Особо охраняемые природные территории

Классификация и рекреационное использование

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

Уникальность данных природных объектов определяет их высокую ценность для познавательного туризма, что позволяет рассматривать ООПТ как важные природные рекреационные ресурсы, использование которых в туризме должно быть строго регламентировано.

Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

§  государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

§  национальные парки;

§  природные парки;

§  государственные природные заказники;

§  памятники природы;

§  дендрологические парки и ботанические сады;

§  лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

Природные заказники, памятники природы и заповедные участки леса это территории, выделяемые для уникальных, редких или типичных природных комплексов, охрана которых поручается землепользователям этих территорий: лесничествам, лесхозам, если ООПТ расположены на землях гослесфонда, или сельской администрации, если они находятся  в пределах земель бывших колхозов, совхозов и т. д.

 Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

§  сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

§  поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

§  предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

§  осуществление экологического мониторинга;

§  выполнение научно-исследовательских задач;

§  ведение эколого-просветительской работы;

§  осуществление контрольно-надзорных функций.

Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников. В частности, выделяются 4 основные зоны:

  ·  зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

  ·  зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

  ·  зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

  ·  зона хозяйственно-административная.

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники.

 Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

§  заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

§  особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

§  познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

§  рекреационная, предназначенная для отдыха;

§  охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

§  обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

§  хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка  выделяются 4 функциональные зоны:

  ·  зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

  ·  зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

  ·  зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

  ·  зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

 Следующей категорией особо охраняемых природных территорий России являются природные парки регионального значения.

Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. 

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

К категории охраняемых природных территорий можно отнести также и памятники природы. Данная категория ООТ является самой распространенной.

Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. 

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  ·  участки живописных местностей;

  ·  эталонные участки нетронутой природы;

  ·  участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

  ·  места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

  ·  лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

  ·  природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

  ·  уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

  ·  геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

  ·  геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

  ·  местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

  ·  участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

  ·  природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

  ·  береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

  ·  отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.  

 Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий  можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий

(по Т. В. Архипенко, Г. В. Дудко)

Отдых и оздоровление людей в естественной природной среде в пределах страны является сейчас одной из наиболее важных народно-хозяйственных и социальных задач. В этой связи задача изучения рекреационно-туристского потенциала территории, выявление и резервирование новых территорий для отдыха, оценка уже существующего туристского природопользования и разработка рекомендаций по его оптимизации приобретает особую актуальность.

Причем изучаются и те территории и объекты, для которых ранее не предполагалось даже в незначительной мере изменять характер и интенсивность сложившейся хозяйственной деятельности. В особенности это относится к таким особо охраняемым природным территориям (ООПТ), как заказники, а также к национальным паркам, где предпринимаются определенные действия по расширению рекреационных зон и, как правило, за счет регулируемого использования.

В этой связи следует учитывать несколько принципиальных положений. Рекреационная деятельность как одно из направлений хозяйственной деятельности (правда, с другой стороны, необходимо оценивать ее экологический и социальный эффект), которая усиливает антропогенную нагрузку на природную среду, не должна способствовать развитию негативных природных явлений и препятствовать природоохранным целям и задачам специально выделенных территорий и объектов и соответствующим мероприятиям.

Рекреационные возможности особо охраняемой природной территории (даже специально выделенных для этой цели участков национального парка) могут использоваться только как дополнительные и подчиненные ее природоохранным функциям. Развитие здесь туристской инфраструктуры может происходить только при приоритетном учете природоохранных ограничений, и уровень удовлетворения потребностей туристов должен определяться именно этими ограничениями. Поэтому следует обратить внимание на понимание комплексного хозяйствования в ООПТ, как единого процесса по осуществлению разнообразных мероприятий, а не как совокупности различных видов деятельности, результаты которых в итоге интегрируются. Необходимо объединять не результаты разных видов деятельности, обусловленных задачами ООПТ, а процесс их осуществления. В противном случае отдельные виды деятельности вступают друг с другом в противоречие. Действительно, объединяющим началом всей деятельности в ООПТ является охрана природы, однако в современной практике эта функция фактически противопоставляется другим видам деятельности, которые ограничиваются системой запретов, излагаемых в нормативных документах. Весьма ярко это противоречие проявляется во взаимосвязи рекреационной и природоохранной функций ООПТ, что выражается в ограничении традиционных (массовых) видов туризма в ее пределах. Единственный выход здесь видится в развитии не массовых, а альтернативных видов туризма, которые способствовали бы выполнению главной задачи ООПТ – охране природных комплексов, и одновременно помогали бы достигать цели, связанные с экологическим просвещением и получением рекреационного эффекта. Поэтому туристской специализацией ООПТ должно быть обслуживание туристов, для которых главными видами рекреации являются занятия, основанные на минимальном потреблении экологических ресурсов и живом общении с природой.

Приоритет должны иметь познавательные формы туризма, развитие которых будет способствовать привлечению на отдых образованных людей и популяризации среди населения экологических и культурно-исторических знаний. Одним из приоритетных направлений развития познавательных форм туризма являются туристские маршруты или экологические тропы, расширяющие у экскурсантов знания о процессах и явлениях окружающей их природы. Другая важная задача – воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Экологические маршруты и тропы, кроме этого, являются регуляторами потока рекреантов, распределяя их в различных направлениях по ООПТ, снижая рекреационную нагрузку на природную среду.

Все сказанное только подчеркивает необходимость обозначения и выделения в правовом порядке экологического туризма в качестве отдельной категории туристкой деятельности как имеющего наибольшие перспективы устойчивого развития и самого цивилизованного вида рекреационной деятельности.

Актуальность выделения этой категории заключается также и в возможности разграничения с ее помощью туризма по степени приемлемости для различных по уникальности и ценности природных комплексов. Необходимость такой дифференциации обнаруживается при попытке решения конфликтной ситуации между природоохранными и рекреационно-хозяйственными интересами природопользователей на природоохранных территориях.

Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного туризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо простого ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а также ознакомительный с непрофессиональным наблюдением за природой. Оздоровление может происходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.

Целесообразна дифференциация форм экотуризма в зависимости от интенсивности рекреационной деятельности при его практической организации на природоохранных территориях, где функциональное зонирование предусматривает различные режимы природопользования. Причем такая дифференциация проводится с учетом двух возможных позиций.

Первая основана на том, что реализуемая форма экотуризма тем агрессивнее, чем интенсивнее турист перемещается в естественно-природном пространстве. Интенсивность определяется временем и скоростью активного передвижения туриста с целью удовлетворения рекреационных потребностей.

В основе второй позиции лежит принцип рационального использования природных рекреационных ресурсов. Сущность его в следующем: научно-познавательная информация, которую несет  в себе объект природы, должна быть использована как можно в более полном объеме. Поэтому если этот объект или экосистема особо ценные, то их потенциал не стоит использовать в ознакомительных формах туризма. Лучше заменить их менее ценными объектами, вовлечение которых в рекреационно-ресурсный цикл не ухудшит качества туристского обслуживания, но зато уменьшит нагрузку на уникальные объекты природы. В отличие от первой позиции, рациональное использование познавательного потенциала позволяет разумно распределять туристский поток на используемой природной территории.

Использование такого подхода имеет и экологическое значение, так как в этом случае часть туристского потока будет выводиться с территории парка с целью обслуживания на экскурсионных маршрутах, что снизит рекреационную нагрузку на природные комплексы.

В современных условиях специалисты, имеющие отношения к организации хозяйствования в ООПТ, значительно преувеличивают роль влияния инфраструктурных факторов (гостиницы, ресторан, качество дорог, связь) на формирование мотивов туристских посещений таких объектов, одновременно занижая роль других групп факторов: рекреационно-организационный и социальный. Данная ситуация не соответствует структуре спроса и особенностям сегодняшнего туристского потока.

Организация рекреационной деятельности на основе современных научно-обоснованных подходов и методов в перспективе позволит в полной мере использовать все многообразие форм туристского природопользования в ООПТ.

Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая природных рекреационных ресурсов

(по Г. И. Гладкевич)

Важное значение в природном рекреационном потенциале России имеют особо охраняемые природные территории (ООПТ). С учетом особенностей  режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений выделяют обычно государственные природные заповедники и заказники (в т. ч. биосферные); национальные и природные парки; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.). В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и соответственно находиться в ведение или федеральных органов, или являться собственностью субъектов Российской Федерации, или собственностью муниципальных образований (и, соответственно, находиться в ведении органов местного самоуправления).

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

По состоянию  на начало 2004 г. в Российской Федерации функционируют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. га (1,6% площади России), 35 национальных природных парков общей площадью 7 млн. га (0,4%), 68 государственных природных заказников федерального значения общей площадью 12,5 млн. га (0,7%), 2976 заказников регионального значения общей площадью 68 млн. га (4%), 10024 памятника природы (в том числе 27 – федерального значения), общей площадью 2,6 млн. га (0,15%), 31 природный парк регионального значения общей площадью 13,2 млн. га (0,8%). Общая площадь вышеперечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 137 млн. га (7,6% площади страны).

Наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия в России, являются заповедники. Сеть заповедников России создавалось в течение восьмидесяти лет. Существующая сегодня в России система особо охраняемых природных территорий играет ключевую роль в сохранении биологического разнообразия страны и развитии регулируемого туризма.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5000 штатных работников. До конца 2005 г. на территории России должно быть создано еще 58 заповедников. Но, к сожалению, в реальности дела обстоят совершенно иначе.

За рубежом наиболее популярным видом ООПТ являются национальные парки. В США история создания некоторых парков насчитывает более 100 лет. В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были организованы национальные парки «Сочинский» и «Лосиный остров»). На территории национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Здесь могут быть выделены различные функциональные зоны, в т. ч. заповедная (в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность), допускается рекреационное использование территории (познавательный туризм, предназначенный для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями объектами парка; отдых; размещение мест ночлега, палаточных лагерей и т. п. ). Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. Так, заповедная зона составляет наибольший процент площади в парках «Приэльбрусье», «Югыд-ва» (73-64%); наименьший – в национальных парках «Мещерский», «Русский Север», «Переславский», «Нижняя Кама», «Валдайский», «Шорский», «Смоленское Поозерье» (0,1-11,6%). В границах рекреационной зоны национальных парков могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. Подавляющее число национальных парков находится в Европейской части России, из них 7 на территории Центрального района («Лосиный остров», «Мещера», «Орловское Полесье», «Переславский», «Смоленское Поозерье» и др.). До 2005 г. Правительством Российской Федерации рекомендовано создать еще более 20 национальных парков. Особое место в системе занимают те, в которых под охрану взяты многочисленные памятники культуры и истории. Это «Русский Север», «Кенозерский», «Самарская Лука» и др.

Относительно новая категория ООПТ – природные парки регионального значения. В настоящее время в России число ООПТ, имеющих статус природных парков, равно 12. Наиболее известные из них: природно-этнический парк «Берингия», «Заволжье», «Ленские столбы» и др.

Еще одна форма ООПТ – государственные природные заказники, которые также могут быть федерального и регионального значения и иметь различный профиль. Уникальными, невосполнимыми, ценными в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природными комплексами являются памятники природы. К ООПТ относятся также дендрологические парки и ботанические сады. В России  насчитывается 55 ботанических садов и 22 дендропарка и дендрария, находящихся в ведении Российской Академии Наук (РАН).

Существенным дополнением ООПТ как важнейшего рекреационного ресурса является лес. В зависимости от множества факторов (состава и формы древостоя, преобладающей породы, наличия полян и опушек, вод, памятников природы и культуры, рельефа, проходимости, близости к городу, дому отдыха и т. п., а также степени благоустройства, загрязнения, дефицитности лесов) пригодность леса для отдыха и туризма существенно меняется. Форма рекреации, характер рекреационной деятельности, количество времени, проводимого человеком в лесу, зависит от величины населенного пункта (пол, род занятий и возраст людей в меньшей степени влияют на этот показатель, хотя и имеют определенное значение). Распределение отдыхающих горожан зависит от категории природных объектов. Так, в городских лесах, лесопарках и лесопарковых частях зеленых зон (основную функцию которых можно охарактеризовать как культурно-оздоровительную) основным типом рекреации является массовый кратковременный отдых. Причем примерно 30% населения принимают участие в таком виде массового отдыха, как пешие прогулки; отдых в благоустроенных местах предпочитают 18% горожан; занятия спортом – 2%;прогулки со сбором цветов, ягод, грибов (если сбор разрешен) – 50%.

Для национальных парков, природных памятников, заповедных лесных участков, имеющих научное и историческое значение, особо ценных лесных массивов (основной функцией которой является природоохранная) основным типом лесной рекреации является лесной туризм, при этом в маршрутно-кратковременном и бивуачном отдыхе принимает участие около 90% населения; в лесном туризме, носящем познавательный характер, и кратковременных пеших прогулках – 10%. Для лесов зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов, противоэрозионных лесов и др. основным типом лесной рекреации также является лесной туризм. Однако в маршрутно-кратковременном и сезонно-бивуачном отдыхе принимает участие только 30% населения, основным же видом отдыха является целевое посещение лесов, сопровождающееся собирательством (60%); в спортивной охоте и рыбной ловле принимает участие около 10% населения.

Огромный рекреационный потенциал ООПТ может и должен стать существенным фактором развития рекреации в нашей стране. В то же время основную часть площади ООПТ (от 50 до 100%) занимают земли, которые предоставляются ему для управления и осуществления основной деятельности. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами. Другие территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные водоемы, земли поселков, городов), которые включены в их границы, как правило, не изымаются из их пользования. Вокруг ООПТ выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией. На территории большинства национальных парков имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока (75% – в парке «Переславский», 58% – «Орловское Полесье», 54% – «Мещерский» и «Русский Север», 48% – «Самарская Лука», 41% – «Себежский»). В последние годы, учитывая высокие экологические характеристики ООПТ, они пользуются повышенным спросом на рынке земли и многие ООПТ и лесные территории (за исключением лесов, имеющих эксплуатационное значение) перегружены объектами, не имеющими к ним прямого отношения, что существенно мешает развитию их главных функций (куда следует относить и рекреационную, если она регламентируется), причем эта тенденция прогрессирует.