Историко-культурный и природный потенциал в международном туризме

Особый интерес для туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в особый список ЮНЕСКО (Организации по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в список объектов постоянно растет.

Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный список. Эти критерии, как и виды культурных и природных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 году). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 году) – Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.

Как пишет Т. А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места».

К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Под природным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов:

  ·  природные памятники, состоящие из физических и биологических образований или групп таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики и науки;

  ·  геологические и физиографические образования и точно ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или консервации;

  ·  природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, консервации или природной красоты.

Кроме памятников культурного и природного наследия существуют и смешанные памятники культурно-природного наследия.

Существует система критериев оценки как культурного, так и природного наследия.

«Каждый культурный объект, представленный для включения в Список Всемирного Наследия, должен:

1.  Представлять собой шедевр творческого гения человека; или

2.  Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или

3.  Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или

4.  Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или

5.  Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или

6.  Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения…

Каждый природный объект, представленный для включения в Список Всемирного Наследия, должен:

1.  Представлять собой выдающийся пример одного из этапов развития Земли, включая период зарождения жизни и основные геологические процессы формирования ландшафта, или демонстрировать важнейшие геоморфологические или физиографические признаки; или

2.  Представлять собой выдающийся пример развития какого-либо текущего экологического или биологического процесса, включая материковые, пресноводные, побережные и морские экосистемы, а также колонии бактерий и стада животных; или

3.  Включать в себя интереснейшие природные явления или места исключительной природной красоты, имеющие эстетическое значение; или

4.  Содержать наиболее важные и существенные (с точки зрения науки и биологического воспроизводства) природные ареалы, приспособленные для плодотворного биологического обмена, включая ареалы, имеющие общемировое значение и находящиеся под угрозой уничтожения».

Историко-культурное изучение определенных страноведческих территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов:

1)    изучение гражданской и военной истории объекта, выявление влияния исторического фактора на формирование объекта;

2)    изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта;

3)    выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города);

4)    изучение наиболее важных и интересных для туристов памятников архитектуры;

5)    изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6)    характеристика основных этапов развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);

7)    изучение творчества крупнейших представителей культуры и искусства страны, района, города.

 Культурный туризм: особенности и развитие в Центральной России

(по Д. А. Цапук)

Всемирная Туристская Организация (ВТО) определяет культурный туризм как вид путешествий, включающий культурные элементы, который растет быстрыми темпами – около 15% в год.

Широта охвата явлений в культурном туризме отражается и в большом количестве различных его дефиниций. Определение ВТО крайне расплывчато, так как под него попадает практически любой турист, поскольку в новом месте пребывания он наверняка столкнется с новыми элементами культуры. Можно привести более конкретное определение Канадского отделения ICOMOS: «Туризм, который концентрируется вокруг событий художественного искусства, культурных фестивалей, музеев и других достопримечательностей наследия». Но это определение слишком суживает спектр возможностей и направлений культурного туризма и существенно обедняет его.

Более широкий подход демонстрирует комитет культурного туризма британского отделения ICOMOS: «Культурный туризм может быть определен как туризм, который вовлекает в исследование жизненного опыта других людей, отражающего их социальные обычаи, религиозные традиции и интеллектуальные идеи их культурного наследия». Данное определение лучше канадского, но здесь пропадает конкретность.

Предлагается следующее определение культурного туризма: «Туризм, который концентрируется вокруг событий, явлений и элементов культуры, отличающейся от таковых в месте постоянного проживания туриста». Основные дифференцирующие аспекты культурного туризма, которые могут служить критериями отнесения туриста к категории культурного туризма: мотивация; затраты времени; материальные затраты.

Представляется, что функциональное определение культурного туризма должно исходить из временных затрат, поскольку временные ресурсы во время путешествий являются наиболее ценными. Если эффективное время, предназначенное для туризма преимущественно занято посещением достопримечательностей, памятников, музеев и культурных мероприятий, то данный тур можно отнести к культурному туризму.

Существует три основных отличия современного культурного туризма от прошлых практик:

1)  активная роль и позиция туриста имеет первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и дестинаций;

2)  привлекают не отдельные памятники, события и др. сами по себе, а культурное окружение, которое в поселениях можно назвать культурной средой, а на других территориях – культурным ландшафтом;

3)  культурные ресурсы выступают не как потенциал, а как культурный капитал, который должен воспроизводиться и восполняться, в том числе и с помощью поступлений от туризма.

При оценке культурного потенциала территорий и разработке проектов, связанных с культурным туризмом, полезно учитывать основные размерности проектирования и развития культурного туризма:

Хронологическая – прослеживание различных исторических эпох и периодов.

Территориальная – создание комплексов вокруг узлов притяжения – выдающихся объектов наследия, объектов туристской инфраструктуры.

Видовая – дифференциация культурного туризма по видам – этнографический, музейный, событийный, образовательный, религиозный, эколого-культурный.

Образная – формирование и отражение серии культурных образов-идей территории.

Программная – формирование туров и специальных программ.

Событийная – создание упорядоченного круга событий и мероприятий.