Задачи развития в аграрном секторе

В настоящий период руководством страны поставлены масштабные задачи по модернизации отечественной экономики и перевода ее на инновационный путь развития. Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается одиннадцать лет подряд. Не стал исключением и прошедший год несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса и самую значительную за десятилетие засуху. Индекс сельскохозяйственного производства составил 101,2%, в то время как ВВП снизился на 7,9%, а объем промышленного производства - на 10,8%. Благодаря вводу в строй более 250 новых объектов молочного и мясного животноводства, значительно выросло производство мяса - на 6,6% (до 9 млн. 950 тыс. т), молока - на 0,7% (до 32 млн. 600 тыс. т). На рынке мяса и молока наблюдается импортозамещение. Собран хороший урожай зерна - 97 млн. т, что позволило пополнить стратегические запасы страны и сохранить высокий экспортный потенциал (до 20 млн. т).

Все это стало возможным благодаря эффективному труду сельских тружеников, агробизнесменов, своевременным антикризисным мерам правительства, в числе которых дополнительное выделение субсидированных краткосрочных и инвестиционных кредитов (прирост объемов кредитования АПК в 2009 г. составил 8,6% и достиг 776 млрд. руб.); таможенно-тарифное регулирование на животноводческом рынке; применение фиксированных цен на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы; повышение прозрачности бюджетирования сельского хозяйства путем формирования Минсельхозом России реестра бюджетополучателей; совершенствование взаимоотношений министерства с регионами, способствующее на 2-3 месяца сокращать сроки перечисления бюджетных средств крестьянам; дополнительные меры по развитию малого предпринимательства и сокращению сельской безработицы (в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в сельскую местность направлено 6,7 млрд. руб.). В общем успехе развития отрасли заметен и вклад ученых, специалистов Россельхозакадемии.

Однако неиспользованных возможностей в агропромышленном комплексе еще много и их надо мобилизовать. Актуальны задачи дальнейшего обновления материально-технической базы отрасли несмотря на рост инвестиционных кредитов и лизинговых операций за последние 4 года; не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей инфраструктура агропродовольственного рынка, в том числе рынка зерна, что не позволяет государству в необходимом объеме осуществлять его регулирование; на рынке животноводческой продукции еще существенна доля импортных поставок; доходы крестьян ниже, чем в среднем по стране; отстает уровень социального обустройства деревни. Над этими проблемами работает министерство в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и определяя меры по реализации недавно подписанной Президентом России доктрины продовольственной безопасности страны.

Однако эти проблемы не могут быть решены без адекватного развития научных исследований и внедрения их результатов в производство. Только так можно преодолеть научно-технологическое отставание сельского хозяйства от ведущих зарубежных стран и обеспечить его конкурентоспособность. Ведь по производительности аграрного труда мы отстаем от стран большой семерки» в 8-10 раз и продолжаем импортировать, а не экспортировать сельскохозяйственные технологии. Выплаты по импорту технологий в области сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства за 2005-2007 гг. составили 49,1 млн. долл., поступлений от экспорта сельскохозяйственных технологий в этот период не было. Вопрос о приоритетных направлениях развития сельскохозяйственной науки как основы инновационных преобразований в АПК был обсужден на Комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса 24 декабря 2009 г. Сейчас министерство совместно с Россельхозакадемией работает над реализацией принятых решений.

Речь идет о формировании в сельском хозяйстве современной инновационной системы, элементы которой должны охватывать весь жизненный цикл инновации: от зарождения идеи до освоения законченной разработки в производстве. Только решив эту задачу, можно ликвидировать разрыв между научным потенциалом и эффективностью его использования и повысить уровень коммерциализации научных разработок. Для этого требуется комплекс мер правового, финансово-экономического и организационного характера как со стороны государства, так и научного сообщества. Во-первых, необходимо укрепить взаимодействие между Министерством сельского хозяйства России и Россельхозакадемией на всех стадиях научно-технологического цикла: планирование НИР, их осуществление и внедрение в производство. Однако сейчас нет единого плана научно-исследовательских работ. Годовые планы НИР академических институтов разрабатываются, как правило, без участия министерства. Мало совместных, создаваемых вузами Минсельхоза России и НИИ Россельхозакадемии, исследовательских групп и центров коллективного пользования оборудованием. Только шесть институтов Россельхозакадемии участвуют в деятельности Российского центра сельскохозяйственного консультирования. Такую разобщенность в интересах отрасли целесообразно преодолеть. Первым шагом в этом направлении должна быть совместная разработка долгосрочного (до 2030 г.) прогноза научно-технологического развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей.

В рамках этого прогноза необходимо провести оценку перспективного позиционирования отечественной продукции на мировых агропродовольственных рынках, определить ее конкурентоспособность по ключевым отраслям, перспективы технологической модернизации отрасли. В результате должен быть составлен список приоритетных научно - технологических проектов в АПК как основы нового пятилетнего плана Россельхозакадемии и институтов Минсельхоза России. Отдельно должен быть определен перечень научно-технологических проектов в АПК, осуществление которых определит конкурентоспособность отрасли и продовольственную безопасность страны. На этих проектах следует сосредоточить большую часть финансовых и других ресурсов. Особое значение имеют актуальные направления агроэкономических исследований. Прошедший год ознаменовался рядом новых подходов в экономической политике в сельском хозяйстве, по которым следует расширить исследования.

Речь идет об оценке эффективности бюджетных ассигнований в АПК на основе сформированного министерством реестра бюджетополучателей; о разработке прогнозных региональных балансов основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия; составлении схем размещения сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности на базе оценки биоклиматического и ресурсного потенциалов регионов и их роли в агропродовольственном рынке страны; совершенствовании земельных отношений с использованием результатов проводимого министерством мониторинга земель сельскохозяйственного назначения; разработке приоритетов структурной политики в отрасли на основе базы данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи и материалов выборочных статистических обследований; методах регулирования ресурсных и продуктовых рынков, особенно рынка семян и проблем семеноводства в целом, рынка племенного скота с созданием баз данных племенных животных; разработке механизмов политики устойчивого развития сельских территорий и др.

Во-вторых, целесообразно перестроить практику распространения результатов НИОКР. Сейчас научные исследования и освоение их результатов в производстве существуют как бы в «параллельных мирах». В бюджете Россельхозакадемии за последние 10 лет, в отличие от других государственных академий, снизилась на 20% доля финансирования прикладных исследований и разработок.

Нерационально используется потенциал опытно-производственных хозяйств: 72 из них проходят процедуру банкротства; около 10% земли остальных не используются по целевому назначению. Для улучшения ситуации необходимо: более решительно создавать как при НИИ, так и при аграрных вузах хозяйственные общества для коммерциализации НИОКР; предоставить бизнесу, занимающемуся инновациями особенно в области семеноводства и племенного дела дополнительные преференции; в общих государственных затратах на науку, и прежде всего в бюджете Россельхозакадемии, увеличить долю расходов на прикладные исследования и разработки.

В-третьих, сельскохозяйственная наука существенно недофинансирована несмотря на рост расходов на НИОКР в последние 5 лет как по линии Россельхозакадемии, так и Минсельхоза России. В целом отношение государственных затрат на науку в сельском хозяйстве в процентах к добавленной стоимости отрасли составляет в России 0,37%, тогда как в развитых странах - в 7-10 раз больше (в Японии - 3,62%, Австрии - 3,38, Дании - 3,14, США - 2,65%). Кроме того, в Россельхозакадемии самые низкие затраты в расчете на одного исследователя: 425 тыс. руб. в 2007 г., тогда как в РАН - 727 тыс. руб.

Увеличение финансирования - объективная необходимость, но рост ассигнований должен сопровождаться мерами по повышению эффективности их использования. Необходимым условием при этом является совершенствование конкурсного отбора исследовательских проектов и экспертизы их результатов, включая независимую экспертизу. Надо также продолжить оптимизацию сети научных учреждений, разработав для этого понятную для всех членов научного сообщества методику оценки результативности научных организаций.

Главные направления этой работы: формирование при ведущих институтах филиалов, занимающихся прикладными разработками и освоением результатов НИОКР; интеграция институтов Россельхозакадемии с сельскохозяйственными вузами, включая создание федеральных и национальных исследовательских университетов аграрного профиля. Для формирования таких центров есть все условия в Москве на базе Тимирязевской академии, Краснодаре, Ставрополе, Орле, Саратове, Новосибирске, Барнауле.

В-четвертых, самое главное - кадровая проблема. Все перечисленные меры будут содействовать росту престижа аграрной науки, а значит притоку в нее молодых талантливых исследователей. Но при этом в каждом научно-исследовательском учреждении должен быть план стажировок и повышения квалификации сотрудников в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах и университетах. Целесообразно совместно с вузами отобрать лучших выпускников, аспирантов, молодых сотрудников и направить их на стажировку.

Заслуживает обсуждения и вопрос о выделении стипендиальной квоты при выборах членов-корреспондентов и академиков Россельхозакадемии для исследователей до 50 лет. Нужно также целевое финансирование для строительства жилья для молодых ученых. Такие предложения по формированию инновационной системы в АПК заслуживают специального обсуждения на совместном заседании президиума Россельхозакадемии и коллегии министерства.