Отраслевая структура машиностроительного комплекса

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей и более ста специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; тракторное и сельскохозяйственное; машиностроение для легкой и пищевой промышленности; инструментальная и станкостроительная промышленность.

Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-экономических особенностей выделяют: тяжелое, общее, среднее машиностроение; производство точных машин механизмов, приборов и инструментов; производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла, электроемкостью и малой трудоемкостью. Оно включает: производство металлургического, горно-шахтного, горно-рудного, крупноэнергетического, подъемно транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов.

Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов, секций. В составе тяжелого машиностроения наряду с узкоспециализированными заводами действует и универсальные, выпускающие разные виды продукции.

Одной из его важнейших отраслей является производство оборудования для металлургической промышленности. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудование для доменного, сталеплавильного и литейного производства. К металлоемким отраслям относится и производство оборудования для угольной промышленности.

Значительная роль также принадлежит энергетическому машиностроению. Оно представлено производством мощных перовых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Металлоемкие предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования выпускаются небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств.

Современная география морского судостроения отражает многие особенности этой отрасли, среди которых главная – специализация и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование. Сложность строительства основных судов обуславливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому здесь сильно развито кооперирование с другими предприятиями. Центры морского судостроения в основном специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов, атомоходов, научных судов.

Центры речного судостроения выпускают суда различного класса: лайнеры, теплоходы типа «река-море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы.

Локомотивостроение, то есть железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Оно требует больших потреблений металла. Здесь производят тепловозы, электровозы и моторы к ним, электропоезда.

В отрасли вагоностроения сложилась четкое разделение труда. Оно производит грузовые магистральные вагоны; двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей; пассажирские; саморазгружающиеся; изотермические, трамвайные; для метрополитена.

Общее машиностроение характеризуется повышенной или средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия этой отрасли изготовляют технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, химической, легкой и пищевой отраслей промышленности, дорожные и сельскохозяйственные машины.

Сельскохозяйственное машиностроение представлено различными видами машин и оборудования; зерноуборочных комбайнов, льноуборочными, картофелеуборочными, силосоуборочными машинами. Специализация предприятий соответствует специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.

Предприятия среднего машиностроения отличаются малой металлоемкостью, повышенной трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие связи по кооперации.

К среднему машиностроению относятся заводы, выпускающие автомобили, самолеты, металлорежущие станки, тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической и медицинской промышленности. Особое место в этой группе занимают наукоемкие отрасли машиностроения. В них входит электронная, электротехническая, радиотехническая промышленность, авиационно-космическая и другие отрасли.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражается специализация и прослеживается обширность связи по кооперации. В автомобилестроение входят грузовые автомобили, средней и малой грузоподъемности, большегрузные, легковые автомобили высшего и среднего класса: малометражные, микрометражные, автобусы, троллейбусы, выпуск моторов, подшипников, прицепов, электрооборудования, автосборочные заводы.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Здесь обращают внимание на выпуск металлорежущих станков с числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических линий для машиностроения, обрабатывающих центров промышленных роботов.

Авиастроение - самая крупная и наиболее развитая отрасль российского машиностроения. Космические базы создают непревзойденные по аэродинамике планеры, но их качество заметно снижаются после установки на них средних по качествам двигателей.

Группа отраслей по производству точных машин и механизмов, приборов и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного комплекса относится значительная часть радиотехнической, инструментальной, промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической.

Предприятия радиотехнической промышленности специализируются на выпуске радиоприемных устройств и телевизоров.

Машиностроительные предприятия по производству металлических изделий, сварных конструкций и конструктивно несложных машин отличаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции.

Прогрессивность отраслевой структуры определяется тем, в какой степени обеспечивается выполнение плана повышения эффективности общественного производства и личного потребления, сферы услуг и других непроизводственных сфер, потребляющих машин.

Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий. В структуре промышленного производства товарной продукции районов на долю машиностроения приходится от 7,7% до 38,2%.

Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров, материальных и денежных ресурсов. В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на сырье, основные материалы- более 59%, на заработанную плату 15,7%.

В 2007 году валовой выпуск продукции машиностроения сократился почти в 3 раза по сравнению с 2001 годом, а доля машиностроения в структуре промышленного производства за этот же период сократилась с 19,7% до 16,1%. Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 2002 года выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса.

Таблица 1 - Производство основных видов продукции машиностроительного комплекса РФ

Виды продукции 2001г. 2004г. 2007г. 2008г. 2009г. 2009 в % к 2001г.
Автомобиль, тыс.шт 1646 981 1132 981 1129 68,6
Тракторы, тыс.шт 178 28.7 12.4 9.8 15.4 8.6
Металлорежущие станки, тыс.шт 67.5 20.1 9.4 7.6 7.7 11.4
Комбайны, тыс.шт 55.4 12.1 2.3 1.0 2.0 3.6
Турбины, млн.кВт 10.8 6.4 3.5 2.7 2.4 22.2
Компьютеры персональные, тыс.шт 254 82.1 132 62.0 27.8 10.9
Холодильники, тыс.шт 3710 2660 1186 1043 1173 31.6

По данным таблицы 1 видно, что динамика развития производства машиностроительного комплекса РФ неравномерна. Происходит постоянный спад производства по всем видам продукции. В 2009 году по сравнению с базисным особенно снизилось производство комбайнов на 96,4%, тракторов на 91%, компьютеров на 89,1%, зато незначительно наблюдаем уменьшение производства автомобилей, только почти в 2 раза. Холодильников в 3 раза. На 88,6% сократили свою продукцию металлорежущие станки, а турбины - на 77,8%. Это вызвано из-за малого потребления товара, быстрых темпов инфляции, высоких налогов, поэтому наблюдаем слабую тенденцию развития производств.

Динамика производства тракторов РФ тыс. шт

Рисунок 1 – Динамика производства тракторов РФ тыс. шт.

Тяжелое машиностроение выпускает 60% товарной продукции отрасли; общее производит ¼ товарной продукции; среднее дает 15%.

Прогрессивность отраслевой структуры определяется тем, в какой степени обеспечивается выполнение плана повышения эффективности общественного производства и личного потребления, сферы услуг и других производственных сфер, потребляющих машин. Уровень рентабельности продукции машиностроения в 1995 году составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 2000 года.