Особенности системы сбыта аграрной продукции

Результаты конечной финансовой и экономической деятельности сельскохозяйственных предприятий во многом определяются объемами и качеством реализуемой продукции. Последняя выступает мерилом богатства и благополучия не только сельского хозяйства, но и других отраслей и производств агропромышленного комплекса.[1]

В условиях аграрного реформирования все хозяйствующие субъекты объективно вынуждены заниматься анализом и изучением рынка и оптимизацией сбыта продукции.

Сбыт – это продажа готовой продукции.

Сбыт аграрных продуктов представляет собой экономическую активность в процессе реализации продукции на пути продвижения ее от производителя до потребителя.

Сбыт аграрных продуктов представляет собой систему отношений по формированию и направлению потока товаров и услуг, способствующих продвижению продуктов от производителя к потребителю. Сбыт начинается тогда, когда товар или услуга готовы к продаже или поставке, а заканчивается, когда конечный потребитель получает товар.

Эффективность сбыта характеризуется уровнем интеграции сельского хозяйства в общественное разделение труда.

В силу того, что товаропроизводители и потребители находятся на расстоянии, в пространстве и во времени, товары проходят несколько промежуточных звеньев. [11]

Система сбыта сельскохозяйственной продукции является составной частью системы маркетинга АПК. Последняя включает в себя маркетинговую инфраструктуру, систему маркетинговых исследований, а также систему управления маркетингом. Маркетинговая инфраструктура — это система сбыта, отрасли, ее обеспечивающие, и система маркетинговых коммуникаций. [26]

Систему сбыта можно рассматривать на разных уровнях: товаропроизводителя (микроуровень), региона или отрасли, аграрного сектора народного хозяйства.

Система сбыта выполняет следующие основные функции: обмена, физические, обеспечивающие.

Эффективность сбыта сельскохозяйственной продукции определяет, насколько сельское хозяйство интегрировано в общественное разделение труда. При прочих равных условиях от организации сбытового сектора также зависит, какие цены производителя и потребителя формируются при данном предложении и данном спросе на аграрные товары. В развитых странах сфера сбыта продовольственной продукции сильно развита и регулируется законами рынка.

Сельскохозяйственный рынок можно рассматривать в качестве места сбыта сельскохозяйственных товаров и услуг предприятия. Он объединяет реальных и потенциальных потребителей, предлагаемые предприятиями товары и услуги. [9]

Развитие специализации и внедрение новых технологий производства приводят к нескольким тенденциям в сбыте продукции:

      ·    возрастает потребность в транспортировке, хранении и глубокой переработке; расходы по сбыту составляют все большую часть конечной продажной цены продукта;

      ·    концентрация производства ведет, с одной стороны, к увеличению его объемов (количества продукции) и к снижению цены за единицу произведенной продукции, а с другой — к отдалению производства от мест потребления, что увеличивает расходы связанные со сбытом.

У сельскохозяйственного товаропроизводителя есть выбор путей реализации своих товаров. Если он продает продукты прямо потребителю, он может получить хорошую цену, но должен тратить время и прикладывать усилия (вложить труд) для их сбыта, одновременно осуществлять производство на предприятии. Другой путь продукта — «от ворот фермы»: его покупают посредники, которые выполняют функции хранения, транспортировки, подработки и переработки, упаковки в нужное время и в нужном потребителю месте. [11]

В аграрном секторе потребители могут иметь прямой контакт с товаропроизводителями. Сбыт в данном случае осуществляется путем соглашений о ценах и условиях поставки. [16]

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут продавать полученные непосредственно с фермы молочные продукты яйца фрукты и овощи. Определенную роль в продаже фруктов и овощей играет система, при которой потребитель сам собирает покупаемую им продукцию непосредственно в поле или в саду. Целесообразность применения таких форм продажи зависит от близости к ферме крупных городов с населением, пользующимся автомобилями или общественным транспортом. Эти формы продажи могут обеспечить дополнительную занятость и дать дополнительный доход членам крестьянской семьи, особенно если в хозяйстве производятся частичная обработка и упаковка продукции. В целом прямые продажи составляют небольшую долю от всех продаж сельскохозяйственной продукции.

Как правило, отдельный аграрный продукт не имеет специфического пути реализации. С народнохозяйственной точки зрения необходимо выбрать такой путь продвижения продукта к потребителю, который ведет к минимальным трансакционным издержкам.

Под трансакционными издержками следует понимать издержки, которые возникают не в результате производства товаров, а в результате их перемещения в сфере обращения. Они формируются при обмене услугами.

Уровень трансакционных издержек не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологического процесса, рыночной информационной проницаемости, а также поведения партнеров по обмену, В связи с этим, как правило, имеются альтернативные пути сбыта сельскохозяйственной продукции.

На их выбор влияют следующие факторы и условия:

-предпочтения и целесообразные затраты потребителя;

-целесообразные затраты сельскохозяйственного товаропроизводителя;

-территориальное деление производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции;

-технологии производства и затраты в секторах торговли и переработки.

1. Физические свойства аграрного сырья и готовых продуктов питания. Отдельные продукты, например яйца, картофель, овощи и фрукты, потребители покупают преимущественно в непереработанном виде. Эти продукты лучше всего подходят для прямого сбыта конечному потребителю. Другие продукты, например сахарную свеклу или зерновые, домашние хозяйства, как правило, покупают в предварительно переработанном виде. У сельского товаропроизводителя есть возможность прямого сбыта продукции заготовительным торговым организациям или же сбыта через посредников (предприятия перерабатывающей промышленности). Заготовительные торговые организации включаются в промежуток между производством сырья и конечным потреблением в том случае, если должны выполняться специфические функции по хранению продукции или сохранению ее специальных качеств.

2. Играют роль предпочтения и степень целесообразности затрат потребителя. К примеру, прямой сбыт картофеля в течение времени ограничен тем, что потребители хотели бы быстрее переходить на ранний картофель, и тем, что у них нет возможности хранить картофель предыдущего урожая в большом количестве. Функции по хранению картофеля принимают на себя заготовительные организации. [11]

Предпочтения потребителей имеют большое значение при сбыте экологически чистой продукции. Здесь особое значение имеет доверие покупателя. [5]

3. В сельском хозяйстве под действием технического прогресса высвобождается рабочая сила. Если в сельской местности нет возможности для организации несельскохозяйственных видов деятельности, то возрастает значение прямого сбыта продукции с целью создания дополнительных источников доходов. При этом прямой сбыт не ограничивается продажей сырых продуктов. Владельцы предприятия стремятся сами организовать переработку сырья и напрямую сбывать готовую продукцию.

Прогресс ведет к росту городского населения и снижению роли прямого сбыта в формировании дохода сельского населения. Прямой сбыт позволяет получить дополнительный доход производителям сельскохозяйственной продукции, как правило, только вблизи центров ее массового потребления.

4. Обычно торговля и переработка выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными товаропроизводителями за прямой сбыт продукции. Технический прогресс сильнее действует на снижение затрат при переработке аграрной продукции в пищевой промышленности, чем при ее переработке на сельскохозяйственных предприятиях. Применение новых технологий переработки зерна или охлаждения продукции в соответствии со стандартами связано с эксплуатацией больших производственных мощностей, которые не могут прибыльно использоваться небольшими сельскохозяйственными предприятиями.

5. Прохождение аграрных продуктов через стадию оптовой торговли зависит в значительной степени от пространственного разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Раньше молочные заводы сбывали продукцию непосредственно в розничную торговлю, но возрастающая дифференциация продуктов привела к вхождению в цепь реализации предприятий оптовой торговли. В зависимости от складывающихся условий эта функция может переходить и к отдельным молочным заводам, которые расширяют предложение не только путем диверсификации собственного производства, но и путем сбыта молочных продуктов, которые производят другие заводы. [11]

В замках народнохозяйственного разделения труда сбытовой сектор принимает на себя определенные функции.

1. Заготовительные функции. Сектор сбыта путем изменения аграрного сырья по форме, в пространстве и во времени делает его готовым к потреблению. Изменения по форме наступают в результате переработки, стандартизации и упаковки товаров;изменения в пространстве — следствие пространственного разделения производителей и потребителей; изменения во времени — из-за разрыва между моментом покупки аграрного продукта и моментом продажи готовых к потреблению товаров. Разница во времени особенно выражена в сезонных аграрных продуктах и продуктах, которые могут храниться больше года.

2. Функцииобмена. Сектор сбыта может снижать затраты как производителя, так и потребителя путем информирования о товарах и ценах, например, через информационную рекламу и стандартизацию продуктов. Функции обмена будут выполнены лишь в том случае, если товары в любое время и во всех местах сбыта могут удовлетворять покупательский спрос. Это требует формирования соответствующего ассортимента продукции.

При реализации функции обмена величина общехозяйственных затрат должна стремиться к минимуму, что означает минимизацию общих затрат обмена товарами, которые должны нести производители, торговля и потребитель.

3. Функции снижения трансакционных затрат. Перед сектором сбыта стоит задача содействия уменьшению затрат на поиски партнера по рынку. У производителя определенного аграрного продукта могут возникать высокие трансакционные затраты, если он сам должен искать конечного потребителя. Включение в цепь товародвижения сектора сбыта (например, создание организаций по сбыту) облегчает сельскому товаропроизводителю процесс продажи продукции. [10]

На снижение трансакционных затрат влияют следующие факторы.

      ·    Наличие информационных рынков. Возможность быстро и дешево получить информацию при прочих равных условиях определяется наличием систем коммуникаций в народном и международном хозяйстве. Если в стране плохо действует телефонная сеть, торговля развивается медленно и неэффективно. Применение современных систем передачи информации содействует снижению трансакционных затрат.

      ·    Возможность свободного перемещения в экономическом пространстве. При торговле между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок и возможности ехать тогда, когда это необходимо. Поездки могут быть необходимы для осмотра товара или установления деловых отношений. С образованием внутреннего рынка снижаются транспортные затраты и развивается торговля.

      ·    Развитое законодательство. Если правовая система недостаточно разработана, возрастает риск, возникающий в процессе обмена. В результате этого трансакция между хозяйствующими субъектами не всегда приводит к удовлетворительным результатам.

Выбор путей сбыта. если переработчики сельскохозяйственной продукции не имеют возможности получать необходимое количество однородного сырья желаемого качества и в желаемое время, то обмен продукцией через рынок может происходить с высокими трансакционными затратами. В этих случаях перерабатывающие предприятия стремятся заключать с производителями сельскохозяйственной продукции договоры на ее поставку. Сельскохозяйственные товаропроизводители также заинтересованы в подобных формах вертикальной интеграции. [23]

Если речь идет о гомогенных (однородных) продуктах, свойства которых могут быть описаны при помощи стандартов, трансакционные затраты будут низкими: в этом случае продавцу легче сменить торгового партнера без высоких затрат. Влияние покупательского спроса здесь менее значимо, чем в отношении негомогенных (неоднородных) товаров, при которых смена торгового партнера может быть связана с повышенным риском и затратами.

4. Страхование рисков и ограничение мобильности капитала. Как правило, торговля обеспечивает покупку товара в один момент времени, а продажу его — в более поздние сроки. Так как ко времени его покупки цены продажи неизвестны, то приобретение товара сопряжено с определенным риском. Одновременно происходит связывание капитала. Следовательно, сектор сбыта берет на себя функции страхования рисков и ограничения мобильности капитала. [10]

Развитие производственно-сбытовой сферы невозможно без дальнейшей экологизации АПК, что позволяет улучшить использование сельскохозяйственного сырья, ликвидировать его потери, повысить качество продукции. Развитие инфраструктуры сбыта (дороги, хранилища и т. д) и перерабатывающих отраслей промышленности (пищевой и легкой) имеет важное значение для стабилизации экологической ситуации и решения продовольственной проблемы.

В настоящее время потери из-за отставания в развитии инфраструктуры и перерабатывающей промышленности составляют 20—30 %. Это означает, что часть природных ресурсов АПК, востребованных для производства теряемой продукции, использована нерационально. Потери приходится компенсировать, расширяя сельскохозяйственное производство и, следовательно, вводя в эксплуатацию все новые природные ресурсы или увеличивая нагрузку на имеющиеся. За счет ликвидации потерь сельскохозяйственной продукции, использования резервов можно высвободить значительные объемы природных ресурсов без сокращения фонда потребления (до 30—40 % всех используемых сельскохозяйственных угодий).

Ресурсосберегающий путь развития АПК на основе развития инфраструктуры и перерабатывающей промышленности наиболее эффективен в ближайшей перспективе в связи с ухудшающейся обстановкой в сельском хозяйстве. [11]

По существу, формирование рациональной производственно-сбытовой сферы АПК— альтернативный вариант решения экологических проблем в сельском хозяйстве.

Во-первых, экологические компенсационные затраты, требующиеся для устранения ущерба окружающей среде от проведения тех или иных мероприятий в АПК (внешние эффекты), в «сырьесберегающем» инвестиционном варианте минимальны. Капитальные вложения в совершенствование процесса доведения сельскохозяйственной продукции до потребителя являются практически чистыми в экологическом отношении.

Во-вторых, полная утилизация и комплексное использование сельскохозяйственного сырья на основе малоотходных и безотходных технологий в перерабатывающей промышленности предотвращают загрязнение окружающей среды.

В-третьих, ликвидация потерь произведенной сельскохозяйственной продукции приведет к тому, что отпадет необходимость в наращивании материально-технической базы сельскохозяйственного производства, увеличении валовых сборов продукции, что снизит нагрузку на агроэкосистемы.

В-четвертых, капитальные вложения в производственно-сбытовую сферу окупаются быстрее, чем в другие сферы АПК.

Это направление предусматривает глубокую структурную перестройку АПК, при которой произойдет снижение доли сельского хозяйства в основных фондах, числа занятых, конечной продукции АПК и рост этих показателей в инфраструктуре и перерабатывающей промышленности. В целях экономии земельных и водных ресурсов следует шире использовать подобные альтернативные варианты увеличения конечного потребления.

Состояние системы сбыта в значительной мере определяет интенсивность и успех рыночных процессов. Эффективность рыночных процессов определяется на макро- и микроуровнях по единой методологии и оценивается как отношение социально-экономических результатов к ресурсам или затратам.

О результатах (эффекте) рыночной деятельности свидетельствуют степень удовлетворенности покупательского спроса, оцениваемая объемом реализации товаров и услуг; денежная выручка (товарооборот); валовая добавленная стоимость; валовой доход; прибыль.

Показатели эффективности использования ресурсов включают среднегодовую численность занятых обслуживанием рыночных процессов работников, объем основных и оборотных фондов организаций сферы обращения, запасы товаров и т. д.

Показатели эффективности затрат характеризуются величиной затрат на рабочую силу (фонд оплаты труда), сырье, материалы, тару, упаковку и прочих, а также величиной амортизации основных фондов и потерь в сфере обращения.

Показатели социально-экономической эффективности могут быть рассчитаны как по отношению к общему объему ресурсов или затрат (обобщающие показатели), так и по отношению к каждому из компонентов.

В систему показателей эффективности входят показатели рентабельности организаций торговли и услуг, а также социально-экономической эффективности затрат живого и овеществленного труда, использования ресурсов экономического потенциала рынка, инвестиций в систему сбыта. Классификация издержек осуществляется по статьям затрат, сегментам рынка, экономическим факторам. При анализе издержек обращения применяются методы группировки, индексный, корреляционно-регрессионный анализ.

Главная цель сферы обращения заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах и характеризуется их объемом и структурой реализации. Достижение социального эффекта часто сопровождается снижением экономических результатов, что говорит о необходимости учета социальных факторов при оценке эффективности системы сбыта. Однако оценка социальных последствий функционирования системы сбыта затруднена, что объясняется рядом причин, а также методологическими проблемами.

Во-первых, социальный эффект не всегда поддается количественному измерению (например, количественно трудно выразить степень улучшения самочувствия населения от сокращения времени на поиск и приобретение товаров, качественного обслуживания и т. д.). Этим в значительной мере объясняется тот факт, что при исследовании социально-экономической эффективности сферы обращения акцент делается на оценку экономических результатов. Между тем достижение социального эффекта нередко связано со значительными затратами, что вызывает необходимость его оценки.

Во-вторых, на достижение социального эффекта совокупное влияние оказывает не только сфера обращения, но и внешние по отношению к ней факторы. Например, степень удовлетворения потребностей населения в товарах зависит как от количества реализованных продуктов и услуг, так и от их качества, которое зависит от производителя.

В-третьих, социальный эффект в отличие от экономического, который, как правило, выражается в суммарных стоимостных показателях, во многих случаях можно выразить лишь в натуральных измерителях, не поддающихся обобщению: количестве высвобожденного времени покупателя за счет совершенствования деятельности рыночных структур, числе обслуживаемых потребителей и т. д.

В-четвертых, нередко эффект от совершенствования функционирования рыночных структур проявляется не в самой сфере обращения, а за ее пределами. [6]

Необходимо учитывать роль, которую играет система сбыта в удовлетворении общественных и личных потребностей: она способствует созданию условий для воспроизводства не только материальных благ и услуг, но и рабочей силы. К показателям социального эффекта рынка относятся: количество высвобожденного времени населения, степень удовлетворения покупательского спроса; сокращение претензий покупателей к качеству товаров и сервису; улучшение условий труда работников торговли и сферы услуг; качество и эффективность послеторгового обслуживания; экологическая защита.

Обслуживая процесс обращения товаров, система сбыта одновременно участвует и в производстве валового внутреннего продукта страны, то есть ее деятельность носит производственный характер. Производственные результаты позволяют отразить вклад каждого звена системы сбыта в достижение конечных результатов развития АПК и обеспечить сопоставимость показателей эффективности рынка товаров с показателями других видов и сфер деятельности. В связи с этим сводные показатели эффективности функционирования рынка товаров необходимо рассчитывать в нескольких вариантах в зависимости от целей анализа. [23]

Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:

-бесперебойно и круглосуточно снабжать население продуктами питания;

-обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;

-повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;

-способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;

-упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.

В условиях перехода к рыночным отношениям в сельском хозяйстве сложился ряд каналов реализации продукции.

Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта. Это система экономических, технологических, организационных и социальных процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей. Каналы реализации подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы предполагают перемещение товара непосредственно от производителя, минуя независимых посредников.

По прямым каналам может реализовываться овощная продукция, картофель на колхозном рынке или через собственные магазины, палатки, ларьки. Таким способом продукция реализуется местному населению за наличный расчет через кассу предприятия.

Косвенные каналы связаны с поиском и использованием независимых посредников, которые приобретают продукцию у товаропроизводителей и поставляют ее потребителям. В качестве посредников могут выступать государственные организации, потребительская кооперация, торговля и промышленные предприятия.

Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.

Основными каналами реализации сельскохозяйственной продукции являются продажа государству и свободная реализация по усмотрению предприятия.

Адаптация товаропроизводителей к условиям рынка проявляется путем расширения собственной базы хранения продукции для ее продажи вне сезона массового производства по повышенным ценам.

При переходе к рыночным отношениям наблюдается резкое сокращение объемов продажи сельскохозяйственной продукции государству и увеличение реализации ее по рыночным каналам.

Росту эффективности в сельском хозяйстве и в сфере сбыта аграрных продуктов могут содействовать государственные мероприятия по регулированию сельскохозяйственных рынков.