Демографическая тенденция развития Ставропольского края

Оценка и прогноз демографических тенденций

Изменение процессов воспроизводства населения позволяют сделать однозначный вывод – несмотря на некоторое улучшение демографической ситуации в крае, она продолжает оставаться напряжённой.

Сложившийся уровень рождаемости обеспечивает простое воспроизводство населения лишь на 46%. В то же время каждый 2-3 ребёнок рождается больным иди заболевает в первые дни после рождения. Однако повысить рождаемость в ближайшие годы вряд ли возможно. И все усилия нужно направлять на снижение смертности как самую неотложную задачу. Но в любом случае условием позитивных перемен в демографической ситуации является повышение уровня развития социально-экономической сферы. Необходим существенный подъем экономики страны как материальной основы роста уровня и качества жизни людей. Это позволит существенно снизить смертность и повысить уровень рождаемости за счет желаемого числа детей в семье. [15]

Увеличились потери жизненного и трудового потенциала от преждевременной смертности соответственно на 2,1 и 5,0 тыс. чел-лет, причём каждый четвёртый летальный исход происходит от причин, поддающихся лечению и профилактике. Средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 0,4 и женщин на 0,1 лет и составила соответственно 61,2 года и 73,3 года.

В течение 2003 года число потенциальных лет здоровой жизни, которое приходится на одного человека, уменьшилось на 2,2 чел-лет. Уровень здоровья упал с 20,7 до 18,4%.

Снижение уровня здоровья свидетельствует о том, что население теряет всё более значительную часть своего потенциала. Наибольшие потери трудового потенциала в 2003 году принесли потери, связанные с репродуктивным здоровьем (бесплодие и беременность) – 43,2% против 42,7% в 2002 году.

Если говорить о будущих перспективах в данной области, то прогнозирование основных показателей естественного движения населения, базирующееся на данных переписи, показало, что демографическое развитие края будет определяться продолжением негативных тенденций.

Все последующие годы численность населения края будет уменьшаться. К 2022 году она станет меньше почти на 200 тыс. человек: мужчин – почти на 108 тысяч, женщин – на 85 тысяч. Соотношение мужчин и женщин составит соответственно 100 и 117. [8, С.15-16]

Необходимо отметить, что в отличие от России, к 2011 г. в крае значительно возрастёт численность населения в трудоспособном возрасте и составит 1629 тыс. человек. Происходить это будет по причине вхождения в трудоспособный возраст лиц, родившихся в 80-е годы, когда наблюдался всплеск рождаемости. [11, С.34-35]

После небольшого увеличения рождаемости в течение ближайших десяти лет, вновь начнётся её медленное снижение. Это связано с постоянным уменьшением численности женщин в возрасте деторождения. К 2022 году сокращение составит 100 тысяч женщин. Кроме того. Падение суммарного коэффициента рождаемости в течение ряда прошлых, настоящих и будущих лет подтверждает, что российская семья практически близка к полному прекращению выполнения своей репродуктивной функции. Долговременный характер этого явления обусловлен не только текущей социально-экономической и политической обстановкой, но и нарастанием кризиса семьи как социального института. В результате через пятнадцать лет мы не досчитаемся 60 тыс. детей до 14 лет. Их доля в общей численности населения снизится до 16%.

Следствием такого положения станет сокращение населения в трудоспособном возрасте, начиная с 2011 г., на более чем 180 тысяч и рост численности лиц старше трудоспособного возраста на 50,0 тысяч. Продолжается процесс «старения населения». В течение всех прогнозируемых лет медленно, но неуклонно будет увеличиваться уровень общей смертности. Соответственно с динамикой рождаемости и смертности естественная убыль в течение ближайших 5 лет несколько снизится, а затем вновь начнёт увеличиваться (рис. 1). [8, С.16-17]

Прогноз демографического развития Ставропольского края

Рис. 1. Прогнозные показатели основных факторов демографического развития Ставропольского края (по данным переписи)

Такие качесивенные и количественные изменения в численности населения края приведут к дальнейшему ухудшению положения в социально-демографической сфере, тем более что возраст максимального риска смертности во всё большей степени будут определять «кризисные» поколения. Оценивая влияние как роста, так и снижения смертности, важно учитывать широкий контекст, включая экономические последствия, аспекты социальной поддержки, проблемы межпоколенных связей и т.д. С этих позиций затраты, направленные на сохранение человеческого капитала, будут обладать безусловной эффективностью. Поэтому уже сейчас должны приниматься меры по всем доступным направлениям, необходима положительная тенденция в решении проблем социально-демографического развития.

Пути решения социальных последствий демографических тенденций

Возможности края в решении проблемы ликвидации негативных последствий сложившейся демографической ситуации довольно ограничены. Это связано с тем, что бюджет края в силу объективных причин является дотационным. Кроме того, тенденция к централизации средств на федеральном уровне увеличивает его зависимость от федерального бюджета. В этих условиях следует наиболее оптимально использовать имеющиеся собственные возможности и определить первостепенные меры, направленные на повышение жизненного уровня, и наиболее реальные для реализации их в настоящих условиях.

Из мер, направленных на повышение экономического потенциала, следует выделить в первую очередь развитие перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, топливной промышленности и энергетики, ряда производств по выпуску синтетических и строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, курортов Кавказских Минеральных Вод.

В условиях Ставрополья развитие этих направлений экономики безусловно может пополнить краевой и местный бюджеты, привлечь инвестиции, предоставить рабочие места.

В целях закрепления тенденции снижения доли малоимущего населения в крае необходимо:

- обеспечить дальнейший рост денежных доходов населения, основной частью которых для большинства работающего населения является заработная плата, в том числе за счёт более динамичного повышения минимального размера оплаты труда при наличии соответствующих экономических возможностей;

- внедрить на предприятиях реального сектора экономики тарифное регулирование оплаты труда, позволяющее реально повысить уровень оплаты труда и обеспечить социально справедливый способ дифференциации заработной платы работников;

- более широко использовать возможности договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнёрства;

- проводить мероприятия по реформированию оплаты труда в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве ответственно и качественно, так как любые решения в этих областях должны приниматься после просчёта всех социальных последствий, главным условием которых является недопущение снижения жизненного уровня населения;

- оказывать всяческую поддержку сельхозпроизводителям, учитывая большую долю сельского населения в численности населения края.

Приоритетным направлением в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни должно стать снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности населения в крае путём сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности в результате несчастных случаев на производстве.

Нуждается в совершенствовании система получения сведений о состоянии производственного травматизма, условий труда и других, связанных с этим, вопросов. Необходимо обеспечить сбор требующейся информации от всех организаций отраслей экономики для создания банка данных с целью углубленного анализа состояния дел и разработки прогнозных управленческих решений.

Чтобы система управления охраной труда в крае имела вполне завершённый вид, следует больше уделять внимание отраслевым аспектам организации данного дела.

В целях увеличения возможностей семей в рождении и содержании детей целесообразно изучать и применять опыт субъектов Российской Федерации в адресном предоставлении всех видов государственной помощи, в том числе единого социального пособия.

Необходимость этого диктуется ещё и тем, что согласно законопроектам по изменению принципов организации системы органов исполнительной власти и местного самоуправления практически все вопросы социальной поддержки отдельных категорий граждан будут находиться в ведении субъектов Российской Федерации. А это как увеличивает возможности краевой власти в решении социальных вопросов, так и налагает особую ответственность за состояние дел в этой сфере, и прежде всего за правильность выбранных приоритетов, концентрацию всех имеющихся ресурсов на жизненно важных направлениях. С учётом этого необходима инвентаризация имеющейся законодательной базы в области мер социальной поддержки с целью внесения изменений и разработки на краевом уровне новых законодательных актов, направленных, в первую очередь, на охрану детства и укрепление семьи.

О необходимости развития в крае ипотечного кредитования жилищного строительства не приходится говорить. Это позволит не только частично решать очень больную проблему жилья, в том числе и для молодых семей, но и может явиться дополнительным источником рабочих мест как в строительстве, так и смежных с ним производствах, толчком к их развитию. В этой связи можно использовать опыт других регионов России, к примеру, по дополнительным льготам в оплате нового жилья для молодых семей в зависимости от наличия детей.

И, конечно, незамедлительно должны быть приняты все возможные меры по изменению информационной, образовательной политики в части формирования нравственной основы для создания условий укрепления семьи, повышения рождаемости (воспитание уважительного отношения к семейным традициям, семьям, имеющим детей, любви к детям, ценности человеческой жизни и т.д.). Это особо важно не только потому, что может быть реализовано в пределах средств, выделяемых на образование, поддержку СМИ, но и ввиду значимости возможных результатов.