Достопримечательности Флоренции

Флоренция — еще один город-музей Италии, славящийся своими архитектурными шедеврами, скульптурами и картинными галереями.

Баптистерий.

Баптистерий - восьмигранное церковное сооружение с полуциркульной апсидой, стоящее на ступенчатом подиуме, - был построен в IV-V веках возле северных ворот Флоренции римского периода. Современный облик баптистерий получил в XI-XIII веках. В 1128 году он был покрыт гладкой пирамидальной крышей, фонарь с колоннами относится к 1150 году, а прямоугольная кафедра - к 1202 году. Снаружи здание облицовано зеленым и белым мрамором. Каждая грань баптистерия имеет трехлепестковое деление, украшена пилястрами и увенчана антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна.

Особого внимания заслуживают бронзовые ворота. Ворота расположены с трех сторон Баптистерия Св. Иоанна Крестителя: Южные ворота, выполненные Андреа Пизано, с сюжетами из жизни Иоанна Крестителя и с аллегориями Добродетелей; Северные ворота Гиберти с эпизодами из Нового Завета, Евангелистами и Учителями Церкви; Восточные ворота - шедевр Гиберти, по праву считающиеся самыми знаменитыми. Они выполнены по заказу Гильдии купцов в 1425 году, разделены на десять панелей и воспроизводят сцены из Ветхого Завета.

Интерьер Баптистерия - двухордерный; нижний ордер с колоннами; верхний - с пилястрами, обрамляющими парные окна. Поверхность стен покрыта мраморной мозаикой геометрических узоров, которая напоминает мощение полов. Здесь находится гробница антипапы Иоанна XXIII - целый погребальный комплекс, выполненный скульпторами Микелоццо и Донателло. Кафедра украшена прекрасными мозаиками XIII века, выполненными одновременно с мозаикой свода. Мозаика свода представляет следующее: по обе стороны от большого образа "Христа во Славе" работы Коппо ди Марковальдо идет шесть рядов сюжетов из жизни Иоанна Крестителя, Христа, Иосифа, из Книги Бытия, Небесной Теократии с Христом и серафимами и орнаментальные мотивы.

Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре.

Собор Санта Мария дель Фьоре поднимается в самом центре древнего города. Резное мраморное здание собора венчает огромный купол ржаво-красного цвета.

Влиятельные купцы Флоренции решили построить новый собор и пригласили для составления проекта архитектора Арнольфо ди Камбио в 1296 году. Ди Камбио использовал в своем проекте элементы как норманнской, так и готической архитектуры. Первыми были построены широкий центральный неф, боковые нефы и восьмиугольный барабан в восточной части собора. Высотой 84 метра, она имеет квадратную форму и со всех сторон украшена шестигранными и ромбовидными медальонами работы Андреа Пизано, Луки делла Роббиа, Альберто Арнольди и других мастеров этой школы, а также нишами со статуями и глухими нишами. Кампаниллу достроили только лишь к 1359 году. Последние штрихи к работе над нефом и алтарной частью относятся к 1420 году. Брунеллески сконструировал купол (из положенного "в елку" кирпича), имеющий арочный каркас, состоящий из восьми угловых дуг с наклоном в 60 градусов и соединяющих их горизонтальных перемычек. Вся эта громоздкая конструкция купола диаметром около 43 метров завершалась крошечной беломраморной ротондой фонаря со шпилем и медным шаром (после 1446 года). В 1871 году был одобрен проект архитектора Эмилио де Фабрис, завершившего работы в 1887 году.

Фасад сегодня отличается. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зеленого - из Прато и розового - из Мареммы. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Девы Марии. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.

Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики. По своим размерам (длина - 153 метра; ширина в районе нефов - 38 метров и в районе трансепта - 90 метров) собор занимает четвертое место в мире. Пилоны, украшенные пилястрами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Вверху идет галерея, опирающаяся на консоли. В глубине открывается главный алтарь, работы Баччио Бандинелли, в окружении трех апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять отсеков. Пол выполнен в 1526-1660 годах из цветного мрамора архитекторами Баччио и Джулиано д'Аньоло, Франческо да Сангалло и другими мастерами.

В левом нефе особо следует выделить две фресковые картины с изображением конных статуй кондотьеров Джованни Акуто и Никколо да Толентино. Первая написана в 1436 году Паоло Уччелло, а вторая - в 1456 году Андреа дель Кастаньо.

Капелла Бранкаччи.

Церковь Санта-Мария дель Кармине знаменита своей капеллой Бранкаччи с серией фресок "Жизнь апостола Петра", выполненной в 1424-1480 гг художником Мазолино, его учеником Мазаччо и Филиппино Липпи. Революционное применение линейной перспективы, драматизм и трагический реализм в изображении персонажей увековечили имя Мазаччо в авангарде ренессансной живописи.

Дворец Питти.

Питти - один из самых грандиозных флорентийских дворцов. Он был создан в 1487 году, предположительно по проекту Брунеллески. В XVI веке Амманнати расширил его. Облицовка рустом из огромных блоков покрывает весь фасад. Единственным элементом украшения являются помещенные под окнами нижнего этажа головы львов, увенчанных коронами. Во дворце размещены Королевские апартаменты, Палатинская галерея, Галерея современного искусства, Ювелирный музей и Музей карет. В Палатинской галерее экспонируется коллекция живописи, работы таких художников, как Ботичелли, Тициан, Перуджино, Тинторетто, Веронезе, Джорджоне.

Королевские апартаменты на первом этаже южного крыла дворца были созданы в XVII веке. Интерьер украшен фресками многих флорентийских мастеров, серией портретов Медичи кисти живописца Юстуса Сустерманса, работавшего при здешнем дворе, а также французскими, бельгийскими и итальянскими гобеленами XVII-XVIII вв.

Дворец Барджелло.

Дворец Барджелло имеет вид мощной суровой крепости со своей башней делла Волоняна, с зубчатым завершением и бойницами. Дворец был построен в 1255 году специально для правителя города. Со временем здесь разместились подеста (глава исполнительной и судебной власти), затем - Совет правосудия. В 1574 году дворец стал принадлежать капитану полицейской стражи (барджелло).

Снаружи здание разделяют на три части два горизонтальных пояса. Окна имеют различную форму: в верхней части здания - одинарные или парные, внизу - с ригелями. Верх здания украшен выступающим зубчатым карнизом, образованным небольшими арками и консолями. Живописная открытая лестница, построенная в XIV веке архитектором Нери ди Фьорованте, ведет в верхнюю Лоджию работы Тоне ди Джованни (1319 г.).

С 1859 года Дворец стал Национальным музеем, где хранится скульптура эпохи Возрождения, а также шедевры искусства других эпох. Основная экспозиция занимает три этажа дворца. В зале Микеланджело можно увидеть его скульптуру "Вакх", бюст "Брут" и рельеф с изображением Мадонны с Младенцем. Далее представлены работы Джамболонья, Донателло, Брунеллески, Гиберти и др. мастеров.

Галерея Уффици.

Уффици - одна из самых знаменитых картинных галерей мира. Здесь представлена обширная панорама различных школ живописи. Это флорентийская школа, и венецианская, и другие итальянские школы, а также богатая подборка фламандских полотен с известной серией автопортретов. Кроме живописи в галерее есть залы, посвященные античной скульптуре, и залы с богатейшей коллекцией гобеленов. Здание галереи Уффици было построено архитектором Джорджо Вазари по заказу семьи Медичи. Начато строительство было в 1560 – 1580г.

Здание состоит из двух корпусов с лоджиями на нижнем этаже. В глубине оба строения соединены третьим корпусом с огромной аркадой, выходящей на набережную реки Арно. Внизу, с обеих сторон центрального двора в мощных пилонах образованы ниши, в которых помещены статуи XIX века, изображающие знаменитых деятелей Тосканы. Второй этаж прорезан огромными окнами, а третий представляет собой обширную лоджию. В здании находятся Государственные архивы, где хранятся раритетные документы по истории города, а также Кабинет рисунков и гравюр, где представлена уникальная коллекция, начало которой было положено в XVII веке по инициативе кардинала Леопольда Медичи.

С 1737 года музей стал достоянием народа, после того, как Анна Мария Людовика - последняя представительница семьи Медичи - передала его в дар городу. Современный облик церковь приобрела в 1444-1481 годах благодаря усилиям таких зодчих, как Микелоццо, Паньо Портинари и Антонио Манетти. Портик фасада украшают коринфские колонны. Интерьер церкви был изменен в середине XVII века. Центральный портал церкви ведет в небольшой Монастырь Обетов (1447 г.) - сценически оформленное пространство, украшенное люнетами с фресками Россо Фьорентино, Понтормо и Андреа дель Сарто (1511-1513 гг.).

Церковь Сантиссима Аннунциата находится на одноименной площади, в центре которой возвышается конная статуя Фердинанда I Медичи. Она является парной к статуе Козимо I, находящейся на площади Синьории; ее автором был тоже Джамболонья, но закончил ее Такка в 1608 году.

Церковь Санта Мария Новелла.

Построена была монахами-доминиканцами Систо да Фиренце и Ристоро да Кампи. Строительство началось в 1246 году, в 1279 году были закончены нефы, а во второй половине XIV века Якопо Таленти завершил постройку Колокольни и Сакристии. Прекрасный фасад церкви - результат переделки, предпринятой Леоном Баттиста Альберти в 1456-1470 годах. Талантливый архитектор создал великолепный портал и всю верхнюю часть церкви с ее четкой ритмикой квадратов, инкрустированных мрамором.

Интерьер церкви разделен на три нефа пилонами в виде связки колонн, которые поддерживают огромные арки со стрельчатыми сводами. Интерьер подвергался обновлению в XVI веке. В этой церкви хранится множество произведений искусства XIV-XVI веков таких мастеров как Вазари, Гирландайо, Брунеллески, Джулиано да Сангалло, Росселлино, Гиберти и многих других. Через решетчатые ворота можно пройти в Монастырский двор романского стиля (1350 г.) и далее в Большой монастырь, окруженный арочными стенами, которые расписаны флорентийскими художниками XV и XVI веков. Зеленый дворик получил свое название благодаря зеленому фону фресок Уччело.

Зал Капитула Монастыря (Испанская капелла) - гениальное творение Якопо Таленти (1359 г.). Эта капелла была предназначена для церковных служб, на которых присутствовала Элеонора Толедская, супруга Козимо I, со своей свитой. Капелла украшена фресками Андреа ди Буонаюто (середина XIV века).

Церковь Санта Кроче.

Это - уникальный памятник, представляющий огромную историческую ценность не только благодаря чистоте выражения готического стиля, но также и из-за богатства хранящихся в ней произведений искусства. Создание базилики Санта Кроче (Св. Креста), одной из самых больших церквей города, приписывается гениальному мастеру Арнольфо ди Камбио, начавшему работать над ней с 1294 года. Работы продолжались до второй половины XIV века, но освящена она была только в 1443 году. Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н. Матаса, относится к XIX веку. Колокольня, датируемая тем же периодом (1847 г.), была построена по проекту архитектора Дж. Баккани. Вдоль левой стороны базилики идет портик из легких, почти воздушных арок.

В трансептах находится несколько капелл, среди которых - Капелла Маджоре с фреской Аньоло Гадди "Легенда о Святом Кресте". (1380 г.). В алтаре - полиптих Джерини с изображением Мадонны со Святыми, а вверху - Распятие школы Джотто. Витражные окна датируются XIV веком. Наиболее известные надгробные памятники расположены вдоль стен правого нефа: памятник Микеланджело работы Вазари (1579 г.), памятник Данте Алигьери скульптора Риччи (1829 г.), памятник Маккиавелли работы Спинацци (1787 г.) и памятник Галилео Галилею.

В правой части трансепта находится Капелла Кастеллани с прекрасно выполненными фресками Аньоло Гадди (1385 г.) на сюжеты из Жизни Святых. В алтаре - Распятие Джерини. Портал работы Микелоццо ведет в Сакристию, где в Капелле Ринуччини можно восхищаться фресками с Жизнеописанием Магдалины и Девы Марии художника Джованни ди Милано. Прекрасен алтарный образ, выполненный Джованни дель Бьондо (1379 г.). Кроме выше перечисленных капелл, в церкви Санта Кроче есть еще капеллы, хранящие бесценные произведения искусства: Капелла Медичи, Капелла Велутти, Капелла Перуцци, Капелла Барди, Капелла Тосиньи, Капелла Пульчи.

В глубине Монастырского двора базилики Санта Кроче открывается Капелла дей Пацци - прекрасное творение Брунеллески, начавшего работы в 1443 году. Декорировка капеллы выполнена такими мастерами, как Дезидерио да Сеттиньяно, Лука делла Роббиа, Джулиано да Майано. Предваряет капеллу пронаос из коринфских колонн. Небольшой купол с конической крышей и круглым фонариком был завершен в 1461 году.

Палаццо Веккио.

Палаццо Веккио (Старый дворец) находится на одной из площадей Италии - площади Синьории. Строительство Дворца началось в 1294 году по проекту Арнольфо ди Камбио как крепость для защиты резиденции приоров - мощное квадратное здание с зубчатым завершением. Еще большую основательность дворцу придает высокая башня (94 метра), поднявшаяся над галереей с 1310 года. Снаружи здание облицовано рустом из твердого камня. Трехэтажный фасад украшен парными окнами, вписанными в полукруглые арки, что придает всему зданию впечатление сдержанной строгости. Между 1343 и 1592 годами в первоначальный проект Арнольфо ди Камбио (как внутри здания, так и снаружи) были внесены изменения и дополнения. Мастера Кронака, Вазари и Буонталенти. На фасаде, под арками галереи, можно видеть фрески с девятью гербами коммун города. Часы имеют механизм, который датируется 1667 годом.

Перед Палаццо Веккио находится ряд скульптур, среди которых знаменитая копия Давида работы Микеланджело, заменившая в 1873 году оригинал.

Салон пятисот Палаццо Веккио был создан по проекту архитектора Кронака. Работы по декорировке зала возглавил Вазари. Аллегорические картины на потолке и стенах повествуют о триумфальном Возвращении великого герцога Козимо I во Флоренцию, об Истории завоеваний Пизы и Сиены. Среди мраморных статуй следует отметить скульптурную группу Микеланджело "Гений, попирающий грубую силу". Среди Верховных апартаментов, кроме апартаментов Элеоноры Толедской и Аудиенц-зала, следует выделить Зал лилий. В Зале лилий выставлена знаменитая Юдифь - шедевр Донателло. Раньше она стояла на площади Синьории.