Достопримечательности Рима

Рим — столица Италии, один из древнейших городов мира (основан VIII в. до н. э.). Город интересен сочетанием всемирно-известных памятников древнего Рима и средневековья. Ежегодно его посещают до 3,5 млн туристов. Всего 44 га занимает государство Ватикан, расположенное на одном из холмов Рима.

Римский форум.

Форум был обновлен, построены базилики и здания, где проходили судебные процессы. Императоры постоянно обновляли старые здания и возводили новые храмы и памятники.

Здание Курии, где проходили заседания римского сената, было заложено еще при Юлии Цезаре в 40-х годах до н.э. Здание неоднократно горело, а в 630 году Гонорий I преобразовал ее в Церковь Св. Адриана, которая тоже была разрушена. Курия - прямоугольное в плане здание с четырьмя огромными пилонами по углам, выполняющими роль контрфорсов и идущими по одной оси с фасадами. Со стороны главного фасада находится дверь и три больших проема окон для освещения зала. Кровля сделана из дерева.

Храм Антонина и Фаустины выходит на Виа Сакра. Здание храма, воздвигнутое в 141 году, дошло до нас в состоянии хорошей сохранности благодаря тому, что в раннее средневековье в его структуру была встроена церковь Сан Лоренцо ин Миранда. В настоящее время к храму ведет лестница с кирпичным алтарем по центру. Пронаос, предваряющий вход в храм, образован коринфскими колоннами из мрамора с прожилками - шесть по фасаду и по две боковых. На некоторых колоннах выгравированы изображения божеств; на фризе - грифоны и растительные мотивы.

Триумфальная арка Септимия Севера была возведена в 203 году в честь десятилетия правления императора Септимия Севера. Арка Тита была сооружена при императоре Домициане в 81 году в ознаменование разграбления Иерусалима его отцом Веспасианом и братом Титом за 13 лет до этого.

Собор Святого Петра.

При папе Анаклете на этом месте была построена небольшая базилика-усыпальница. Тысячу лет спустя после ее основания базилика Св. Петра превратилась в руины, и только при папе Николае V, по совету Леона Баттисты Альберти, началось восстановление и расширение базилики на основе проекта Бернардо Росселино. Но строительство прервалось, и возобновилось только в 1506 г. За полвека в строительстве собора участвовали, сменяя друг друга, зодчие Фра Джокондо, Рафаэль, Джулиано да Сангалло Младший и, наконец, Микеланджело, который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом.

Фасад собора поражает своими мощными формами, торжественной ритмикой коринфских колонн и пилястров центрального портала и боковых арок. Верх украшен девятью балконами. Венчающим элементом является традиционный аттик с балюстрадой, на которой возвышаются тринадцать огромных статуй Апостолов, Христа и Иоанна Крестителя. Над всем этим доминирует величественный купол с мощными нервюрами - творение Микеланджело. По обеим сторонам его расположены два меньших купола, венчающих капеллы Грегориана и Клементина, выполненные Джакомо Бароцци да Виньола.

По всему периметру Собора Св. Петра идут многочисленные капеллы, каждая из которых по-своему прекрасна, особенно Капелла Пьеты, названная по имени знаменитой скульптурной группы Микеланджело - Пьета, которую молодой мастер изваял в 1499-1500 годы по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола.

Далее следуют Капелла Св. Себастьяна с надгробным памятником Пию XII работы скульптора Франческо Мессина; Капелла Св. Причастия с киворием Бернини и бронзовой оградой, выполненной Франческо Борромини; Капелла Грегориана, выполненная в конце XVI века архитектором Джакомо делла Порта, богато украшенная мозаиками и ценными породами мрамора; Капелла Колонны с восхитительным алтарным образом из мрамора, изображающим Встречу Льва с Аттилой, работы Алгарди, а также с гробницами пап, носивших имя Лев - II, III, IV и XII; Капелла Клементина, построенная по заказу папы Климента XIII архитектором Джакомо делла Порта, которая хранит останки Св. Григория Великого, а также останки самого архитектора; роскошная Капелла Хоров с золоченой отделкой, Капелла Представления с поздним надгробным памятником папе Иоанну XXIII, выполненным скульптором Эмилио Греко.

Собор Св. Петра хранит множество знаменитых памятников: от прекрасной Пьеты Микеланджело до бронзовой статуи XIII века Св. Петра Благословляющего, почитаемой верующими; надгробный памятник папе Урбану VIII работы Бернини, а также надгробный памятник папе Павлу III работы Гульельмо делла Порта; гробницу, выполненную из бронзы Антонио Поллайоло для папы Иннокентия VIII, которая раньше находилась в старой базилике Св. Петра и памятник Стюартам работы Антонио Кановы. К собору примыкает Музей истории Собора Св. Петра. В нем находится Сокровищница Св. Петра - огромное наследие Церкви.

Площадь Святого Петра приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Поразительны размеры площади (огромный эллипс, наибольший диаметр которого равен 240 м.). Эти колоннады, расположенные полукругом вдоль коротких сторон площади, состоят из четырех параллельных рядов колонн тосканского и дорического ордера, образующих три внутренних прохода. Над антаблементом возвышаются 140 огромных статуй Святых. Здесь также представлен герб папы Александра VII, явившегося инициатором создания площади, в центре которой возвышается обелиск в окружении двух фонтанов.

Фонтан Треви.

Его своеобразное воплощение, сценически оформленная композиция, гармоничная красота фигур превращают этот фонтан в истинный шедевр зодчества. В осуществлении проекта фонтана принимали участие архитекторы, как Пьетро да Кортона, Бернини и Николе Салви. Строительные работы были завершены в 1751 г.

Фонтан изобилует символикой и смысловыми аллегориями. Высокая строгая Триумфальная арка Дворца Нептуна служит своего рода декорацией для всей композиции. Название фонтана возможно связано с именем девушки Тривии, чье изображение можно увидеть на одном из рельефов второго яруса. По преданию, эта девушка показала источник с водой измученным жаждой римским солдатам.

Форум Траяна.

Этот памятник монументального зодчества эпохи правления императора Траяна создан его архитектором Аполлодором Дамасским. Форум был возведен в 106-113 годы н э на государственные субсидии, выросшие в результате победоносной войны с даками, окончившейся несколькими годами раньше. Размеры форума грандиозны: 300 метров в длину и 185 метров в ширину. Чтобы построить Форум Траяна необходимо было срезать вершину Квиринальского холма и Аполлодор Дамасский блестяще справился с этой задачей.

Посвящение Колонны Траяна состоялось в 113 году н э; ее общая высота достигает почти 40 метров. На ее вершине находилась статуя Траяна, утраченная в настоящее время. В 1587 году папа Сикст V дал указание заменить ее на статую Св. Петра. Колонна служит надгробным памятником Траяну: дверь, открывающаяся в основании колонны, ведет в залу, где помещена урна с пеплом императора. Ствол Колонны огибает спираль беспрерывного фриза длиной 200 метров и высотой около 1 метра - это документальное повествование о двух победоносных сражениях Траяна против даков в 101-102 и 105-106 годах нашей эры.

Рынок Траяна представляет собой огромное кирпичное полукружие. На нижнем этаже открываются лавки; лавки верхнего этажа примыкают к скале в том месте, где был сделан срез холма. Третий ярус ансамбля включает дорогу. Еще множество лавок, контор, переносных прилавков, а также базилика дополняли этот архитектурный ансамбль, состоящий из шести этажей.

Церковь Санта Мария ин Трастевере.

Была основана в III веке Святым Калликстом и завершена при папе Юлии I. В течение веков, несмотря на многочисленные реставрации, она в основном сохраняла неизменным свой первоначальный облик. И только в XVIII веке папа Климент VII поручил архитектору Карло Фонтана построить портик. Фасад церкви увенчан высоким тимпаном и украшен богато декорированными порталами. Рядом с базиликой возвышается прекрасная романская колокольня с древним колоколом под ее крышей. Базилика остается местом поклонения Деве Марии. Изображения Девы Марии преобладают в оформлении интерьера церкви, включая великолепные мозаики XII-XIII веков. Самым древним изображением Девы Марии является икона VII века "Мадонна ди Клеменца" в капелле Альтемпс.

Арка Константина.

Это одна из самых огромных арок, когда-либо построенных в Риме. Высота ее достигает 21 метра, почти 36 метров составляет ее ширина, а толщина ее стен превосходит 7 метров. Построена арка в 315 году на основании декрета Сената и Римского народа в честь празднования десятой годовщины правления Константина и победы, одержанной им в 312 году в битве при Понте Мильвио против Максенция. Для украшения этой арки использовано множество барельефов и скульптур, снятых с других памятников. На обоих больших устоях арки находятся по четыре колонны, восходящих к эпохе правления Траяна; над колоннами возвышаются восемь статуй даков из белого с фиолетовыми прожилками мрамора Малой Азии.

Над боковыми арками расположено восемь медальонов эпохи Адриана, сгруппированных по два над каждой аркой. Четыре изображенные в них сцены воспроизводят сюжеты охоты, четыре другие - жертвоприношения. По обе стороны от надписи, повторенной на двух лентах аттика, восемь барельефов эпохи Марка Аврелия, украшавших в свое время другую триумфальную арку и помещенных также по два с каждой стороны. Большой мраморный фриз эпохи Траяна является также заимствованием. Он разделен на четыре части: два фрагмента помещены над малыми арками, а два - внутри центрального пролета. Скульптурные рельефы воспроизводят сцены военных кампаний Траяна против даков (101-102 и 105-106 г).

Базилика Сан Джованни ин Латерано

Базилика, воздвигнутая Константином, пережила набеги и грабежи вандалов Генмерика, сильно пострадала от землетрясения 896 года и многочисленных пожаров. В течение веков она не раз перестраивалась при участии таких архитекторов, как Джованни ди Стефано, Франческо Борромини и Алессандро Галилеи, который в 1735 году полностью перестроил фасад.

Базилика Сан Джованни ин Латерано - это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера. Несколько выступающий вперед центральный корпус украшен балюстрадой, которая оживляет весь собор, придавая ему ярко выраженную барочную окраску. Над балюстрадой возвышаются колоссальные статуи Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Учителей Церкви. В церковь ведут пять входов с лоджиями над ними. Последний вход справа известен под названием Порта Санта (Святые Ворота) и используется только по церковным праздникам. Основная часть собора датируется 1589 годом, но некоторые сооружения сохранились с более древних времен, например, Скала Санта (Священная лестница), по которой Христос поднимался на суд Пилата.

Величественный интерьер представляет в плане латинский крест с пятью нефами. Вдоль стен идут статуи Пророков, Святых и Апостолов, выполненных по эскизам Борромини его учениками в XVIII веке. Там, где центральный неф пересекается с трансептом, находится сердце готического собора - табернакль, выполненный Джованни ди Стефано. В папском алтаре хранится драгоценная реликвия - грубая деревянная доска, служившая Св. Петру для совершения обряда богослужения в катакомбах.

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура.

Базилика, построенная при Константине Великом на месте гробницы апостола Павла, простояла вплоть до 1823 года, когда она сильно пострадала от пожара. И только в 1854 году она была вновь освящена. Из немногих сохранившихся фрагментов сгоревшей базилики следует выделить клуатр (внутренний дворик) (середина XIII века) с цветными инкрустированными двойными колоннами.

В настоящее время фасад базилики предваряет величественный квадратный портик, поддерживаемый 146 колоннами. В центре пространства, окруженного портиком, возвышается статуя Апостола Павла работы Пьетро Каноника. Часть фасада, расположенная над портиком, богато украшена мозаиками, в том числе и тимпан, на котором представлена композиция "Христос благословляющий между Святыми Петром и Павлом". Ниже, на фризе, изображен сюжет, называемый "Agnus Dei" - "Агнец Божий, возлежащий на холме между двумя священными городами Иерусалимом и Вифлеемом". Еще ниже - четыре огромные фигуры Пророков обрамляют окна.

Интерьер базилики состоит из пяти нефов. Центральный неф отделен от боковых восьмьюдесятью колоннами из гранита. Длинная лента фриза с портретами 236 пап идет вдоль нефов и трансепта. Над фризом коринфские пилястры стен в ритмическом порядке перемежаются с огромными окнами, заменившими старые витражи, разбитые во время взрыва в 1893 году. Кессонированный потолок украшен золочеными панелями. Из реликвий, хранящихся в базилике, можно назвать табернакль работы Арнольфо ди Камбио, выполненный им в 1285 году совместно с Пьетро Каваллини. Под прекрасным балдахином табернакля находится алтарь, который возвышается над гробницей Св. Павла с традиционным исповедальным окошком, сквозь которое видна эпитафия, высеченная на камне: "Paolo Apostolo Mart." ("Павел Апостол Мученик"), относящаяся к IV веку.

Базилика Санта Мария Маджоре.

Первое здание церкви, которое предшествовало современному зданию базилики, было построено в IV веке на холме Эсквилии. Эта церковь называлась Санта Мария делла Нэвэ (от итал. neve - "снег"). Базилика Санта Мария Маджоре была полностью перестроена в 432-440 годах папой Сикстом III накануне Эфесского Собора. В таком виде базилика простояла до XIII века. Архитектором был Фердинандо Фуга.

Фасад базилики зажат двумя высокими дворцами, датируемыми XVII и XVIII веками. Широкие ступени лестницы ведут к портику с архитравом, над которым возвышается лоджия с арками. Венчает фасад балюстрада, проходящая и над соседними дворцами. Фасад и портик богато украшены скульптурой. Интерьер -трехнефный базиликальный план с сорока ионическими колоннами.

Ватиканские дворцы.

Ватиканские дворцы образуют один из самых великолепных монументальных архитектурных комплексов мира. Их строительство началось в XIV веке с целью создания папской резиденции. Григорий XI был первым папой, который обосновался в Ватикане; его преемники продолжили расширение и благоустройство дворцового комплекса. Так, при папе Александре V в 1410 году был построен "коридор", соединивший дворец с замком Сант-Анджело. Наибольший вклад в строительство был внесен папой Николаем V. Сердцем комплекса является, квадратное здание, окружающее Двор Паппагалло, над созданием работали Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселлино. Капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо, украшена фресками Фра Анжелико.

Всемирно известная Сикстинская капелла была создана в 1473-1480 годах при папе Сиксте IV. Ее автором был архитектор Джованни де Дольчи, который для этой цели использовал бывшую Палатинскую капеллу. Папа Иннокентий VIII дал указание построить для себя небольшой дворец - Палаццетто, на самой высокой точке садов Бельведера. Значительные преобразования произошли одновременно с градостроительными работами, предпринятыми папой-меценатом Юлием II. В результате этого проекта возник Двор Бельведера, перспективу которого закрывает ниша Пирро Лигорио (1560 г.), которая заменила экседру с двумя лестницами, выполненную Браманте.

Ему же принадлежит проект Лоджий Двора Сан Дамазо, которые завершил и украсил фресками Рафаэль. Фасад папского дворца теперь выходит на площадь Святого Петра. Также между 1509-1512 годами, Микеланджело выполнил фрески свода Сикстинской капеллы, а Рафаэль в 1508 году приступил к росписи Станц (парадных комнат), закончив эту работу в 1524году.

Расцвет барокко совпал со временем правления папы Сикста V и связан с архитектором Доменико Фонтана. В XVII веке при папе Урбане VIII по проекту Бернини началось строительство знаменитой Лестницы Реджа (Скала Реджа).

В следующем веке были осуществлены большие преобразования по созданию музеев Ватикана. Так возникли Музей церковного искусства (Музео Сакро) и Музей светского искусства (Музео Профано), смежные с Библиотекой; Музей Пио-Клементино, созданный по проекту Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе (1771-1793 гг.); Музей Кьярамонти, связанный с именем Антонио Кановы (1806-1810 гг.); новое здание - Браччо Нуово, выполненное по проекту Рафаэля Штерна при папе Пии VII.

Замок Сант-Анджело.

Замок Сант-Анджело (Святого Ангела), мощная глыба которого до сих пор доминирует над панорамой Рима, первоначально служил усыпальницей императоров и был превращен в крепость только в средние века. Замок также называют Мавзолеем Адриана. Чтобы соединить этот величественный монумент с Марсовым полем, был построен Мост Сант-Анджело. Он состоит из трех огромных центральных арок и двух наклонных платформ, поддерживаемых тремя арками с правого берега и двумя - с левого. Здание стоит на огромном четырехугольном основании, длина каждой стороны которого - 89 метров, а высота - 15 метров. На этом основании установлен цилиндрический барабан высотой 21 метр, обнесенный радиальными стенами. Сверху этого барабана насыпан огромный земляной холм, усаженный деревьями, а по его краям установлены мраморные статуи. Снаружи здание облицовано лунным камнем (вид мрамора) с табличками, вмонтированными по всей окружности стены, на которых указаны имена и титулы тех, кто был погребен внутри мавзолея. Погребальная комната, расположенная в самом центре массивного барабана, - квадратная по форме с тремя прямоугольными нишами. В этой комнате помещались урны с пеплом императоров.

Замок представляет собой мощную крепость на квадратном основании с четырьмя круглыми башнями по углам, носящими имена апостолов: Св. Матфея, Св. Иоанна, Св. Марка и Св. Луки. Наверху находится обзорная терраса, над которой парит Ангел, давший название замку. Внутри замка в настоящее время находятся Национальный военный музей и Музей искусства.

Капитолий.

С древних времен Капитолий был центром общественной, политической и религиозной жизни города. Здесь находился храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому. Отсюда и возникло название Капитолий, которое в дальнейшем стали использовать для обозначения всей местности в целом. На склонах Капитолия, одного из самых священных холмов Рима, были сосредоточены органы власти.

В настоящее время на его вершине находится площадь Капитолия, созданная по проекту Микеланджело. Ее окружают великолепные дворцы, а в центре возвышается конная статуя Марка Аврелия. Эллипсы и волюты, украшающие мостовую площади, созданы по эскизам самого Микеланджело. Статуя Марка Аврелия, некогда стоявшая на площади Латерана, была привезена на площадь Капитолия в 1538 году, и по всей вероятности Микеланджело не предполагал, что она будет служить декоративным элементом этой площади.

Сенаторский дворец, Новый дворец и дворец Консерватори обрамляют эту площадь, заново построенную во времена Возрождения. Новый дворец и Дворец Консерватори, созданные по проекту Микеланджело в XVI веке, похожи друг на друга, как близнецы, своими фасадами и коринфскими пилястрами; оба увенчаны аттиком с балюстрадой, украшенной статуями. В Новом дворце и дворце Консерватори располагаются Капитолийские музеи. Здесь собрана обширная коллекция греческих и римских скульптур.

Первое упоминание церкви Санта Мария д`Аракоели относится к VII веку; в Х веке она становится бенедиктинским аббатством, а затем переходит к братству миноритов предпринявших ее реконструкцию в 1320 г. Здание увенчано двускатной крышей; фасад украшен тремя порталами с тремя окнами. Суровый фасад XIV века оживляют два скульптурных рельефа эпохи Возрождения, помещенные над двумя боковыми порталами и изображающими Св. Матфея и Св. Иоанна.

Колизей.

Колизей - символ славы Вечного Города - превосходит своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. Работы по его строительству начались с первых лет правления Веспасиана, а в 80 году Тит дал указание для торжественного открытия амфитеатра. Александр Север и Деций реставрировали его после пожаров соответственно 217 и 250 годов. Последние переделки были предприняты Теодорихом, а после VI века здание было предано забвению. Распределение зрительских мест на трибунах производилось в строгом соответствии с социальной принадлежностью горожан. Приблизительное количество зрителей около 50 тыс. мест. Изначально центр арены был покрыт досками, которые можно было снимать, если того требовало проведение спектакля. Во время звериной травли, чтобы оградить зрителей от хищных животных, воздвигали специальную сцену с решеткой, наверху которой торчали бивни слонов, по всей длине ее были расположены вращающиеся цилиндры.

Памятник Виктору-Эммануилу II.

Создание этого памятника было доверено Джузеппе Саккони и начато в 1885 году, открытие в 1911 году. Он выполнен в монументальных классических формах, продиктованных патриотическими настроениями того времени. Сердце памятника - Алтарь Родины с величественной статуей Рима, безмолвного стража могилы Неизвестного солдата. Рядом находится конная статуя Виктора-Эммануила II и плита, на которой выгравирован текст известия о победе 1918 года.

Пантеон.

Самое древнее здание Пантеона - храма всех богов - было возведено в 27 году до нашей эры Марком Агриппой. Между 118-128 годами храм был основательно перестроен при императоре Адриане и сохранившийся в настоящее время.

Реконструкция, проведенная по проекту Аполлодора Дамасского, значительно видоизменила первоначальный облик здания. Сохранился обширный портик, образованный восемью колоннами из серого гранита. По две колонны из красного гранита стоят позади первой, третьей, шестой и восьмой колонной, образуя три прохода. Тимпан был когда-то украшен бронзовым орлом с короной. Потолок портика был также украшен бронзой, снятой по указанию папы Урбана VIII Барберини. Внутри здания по сторонам расположено шесть ниш, каждая из которых обрамлена двумя колоннами. Купол украшен пятью рядами уменьшающихся вверх кессонов, за исключением последнего ряда вокруг круглого отверстия, так называемого "глаза Пантеона", диаметром 9 метров, из них льется свет.

Сейчас Пантеон является национальным мавзолеем.

Площадь Венеции.

С западной стороны Площади Венеции находится Дворец Венеции, построенный Бернардо Росселино по проекту Леона Баттиста Альберти. В этом здании располагалось посольство Венеции в Риме. Сейчас во дворце размещаются два музея: Национальный музей Палаццо Венеция (музей декоративного искусства) и Музей Чере, где можно осмотреть восковые фигуры и воссозданный интерьер последнего кабинета Муссолини.

Церковь Сан Марко, возвышающаяся на одноименной площади, практически встроена в Дворец Венеции, хотя она и относится к IV веку. Действительно, ее основание датируется временем правления папы Марка. В связи с переделками Дворца Венеции церковь также была перестроена при понтификате Павла II, выходца их венецианской семьи Барбо, а в XVIII веке в соответствии с требованиями той эпохи она подверглась реконструкции в стиле барокко, особенно ее интерьер. Фасад церкви украшен портиком из трех арок и изящной лоджией, выполненной Джулиано да Майано.

Площадь Испании.

Площадь Испании – одна из самых живописных площадей Рима. Свое название площадь получила по расположенному на ней зданию испанского посольства. В центре площади находится знаменитый Фонтан "Лодка" Пьетро Бернини (1627-1629 годы). Площадь Испании знаменита своей Лестницей, ступени которой, выполненные полностью из травертина архитектором Франческо де Санктис (1723-1726 годы), поднимаются вверх к площади Тринито дей Монти. Ее двенадцать пролетов ведут к величественному зданию Церкви Тринита дей Монти. Это одна из самых грандиозных францисканских церквей города. Ее строительство началось в 1503 году, и впоследствии в разные периоды она подвергалась перепланировкам и обновлениям. Строгий фасад, выполненный архитектором Карло Модерна, с одним ордером пилястров и с широким порталом в обрамлении колонн, увенчан аттиком с балюстрадой. Интерьер с большим нефом хранит прекрасные произведения искусства: фрески Налдини, Даниэле де Вольтерра, Федерико и Таддео Цуккари.

Площадь Навона.

Самая знаменитая площадь барочного Рима расположена на месте бывшего стадиона Домициана. Начиная со времени правления Домициана это место использовали исключительно для спортивных состязаний. Остатки стадиона можно еще увидеть под церковью Сант Аньезе ин Агон. Фасад церкви выполнен в 1650-х годах архитектором Борромини. Главная достопримечательность площади - фонтан Четырех рек Лоренцо Бернини, выполненный в 1651 году и вызвавший огромное восхищение папы Иннокентия Х, который с тех пор стал оказывать художнику свое покровительство. Фигуры Фонтана являются олицетворениями рек - Дуная, Ганга, Нила и Рио де ла Плата. Фигуры рек расположены вокруг скалистого рифа, на котором возвышается античный обелиск. Углом на площадь выходит Палаццо Браски, в котором расположен Музей городской истории. На углу здания возле цоколя находится античная статуя с уродливой физиономией – Паскуино.

Римские катакомбы. Религиозной святыней являются расположенные у Аппиевой дороги катакомбы, где сохранились рисунки первых христиан, использовавших эти помещения для молитвенных собраний и погребения усопших.

Сразу за Аврелианскими стенами начинается череда захоронений, расположившихся вдоль Аппиевой дороги; самое известное из них – гробница Цецилии Метеллы. В 1302 году папа Бонифаций VIII отдал эту гробницу во владение своим родственникам Каэтани, а те включили ее в свой укрепленный замок. В конце XVI века была сделана мраморная облицовка гробницы.

Катакомбы Сан-Каллисто до сих пор еще мало исследованы. Они проложены на четырех уровнях и протяженность тоннелей составляет около 20 км. Некоторые помещения украшены фресками. Над катакомбами Сан-Себастьяно возвышается одноименная церковь. Многочисленные рисунки на стенах трапезной изображают сцены поклонения апостолам Петра и Павлу, чьи останки когда-то были укрыты где-то в этих катакомбах.