяной порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом “Шесхарис”, позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет также нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов. Предполагается также развитие Таганрогского порта и строительство на Азовском побережье нового крупного морского порта.

В бассейне Северного ледовитого океана (третье место по объемам отправленных грузов - 15 %) выделяются два порта - Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск - специализированный лесоэкспортный порт России. Он также является единственным незамерзающим портом России на Севере. Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенных на трассе Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Севморпути (Мурманск - Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 %). В его пределах расположен самый крупный универсальный российский порт - Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его значение для обеспечения транспортных связей Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить.

В Каспийском бассейне (всего 0,4 % отправленных грузов) действуют два относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский. В связи с повышением уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности. Необходимость взаимосвязанного решения указанных выше проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов потребовала разработки многих проектов возрождения морского флота, в частности проекта федеральной целевой программы (ФЦП) "Мировой океан". Служба морского флота приняла активное участие в разработке ФЦП "Мировой океан" и представила согласованные с Министерством науки РФ предложения в Министерство экономики РФ по разделу "Транспортные коммуникации России в Мировом океане". Основной задачей этих мероприятий является привлечение дополнительных грузопотоков. Специфика морского транспорта заключается в том, что основная масса перевозок осуществляется на международных направлениях. Однако в последние годы объемы перевозок снизились в результате снижения отечественного производства и в значительной степени по причине уменьшения тоннажа морских судов из-за старения флота и крайне неудовлетворительного пополнения новыми судами.

В настоящее время на Азово-Черноморском бассейне функционирует паромные переправы между портами Новороссийск - Самсун (Турция); Новороссийск - Бургас (Болгария) - Поти (Грузия); Новороссийск - Варна.

В связи с полным отсутствием бюджетных средств, служба морского флота не имеет возможности построить и поставить на паромные линии российские паромы. Ежегодные валютные потери России по экспертной оценке составляют 25 - 30 млн.$. Разработки проектов организации комплексных паромных перспективных перевозок на Турцию и Болгарию приостановлены, так как на эти цели в течение двух лет у Минтранса РФ не нашлось необходимых средств.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря, но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн). На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России, обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР. В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России: Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными. В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область). В Латвии – Пыталовский район. В Финляндии – на земле Карелии – Карельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе. Представляется очевидным ухудшение политика и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газа и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Барьерная

«Согласно статье 87 конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...»[3]

Практическое исполнение функции защиты из вне возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения.

Различают политическую, экономическую и иные виды защиты границы (например, санитарную, осуществляемую по линии Минздрава РФ).

Политическую защиту Государственной границы РФ в основном осуществляется органами пограничного контроля ФСП и пограничные войска. В этой сфере действуют также военно-воздушные и военно-морские силы Минобороны РФ.

Установлен административно-правовой режим Государственной границы, представляющий собой правила содержания, пересечения ее гражданами и товарами, ведения на ней хозяйственной и промысловой деятельности, разрешения инцидентов с пограничными государствами в связи с ее нарушением.

Действует также пограничный режим, распространяющийся на пограничные полосы, территориальное море РФ, внутренние воды с выходом на Государственную границу. Это правила въезда, временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; правила, обеспечивающие в ней общественную безопасность и общественный порядок (например, при проведении массовых мероприятий).

Пограничная полоса – часть территории РФ, непосредственно прилегающей к Государственной границе, шириной до пяти километров. Она отмечается предупреждающими знаками.

Определенный режим установлен также в контрольно-пропускных пунктах через Государственную границу (правила въезда в них, выезда из них, ввоза и вывоза грузов и т.п.). В этих пунктах подразделения пограничных войск осуществляют пограничный контроль (проверка документов, досмотр транспортных средств и т.д.). В этом контроле участвуют также органы таможенного, санитарного, ветеринарного, миграционного контроля. Органы внутренних дел обеспечивают при этом общественный порядок.

Соблюдение административно-правовых режимов защиты Государственной границы РФ обеспечивают пограничные войска. Их задача – не допустить противоправного изменения линии границы и ее нарушения. Административные полномочия их значительны: задержания и личный досмотр лиц; осмотр и задержания невоенных судов, допустивших нарушение режимов; временное ограничение или запрещение движения при пограничных поисках нарушителей границы; право производить предварительные выстрелы и применять оружие и боевую технику; ведение административного производства по пограничным правонарушениям.

В осуществлении экономической защиты границы важное значение имеет деятельность, осуществляемая Государственным таможенным комитетом РФ (ГТК России) – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Свои полномочия он осуществляет непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Правовые, экономические и организационные основы таможенного дела определены Таможенным кодексом РФ.

ГТК России в рамках своей компетенции: обеспечивает экономическую безопасность страны и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности; обеспечивает соблюдение таможенного законодательства; реализацию таможенного режима при перемещении товаров и транспортных средств через границу; организует борьбу с контрабандой; участвует в организации экспортного контроля.

В функции ГТК входит борьба с нарушениями таможенных правил, включая административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов; пресечение незаконного оборота через таможенную границу РФ наркотических и психотропных средств, предметов художественного и исторического достояния, оружия, оказание содействия борьбе с международным терроризмом.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, таможенного досмотра товаров и транспортных средств, а также – в исключительных случаях – личного досмотра; осмотра территорий и помещений таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы также в праве проверять финансово хозяйственную деятельность лиц, перемещающих товары или транспортные средства через таможенную границу, контролировать перемещение через границу валютных ценностей и валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств.

Таможенные органы вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров; устанавливать льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей; отзывать лицензии на осуществление определенных видов деятельности; взыскивать стоимость товаров и транспортных средств – объектов нарушения таможенных правил; привлекать виновных в нарушении таможенных правил и административной ответственности и самостоятельно осуществлять административное производство.

На сегодняшний день Россия, Белоруссия, Казахстан создают таможенный союз.