История Анголы

Древняя история.

Археологические находки подтверждают факт обитания человека на территории современной Анголы еще в эпоху неолита. Населяли ее предки современных сан (бушменов), которые занимались охотой и собирательством. В 5-6 вв. их оттеснили в южные районы пришедшие с севера земледельческие и скотоводческие племена банту, которые знали выплавку железа. Первое раннегосударственное образование - Конго со столицей г. Мбанза-Конго - возникло на территории современной Анголы в 13 в. Оно занимало северные районы, но власть маниконго (верховного правителя) распространялась и за пределы этого государства. Конго было самым крупным и наиболее развитым ранним государством на территории Анголы. Период его расцвета - 15-первая половина 16 вв., распалось в кон. 19 в. В доколониальный период существовали также государственные и политические объединения Бенгела, Кассанжи (17 - нач. 19 вв), Лунда (известно также под названием "Мвата-Ямво", кон.16 - 2-я пол. 19 в., столица - г. Мусумба), Матамба (1635 - кон.17 в) и Ндонго (15 - кон.17 вв., столица - г. Мбанза-Кабаса). Население этих ранних государств занималось главным образом земледелием, гончарством и ткачеством, умело также плавить металлы. В Ндонго было хорошо развито животноводство и добыча раковин "нзимбу", которые в тот период служили средством обмена во многих государствах Африки. Отличало его и наличие многочисленного войска.

Колониальный период.

Первыми из европейцев, которые высадились на ангольское побережье, были португальцы. В 1482 экспедиция во главе с Диогу Каном открыла устье р. Конго, а в 1484 был заключен договор с маниконго. В нач.16 в. португальцы построили несколько фортов, в 1576 основан форт Сан-Паулу-де-Луанда (современная столица г. Луанда). Влияние Португалии в Конго усилилось в период правления короля М. Нзинги (1506-1543), принявшего христианство и получившего имя Афонсу I. В 17 в. вспыхивали крупные восстания коренного населения - в 1570 под руководством Мбула Матади, а в 1591 - во главе с Нсойо. Попытки португальцев в кон.16 в. проникнуть во внутренние районы Анголы натолкнулись на упорное сопротивление государств Ндонго и Матамба, которыми управляла королева Анна Нзинга Мбанди Нгола (католическое имя Анна получено ею при крещении в 1622 в возрасте 40 лет). Она возглавила антипортугальскую коалицию, в рамках которой объединились также государства Конго и Кассанжи. Заключив военный союз с голландцами (корабли Голландской Ост-Индской компании высадились в Луанде в 1621), ей удалось в 1648 вернуть государству Ндонго независимость.31 год (из 81 прожитых лет) отважная Анна Нзинга Мбанди Нгола вела борьбу с колонизаторами, в результате которой захват португальцами внутренних районов был приостановлен. Подчинить Ндонго португальцам удалось в 1671, Матамбу - в самом кон.17 в.

Главным источником обогащения колонизаторов стала работорговля, законодательно закрепленная указом португальского короля от 11 января 1758. (За три столетия колониального господства из Анголы были вывезены ок.5 млн. рабов - в основном в Бразилию на плантации кофе, каучука и сахара). Не имея сил для прямой военной экспансии в глубинные районы страны, португальцы, пытаясь ослабить сопротивление коренного населения, разжигали вооруженные конфликты между различными народами. Для получения информации о природных богатствах Анголы Португалия организовала экспедиции А. Ф. да Силва-Порту (1852-1854) и А. А. Серпа Пинту (1877-1879). Запрещение королем Португалии работорговли в 1836 (тем не менее, контрабанда рабами продолжалась до 1852) нанесло серьезный ущерб колониальному хозяйству. В то же время внутренняя работорговля сохранялась еще несколько десятилетий - труд рабов активно использовался на плантациях хлопка, а также сборе каучука. Введена система насильственной контрактации местного населения, большая часть работников направлялась на работы в соляных шахтах и сооружение дорог, некоторых отправляли на плантации какао на острове Сан-Томе и Принсипи.

Окончательные границы Анголы были определены Берлинской конференцией 1884-1885, созванной по вопросу территориального раздела в бассейне р. Конго между Англией, Бельгией, Германией, Португалией и Францией), а также отдельными соглашениями Португалии с перечисленными государствами, подписанными в 1885-1891. Попытки Лиссабона в кон. 19 в. подчинить оставшиеся внутренние территории страны вновь натолкнулись на сопротивление африканцев: восстание народа бассоронго (1900), волнения в районах Дамба, Зомбо и Кимбубуге (1909-1910) и др. Все они были подавлены португальскими войсками. После падения монархии в Португалии (1910) и введения в Анголе административной системы (1920) эксплуатация колонии усилилась. Недовольство коренного населения привело к новым вооруженным выступлениям (восстание в Бенгеле в 1917 и др.). В 1929 введен Политический, гражданский и уголовный статут о туземцах, согласно которому африканские жители португальских колоний разделялись на "индиженуш" (туземцы) и "ассимиладуш" (ассимилированные). "Индиженуш" подвергались дискриминации, принудительному труду и произвольному налогообложению. Стать "ассимиладуш" могли африканцы, принявшие христианство, хорошо владеющие португальским языком, имеющие постоянный доход и ведущие европейский образ жизни. К 1940 статус "ассимилированных" получили 0,6% населения (24 тыс. чел). Действие Политического, гражданского и уголовного статута о туземцах (система индижената) отменена в 1961.

Первые политические организации африканского населения Анголы - "Ангольская лига" (основана в 1912, запрещена в1922) и созданные в 1929 "Национальная африканская лига" (НАЛ) и "Региональная ассоциация жителей Анголы" (РАЖА). Их деятельность носила просветительский характер. До серед. 1950-х антиколониальное движение было разобщенным, часто принимало форму религиозного сектантства - создавались секты токоистов (названы по имени их основателя С. Току), которые отказывались работать в хозяйствах, принадлежавших европейцам. После предоставления Анголе статуса "заморской провинции" Португалии (1951) в колонии началось укрепление государственно-капиталистического сектора экономики. После Второй мировой войны Ангола стала одним из крупнейшим мировым поставщиком кофе, развернулось интенсивное строительство дорог, обслуживающих в основном горнорудную промышленность (в т. ч. новые ее отрасли - добыча нефти, марганцевой и железной руд), увеличились объемы добычи алмазов.

Подъем антиколониального движения начался в 1960-х. Его возглавили "Народное движение за освобождение Анголы" (МПЛА, лидер - Агуштинью Нето), "Национальный фронт освобождения Анголы" (ФНЛА, лидер - Холден Роберто, создан в соседнем Конго на базе эмигрантских организаций) и "Национальный союз за полную независимость Анголы" (УНИТА, лидер - Жонас Савимби), созданные в 1956, 1962 и 1966 соответственно. МПЛА представляло собой объединение нескольких левых политических организаций. Выступало за независимость единой Анголы, в 1960 начало вооруженную борьбу против португальских колонизаторов. ФНЛА и УНИТА - антиколониальные сепаратистские движения, опиравшиеся на поддержку народов баконго (ФНЛА) и овимбунду (УНИТА).4 февраля 1961 МПЛА подняло в г. Луанда восстание, результатом которого стали некоторые уступки колониальных властей - отменен принудительный труд, расширены полномочия местных органов. ФНЛА в апреле 1962 самостоятельно создал "Временное правительство Анголы в изгнании" (ГРАЕ), которое возглавил Х. Роберто. МПЛА в 1961-1972 удалось создать несколько военно-политических районов с выборными органами власти. Руководство же УНИТА пошло на сотрудничество с колониальными властями.

Новое правительство Португалии, сформированное после победы революции 1974, предоставило Анголе право на независимость.15 января 1975 между Португалией, с одной стороны, и МПЛА, ФНЛА и УНИТА с другой, было подписано соглашение о практических путях перехода к независимости. Сформировать переходное правительство не удалось из-за начавшихся вооруженных столкновений между МПЛА и ФНЛА. На стороне ФНЛА выступил УНИТА, тем не менее, МПЛА смогло вытеснить их вооруженные отряды из столицы. В октябре на территорию Анголы для поддержки ФНЛА и УНИТА вторглись войска ЮАР и Заира.

Период независимого развития.11 ноября 1975 в г. Луанда провозглашена независимая Народная Республика Ангола (НРА). Президентом страны стал А. Нето. Конституция 1975 закрепила руководящую роль МПЛА в государстве. В марте 1976 армия МПЛА с помощью прибывших кубинских военных подразделений вынудила войска ЮАР и Заира уйти с территории Анголы. ФНЛА и УНИТА продолжали оказывать сопротивление властям.

В декабре 1977 МПЛА преобразовано в авангардную партию "МПЛА - Партия труда" (МПЛА - ПТ). Правительство провозгласило курс построения социализма. Страна столкнулась с серьезными трудностями: с началом гражданской войны из Анголы уехали практически все португальцы (в т. ч. инженеры, врачи и др. специалисты), упало промышленное производство, уничтожены повстанцами или пришли в запустение большинство плантаций кофе и хлопка, оставленных крестьянами, которые вынуждены были покинуть свои дома, спасаясь от нападения боевиков УНИТА. После смерти А. Нето (сентябрь 1979) председателем МПЛА - ПТ стал Жозе Эдуарду душ Сантуш. Главным источником дохода правительства МПЛА - ПТ был экспорт нефти, добычу которой вели американские компании. УНИТА, продолжавшая оказывать сопротивление правительству, с кон. 1970-х начала получать помощь США и др. стран Запада. Ей удалось захватить значительные территории на юге и востоке Анголы. Источником стабильных доходов УНИТА (ок.600 млн. долл. США в год) стали алмазы, крупные месторождения которых находились на подконтрольных ей территориях. Алмазы сбывались через контрабандную сеть в другие африканские страны, а через посредников - по всему миру.

В 1988 НРА, ЮАР, США, Куба и СССР подписали Нью-Йоркское соглашение о прекращении помощи УНИТА со стороны ЮАР и выводе из Анголы кубинских подразделений. Внутриполитическое урегулирование в Анголе усугубилось новыми выступлениями УНИТА, продолжавшей настойчиво требовать от властей установления многопартийной системы. До 1990 обоюдные обвинения в нарушении условий достигнутых ранее договоренностей препятствовали противоборствующим сторонам заключить мир. С 1990 МПЛА - ПТ стала вновь называться МПЛА. Партия провозгласила смену политического курса Анголы - новыми целями были названы достижение демократического социализма (термин взят из программного документа МПЛА), рыночная экономика и многопартийность. С началом проведения в 1991 экономических реформ прежним владельцам возвращены 100 компаний, частным фирмам переданы до 48% акций крупных государственных предприятий. С августа 1992 страна стала называться "Народная республика Ангола".

Всеобщие выборы проходили 29-30 сентября 1992 в условиях новых столкновений между враждующими группировками МПЛА и УНИТА. Из 12 кандидатов на многопартийных президентских выборах наибольшее количество голосов (но без абсолютного их большинства) набрали Ж. Э. душ Сантуш (49,57%) и Ж. Савимби (40,07%). Последний от участия во втором туре выборов отказался. Президентом стал Ж. Э. душ Сантуш. На парламентских выборах МПЛА получила 129 мест, УНИТА - 70, "Партия социального обновления" - 6, ФНЛА -5, ЛДП - 3, остальные партии - 7 мест.

Руководство УНИТА не признало результаты выборов, не согласилось с распределением постов в новом правительстве и возобновило военные действия против МПЛА. Особенно ожесточенные сражения развернулись в районе г. Уамбо. При содействии ООН 22 ноября 1994 заключены Лусакские соглашения о мире и национальном примирении в Анголе. В апреле 1997 создано правительство единства и национального примирения, в которое, кроме МПЛА, вошли представители УНИТА и других представленных в парламенте оппозиционных партий. В декабре 1998 после нарушения со стороны УНИТА Лусакских соглашений возобновлены широкомасштабные боевые действия. На вооружении 60 тыс. боевиков УНИТА были сотни бронетранспортеров и танков, тяжелая и легкая артиллерия, несколько боевых самолетов, системы противовоздушной обороны (ПВО), современные системы радиосвязи, десятки тысяч единиц стрелкового оружия, закупленные на средства от продажи алмазов. После падения расистского режима в ЮАР главную помощь УНИТА оказывал Заир. Однако АНК, пришедшему к власти в Южно-Африканской Республике, не сразу удалось установить контроль над частными торговцами и организациями ЮАР, помогавшими УНИТА.

В сентябре 1994 правительство МПЛА приняло новый инвестиционный кодекс, который значительно повысил интерес к Анголе со стороны иностранных инвесторов. США активизировал сотрудничество с законным правительством МПЛА. Экспорт ангольской нефти, в добыче которой участвовали американские корпорации, шел в основном в США. Война в Анголе препятствовала нормальной деятельности не только американских, но и английских, французских, бразильских и израильских транснациональных корпораций (ТНК), заинтересованных в освоении минеральных ресурсов страны.

Мировое сообщество практически единодушно назвало Ж. Савимби виновником вспыхнувшей войны в Анголе. Совет Безопасности ООН в декабре 1998 единогласно принял резолюцию, в которой указывалось, что первопричиной кризиса является невыполнение руководством УНИТА обязательств по мирным соглашениям. Европейский парламент в том же месяце принял резолюцию с аналогичной оценкой действий УНИТА. Сообщество развития Юга Африки (САДК) присоединилось к этим решениям в январе 1999. ОАЕ заявила о намерении объявить лидера УНИТА Ж. Савимби военным преступником. Банковские счета УНИТА за рубежом были заморожены, по результатам работы двух экспертных комиссий ООН по Анголе (под руководством Р. Фаулэра) ООН в 2000 приняла решение усилить меры по перекрытию каналов снабжения УНИТА оружием и контрабанды алмазов. В ответ на эти санкции боевики УНИТА сбили несколько самолетов ООН, убили несколько десятков сотрудников миссии по оказанию благотворительной помощи. В марте 1999 ООН вынуждена была спустить флаг над своей штаб-квартирой в Анголе. В первой половине 1999 перевес сил был на стороне УНИТА, но население не поддерживало его выступления. Правительство МПЛА в короткие сроки осуществило перевооружение армии (закуплено новое оружие и военная техника на сумму в 1 млрд. долл. США), а ее численность была увеличена до 100 тыс. чел. Произошли перестановки в правительстве - управление силовыми министерствами и ключевыми ведомствами передано боевым генералам. Депутатская группа УНИТА раскололась на три фракции: поддерживающих Ж. Савимби, представителей партии "УНИТА-Обновленная" (создана после раскола в УНИТА в сентябре 1998, правительство Анголы признало партию в качестве официальной "УНИТА"), третью, самую многочисленную группу, составляли депутаты-центристы.

В сентябре 1999 в результате крупного наступления правительственных войск были взяты главные базы УНИТА - Андуло, Байлундо (духовный центр народа овимбунду - этнической базы УНИТА) и Жамба, захвачены огромные арсеналы снаряжения и оружия, в т. ч.27 танков и 40 боевых машин пехоты. Наступление правительственных войск продолжилось и в 2000. Опасаясь репрессий, часть высших чинов УНИТА перешли на сторону законного правительства. Бойцы УНИТА, поспешно отступая под натиском перешедших в контрнаступление правительственных войск, бросали большое количество оружия и техники. Формирования УНИТА вновь перешли к партизанским методам ведения войны, захватывали деревни и жестоко расправлялись с мирными жителями. В нач. 2000 г.92 муниципальных района Анголы были под контролем правительственных войск (в т. ч.11 из 13 районов, где добываются алмазы). УНИТА препятствовала налаживанию нормальной жизни в освобожденных районах: боевики нападали на сиротские приюты, брали в заложники детей, похищали священников и государственных служащих. Началась насильственная мобилизация мальчиков в возрасте 10-14 лет, которых боевики использовали в боях и карательных экспедициях.22 февраля 2002 в результате военной операции правительственных войск в провинции Мошику был убит Ж. Савимби.4 апреля того же года руководство УНИТА, ослабленное после гибели своего лидера, подписало соглашение о прекращении огня. Однако отдельные группировки боевиков в отдаленных районах по-прежнему грабили и убивали мирных жителей.

В результате длительной гражданской войны была практически полностью разрушена экономика Анголы, убито ок. полумиллиона ангольцев, более 50% взрослого населения не имели работы, а 3/4 жителей оказались в крайней нищете. Инфляция в 1990-1995 составляла 500%, в 1996 она достигла рекордного уровня - 1650%. В 1999 доходы, полученные правительством от экспорта нефти, позволили снизить инфляцию до уровня 329%.

В декабре 2002 одобрен первый послевоенный бюджет (в апреле 2003 в него внесены поправки). В апреле 2003 правительство рассмотрело также новые законы, касающиеся инвестиционного режима в отношении иностранных фирм. Основу экономики Анголы составляют добыча нефти и алмазов. По уровню нефтедобычи страна занимает 2-е место в Африке (после Нигерии). В 1980-1990-е темпы развития нефтегазовой индустрии в Анголе были одними из наиболее высоких среди африканских стран. Зарубежными партнерами в совместных предприятиях являются крупнейшие ТНК - американская группа "Шеврон-Тексако" (владеет 39,2% активов предприятий в Кабинде), франко-бельгийская компания "Тоталь-Финна-Эльф" и итальянская "Аджип-ЭНИ". Ангольскому государству, представленному компанией "Сонангол", принадлежат 20-41% активов совместных нефтедобывающих предприятий страны.

Доля Анголы в мировой добыче алмазов составляет 15% (после ЮАР, Ботсваны и России занимает 4-е месте в мире). Серьезной проблемой для правительства является нелегальная добыча алмазов (согласно неофициальным данным в подпольном промысле алмазов занято 290 тыс. чел). В январе 2004 в провинции Бие проведена первая за послевоенный период операция вооруженных сил Анголы, направленная против подпольного промысла алмазов.

В октябре 2003 президент Ж. Э. душ Сантуш заявил, что очередные президентские и парламентские выборы не будут проводиться до 2005, так как для их проведения необходимо выполнение 14 предварительных условий, прежде всего принятие новой конституции. В том же году создана специальная комиссия по разработке новой конституции. В ее состав вошли 25 представителей МПЛА и 15 - от УНИТА. Оппозиция требовала провести всеобщие выборы не позднее конца 2005. В декабре 2003 Ж. Э. душ Сантуш переизбран председателем МПЛА.

Перед правительством Анголы стоит комплекс сложных задач послевоенного развития - борьба с голодом и бедностью (тысячи людей умирают от голода, страна по уровню смертности среди новорожденных занимает 5-е место в мире), восстановление разрушенной войной инфраструктуры, уничтожение противопехотных мин (в провинциях Уамбо, Мошику, Маландже и др. осталось ок.4 тысяч минных полей), проблемы, связанные с обустройством возвращающихся ангольских беженцев, а также переходом бывших боевиков к мирной жизни. В результате роспуска повстанческих формирований (завершен к середине 2003) разоружены ок.90 тыс. чел. Для их временного размещения, а также размещения их семей созданы более 35 лагерей. Последним очагом напряженности остается богатая нефтью (89% добычи ангольской нефти) провинция Кабинда, в которой в нач. 2004 активизировались действия сепаратистской группировки ФЛЕК (действует с 1975, со второй пол. 1990-х предпринимала только мелкие акций). Сепаратисты выдвинули требование отделения провинции, население которой якобы составляет отдельную от ангольцев этническую общность.

С 2003 инвестиции американской нефтяной компании "Шеврон-Тексако" в реализацию трех нефтеразведывательных проектов на шельфе Анголы (рассчитаны на 2003-2005) составили ок.9 млрд. долл. США. Расширяется круг потребителей ангольской нефти - вытеснив Саудовскую Аравию, Ангола стала крупнейшим экспортером нефти в Китай. Рост ВВП в 2003 составил 7,14% (в 2002 - 3,5%). Инфляцию в 2002 удалось снизить до 106%.

Серьезной проблемой для Анголы является сокращение объемов внешней помощи. МВФ обвиняет ангольское правительство в коррупции и плохом управлении. В 1997-2002 с государственных счетов Анголы "исчезли" 4,2 млрд. долл. США (10% ВВП), полученных от доходов от нефти, - именно такая сумма по утверждению правительства была израсходована социальные нужды. МВФ заявил, что дальнейшую международную помощь стране необходимо предоставлять только при соблюдении ею гласности расходования статей государственного бюджета. Препятствием для новых инвестиций Португалии в ангольскую экономику является невыплаченный Анголой долг (на август 2004 выплачено 25% долга - 258 млн. долл. США).

В мае 2004 после неудачных попыток убедить правительство провести выборы в 2005 представители оппозиционных партий вышли из состава комиссии по разработке новой конституции. В правительственном докладе, обнародованном в июле 2004, заявлено, что для одновременной организации президентских и парламентских выборов необходима сумма в 430 млн. долл. США, а сроки подготовки к ним оцениваются в 9-18 месяцев. В августе 2004 правительство МПЛА назвало предварительную дату всеобщих выборов - сентябрь 2006.