Перспективы развития туризма на арктических островах

Исторические особенности развития туризма в Арктике

Загадочные земли, увенчанные ледниками, ослепительно сияющие в лучах незакатного солнца, моря, покрытые льдами, и обитающие в них удивительные животные – все это с давних пор привлекало отважных путешественников. Преодолевая неимоверные трудности, они проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту. Это были представители разных народов мира: американцы Д. Франклин и Р. Пири, голландец В. Баренц, норвежцы Ф. Нансен и Р. Амундсен, итальянец У. Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов… Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 30–40-х гг. нашего столетия. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах «Г. Седов», «Красин», «Сибиряков», «Литке». Их возглавляли известные полярники О. Ю. Шмидт, Р. Л. Самойлович, В. Ю. Визе, капитан В. И. Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс.

На необитаемых островах построены научные полярные станции, под руководством И. Д. Папанина проведена первая дрейфующая экспедиция «Северный полюс», исследованы неведомые острова архипелага Северная Земля. В послевоенные годы исследования Арктики продолжались. С 1954 г. ежегодно сменяются зимовщики дрейфующих научных станций. Вот уже более 40 лет не прерывается их работа. Погода Арктики находится под постоянным наблюдением человека, а это очень важно, потому что там, в высоких широтах северного полушария, рождаются атмосферные процессы, от которых зависит погода на всей планете. Климат в Арктике исключительно суровый: даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0 С. Большую часть года лежит снежный покров, постоянны сильные ветры.

Наблюдения полярных станций, равномерно распределенных по берегам Северного Ледовитого океана и его островам, обеспечивают бесперебойную работу Северного морского пути. По нему в наши дни и летом и зимой, в полярный день и в непроглядную многомесячную ночь идут грузовые корабли. Их ведут мощные атомоходы «Арктика», «Сибирь», и другие. Они доставляют всевозможные грузы в Якутию, на Чукотку, на север Западной Сибири, на островные полярные станции и на дрейфующие станции.

Не случайно, интерес к этому удивительному царству льда и снега продолжается до сих пор. Действительно, природа Арктики достойна всестороннего внимания со стороны туристов и путешественников. Ей есть чем удивить искателя приключений. Одним из главных «козырей» российского арктического региона можно назвать острова и архипелаги в Северном Ледовитом Океане. К знаменитым туристическим архипелагам Арктики относятся: земля Франца Иосифа, Новая Земля, остров Вайгач, который находится на границе Карского и Баренцева морей. Тур на Северный полюс – один из самых популярных и самых дорогих туристических аттракционов в России. Эта зона представляет собой еще и уникальный природный анклав. Здесь можно встретить множество видов животных, от крошечных леммингов и до самого крупного хищника на планете – белого медведя.

Островная Арктика привлекательна разнообразием туров и экскурсий: круизы на ледоколах вдоль арктического побережья Баренцева и Белого морей, рыбалка в открытом море, экскурсии к колониям птиц, живущих на прибрежных скалах и небольших островах, экотуризм.

Основные виды туризма Островной Арктики

1) Дайвинг в Арктике.

Этот вид спорта считается одним из самых экстремальных и опасных. Тем не менее, число желающих испытать острейшие ощущения от подводного знакомства с природой Арктики растет год от года. Самыми популярными дайвинг-турами в Арктику уже несколько последних лет остаются туры на Белое море. Основная прелесть подобных туров в том, что они организовываются круглый год. Лето на Белом море – это удивительные погружения, во время которых предоставляется замечательный шанс воочию убедиться в неповторимости экосферы арктических морей, понаблюдать заросли кораллов, подводные сады морской капусты, плантации мидий, обломки затонувших кораблей.

Зимний дайвинг – это подледное плавание в красивейших местах Беломорья: у мыса Киндо и у Крестовых островов. Сезон зимнего дайвинга – с февраля по апрель. Во время погружения кроме непосредственно арктической флоры и фауны можно увидеть потрясающие по своей красоте ледовые образования: арки и ледовые пещеры причудливых форм.

2) Ледокольный туризм.

Ледоколы в Арктике Суровый романтизм Арктики каждый год привлекает к себе внимание все большего количества туристов. В этих условиях Россия, как страна, которой принадлежит значительная часть арктических вод и земель, безусловно, остается одним из главных поставщиков туристических услуг за полярным кругом. Популярный вид туризма в Арктике – круизы на ледоколах.

Ледоколы – основной вид транспортных средств в Арктических водах. Учитывая большой спрос на туры в Арктику, в первую очередь среди состоятельных европейцев, каюты и палубы многих ледоколов были переоборудованы с тем, чтобы уровень комфорта мог соответствовать требованиям западного туриста. К слову, туры в Арктику не пользуются популярностью у самих россиян. Доля российских граждан в общем объеме составляет не более 4%. Одно из самых известных круизных судов в Российской Арктике – ледокол «Капитан Драницын», принадлежащий Мурманскому морскому пароходству. Этот корабль участвовал в круизных рейсах на самые известные острова Арктики – на Архипелаг Земля Франца Иосифа, к Шпицбергену, на Новую Землю. Средняя стоимость круиза на ледоколе «Капитан Драницын» к островам Арктики – около 3 500 – 4000 Eur.

Также пользуются спросом круизы на атомном ледоколе-гиганте «Ямал». Судно обслуживает двухнедельные туры на Северный полюс. Стоимость подобного круиза – около 12 000 Eur.

Кроме, собственно, ледоколов в арктических морях также ходят и научно-исследовательские суда, которые представляют услуги по организации туров в Арктике. Одним из самых известных судов такого типа является «Академик Йоффе». Средняя стоимость круиза на судне «Академик Йоффе» – 2 500 – 3000 Eur.

3) Парашютизм.

«Там, в глубине высот ты обретаешь то, чего тебе недодали в жизни - тишину…. Есть ты, небо и парашют….и маленькие, словно аккуратно расчерченные опытным инженером прямоугольники полей.»

Парашютисты являются первооткрывателями массового туристического движения в Арктику на Северный полюс. Прыжки с парашютом проводятся с 1991 г. На практике нет ограничений для прыжков с парашютом на Северный полюс.

Есть два варианта выполнения прыжков в географическую точку северного полюса. В первом случае десантирование парашютистов будет производиться с самолета ИЛ-76, а во втором с вертолета МИ-8. Стоимость каждого из туров располагается в пределах от 8000 до 9000 евро, так же за дополнительную плату возможно проведение серии тренировочных парашютных прыжком на Лонгиере. Каждый из туров займет приблизительно 5 дней + 1–2 дня (в зависимости от погодных условий). Для участия в экспедиции необходимо иметь полный комплект парашютного снаряжения и теплую одежду для выполнения прыжка.