Достопримечательности Пизы и Неаполя

Пизанская башня.

«Падающая» Пизанская башня входит в уникальный архитектурный комплекс, состоящий еще из собора Санта Мария Маджоре и баптистерия. Комплекс относится к ХI-ХII в., сооружен из сверкающего белого мрамора.

К концу XIII века наполовину построенная башня-колокольня начала крениться. К этому моменту были возведены четыре яруса, и соответственно верхние ярусы и звонница были поставлены со смещением по отношению к нижним ярусам с целью скомпенсировать крен. Но башня стала крениться в другом направлении. Башня высотой 54 метра и диаметром около 15 метров имеет фундамент, заглубленный всего на 10 метров. Она была начата в 1173 году и закончена 200 лет спустя. Круглая башня, завершенная звонницей, имеет семь ярусов, нижний из которых декорирован аркатурно-колончатым поясом с глухими арками, остальные опоясаны ажурной аркадой на изящных колоннах.

Баптистерий на Площади Чудес.

Изящное круглое здание баптистерия диаметром 35 метров датируется 1150-ми годами. Самый нижний из трех ярусов украшен простой декоративной аркатурой. Узкие окна расположены довольно высоко над землей. Средний ярус окружен поясом ажурной аркады, напоминающей аркаду "падающей башни" и состоящей из сдвоенных арок, обрамленных стрельчатой резной аркой. Верхний ярус с небольшими окнами и такими же стрельчатыми арками крайне прост. Все сооружение увенчано бледно-красным куполом.

Собор на Площади Чудес.

Соборный ансамбль на Площади Чудес (Пьяцца деи Мираколи) не имеет себе равных в мире. Три здания из белого мрамора расположены в центре города, на изумрудно-зеленой, безукоризненно ухоженной поляне. В центре возвышается собор Санта Мария Маджоре, знаменитый своими размерами; на западе от него находится красивый баптистерий, а слева возвышается "падающая башня".

Архитектурный ансамбль, состоящий из собора, баптистерия и башни, строился почти 300 лет. Он отличается удивительным единством стиля, несмотря на ясно выраженную индивидуальность каждого компонента. Возведение собора началось в 1080-х годах во главе с архитектором Бускето. К этому времени город превратился в школу мастерства для художников и строителей, они съезжались в Пизу со всей Италии. К 1150 году корпус собора был завершен.

В основе собора - базилика. В восточной части имеется полукруглая апсида. Подобными апсидами заканчиваются трехнефные трансепты, а алтарная часть и центральный неф имеют с каждой стороны по два боковых нефа. Западный фасад представляет собой главный акцент в наружном облике собора. Над тремя порталами поднимаются четыре яруса аркатурных галерей. Западный фасад симметричностью напоминает греческие храмы.

Темнота интерьера контрастирует со сверкающей белизной собора снаружи. Простые колонны с резными капителями поднимаются к аркаде, в которой объединены, пять соседних арок из камня контрастирующих цветов. Стены нефа благодаря кладке в виде горизонтальных полос разноцветного мрамора кажутся лишенными тяжести. Кафедра Собора работы Джованни Пизано - шедевр пизанской скульптуры XIV века. Рельефы с эпизодами из Нового Завета, Детства и Страстей Христа, Страшного Суда были выполнены в 1302-1310 годах. Композиции отделены друг от друга фигурами Пророков и Сивилл.

Достопримечательности Неаполя

Город расположен на живописном берегу Неаполитанского залива рядом с действующим вулканом Везувий. В окрестностях города археологи открыли целые античные города (Помпеи и Геркуланум), погребенные во время извержения 79 г. н. э. теперь они стали музеем под открытым небом. В неаполитанском заливе расположены курортные островки Капри и Искья. На острове находится знаменитый Голубой грот. Остров Искья — знаменит своими минеральными источниками и гейзерами.

Замок Кастель дель Ово.

Одна из основных достопримечательностей города - старинный замок Кастель дель Ово, "замок яйца", названный так из-за своей конфигурации, стоит на туфовом острове вулканического происхождения. Его история восходит ко временам Древнего Рима: здесь находилась вилла Лукулла. В раннем Средневековье здесь была монашеская пустынь, а в XII веке появились первые варяжские фортификации, расширенные в XIV веке анжуйскими правителями. В конце XV века замок, поврежденный во время боев, был полностью перестроен. Внутри Кастель дель Ово находится древняя капелла Спасителя, а также располагается Музей древнейшей истории.

Кафедральный собор св. Януария.

Неапольский собор, посвященный небесному патрону города св. Януарию, был заложен в XIII веке, по повелению Карла II Анжуйского. Был не раз перестроен об этом напоминает неоготический фасад собора, исполненный в 1877 - 1905 гг. Э. Альвино. Величественный трехнефный интерьер под кессонированным плафоном разделен изящными готическими аркадами. В соборе находятся картины Ланфранко и Доменикино и памятники бывшим правителям. Самая древняя часть храма - капелла св. Реституты - восходит к IV веку. Ее интерьер украшает потолочная роспись Луки Джордано и купель V века. Но главная достопримечательность собора и одно из чудес христианского мира - кровь св. Януария (покровителя Неаполя), дважды в год чудесным образом "вскипающая" в запаянной колбе в руках священника.

Королевский дворец (Палаццо Реале).

Королевский дворец выходит главным фасадом на просторную площадь дель Плебешито, названную так в память референдума 1946 года, в результате которого пала итальянская монархия. Работы по сооружению дворца начал в 1600-х годах Доменико Фонтана. В начале XVIII века здание было расширено, а после пожара 1837 года его воссоздал с элементами неоклассики, Гаэтано Дженовезе. Протяженный фасад увенчан часами и звонницей. В его нижнем этаже в 1888 году Ванвителли устроил восемь ниш со статуями правителей Неаполя, владычествовавших здесь с 1140 года. Это - Роджер, Фридрих II Гогенштауфен, Карл I Анжуйский, Альфонс I Арагонский, Карл V, Карл III Бурбон, Иоахим Мюрат, Виктор Эммануил II.

В интерьере дворца - 17 залов, в основном, неоклассических, ампирных и необарочных, полных предметов искусства. Здесь располагается Придворный театр, построенный Дж. Фуга во второй половине XVIII века, огромная капелла, отделанная красочными камнями, с выставкой церковного искусства, гигантская терраса с фонтанами, а также Национальная библиотека со знаменитыми папирусами из Геркуланума.

Монастырь Св. Клары Ассизской.

Современный облик ансамбля монастыря Св. Клары Ассизской - результат скрупулезной реставрации. Восстановительные работы вернули монастырю первоначальный готический облик. Первый храм, возведенный в 1310 - 1328 гг. по желанию Роберта I Анжуйского и его супруги, был освящен в честь Тела Господня, а его нынешнее наименование обязано поселившимся здесь монахам клариссам. Интерьер базилики сформирован одним величественным залом, освещенным высокими готическими окнами. По сторонам зала тянутся галереи с боковыми капеллами. Основная достопримечательность интерьера - величественный главный алтарь, по счастью нетронутый огнем, с Распятием эпохи треченто. В его апсиде и рядом с входом в ризницу находятся надгробия монархов Анжуйской династии XIV века. Главная достопримечательность обители, ныне принадлежащей францисканцам, - ее клуатр (монастырский двор), с садиками, аркадами, аллеями, боскетами, колоннами и скамьями, покрытыми майоликовыми плитками. Замысел такого убранства принадлежит Д. Ваккаро, а майолики с пасторальными и мифологическими сюжетами изготовили в 1740 году Донато и Джузеппе Масса.

Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре

Церковь, относящаяся в основном к XIV веку, за исключением фасада XVIII века, была возведена во времена правления Роберта Мудрого Анжуйского. Это одно из немногих готических зданий, сохранившихся в Неаполе. В церкви находится несколько достойных внимания средневековых надгробий, в том числе надгробие св. Екатерины Австрийской, выполненное учеником Джованни Пизано.

В результате археологических раскопок, проведенных в фундаменте церкви, были обнаружены остатки древнеримской базилики.

Площадь Джезу Нуово.

Площадь дель Джезу Нуово украшена пышной барочной колонной Девы Марии, над которой в первой половине XVIII века трудились: архитектор Дж. Дженуино, строитель Дж. ди Фьоре, скульпторы М. Боттильери и Ф. Пагано. Бронзовая статуя Мадонны, стоящая на полумесяце и попирающая змею, увенчана нимбом с 12-ю звездами. высота колонны составляет 30 метров.

Фон колонны составляет грановитый фасад церкви Джезу Нуово, преобразованной иезуитами на рубеже XVI - XVII веков из ренессансного палаццо Сансеверино, от которого, сохранился только причудливо украшенный рельефами каменный фачсад. Трехнефный интерьер церкви в форме греческого креста увенчан куполом, восстановленным после землетрясения 1688 года.

Национальный Археологический музей.

Национальный Археологический музей размещается в просторном здании, возведенном в 1586 году зодчим Фонтана для королевских конюшен, перестроенных им же для Университета. В начале XIX века оно было переоборудовано под музей, в котором хранилась коллекция произведений искусств пармского семейства Фарнезе. С поступлением в Неаполь важнейших археологических находок из Помпей, Геркуланума и Стабий все собрание было помещено в нынешнее здание.

В Музее находится богатая коллекция помпейских мозаик, археологические находки из Помпей и Геркуланума, в том числе коллекция "Эротическое искусство Помпей".

Музей и Национальная галерея Каподимонте

Величественное здание бывшей королевской резиденции. Его построил в 1730-х годах Дж. Медрано по заказу Карла Бурбона, который собирался разместить здесь обширную коллекцию античного и ренессансного искусства, полученную в наследство от матери, Элизабеты Фарнезе. Сейчас здесь размещается Музей и Национальная галерея Каподимонте. Здесь находятся лучшие живописные полотна художников южной Италии, в том числе Беллини, Боттичелли, Караваджо, Тициана, Мазаччо, Корреджо, а также прекрасную коллекцию фарфора.

Галерея Умберто I.

Галерея Умберто I это своеобразный помпезный пассаж. Крестообразная в плане, с выходом на четыре стороны и увенчанная ажурным куполом на восьмигранном барабане, она была закончена к 1890 году группой архитекторов (Э. Рокко, П. Бубэ, А. Курри и др.), став памятником пышной эпохи.