Оценка туристско-рекреационного потенциала субъектов РФ

Пространство России весьма разнообразно по природно-климатическим условиям, что предопределяет специфику каждой отдельной территории по рекреационным возможностям. Изучение туристско-рекреационного потенциала предполагает оценку величины и особенностей ресурса, оценку потребностей в нем и оценку возможностей использования.

Важным индикатором рекреационного потенциала территории является количество коек в туристско-рекреационных учреждениях. По суммарному количеству мест безоговорочно лидирует Краснодарский край, имеющий более 117 тысяч коек. За ним следуют Московская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Татарстан. Число мест в санаториях, пансионатах, домах отдыха и турбазах в них составляет от 22 до 40 тысяч. По 17-18 тысяч мест в специализированных учреждениях отдыха имеют Республика Башкортостан, Нижегородская область и г. Санкт-Петербург. Ведущие позиции Краснодарского края объясняются в первую очередь природно-рекреационными возможностями территории. Этот же фактор является ключевым и для Ставрополья. Однако для этого региона, с богатыми бальнеологическими ресурсами, но не имеющего непосредственного выхода к морю и с преобладанием степных ландшафтов, характерна яркая специализация на рекреационных услугах, связанных с лечением. Доля санаториев и пансионатов в общей структуре учреждений отдыха составляет 99,2%, тогда как в Краснодарском крае – 41,6%.

В числе регионов с развитой туристско-рекреационной инфраструктурой находятся субъекты, выделяющиеся относительно высоким уровнем жизни населения. Отсутствуют либо развиты в ограниченном количестве рекреационные учреждения в автономных округах, а также в образованиях Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Адыгея, Карачаево-Черкесия) и регионах с экстремальными природными условиями (Мурманская, Амурская, Сахалинская области, Республики Алтай, Тыва, Якутия, Калмыкия, Коми). Северные и северо-восточные субъекты не имеют возможностей развития санаторно-курортной базы в силу жесткого ограничения этой деятельности природными условиями. К этой же группе относится значительная группа территорий с широкими возможностями рекреации, но сдерживающим фактором оказываются крайне низкие уровень и качество жизни населения. Все эти территории находятся ниже 50-го места по уровню социально-экономического развития, а семь из них входят в последнюю десятку субъектов Российской Федерации.

Суммарное количество мест в рекреационных учреждениях не дает представления о структуре и, следовательно, о спектре рекреационных возможностей территории. Структура туристско-рекреационных объектов включает в себя санатории и пансионаты с лечением, детские лечебно-оздоровительные учреждения, дома отдыха и пансионаты без лечения с предоставлением повышенного уровня сервиса, базы отдыха. Развитие туристических баз отдыха экономически целесообразнее, но предполагает сезонность использования и ограниченное развитие инфраструктуры туризма.

Интересен тот факт, что Краснодарский край, далеко опережая все прочие субъекты России по числу санаторно-курортных учреждений отдыха, по числу коек в детских санаториях и пансионатах занимает второе место, несколько уступая Московской области, которая по природным условиям, безусловно, не может соперничать с юго-западными регионами России. Ее лидерство свидетельствует о тенденции максимального использования рекреационных возможностей среды при наличии спроса. Московский регион выделяется не только по числу жителей, но и по уровню развития социально-экономических показателей, прежде всего по покупательской способности населения, главным образом жителей столицы.

Таким образом, при изучении туристско-рекреационного потенциала территории выявляется проблема реализации рекреационных возможностей пространства. Она наиболее наглядно обозначается при соотнесении фактического развития инфраструктуры туризма и отдыха с природно-рекреационным потенциалом данной территории. Учитывая, что в настоящее время приоритетным природным фактором в дальних поездках населения на отдых является выход к морскому побережью, была предпринята попытка расчета природно-рекреационных возможностей территории по степени удаленности от моря. Территория страны была разделена на десять зон по степени удаленности от морского побережья, для них устанавливались коэффициенты благоприятности условий. Максимальное значение получило побережье Черного моря, среднее – Балтийского, минимальное – Каспийское и тихоокеанское в районе Владивостока. Холодные Охотское и Берингово моря в расчет не брались. Субъекты, непосредственно выходящие на побережье, получили премиальные баллы.

Выявилась следующая картина. Максимально благоприятные условия у Краснодарского края. Большие потенциальные возможности рекреации имеют Дагестан, Калмыкия, Астраханская область, которые отличаются низким социально-экономическим развитием и политической нестабильностью и по этим причинам неспособны реализовать имеющиеся рекреационные ресурсы. В следующей группе оказались Северо-Кавказские территории, Северо-Запад (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область) и Юг России (Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области).

Характерно, что при такой методике расчета виден очевидный недостаток тихоокеанских курортов – их значительная удаленность от центральных районов – мест сосредоточения населения в целом и населения обеспеченного в частности.

Сопоставление интегральных результатов оценки обеспеченности туристско-рекреационными учреждениями, степени благоприятности природно-климатических условий и степени удаленности от морских побережий в сочетании со степенью качества жизни населения регионов, проведенное по 29 показателям, позволяет выделить следующие группы субъектов территории по степени туристско-рекреационного потенциала.

1.  Районы с положительным балансом туристских потоков:

1.1.  Территории с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями, с широким спектром индустрии отдыха и относительно развитой производственной  и социальной  инфраструктурой (Краснодарский край).

1.2.  Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, со специализацией на бальнеологических услугах, с развитой социально-производственной инфраструктурой (Ставропольский край).

1.3.  Территории с благоприятными в летний сезон природно-климатическими условиями, имеющие выход к морскому побережью и развитые в социально-экономическом плане (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Калининградская область).

1.4.  Территории европейской части России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон и имеющие высокие показатели социально-экономического развития (Москва и Московская область, Башкортостан, Татарстан, Челябинская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Новосибирская, Саратовская, Воронежская области). Здесь можно особо выделить столичный регион, который имеет значительные финансовые ресурсы развития рекреации, а также отличающийся инновационными разработками в индустрии отдыха.

2.  Районы с отрицательным балансом туристских потоков:

2.1.  Территории с благоприятными природно-климатическими условиями, но с низким уровнем социально-экономического развития (республики Северного Кавказа, Калмыкия, Астраханская область, Сахалинская и Амурская области, Приморский край).

2.2.  Территории России с относительно благоприятными природно-климатическими условиями в летний сезон, но со средним и низким уровнем качества жизни населения (все остальные субъекты европейской части, за исключением северных районов, а также регионы южной Сибири и Дальнего Востока).

2.3.  Территории с неблагоприятными природными условиями для рекреации (регионы России, включающие субъекты Федерации на севере и северо-востоке страны).

Таким образом, можно говорить о значительной дифференциации территорий Российской Федерации по степени туристско-рекреационного потенциала, а также направлений и возможностей его использования в сочетании с уровнем качества жизни населения.

К вопросу оценки перспектив развития туристско-рекреационной сферы региона

Развитие туризма значительной частью населения рассматривается как один из главных путей активизации социально-экономического развития территории, уменьшения различий в уровне и условиях жизни между регионами, чуть ли не как своего рода панацея в увеличении занятости. Значение развития сферы туризма для большинства российских регионов в условиях российской действительности нельзя абсолютизировать.

Что необходимо учитывать при определении перспектив туриндустрии в том или ином регионе? При проведении данных исследований методически верным является выделение следующих аспектов:

выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

оценка современного состояния использования туристско-рекреационного потенциала;

оценка возможностей интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала;

оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;

подготовка перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала является далеко не самой сложной задачей, так как в настоящее время практически для любой староосвоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, имеются подробные сведения об объектах социально-культурной сферы – музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях и базах отдыха и т. п.

Более сложным аспектом является оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала. Она должна учитывать:

1)   уникальность имеющихся объектов;

2)   различия в доступности объектов;

3)   различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

4)   разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

5)   физическое состояние объектов.

Необходимо отметить, что большая часть российских регионов характеризуется низкой плотностью размещения туристско-рекреационных объектов, их слабой транспортной доступностью, плохим физическим состоянием и отсутствием комплексности. К субъектам РФ, потенциал которых может быть признан высоким, возможно отнести лишь Московскую, Владимирскую и Ярославскую области, города Москву и Санкт-Петербург. Во всех других субъектах РФ имеются особенности, которые затрудняют его использование или ухудшают качественные характеристики, что означает и уменьшение его общей оценки.

Оценка современного состояния использования объектов туристско-рекреационной сферы вполне осуществима на основе имеющихся показателей посещаемости данных объектов в сопоставление с возможностями приема туристов.

Возможности интенсификации использования туристско-рекреационного потенциала связаны с решением целого ряда задач. Это поиск финансовых средств, которые должны быть направлены как на развитие объектов социальной сферы в целом, так и туристской инфраструктуры в частности. Это подготовка кадров, способных работать в данной сфере на новом, современном уровне. Это и новые подходы в работе с различными категориями туристов и отдыхающих. Это рекламная деятельность, позволяющая определить приоритеты в выборе места отдыха потенциальному рекреанту. Пока российская действительность не вселяет оптимизма при оценке каждого из этих направлений, хотя и имеются отдельные подвижки.

Несмотря на сложности в использовании туристско-рекреационного потенциала, необходимо определять перспективы его использования. В этом плане одним из необходимых аспектов является разработка модели организации туристско-рекреационной сферы региона с выделением территорий, которые нуждаются в первоочередной концентрации усилий и средств на их развитие, резервных территорий и территорий, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Проблемы оценки природно-рекреационного потенциала территории

Природно-рекреационный потенциал территории является одной из ведущих предпосылок развития туризма. Содержательный (всесторонний) анализ территорий с высоким природно-ресурсным потенциалом, основанный на использовании методологии системного порядка, предполагает следующее. Для устойчивого развития таких территорий, предназначенных для эффективного восстановления здоровья населения, природные и социально-экономические комплексы на ней должны представлять собой целостную самоорганизующуюся систему различной иерархической сложности и пространственного охвата, которые могут находиться в различных структурно-динамических состояниях.

Под саморегулирующейся системой, как известно, в общем случае подразумевается система, способная адаптироваться к воздействиям среды (подчиняясь собственным правилам и закономерностям) путем генерации новых свойств и структур. Применительно к рекреационным территориям важно выявить ряд ее свойств: уровень рекреационных ресурсов, их потенциал, природно-социально-экономическую целостность, востребованность в настоящем и будущем.

Под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. Поскольку эстетическое восприятие, в отличие от физического, индивидуально и вместе с тем выражает принадлежность человека к определенной этнической культуре, а использование отдельных свойств рекреационных ресурсов многогранно и неоднозначно, в основу оценки положены следующие положения:

высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и пр.);

первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;

природные рекреационные ресурсы исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению, незаменимы.

На основе исходных положений разработан методический подход по оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Ресурсы климата через продолжительность комфортного и дискомфортного периодов благоприятствуют отдыху или ограничивают пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Одним из важных для человека компонентов ландшафта, определяющим качество его отдыха, является вода: как поверхностная, так и подземная. В зависимости от температурного режима открытых водоемов, являющегося одним из основных ограничительных факторов, а также площади акватории водоемов, наличия естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, наличия качественной питьевой и разнообразия минеральных вод дифференцируется рекреационная значимость той или иной территории.

При оценке достоинств других природных компонентов привлекательность ландшафта учитывалась через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно учитывались: при оценке рельефа – панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира – редкие и исчезающие виды, в том числе занесенные в Красную книгу России и региона, ненарушенный растительный покров, заказники по охране отдельных видов животных и комплексные, мигрирующие виды; при оценке гидроминеральных ресурсов – их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечены уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, являющиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, которые оставляют право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта и имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. Суммарная качественная оценка (в баллах) изменяется в пяти диапазонах: до 50, 51-150, 151-300, 301-600 и более 600, что соответствует вариациям коэффициента привлекательности от очень низкого (0,2) до очень высокого (1,0) и отражает степень существующих различий типичности ландшафта, биоразнообразия, памятников природы и историко-культурного наследия, благоприятности климата и вод для отдыха человека.

В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н. Ф. Реймерсу (1990) – 4 человеко-дня в год на 1 га. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период.