Отрасли специализации регионов России

Производственные показатели

Отрасли специализации, определяют место региона в территориальном разделении труда. Специализация регионального комплекса обусловлена, прежде всего, возможностями эффективно производить массовую продукцию, то есть такую продукцию, которая, будучи дешевой, имела бы значительную долю в общегосударственном балансе. Удешевление продукции происходит за счет использования благоприятных природных и экономических условий. Особо важную районообразующую роль выполняют главные (профилирующие) отрасли специализации, дающие наибольший экономический эффект. Каждый регион имеет в рамках экономического пространства страны собственную специализацию, которая представляет собой концентрацию на его территории конкретных видов производств, удовлетворяющих своей продукцией не только собственные потребности, но также и потребности других регионов страны и даже в ряде случаев экспортирующих продукцию в другие страны. При этом следует иметь в виду, что специализация региона не исчерпывает собой всех сторон участия региона в территориальном разделении труда. Специализация региона и межрайонные связи - это различные, хотя и взаимообусловленные стороны территориального разделения труда. Поэтому определять отрасли специализации можно на основе производственных показателей и показателей вывоза продукции из региона.

Основными среди этих показателей являются следующие.

Коэффициент локализации данного производства на территории региона (К л)

представляет собой отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства к удельному весу той же отрасли в стране. Его расчет производится по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала по формуле:

Кл=Ор/Пр*100 : Ос/Пс*100

где О р - отрасль региона;

О с - отрасль страны;

П р - все промышленное производство региона;

П с - все промышленное производство страны.

Коэффициент душевого производства (К д) исчисляется как отношение удельного веса отрасли хозяйства региона в соответствующей структуре отраслями страны к удельному весу населения региона в населении страны по формуле:

Кд=Ор/Ос*100 : Нр/Нс*100;

где О р - отрасль региона;

О с - отрасль страны;

Н р - население региона;

Н с - население страны.

Коэффициент региональной товарности (К Мт) рассчитывается как отношение вывоза из региона данной продукции к ее региональному производству по формуле:

Кмт=Во/Пр

где Во - вывоз продукции из региона;

Пр -производство продукции в регионе.

Виды отраслей специализации

Среди отраслей региона выделяют отрасли:

- производственной инфраструктуры (строительство, транспорт и связь);

- социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальное хозяйство, просвещение, здравоохранение, культура, спорт и т.д.);

- рыночной инфраструктуры (торговля, банки, биржи, страховые компании и т.д.).

Кроме указанных повсеместных (инфраструктурных) отраслей можно выделить локальные отрасли промышленности и сельского хозяйства, имеющие в различных районах местное значение и удовлетворяющие их нужды в экономически оправданных масштабах.

Между отраслями специализации и отраслями инфраструктуры региона существует своеобразное "разделение труда". Отрасли специализации призваны обеспечить динамику и характер развития хозяйства региона, а отрасли инфраструктуры - его сбалансированность, сглаживание (производственных, трудовых, финансовых), возникающих при формировании и развитии профиля хозяйственного региона.

Производственная инфраструктура

Производственную инфраструктуру можно классифицировать по выполняемым ею функциям (по отраслям самой инфраструктуры). Отраслевая классификация инфраструктуры наиболее актуальна в современной науке, поскольку она принята во многих странах и в большинстве социально-экономических наук.

Транспорт - совокупность путей сообщения, транспортных средств всех видов, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения. Транспорт классифицируют по принадлежности и средам пространства на группы:

- транспорт общего пользования;

- промышленный транспорт;

- транспорт личного пользования.

Наземный транспорт включает в себя: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, вьючный, гужевой. Водный транспорт включает в себя морской и речной транспорт.

К транспортным средствам относят: автомобили, подвижной железнодорожный состав, суда, летательные аппараты, трубопроводы и др.

Путями сообщения являются: дороги, водные пути, воздушные трассы, несущие канаты подвесных дрог. Как правило, пути сообщения классифицируют по значению и ответственности за поддержание их в эксплуатируемом состоянии на 4 группы: местного, областного, федерального и международного значения. Совокупность путей сообщения называют транспортными коммуникациями.

Энергетическое хозяйство - совокупность энергетических сетей, обеспечивающих подачу электроэнергии потребителям. Энергетические сети включают в себя: линии передачи электроэнергии, силовые подстанции, подразделения самообслуживания. Энергетические сети классифицируют по номиналу передаваемого электрического тока (высоковольтные, низковольтные, постоянного тока, переменного тока), а также по территориальному признаку: энергетические сети предприятия, региона и др. Совокупность линии передачи с необходимым оборудованием называют энергетической коммуникацией.

Связь (информационные коммуникации) - совокупность коммуникаций различных видов для передачи информации. Виды связи:

- почтовая связь;

- электросвязь: наземная и космическая. Включают в себя проводную связь, радиосвязь, оптическую связь;

- фельдъегерская связь.

Для осуществления связи, как правило, создаются сети связи по административно-территориальному принципу. Они состоят из первичных, вторичных и магистральных сетей связи.

Первичные сети связи обеспечивают соединение абонентов на определенной территории (на предприятии, в городе, в районе, в области, в зоне). Между первичными сетями связи проложены магистральные сети связи, обеспечивающие связь абонентов из различных первичных сетей. В совокупности первичные сети связи и магистральные сети связи образуют единую сеть страны или региона. По первичным и магистральным сетям связи может передаваться различная информация: телефонная, телеграфная, факсимильная и т.п. Поэтому возникает потребность многообразного преобразования информации, коммутирование ее между различными потребителями. Для этого создаются вторичные сети связи внутри каждой первичной сети связи. Вторичных сетей связи в каждой первичной сети много: автоматические сети телефонной связи; телеграфные сети между предприятиями; факсимильные сети; сети телевещания, сети радиовещания; сети передачи данных и др.

Водоснабжение и канализация - совокупность трубопроводных коммуникаций, источников и специальных сооружений для обеспечения производства и населения водой. Производственная инфраструктура развивается комплексно. Одной из форм комплексирования развития инфраструктуры в регионах являются так называемые специальные зоны. Такие зоны имеются во многих странах (США, Великобритания, Франция, Турция, Испания, Россия и др.). Возможные типы специальных зон:

- зоны свободной торговли;

- промышленно-внедренческие;

- технико-производственные;

- сервисные;

- комплексные;

- торгово-производственные;

- научно-промышленные центры;

- инновационные;

- зоны свободного предпринимательства.

Зоны представляют собой компактные территориальные образования с хорошо развитой соответствующей инфраструктурой и пользующиеся определенными льготами.

Социальная инфраструктура

Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры включает:

- распределение и обмен: торговля, кредитование, страхование;

- оказание потребительских услуг: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, пассажирский транспорт, связь (обслуживание населения);

- охрана здоровья: здравоохранение, санаторно-курортное обслуживание и отдых, социальное обеспечение и общественное содержание населения;

- формирование общественного сознания и научного мировоззрения: просвещение (образование и подготовка кадров), искусство, религия;

- управление и охрана общественного порядка: государственное управление, общественные организации, органы обороны и правопорядка.

Социальная инфраструктура включает в себя значительное количество разноплановых отраслей. Естественно поэтому здесь стоит остро проблема комплексного развития отраслей. Социальная инфраструктура, также как и инфраструктура в целом, как и производственная и рыночные инфраструктуры имеет территориальную структуру. Территориальные элементы социальной инфраструктуры:

- государственный (федеральный) уровень;

- региональный уровень;

- местный (муниципальный) уровень.

Таким образом, объективно существуют территориально-отраслевые системы социальной сферы а, следовательно, и социальной инфраструктуры.

Характеристика элементов социальной инфраструктуры:

Торговля представляет собой отрасль народного хозяйства, обеспечивающую обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Структура торговли:

- внешняя торговля (один регион с другими регионами);

- внутренняя торговля (оптовая и розничная);

- международная торговля (регионы с государствами).

Система кредитования и страхования в узком смысле (инфраструктурном) эта система кредитных и страховых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов, страхование и представление ссуд. Состав учреждений кредитной и страховой системы:

- государственные учреждения: центральные, эмиссионные банки, коммерческие банки, страховые компании, почтово-сберегательные кассы, другие учреждения;

- частные учреждения: коммерческие банки, инвестиционные банки, страховые компании, ипотечные банки, пенсионные фонды, другие учреждения.

Коммунальное и жилищное хозяйство это совокупность жилого фонда, предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения. В городах они входят в состав городского хозяйства. В ряде регионов коммунальное хозяйство участвует в обслуживании производственных предприятий, снабжая их водой, электроэнергией, газом и т.д. Структура коммунального и жилищного хозяйства:

- жилищное хозяйство: городской жилой фонд, частный жилой фонд, РСУ, РЭУ;

- санитарно-технические предприятия: водопровод и канализация, предприятия по уборке территорий, прачечные и бани;

- транспортные предприятия: городской общественный пассажирский транспорт, водный транспорт местного значения;

- энергетические предприятия: электрические сети, газовые сети, теплофикационные сети, отопительные котельные, электростанции;

- сооружения внешнего благоустройства: дороги и тротуары, мосты, набережные и гидротехнические сооружения, зеленые насаждения, уличное освещение.

Бытовое обслуживание это часть сферы обслуживания населения предназначенная для оказания непроизводственных и производственных услуг вне профессиональной и общественно-политической жизни (в ходе "личной жизни"). Структура предприятий бытового обслуживания: ремонт жилья; изготовление мебели; стирка и чистка одежды; охрана; ремонт автомобилей; ремонт бытовой техники.

Здравоохранение - комплекс государственных, социальных, экономических и медицинских мер предпринимаемых обществом и направленных на охрану и улучшение здоровья членов этого общества. Следовательно, инфраструктура здравоохранения это материально-техническая база, позволяющая реализовать указанные меры. Функциями инфраструктуры здравоохранения являются: изучение здоровья и болезней; предупреждение и лечение болезней; сохранение здоровья и трудоспособности. В общем случае возможны государственная, частная и страховая системы здравоохранения.

Просвещение - в широком смысле слова распространение знаний или образования; система воспитательно-образовательных учреждений в регионе или народное образование. Функциями инфраструктуры образования являются: дошкольное воспитание; общеобразовательная подготовка; получение высшего образования; специально-техническая подготовка; переподготовка и повышения квалификации.

В структуре воспитательно-образовательных учреждений выделяют: учреждения дошкольного воспитания (детские сады, ясли и др.); общеобразовательные учреждения (начальная школа, средняя школа);высшая школа (университеты, институты, высшие школы, колледжи, училища); специально-технические учреждения (колледжи, техникумы, училища, центры и т.д.); учреждения переподготовки и повышения квалификации (центры, институты и др.).

Военная инфраструктура - применение оружия, подготовка военных действий, восстановление боеспособности войск и сил относится и к социальной, и к производственной сфере. Объекты ее производственной инфраструктуры: пути сообщения, транспорт, система связи, объекты космической инфраструктуры, объекты энергетики, заводы и предприятия.

Научная инфраструктура - материально-техническая база, предназначенная для обеспечения научной деятельности. Состав элементов научной инфраструктуры:

здания и сооружения научных центров; техническое оборудование для выполнения исследований; система информационного обеспечения: библиотеки, информационные центры, информационные сети, издательства; система обеспечения ученых связью, транспортом; органы планирования и координации научных исследований; система подготовки научных кадров; система материально-технического и социально-бытового обеспечения.

Мировой опыт экономического развития показывает, что целенаправленная смена технологий позволяет экономике быстро выйти из состояния длительной депрессии. Высокие технологии дают возможность существенно повысить производительность и одновременно снизить цены, увеличить масштабы производства, развивать торговлю и конкуренцию.

Рыночная инфраструктура

Оптовая торговля и материально-техническое снабжение - совокупность учреждений для приобретения, сбыта, накопления и хранения материальных средств и товаров. Она включает в себя: товарные биржи, оптовые рынки, склады, холодильники, сбытово-снабженческие базы и конторы, маркетинговые организации. Совокупность этих предприятий в регионе называют оптовой торговой сетью.

Финансовая инфраструктура - совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию денежных средств и предоставление ссуд. Включает в себя: государственные учреждения (центральный эмиссионный банк, коммерческие банки, почтово-сберегательные кассы и др.), частные учреждения (коммерческие банки, инвестиционные банки, специализированные банковские учреждения Ц ипотечные банки, различные фонды). Все эти учреждения нуждаются в оперативном обмене информацией. Для этого они имеют еще несколько элементов инфраструктуры: средства связи и средства автоматизации.

Инфраструктура туризма и спорта. Состав ее элементов: турагенства, гостиницы, турбазы, пансионаты, внутримаршрутный транспорт, культурно-зрелищные учреждения, спортивные сооружения.

Рекреационная зона - регион, включающий комплекс услуг по туризму. Сейчас говорят об индустрии туризма. Рекреационная система включает в себя: природные и культурные комплексы, техническое оборудование, обслуживающий персонал.

В развитии территориального разделения труда наблюдается объективная закономерность. По мере повышения уровня развития производительных сил растет число экономических районов, производящих одноименную продукцию, и удельный вес старых районов в производстве этой продукции, как правило, понижается при непрерывном росте ее объема.

Когда речь идет о роли природных ресурсов и природных условий в развитии территориального разделения труда, необходимо иметь в виду две стороны этого вопроса. Одна из них состоит в том, что ряд природных ресурсов имеется не повсеместно, а в ограниченном числе районов (алмазы, никель, медь). Вторая сторона состоит в том, что целый ряд природных ресурсов имеется во многих районах, но наиболее эффективно разрабатывать эти ресурсы в небольшом числе районов.

Многие отрасли добывающей промышленности могут развиваться лишь в тех районах, где имеются достаточно крупные запасы соответствующих природных ресурсов, доступных для хозяйственного использования при современном уровне развития производительных сил, транспорта и т.д.: например, громадный Тунгусский угольный бассейн пока еще не используется из-за недоступности его для освоения в силу транспортно-географического положения и суровых климатических условий.

Большие различия имеются по природно-экономическим зонам для развития различных отраслей сельского хозяйства; примером может служить выращивание сахарной свеклы и подсолнечника, для которых наиболее благоприятные условия имеются в Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском и Поволжском районах.

Наряду с природными ресурсами и условиями необходимо учитывать исторически сложившуюся специализацию ряда экономических районов России. Так, старые промышленные районы (Центральный, Северо-Западный, Уральский и др.) располагают большими производственными фондами текстильной промышленности, машиностроения, высококвалифицированными кадрами - все это неизбежно вызывает необходимость экономического сотрудничества экономических районов, взаимного обмена соответствующими продуктами промышленности и сельского хозяйства.

В каждом районном комплексе выделяются три группы отраслей производства. Ведущая роль принадлежит отраслям первой группы промышленности и сельского хозяйства, на которых экономические районы специализируются в общероссийском масштабе.

На основе наиболее благоприятных экономических и природных условий данного экономического района в этих отраслях достигается более высокая производительность труда при одинаковом уровне научно-технического прогресса с другими районами.

Вторая группа - отрасли специализации, как правило, определяют уровень развития производительных сил экономического района, структуру его хозяйства и занятость населения. В прямой зависимости от отраслей специализации находится группа сопряженных с ними отраслей производства. Разумеется, это не означает, что в каждом экономическом районе должен быть представлен весь круг отраслей, необходимых для развития первой группы, особенно для таких отраслей, как автостроение, тракторостроение, электронная, приборостроительная промышленность и робототехника, где рационально межрайонное кооперирование. К третьей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.

Все три группы отраслей производства взаимосвязаны в хозяйственных комплексах экономических районов, и их соотношение изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил. Каждому уровню развития присущи свои оптимальные пропорции между этими тремя группами отраслей. Появление диспропорций между ними ведет к потерям, замедлению темпов развития хозяйства, недостаточному использованию трудовых ресурсов в экономических районах.

В ходе развития производительных сил усиливаются межрайонные экономические связи. Разделение труда приводит к росту экономического потенциала отдельных экономических районов. Например, если в 1965 г. Западно-Сибирский экономический район производил 6,5% промышленной продукции России, то в 2000 г. -14,7%.

Следует отметить, что существуют большие различия в развитии производительных сил Западной (Европейской) и Восточной (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) экономических зон. Западная зона сосредоточивает 80% обрабатывающей промышленности, а Восточная зона - 63% добывающей промышленности. В Западной зоне находятся крупнейшие научно-технические центры.

Отсюда следует, что в европейской части России имеются благоприятные условия для расширения промышленного производства на действующих предприятиях путем их технического перевооружения и увеличения их производственных мощностей. Выпуск продукции может быть увеличен при минимальных капитальных вложениях. Существующая специализация экономических районов Европейской зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повышаться за счет преимущественного развития машиностроения, атомной энергетики и других отраслей промышленности, которые определят технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства европейских районов должен происходить исключительно за счет повышения производительности труда и при относительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнергии, сырья, материалов и воды. Не следует допускать размещения новых и расширения действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно создавать лишь в целях осуществления прогрессивных структурных сдвигов и ликвидации существенных диспропорций. Это дает возможность стабилизировать напряженный топливно-энергетический баланс. В настоящее время из Восточной зоны в европейскую часть ежегодно поставляется почти 1 млрд. т условного топлива.

В настоящее время и в перспективе усиливается влияние Восточной зоны на экономическое и социальное развитие страны в результате использования угольных, нефтяных, газовых, лесных и других ресурсов, а также преимущественного развития энергоемких и водоемких производств обрабатывающей промышленности.

В Восточной зоне особое внимание необходимо обратить на размещение машиностроения. Межрайонные экономические связи машиностроительной промышленности Восточных районов вскрывают диспропорцию в ее размещении. Межрайонные экономические связи Сибири и Дальнего Востока имеют сбои особенности. Если для Европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для восточной районов, наоборот, характерен обмен главным образом с районами другой зоны. Так, например, в общем вывозе продукции машиностроения европейских районов поставки за пределы своей зоны составляют 18%, а ввоз из другой зоны - 25% суммарного ввоза.

В Восточной зоне вследствие узкой специализации машиностроительных предприятий, имеющих общероссийское значение, а также значительного несоответствия номенклатуры выпускаемых машин и оборудования профилю хозяйства зоны только 25% машиностроительной продукции потребляется внутри Восточной зоны, а 75% вывозится за ее пределы, в том числе 72% в Европейскую зону (3 % в Казахстан и Среднюю Азию). С другой стороны, из-за узости специализации производства, неравномерности в развитии отдельных отраслей, недостаточной его комплексности непрерывно растет поток машин и оборудования на восток из западных районов страны, за счет которых ежегодно покрывается 73% их суммарной потребности. Незначительное оседание машиностроительной продукции для удовлетворения местных потребностей означает, что эта отрасль слабо участвует в повышении уровня комплексности своего хозяйства.

По большинству отраслей машиностроительного комплекса потребности востока страны за счет местного производства удовлетворяются более чем на 20%. Исключение составляют горно-рудное и горно-шахтное оборудование, сельскохозяйственное, энергетическое и электротехническое машиностроение, удельный вес продукции собственного производства которых в общем объеме потребления составляет 27--52%.

Различают следующие основные группы факторов:

· природные ресурсы и условия;

· экономические условия;

· экологические условия;

Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль. К их числу в первую очередь относятся природные ресурсы: топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные. Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы.

В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы.

Ко второй группе относятся районы со средним уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточный, Северный и Северо-Кавказский.

В третью группу, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Калининградскую область.

Если принять затраты на топливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2--2,5, а в третьей -- 3--5.

В условиях дефицита поверхностных вод и их загрязнения в ряде регионов России важную роль в качестве источника водоснабжения приобретают подземные воды. Ежегодно используется около 12 кмі подземных вод. Из них 75% расходуется на хозяйственно-питьевое водоснабжение, 21 % - на нужды промышленности и 4% на орошение земель и обводнение пастбищ. Подземные воды, особенно верхних водоносных горизонтов, подвергаются сильному загрязнению.

Земельные ресурсы -- главное достояние страны. Земельный фонд России - самый большой в мире. Однако почвенный покров страны подвергается интенсивной ветровой и водной эрозии.

Нерациональное использование минеральных удобрений и средств борьбы с сорняками и вредителями сельского хозяйства приводит к загрязнению сельскохозяйственных угодий и окружающих их природных комплексов. Современное состояние природной среды в России характеризуется как кризисное, и одной из основных причин этого является несоответствие между масштабами и направленностью биогеохимических циклов в биосфере Земли и социально-экономического развития, а также несовпадение экономических и экологических его целей.