Переработка и транспортировка нефти в России

Размещение НПЗ

Большинство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) России появились в два послевоенных десятилетия. Глубина переработки нефти в России в 90 году составляла 58-59% по сравнению с 85-90% на Западе. Кроме того, распад СССР привел к тому, что значительные мощности нефтепереработки оказались за пределами России. Меры по переоборудованию нефтеперерабатывающих предприятий, подконтрольных крупнейшим нефтяным компаниям, создание специализированных нефтехимических компаний за последнее десятилетие привели к стабилизации производства и небольшому нефтепереработки. На предприятиях России показатель глубины переработки увеличились до 70% и лишь по трем заводам (топливно-масляного профиля) превышает 80%: это Омский НПЗ, «Волгограднефтепереработка» и «Пермнефтеоргсинтез» [4].

Сейчас работает около 500 нефтеперерабатывающих предприятий. А основу нефтеперерабатывающей отрасли в России составляет 26 НПЗ, суммарной мощностью по первичной переработке — 263,5 млн. т (из них 196,2 млн. т мощностей принадлежит нефтяным компаниям). Наиболее крупные мощности размещены в Приволжском (43%), Центральном и Сибирском федеральных округах. На три этих округа приходится более 70% общероссийских нефтеперерабатывающих мощностей. Среди субъектов Российской Федерации по мощностям первичной переработки нефти лидирует Башкирия — около 44 млн. т [24].

Размещение предприятий нефтеперерабатывающей промышленности зависит от размеров потребления нефтепродуктов в разных районах, техники переработки и транспортировки нефти, территориальных соотношений между ресурсами и местами потребления жидкого топлива .

Добытая из недр земли нефть содержит большое количество песка, солей и воды. Нефть нужно очистить, поэтому она сначала поступает на нефтеочистительные заводы, которые строят обычно в районах ее добычи. Затем очищенная нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы, которые строятся в районах потребления нефтепродуктов.

Нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает нефтепродукты (мазут, бензин, керосин, дизельное топливо, смазочные масла), которые непосредственно используются потребителями (рис. 1). Технический прогресс в транспортировке нефти привел к отрыву нефтеперерабатывающей промышленности от нефтедобывающей. Переработка нефти чаще сосредотачивается в районах массового потребления нефтепродуктов [20].

Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США,Европе и России

Рисунок 1 - Типичные корзины нефтепродуктов НПЗ в США,Европе и России

Между тем приближение нефтеперерабатывающей промышленности к местам потребления нефтепродуктов имеет ряд преимуществ, связанных с ее транспортировкой и хранением:

- транспортировка сырой нефти всегда экономичнее перевозки ее многочисленных производных;

- для транспортировки нефти могут быть широко использованы трубопроводы, которые, помимо сырой нефти, осуществляют перекачку светлых продуктов;

- хранение сырой нефти обходится дешевле, чем нефтепродуктов;

- потребитель получает возможность одновременно использовать сырую нефть, поступающую из разных районов [19].

Размещение переработки нефти приобретает повсеместный характер. В то же время экономический фактор становится лимитирующим.

Нефтепереработка в разных районах страны находится в зависимости не только от качества исходной сырой нефти, но и от того, какие виды топлива в местных условиях оказываются наиболее эффективными.

Нефтеперерабатывающие заводы разместились на трассах нефтепроводов (Нижний Новгород, Рязань, Москва, Кириши, Полоцк, Орск, Омск, Ангарск), на водных путях (Волгоград, Саратов, Сызрань, Самара, Ярославль, Хабаровск) и в морских портах (Туапсе), куда сейчас проложены трубопроводы. Поэтому удельных вес районов добычи нефти в ее переработке резко сокращается. В них сосредоточена еще значительная часть нефтеперерабатывающих заводов (Уфа, Салават, Ишимбай, Грозный), идет интенсивная их реконструкция и зачастую расширение. Новых заводов в районах добычи нефти уже не строят. Они сооружаются на трассах нефтепроводов идущих на восток (таблица 5).

Таблица 5 - Распределение нефтепереработки по экономическим районам России в % к итогу 2010 года

Экономические районы Нефтепереработка
Север 1,9
Северо-Запад --
ЦЭР 16,6
Волго-Вятский 7,7
ЦЧР --
Поволжье 17,5
Северный Кавказ 7,1
Урал 24,3
Западная Сибирь 9,9
Восточная Сибирь 11,1
Дальний Восток 3,9
Калининградская область --
ИТОГО 100

Эта тенденция территориального разрыва нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности еще больше усилилась в связи с превращением Западной Сибири в главную базу добычи нефти страны.

В 2010 году переработка нефти составила 5829,8 тыс. тонн. Нефтеперерабатывающие заводы Краснодарского края переработали 5810,9 тыс. тонн сырья. Основным опорным предприятием отрасли ОАО «НК «Роснефть-Туапсинский НПЗ» переработано 4036,6 тыс. тонн нефти, что составляет 102,2% [7].

Среди федеральных округов главным потребителем автомобильного бензина является Центральный округ (он сжигает 28% российского бензина), больше всего дизтоплива потребляет Приволжский (22%), а топочного мазута — Северо-Западный (33%). Разъезжающая на личных автомашинах Москва жжет немыслимое количество бензина. Поволжье, сохраняющее индустриальную специфику и в значительной мере перенимающее у Центра промышленное наследие, во всю пользуется грузовиками, и ему нужно дизельное топливо. Северо-запад, через который проходит мало газопроводов, где нет своего угля, в значительной мере базирует свою энергетику на привозном мазуте, топочный мазут используется и флотом (таблица 6).

Таблица 6 – Поставки нефтепродуктов различных фракций нефтеперерабатывающими предприятиями потребителям по федеральным округам России (тыс. т), 2010 г.

Федеральный округ Бензин автомобильный Дизельное топливо Мазут топочный
Центральный 7 383,9 4 937,3 2 309,1
Северо-Западный 2 370,8 3 613,8 7 513,7
Южный 3 327,1 2 872,3 1 401,0
Приволжский 6 010.5 5 919,3 5 105,4
Уральский 2 430,1 2 534,5 774,9
Сибирский 3 541,6 4 123,4 2 268,7
Дальневосточный 717,6 1 868,0 3 277,7
Итого по России 25 781,5 25 060,6 22 650.4

В каждом федеральном округе сформировались группы из 2—3 компаний, контролирующих большую часть рынка нефтепродуктов. В поставках бензина в целом по России лидируют «Роснефть» (18%), «Башнефтехим» (16,5%) и «ЛУКОЙЛ» (16%). Но в Центральном округе главными поставщиками бензина выступают Тюменская нефтяная компания (25%), Московский НПЗ (23%), «Славнефть» (15%); в Северо-Западном и Южном наряду с ЛУКОЙЛОМ - соответственно «Сургутнефтегаз» и «Газпром». В Уральском округе лидирует «Сибнефть», а в Дальневосточном — компания «Альянс», контролирующая Хабаровский НПЗ и вдвое обгоняющая «Роснефть» в своем регионе.

Объем производства автомобильного бензина в России в январе-сентябре 2011 года вырос на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 27,4 миллиона тонн, говорится в сообщении Росстата.

Выпуск дизельного топлива возрос на 2,1% - до 53,3 миллиона тонн, топочного мазута - на 5,2% - до 53,7 миллиона тонн, прямогонного бензина - на 2% - до 9,1 миллиона тонн. Объем переработки нефти за девять месяцев составил 193 миллиона тонн (рост на 3,6%).

Между тем, в сентябре объем производства автобензина в РФ сократился на 1,8% к сентябрю минувшего года и на 10,4% к августу, дизельного топлива - на 6,7% и 12%, соответственно, сообщает агентство «Прайм».

Минэкономразвития ожидает, что выпуск автомобильного бензина в 2011 году составит 36,7 млн. тонн (рост на 1,9%), дизтоплива - 71,1 млн. тонн (рост на 1,7%), топочного мазута - 72,3 млн. тонн (рост на 4%) [16].

Сколько получают из нефти продуктов:

1) РФ – 32% - мазут; 28% - диз. топливо; 16% - бензин; 4% - керосин.

2) США –5% - мазут; 23% - диз. топливо; 43% - бензин; 9% - керосин.

3) ЕС – 14% - мазут; 39% - диз. топливо; 23% - бензин; 5% - керосин.

Как отмечается в исследовании компании РосБизнесКонсалтинг «Нефтеперерабатывающая отрасль России и рынок нефтепродуктов», динамика роста первичной переработки нефти в течение 2002-2007 годов была в пределах 3,05-6,44%. При этом в течение последних трех лет наблюдался более активный рост объемов переработки. Повышенный интерес нефтяных компаний к производству нефтепродуктов привел к тому, что в 2006 году впервые объем переработки нефти превысил уровень поставок, т.е. в производство пошли запасы сырья, оставшиеся с предыдущего года [16].

В исследовании отмечается, что ранее опережающими темпами росла добыча нефти, а в течение 2007-2009 годов объемы переработки увеличиваются более активно, чем добыча. Это объясняется, прежде всего, тем, что в рамках действующей в настоящее время фискальной политики экспорт нефтепродуктов оказался более выгодным для компаний по сравнению с вывозом из России сырой нефти. Таким образом, за прошедшие три года ситуация принципиально изменилась: если раньше компании, стремившиеся вывезти из России как можно больше сырой нефти, осуществляли поставки на НПЗ по остаточному принципу, то теперь они демонстрируют заинтересованность развивать сегмент переработки [16].

В кризисный 2009 год нефтепереработчики в России пострадали гораздо больше, чем нефтедобытчики. Однако, при посткризисном восстановлении отраслей в 2010 году темпы роста в отрасли нефтепереработки оказались выше, чем для нефтедобычи. В 2010 году объём нефтепереработки в России вырос на 5,7% год к году, в то время как рост добычи нефти в России – только на 2,4% [18].

По данным Минэнерго, в России, которая лидирует по добыче нефти в мировом масштабе, в 2010 году было переработано 249 млн. тонн. В то же время лишь незначительное количество производимого у нас топлива относится к классу евро-4 и евро-5 - 12% бензина и четверть дизельного топлива [17].

В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов (мощность от 1 млн. т/год), мини-НПЗ и заводы по производству масел.

Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.

По итогам 2010 года объем экспорта нефти составил 246,8 млн. т (99,5% к 2009 году), однако доля экспорта нефти в общем объеме ее добычи снизилась до 48,9%, что обусловлено ростом переработки нефтяного сырья на российских НПЗ вследствие большей привлекательности рынка нефтепродуктов, а также экспорта темных нефтепродуктов из-за низкой экспортной пошлины на них. Состояние нефтепереработки в 2010 году можно охарактеризовать следующими позитивными факторами:

- наблюдалось увеличение переработки нефти на российских НПЗ на 105,5% к уровню 2009 года (248,8 млн. т);

- произведено 36,1 млн. т автомобильного бензина (100,8% к уровню 2009 года), 70,3 млн. т дизельного топлива (104,3%) и 69,9 млн. т топочного мазута (108,9%).

В 2010 году, как и в предыдущем периоде, отмечен рост объемов биржевой торговли нефтепродуктами. За период с 1 января по 30 декабря 2010 года с использованием биржевых технологий было реализовано 8279,1 тыс. т нефтепродуктов, в том числе на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже - 4888,01 тыс. т, на Межрегиональной Бирже Нефтегазового Комплекса - 3189,2 тыс. т, на бирже «Санкт-Петербург» - 201,88 тыс. т. Доля биржевых продаж нефтепродуктов за 2010 год составила 10,1% от общего объема их поставок на внутренний рынок (81942,15 тыс. т), что позволяет сделать вывод о выходе биржевых торгов на индикативный уровень [7].

Виды транспортировки нефти

В настоящее время география нефтедобывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов [3].

По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Сейчас сеть магистральных нефтепроводов обеспечивает поставку свыше 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.

На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск.

Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны и северному морскому пути [5].

Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. Всего за 12 месяцев 2011 года портом прокачено и перевалено на экспорт 75,1 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена. Хотя Новороссийск - незамерзающий порт, главная проблема здесь - частые и сильные штормы [11].

Важны для экспорта нефти из России и порты на Балтийском море. Главным нефтяным терминалом здесь традиционно был латвийский порт Вентспилс. Но его доминирующие позиции поколеблены ввиду быстрого развития Таллиннского порта, хотя к нему нефть нужно транспортировать по железной дороге, тогда как к Вентспилсу подходит трубопровод.

Приморск - самый крупный балтийский нефтяной терминал, находящийся на российской территории. Ориентирован на транспортировку сырой нефти с Тимано-Печорского месторождения, из Западной Сибири и Урало-Поволжья и дизельного топлива от Ярославского, Рязанского и Нижегородского НПЗ.

Приморск является самым крупным портом по экспорту нефти и нефтепродуктов в Северо-Западном регионе России. В 2010 году через порт было отгружено более 77 млн. тонн сырой нефти и нефтепродуктов, в том числе 71,731 млн. тонн сырой нефти и 5,835 млн. тонн дизельного топлива.

Также большое значение имеет Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2010 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть [13].

В ноябре 2000 г. «ЛУКойл» открыл нефтяной терминал в Калининграде. В 2001 г. компания построила еще один терминал в Калининграде с объявленной пропускной способностью 2,5 млн. т. Эти терминалы, по оценкам, способны перегружать до 3-5 млн. т нефти ежегодно.

На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск, Витино и Мурманск. Варандейский терминал с начальной пропускной способностью 1,5 млн. т был построен «ЛУКойлом» и вступил в строй в августе 2000 г. Компания надеется повысить ее до 10 млн. т. Она будет загружать здесь собственные танкеры водоизмещением 16-20 тыс. т и отправлять их в Мурманск, где сырая нефть будет перегружаться на тяжелые суда, которые станут использоваться для экспорта нефти в Европу и США [19].

«Роснефть» планирует инвестировать приблизительно 15 млн. долл. в модернизацию терминала в Архангельске с целью удвоения его пропускной способности (с 2,5 млн. до 4,5 млн. т в год). Но зимой этот терминал часто испытывает проблемы, так как не хватает ледоколов, чтобы освобождать арктический порт ото льда.

Порт Витино расположен на юго-западном побережье Кандалакшинского залива на Белом море. Пропускная способность порта - 4 млн. т. Сырая нефть поступает в Витино по железной дороге, откуда отправляется небольшими танкерами водоизмещением до 70 тыс. т в Мурманск, где перегружается на крупные танкеры и затем экспортируется в Европу или США. Объем перевалки светлых нефтепродуктов через порт «Витино» составит в 2010 году около 4,585 млн. тонн, что на 5,2% выше уровня 2009 года.

Мурманский порт будет иметь несколько преимуществ. Первое - огромная потенциальная пропускная способность в 60-120 млн. т. Второе - круглогодично свободное ото льда море в отличие от портов, расположенных на востоке Балтийского моря. Третье - защищенная гавань и уникальные глубины Кольского залива позволят загружать танкеры водоизмещением 300 тыс. т. Четвертое - самый экономный транспортный маршрут. Транспортировка тонны нефти этим маршрутом из Сибири в США будет стоить 24 долл., тогда как через нефтепровод «Дружба-Adria» - 29,5 долл., через каспийский трубопровод - 29,9 долл. Реализация проекта началась в 2004 г. и закончится в 2007 г. [30].

Россия продолжит сокращать зависимость от транзита нефти через страны Балтии: «Транснефть» стремится «отобрать» у балтийских операторов плату за транзит и портовые платежи. Нефтяной транзит через страны Балтии или любые другие государства будет действовать только как дополнительный маршрут для случаев, с которыми российские терминалы не смогут справиться самостоятельно. Роль балтийских портов в российской нефтяной экспортной логистике уменьшится, если будет построен Мурманский порт [17].