Общество Албании

На протяжении четырех веков Османского правления в албанском обществе сохранялись племенные и феодальные традиции: крепкие родственные узы, племенные связи, власть местных вождей и землевладельцев. Однако с 1920-х годов и особенно после 1944 в общественной жизни произошли резкие изменения. И король Зогу, и коммунисты предпринимали попытки модернизации, индустриализации и урбанизации Албании, попутно искореняя отжившие социальные ценности и образ жизни. Коммунисты, применяя более жесткие методы и опираясь на более претенциозные доктрины, добились бóльших успехов, чем король Зогу, но трудно сказать, насколько их представления об эффективности, дисциплине, производительности труда и национальном единстве укоренились в новой управленческо-интеллектуальной элите, выдвинувшейся из переселившихся в города крестьян.

Трудовые ресурсы.

Контингент промышленных рабочих, некогда представленный немногочисленными низкооплачиваемыми горняками и кустарями-ремесленниками, после 1945 значительно расширился. Рабочие объединялись в профсоюзы, которые помогали соблюдать дисциплину и повышать производительность труда. В законодательном порядке был установлен восьмичасовой рабочий день, запрещался труд детей моложе 14 лет. Большинство трудящихся принадлежит к двум профцентрам - Союзу независимых профсоюзов Албании, связанному с Демократической партией Албании, и Конфедерации профсоюзов Албании, созданной в 1991 на базе прежнего Центрального совета албанских профсоюзов, который до 1990 был связан с Албанской партией труда.

В 1988 во всех отраслях хозяйства было занято 1,5 млн. человек, в 1992 - 1,2 млн., в 2002 - 1,59 млн. Приблизительно 57% экономически активного населения занято в сельском хозяйстве, 22% в промышленности и 21% в сфере обслуживания. Число безработных, превышавшее 400 тыс. в 1992, резко возросло к концу 1990-х годов. Официально уровень безработицы на 2003 составляет 15,8%, однако по некоторым оценкам число безработных может достигать 30%.

Социальное обеспечение.

Государственная система социального страхования охватывает всех работающих граждан. Государство гарантирует всем работающим и их семьям бесплатное медицинское обслуживание, пособие по безработице, оплачиваемый отпуск, пенсионное обеспечение и другие социальные услуги. Женщины имеют право на 360 дней декретного отпуска по беременности и в этот период получают 80% от своего заработка.

Мужчины выходят на пенсию в возрасте от 55 до 65 лет, женщины - от 50 до 60 лет. Размер пенсии равен 70% от среднего ежемесячного заработка.

Здравоохранение.

Официально медицинская помощь бесплатная для всего населения. Однако уровень медицинского обслуживания остается низким. Система здравоохранения страдает от нехватки врачей, лекарственных препаратов и устаревшего оборудования. Развивается платная и народная медицина.

Согласно официальной статистике, в послевоенный период удалось заметно снизить уровень смертности и заболеваемости. В значительной степени благодаря легализации абортов между 1990 и 1993 на половину сократились смертельные случаи в период беременности. Беременные женщины были освобождены от работы в тяжелых и вредных условиях. Младенческая смертность в 2003 составляла 22,3 на 1000 новорожденных. Главные причины заболеваемости и смертности среди детей - респираторные и желудочно-кишечные инфекции. После 1990 возросло количество случаев заболевания вирусным гепатитом А, основным источником распространения которого явилась некачественная питьевая вода. В 1994 отмечен ряд случаев холеры.

На одного врача в 1987 приходилось 577 жителей (для сравнения, в 1950 - 8154 жителей), на одну больничную койку - 168 жителей (в 1950 - 229 жителей). Дальнейшее усовершенствование здравоохранения затрудняется антисанитарными условиями и неблагоприятным положением в экономике.

Отношение к религии.

В конституциях 1914 и 1928 провозглашалась свобода вероисповедания. Государство стремилось заручиться поддержкой религиозных общин. Правоверные мусульмане (сунниты) реорганизовали свою общину в 1929, возложив руководство ею на генеральный совет, в который входили представители от каждой префектуры и четырех крупных географических зон. Тогда же мусульмане-бекташи отделились от суннитов и с тех пор сами управляли своим орденом. После длительных и трудных переговоров с Константинопольским патриархатом православная церковь Албании в 1922 объявила о своей административной независимости, с чем патриархат вынужден был согласиться в 1937. Организация и политика католической церкви находились под контролем Ватикана.

С приходом к власти коммунистов в религиозной жизни произошли серьезные изменения. Коммунисты резко выступили против религии, особенно католической. В мае 1945 был провозглашен новый устав мусульман-бекташей, совершенно независимый от суннитского. Правительство поставило противников суннитов во главе обоих течений, ввело своих людей в религиозные общины, укрепило связи с СССР и организовало поддержку международных коммунистических кампаний, например движения сторонников мира. Такая же политика велась по отношению к православной церкви. Католическая религия подверглась более резким нападкам, что получило отражение в тексте конституции, принятой в августе 1951. Смягчение политики в отношении католицизма началось с конца 1950-х годов, когда Албания пыталась наладить контакты со странами Запада, особенно с Италией и Францией. Однако усилившееся в 1966-1967 китайское влияние стимулировало новую волну антикатолических мер, и 4 июня 1967 в стране была закрыта последняя католическая церковь. Тем не менее религиозная жизнь в Албании не прекращалась, и в мае 1990 под нажимом общественности власти объявили о легализации всех вероисповеданий.