Охрана окружающей среды в Германии

Энергичная охрана окружающей среды имеет жизненно важное значение. Растущее число стихийных бедствий обострило понимание того, что только устойчивый образ жизни и ведения хозяйства имеют будущее. В силу этого защита естественных основ жизни закреплена в Основном законе в качестве цели государственной политики. При этом речь идет, согласно статье 20 конституции, об "ответственности перед будущими поколениями". Тем самым активная политика по обеспечению будущего означает, что промышленность, сельское хозяйство, градостроительство и транспорт должны так бережно обходиться с ограниченными природными ресурсами, например, с энергией, сырьем, площадями и водой, чтобы и у будущих поколений был стабильный климат, многообразная природа, плодородные почвы и достаточно запасов пресной воды.  

 Для достижения этого требуются не только действия со стороны государства, но и чувство ответственности со стороны предприятий и потребителей. Благодаря экологической налоговой реформе, постепенному отказу от ядерной энергии, переходу к более активному использованию возобновляемых источников энергии, честолюбивой программе по сокращению выбросов углекислого газа и развитию экономики замкнутого цикла Германия за последние годы подала сигнал, нашедший резонанс и на международной арене.  

 На уровне федерации за охрану природы отвечает федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов. Ему подчиняются Федеральное ведомство по охране окружающей среды, Федеральное ведомство по охране природы и Федеральное ведомство по защите от излучения. Свои министерства по охране окружающей среды есть и в ряде земель. Важные задачи в области экологии решают также на своем уровне города, округа и общины.

Защита климата

Одним из главных элементов экологической политики является защита климата. Федеральное правительство выполнит свои международные обязательства в рамках Киотского протокола по сокращению выбросов газов, вызывающих парниковый эффект. Оно предусматривает снижение выбросов на 21 проц. в период между 1990 г. и 2008-2012 гг. К 2002 г. уже удалось сократить их более чем на 19 проц. При этом речь идет о всех источниках газов, вызывающих парниковый эффект, в первую очередь об источниках углекислого газа. Наряду с производителями энергии это предприятия, здания, частные домашние хозяйства и транспорт. Цель экологической налоговой реформы - путем поэтапного повышения цен на энергию создать для всех загрязнителей стимулы более экономно расходовать энергию. Наряду с этим в рамках экологической финансовой реформы должны быть ликвидированы субсидии и соответственно изменены правила, наносящие вред окружающей среде.  

 Настойчиво поощряются использование возобновляемых источников энергии и расширение объединенной выработки тепловой и электрической энергии, в результате чего к 2005 г. ожидается сокращение выбросов углекислого газа на 10 млн. тонн. Что касается частного использования энергии и домашних хозяйств, то благодаря предписанию об экономии энергии потребности новых зданий в ней будут сокращены еще на 30 проц. по сравнению с прежними стандартами. Для этой цели федерация выделяет до 2005 г. дополнительные бюджетные средства в размере 1 млрд. евро. Еще один важный момент - транспорт, где поощряется (путем налоговых льгот и дополнительных средств из бюджета федерации) пользование, прежде всего, железнодорожным транспортом и экономными легковыми автомобилями.

Отходы. 

Более 20 лет назад многие в Германии опасались быть погребенными под собственными отходами. Мусорные свалки были почти перепол0нены, установок по сжиганию мусора было мало. Благодаря различным гражданским инициативам власти стали издавать предписания по поводу того, как обращаться с различными видами отходов, резко ограничивать выбросы установок по сжиганию мусора и задавать параметры для мусорных свалок. Миллиарды были инвестированы в утилизацию отходов, отвечающую требованиям экологии.  

 Вскоре стало ясно: мало надежного уничтожения отходов, необходимо использовать их также для повторной переработки. Больше того: главной заповедью должно стать предотвращение отходов. Лучше всего сделать так, чтобы производитель нес ответственность за свои отходы. Федеральное министерство окружающей среды разработало в 1991 г. "Постановление об упаковке". Благодаря ему впервые законом было закреплено обязательство производителей и сбытчиков упаковки забирать ее обратно для переработки. Впоследствии в 1992 г. была создана "Дуальная система" ("Зеленый знак"), благодаря которой за это время было раздельно собрано и переработано свыше 36 млн. тонн упаковки.  

 Нынешняя политика в Германии нацелена на то, чтобы избегать отходов, перерабатывать и уничтожать их с учетом требований экологии. Принятый в 1996 г. закон о замкнутых циклах производства и отходах позволил реализовать это на практике в отношении всей производственной и потребительской продукции. Он закрепляет ответственность производителя за свой продукт и отдает наивысший приоритет предотвращению отходов. Если отходов избежать невозможно, то главный приоритет отдается их переработке с целью получения материалов или энергии. Ликвидации с учетом требований экологии подлежат лишь те отходы, которые не поддаются повторной переработке.  

 С 1 января 2003 г. вступило в силу постановление о взимании залога за одноразовые упаковки для напитков. В результате за минеральную воду, пиво, газированные прохладительные напитки в одноразовых упаковках из стекла, жести и пластмасы взимается залог в размере 25 центов, который возвращается после сдачи пустой упаковки. При объеме упаковки свыше 1,5 литров залог составляет 50 центов. Что касается соков, вина, шампанского, крепких алкогольных напитков и молока, то здесь залог не взимается. Введение залога призвано укрепить системы многоразового использования, создать возможность для более совершенной переработки ценного сырья.  

 По аналогии с правилами об ответственности производителя за свой продукт изданы уже предписания по утилизации батареек, старых автомобилей и отработанного технического масла. Сюда же следует добавить добровольные обязательства предприятий, например, в отношении макулатуры или отходов стройматериалов.  

Охрана воды.

Благодаря далеко идущим предписаниям, регулирующим сброс хозяйственных и сточных вод, за последние годы было заметно улучшено качество германских вод. Так, были ограничены нормы содержания вредных и питательных веществ в сточных водах для почти 50 отраслей. Кроме того, за сброс сточных вод взимаются сборы, которые потом используются для охраны вод. Эти предписания привели к строительству новых очистных сооружений и введению производственных технологий в промышленности с меньшим cбросом сточных вод или вовсе без них, что заметно улучшило качество воды в таких реках, как Рейн, Майн или Эльба и увеличило многообразие обитающих в них видов. В ходе последних исследований в 1996-2000 гг. в Рейне вновь были обнаружены 63 вида рыб. С 1951 по 1975 гг. их было только 23. Главный упор в охране вод делается сегодня на дальнейшем уменьшении загрязнения за счет веществ в диффузном состоянии, источником которых является, прежде всего, сельское хозяйство, а также улучшение морфологии вод.  Это служит в первую очередь для претворения в жизнь рамочной директивы ЕС о водах. 

Ядерная энергия.

Из-за большого риска и нерешенного вопроса об утилизации отходов федеральное правительство решило прекратить использование ядерной энергии. С энергетическими предприятиями оно договорилось о постепенном отказе от использования АЭС без каких-либо требований о компенсации с их стороны (см. стр. 306). Для окончательного захоронения радиоактивных отходов до 2030 г. должно быть создано единственное хранилище в глубоких геологических формациях. Фирмы, эксплуатирующие АЭС, должны в принципе создавать промежуточные хранилища на самой АЭС или поблизости.

Международное сотрудничество.

Вредные вещества не знают государственных границ. Поэтому международное сотрудничество имеет важное значение для охраны окружающей среды. Германия активно поддерживает начатый в 1992 г. в Рио-де-Жанейро процесс международного сотрудничества в области экологии и развития, который в сентябре 2002 г. в Йоханнесбурге привел к скромному, но ощутимому прогрессу в деле согласования национальных экологических целей и к глобальным обязательствам около 190 государств. Поэтому Германия выступает также за институциональное укрепление охраны окружающей среды на уровне ООН, а также за более сильный учет экологических аспектов в рамках системы мировой торговли. Со многими странами, прежде всего с европейскими соседями, достигнуты детальные договоренности в области экологии. Расширение ЕС на Восток открывает возможность для экспорта более строгих экологических стандартов Евросоюза на большие соседние территории и тем самым для уменьшения загрязнения с той стороны. В результате растет число стран, рассматривающих принцип устойчивого развития в качестве политической цели.