Комплекс мер по развитию животноводства

Для развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия целесообразно предусмотреть дополнительные меры по совершенствованию системы государственной поддержки. Обеспечение устойчивого производства животноводческой продукции потребует разработки комплекса мер по созданию достаточной кормовой базы на основе улучшения структуры кормопроизводства, применения новых технологий производства объемистых и сочных кормов, выработки кормов с более высокой энергетической питательностью, с содержанием в рационах кормления животных нормированного количества концентрированных кормов. В связи с этим необходимо разработать и реализовать федеральную целевую программу по обеспечению стабильного производства зерна (в объеме 90 - 100 млн. т) и развитию зернового рынка.

В целях уменьшения колебаний цен на рынке фуражного зерна целесообразно включить и перечень культур, по которым проводятся зерновые интервенции, наряду с пшеницей третьего и четвертого класса и рожью продовольственной группы «А» также фуражные культуры: ячмень, овес, пшеницу пятого класса и горох.

Стабилизация зернового рынка может быть достигнута также за счет закупок зерна путем залога. При этом складские свидетельства целесообразно сделать государственной ценной бумагой, используемой в качестве залога для получения хозяйствами банковского кредита на развитие производства.

Перевод зерна в группу социально значимых товаров первого класса будет способствовать существенному снижению тарифов на его перевозку железнодорожным транспортом, а, следовательно, удешевлению и повышению конкурентоспособности зерна.

Расширение мер по субсидированию элитного семеноводства путем компенсации хозяйствам не менее половины затрат на приобретение высококачественных семян позволит повысить урожайность и снизить себестоимость кормов.

Следовало бы также отменить ввозные пошлины на белковые компоненты кормов (премиксы), производимые в нашей стране в недостаточном количестве или вообще не производимые (на них приходится до 30% себестоимости кормов).

По-прежнему актуальной остается разработка комплекса мер по смягчению диспаритета цен и компенсации финансовых потерь сельскохозяйственным товаропроизводителям при приобретении энергоресурсов или применение доплат на реализованную ими животноводческую продукцию.

Для обеспечения гарантированного сбыта животноводческой продукции необходимо увеличить объемы ее закупок в федеральный и региональные продовольственные фонды. Одновременно с этим предусмотреть авансирование средств на возмещение части издержек производства сельхозтоваропроизводителей при заключении ими договоров с заготовителями. На закупаемую продукцию в федеральные и региональные фонды рекомендуется устанавливать гарантированные цены. За счет средств региональных бюджетов заготовителям целесообразно выделять специальные кредитные линии для закупки сезонных излишков молока и его переработки в продукцию длительного хранения с последующей реализацией в осенне-зимний период и возвратом заемных средств.

В последние годы стабильно уменьшается государственная поддержка в виде субсидирования реализации продукции. Так, в 2006 году поступление субсидий к выручке от реализации продукции животноводства и птицеводства снизилось до 2% против 4,7% в 2003 году. Сокращается также поддержка из федерального бюджета. Целесообразно увеличить объем финансовых ресурсов, выделяемых из бюджета на приобретение племенных животных и птицы, а также на племенную работу в предприятиях.

Для стимулирования производства животноводческой продукции целесообразно наряду с осуществлением мер ценового регулирования переходить к практике прямых государственных выплат. Ежегодные выплаты в 2008 - 2010 годах, по расчетам ВНИИЭСХ, могут составить 9-10 млрд руб.

Непосредственно в сельхозорганизациях необходимо обеспечить улучшение воспроизводства скота за счет увеличения выхода приплода от маточного поголовья, улучшения племенной работы, направленной на повышение племенных и продуктивных качеств отечественных пород скота. Наряду с внутренними племенными ресурсами необходимо более широко использовать лучшие зарубежные породы.

Особое внимание следует уделить увеличению производства говядины за счет разработки комплекса мер по возрождению мясного скотоводства, включающих:

  •   Выделение из инвестиционного фонда государства средств на строительство помещений для содержания скота мясных пород;

  •   Предоставление долгосрочных (сроком на 10 лет) кредитов на поддержку мясного скотоводства (в том числе на создание стада КРС мясных пород) с компенсацией части процентной ставки за счет средств федерального бюджета;

  •   Освобождение от уплаты долгов по кредитам хозяйств, которые займутся разведением КРС мясного направления;

  •   Создание в целях стимулирования развития рынка говядины фонда ценового регулирования, из которого осуществлять выплаты субсидий при реализации КРС, в размере, позволяющем вместе с ценой иметь рентабельность не менее 15%.

Для обеспечения гарантированного сбыта продукции, производимой в соответствии с национальным проектом «Развитие АПК», рекомендуется включать компании, инвестирующие в соответствующую инфраструктуру (убойные цеха, распределительные центры, рефрижераторы, скотовозы и др.), в число имеющих право на получение льготных инвестиционных кредитов, с тем, чтобы дефицит данных объектов не стал препятствием для первичной переработки и реализации мяса скота и птицы.

Необходимо повысить конвертируемость кормов при откорме скота, в первую очередь свиней, и птицы на основе применения передовых методов откорма. Целесообразно сократить сроки откорма свиней до убоя, а также снизить вес, при котором осуществляется их забой, так как образование сала перекорме животных снижает спрос на свинину со стороны мясоперерабатывающих заводов, уменьшает закупочную цену и соответственно доходы сдатчиков сырья.

В связи с вступлением Российской Федерации в ВТО необходимо предусмотреть меры по защите продукции животноводства и птицеводства от импорта. Например, снижение тарифных квот на ввоз мясной продукции с учетом темпов роста собственного производства не менее 5% в год и установление, начиная с 2010 - 1012 годов, компенсационных импортных пошлин, покрывающих субсидии, выплачиваемые в стране происхождения. При этом часть средств, полученных от уплаты импортных пошлин и других, приравненных к ним платежей, направить на государственную поддержку соответствующих отраслей животноводства.

Реализация изложенного комплекса мероприятий будет способствовать укреплению материально-технической базы, внедрению ресурсосберегающих технологий и повышению эффективности отрасли животноводства, что позволит обеспечить устойчивый рост производства качественной отечественной мясной и молочной продукции в широком ассортименте и стабилизацию её рынка.