Поиски Мартина Фробишера северо-западного прохода в Индию и Китай

В последней четверти XVI и в начале XVII в. английские моряки совершили ряд плаваний, надеясь отыскать Северо-Западный проход из Атлантического в Тихий океан. Первым – после отца и сына Каботов – возобновил поиски прохода с целью дойти до Китая, обогнув с севера Америку, морской офицер Мартин Фробишер.

Мартин Фробишер (Martin Frobisher) был одним из пяти детей Бернарда Фробишера и Маргарет Фробишер из Элтофтса (приход Нормантон, Йоркшир). Он родился близ Уэйкфилда (Йоркшир) между 1535 и 1539 гг. Мать его происходила из семьи сэра Джона Йорка, известного лондонского купца и судовладельца, а по линии отца род Фробишеров восходил к Джону Фробишеру (род. ок. 1255 г.) из Шотландии, храбро сражавшегося за короля Эдуарда I во время войн в Уэльсе. В 1542 г. отец умер, и малолетнего Мартина отправили учиться в Лондон, где его опекуном стал брат матери сэр Джон Йорк. Племянник понравился сэру Джону, заметившему в нем "сильный характер, отчаянно дерзкую храбрость и от природы очень крепкое тело". Рано связав свою жизнь с морем, Мартин Фробишер в 1553 г. совершил плавание к берегам Гвинеи в составе пиратско-работорговой экспедиции Томаса Уиндхэма, которую финансировал Йорк. Во время второго плавания в Западную Африку (1554 г.) один из африканских вождей потребовал от англичан оставить ему заложника. Мартин добровольно взял на себя эту роль. Вскоре он попал в руки португальцев, бросивших его в тюрьму.

Каким образом он сумел получить свободу – неизвестно, но уже около 1559 г. он находится на борту корабля, совершившего плавание в Северную Африку. После возвращения домой Фробишер женился на Исабель, вдове Томаса Рикарда из Снейта, а затем связался с известными пиратскими кланами Хокинсов и Киллигрю. Имеются сведения, что между 1559 и 1562 гг. он в консорте с пиратом Стренгуэйсом снова ходил в Гвинею. Вернувшись в Йоркшир, Фробишер устроился капитаном на один из трех каперов, снаряженных для действий против французов-католиков. Двумя другими кораблями командовали Питер Киллигрю и брат Мартина – Джон Фробишер. В мае 1563 г. они привели в гавань Плимута пять захваченных французских судов. Год спустя Мартин Фробишер вместе с Томасом Кобхэмом перехватил в Ла-Манше корабль "Кэтрин", который вез в Испанию гобелены для короля Филиппа II. Событие это вызвало скандал, Фробишера посадили в тюрьму, но вскоре выпустили на свободу. В 1565 г. он крейсировал в британских водах на корабле "Мэри флауэр", однако о результативности его операций мало что известно. Полагают, что он захватил несколько купеческих судов, в том числе два фламандских судна. Его снова арестовали, но в октябре 1566 г. из-за недостатка улик отпустили.

Раздобыв у вождей французских гугенотов, принца Конде и кардинала де Шатийона, каперские грамоты, Фробишер в течение нескольких лет охотился за судами французских католиков; вместе с ним плавали пять других пиратских кораблей. В 1569 г. он достал каперское свидетельство, подписанное принцем Вильгельмом Оранским, и с двумя кораблями начал выслеживать испанские торговые суда. Среди его призов оказались и два торговых судна. Заподозренный в пиратстве, Фробишер в августе 1569 г. был снова взят под стражу и почти год провел в лондонской тюрьме. Освободили его по ходатайству леди Элизабет Клинтон, жены лорда-адмирала Англии. Поступив на королевскую службу, Фробишер в 1571-1572 гг. нес патрульную службу у берегов Ирландии. Там он захватил одно немецкое и несколько французских судов. Еще один французский корабль он захватил в январе 1573 г.

Ловкий авантюрист, Фробишер (см. приложение 3) между 1572 и 1575 гг. участвовал в различных заговорах в Англии и Ирландии и, возможно, приложил руку к их раскрытию. В частности, есть сведения, что в 1572 г. он был участником заговора по освобождению Джеральда Фитцджеральда, 15-го графа Десмонда, но план этот провалился. В 1573 г. испанский король Филипп II зондировал почву по поводу приема бравого корсара на испанскую службу, однако подробности этого дела скрыты завесой тайны.

Еще в начале 60-х годов Фробишер начал интересоваться возможностью найти Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан с целью достижения Китая и Индии (см. приложение 5). После обсуждений этого проекта с сэром Хамфри Гилбертом, Ричардом Хаклюйтом и Джоном Ди он предпринял ряд неудачных попыток заручиться поддержкой богатых судовладельцев, пока, наконец, не увлек своим проектом Эмброуза Дадли, графа Уорвика, приближенного королевы Елизаветы. Уорвик представил его проект членам Тайного Совета, которые в декабре 1574 г. рекомендовали купцам Московской компании выдать ему лицензию на право поиска Северо-Западного прохода. Когда компания отказалась поддержать Фробишера, Тайный Совет приказал ей либо организовать свою поисковую экспедицию, либо выдать лицензию тому, кто может это сделать. Тем временем, Майкл Лок, директор Московской компании, проникся идеей Фробишера и, в конце концов, убедил членов компании поддержать вышеназванный проект. 18 купцов выделили 875 ф.ст., сам Лок раскошелился более чем на 700 ф.ст.

Был построен 20-тонный барк "Гэбриэл", куплены барк "Майкл" (водоизмещением ок. 25 тонн) и одна пинасса (водоизмещением ок. 10 тонн). Экипаж экспедиции насчитывал всего 35 человек. Доктор Джон Дин, известный астролог и математик, побывал на судах Фробишера и проинструктировал его людей относительно новых достижений в области астрономии и навигации. 7 июня 1576 г. экспедиция отплыла из Рэтклиффа. Кристофер Холл был шкипером "Гэбриэла", Оуэн Гриффин – шкипером "Майкла". Когда суда проходили Гринвич, королева помахала им ручкой и пожелала счастливого пути. 26 июня экспедиция достигла Шетландских островов, откуда пошла через Атлантику на запад. 11 июля англичане увидели под 61º с.ш. побережье Гренландии. Снег и туман помешали высадке на берег. Вскоре во время сильного шторма погибла пинасса, пропал "Майкл" (его перепуганный капитан приказал возвращаться в Англию), однако Фробишер на потрепанном "Гэбриэле" с командой из 23 человек продолжал поиски Северо-Западного прохода.

Двигаясь от Гренландии на запад-северо-запад, англичане 28 июля увидели незнакомый берег (видимо, остров Резолюшн), а 18 августа – Баффинову Землю. Через два дня на 63º с. ш. они высадились на островок Локс-Ленд, затем вошли в узкий залив, который Фробишер принял за долгожданный пролив и назвал своим именем (теперь это залив Фробишера на Баффиновой Земле). Он прошел мнимым проливом на северо-запад 60 миль, "имея с правой руки... Азиатский материк, который здесь отделялся от американской суши, лежащей по его левую руку". "Американская суша" Фробишера – это юго-восточный полуостров Баффиновой Земли, носящий до настоящего времени (латинское название Мета-Инкогнита ("Неведомая Цель"): такое условное секретное название дала королева Елизавета, которая сочла со слов Фробишера, этот участок суши за подступ к Азии. А лежащий к северу "азиатский материк" Фробишера – это выступ той же Баффиновой Земли, называющейся теперь п-овом Холл.

В заливе Фробишер встретил смуглых людей, "похожих на татар, с длинными черными волосами, широкими лицами и плоскими носами, одетых в тюленьи шкуры – одинакового покроя у мужчин и женщин. Лодки их также сделаны из тюленьих кож, а под кожей скрывается деревянный киль". Это – первая, исторически доказанная встреча европейцев с американскими эскимосами. Их "сходство с татарами" (монголоидный тип) стало в глазах Фробишера дополнительным доказательством того, что он достиг Азии. Моряки высаживались на берег и приносили оттуда растения и камни, среди которых был черный камень с желтыми вкраплениями, принятый Фробишером за золотую руду. Эскимосы завели немой торг с англичанами. Однажды лодка с пятью матросами, отправившимися на торг, пропала без вести. С поредевшей командой, без лодки Фробишер не рискнул двинуться дальше на запад; к тому же наступила осень, и он спешил вернуться в Англию, чтобы сообщить там о своем двойном "великом" открытии: пролива в Тихий океан и золотой руды. Захватив с собой эскимоса, Фробишер в конце августа поднял паруса и 2 октября вошел в Темзу.

Отчет об экспедиции был составлен Кристофером Холлом. Образцы "золотой руды" Фробишер передал Майклу Локу, который попросил специалистов изучить их; три исследователя решили, что это – марказит (лучистый колчедан), а четвертый, итальянец Анджело, заявил, что смог извлечь из руды три крупицы золота. В марте 1577 г. была организована "Катайская компания", получившая королевскую хартию. Лок стал ее управляющим. Елизавета внесла наибольший пай (1 тыс. ф.ст.) и снарядила за казенный счет корабль "Эйд" (водоизмещением 200 тонн); кроме того, Фробишер получил для второй экспедиции два барка ("Гэбриэл" и "Майкл") и одну или несколько пинасс; численность команд и пассажиров доходила до 120-150 человек (в том числе солдаты и рудокопы). Назначенный "главным адмиралом всех морей, озер, земель и островов, стран и мест, вновь открываемых", Мартин Фробишер 31 мая 1577 г. покинул Харвич. Большой корабль должен был с грузом золотой руды немедленно вернуться в Англию, Фробишер с двумя барками – продолжать исследование "пролива" и пройти в "Катай" или и крайнем случае так далеко па запад, что удостовериться, что он находится в другом океане. Его первым помощником был Джордж Бест; корсар Эдвард Фентон командовал "Гэбриэлом", а Гилберт Йорк – "Майклом". Обогнув Шотландию, они 4 июля достигли Гренландии, но скопления льда помешали им высадиться на берег. 17 июля корабли подошли к острову Холл на входе в залив Фробишер. Объявив новооткрытую страну владением британской короны, англичане занялись поисками золотой руды, при этом периодически вступали в стычки с эскимосами и многих из них убили. Наконец, погрузив на борт "Эйда" около 200 тонн "драгоценного" груза и захватив трех эскимосов (мужчину и женщину с ребенком), Фробишер 23 августа велел возвращаться в Англию. 23 сентября "Эйд" прибыл в английский порт Милфорд ("Гэбриэл" и "Майкл" пришли позже – один в Бристоль, другой в Ярмут). Елизавета приняла Фробишера в Виндзоре. Ученые-алхимики исследовали добытую экспедицией руду и заявили, что в ней действительно содержится золото, хотя и крайне мало.

30 мая 1578 г. третья экспедиция под начальством Фробишера вышла из Харвича на запад в составе 15 судов – больших (военных и грузовых) и малых – с тройным заданием: основать колонию и построить крепость у "пролива"; немедленно приступить к добыче золота; продолжать с малыми судами исследование "пролива" и дойти по возможности до "Катая" (Китая). 20 июня флотилия достигла прибрежных вод Гренландии, где встретила бесчисленные стада китов. 2 июля, приблизившись к заливу Фробишера, англичане нашли его забитым льдами. Во время снежной бури 100-тонный барк "Деннис" столкнулся с айсбергом и затонул, экипаж его с трудом спасся. Остальные суда, отброшенные бурей на юг, попали в настоящий широкий, свободный ото льдов пролив, за которым на западе было видно свободное море, причем берег "американской суши" уклонился к югу. Собрав суда, Фробишер повел их на северо-восток и открыл проход между землей (полуостровом) Мета-Инкогнита на западе и группой небольших островов (Резолюшн, Эджел и др.) на востоке. Теперь даже в его глазах Мета-Инкогнита не могла быть, материком, так как находилась между двумя проливами: одним настоящим – на юге (Гудзонов пролив), другим мнимым – на севере (залив Фробишера).

У моряков возникло представление, пока смутное, о наличии большого архипелага на северо-западе океана. Однако, хотя Фробишер действительно видел подлинную Гренландию, он положил начало открытию Баффиновой Земли и входил в широкие проливы, которые позднее стали называться Девисовым и Гудзоновым, он внес большую путаницу в карты (см. приложение 6) Северо-Западной Атлантики: и до начала XVII в. картографы называли Гренландией не один, а целых четыре острова, существующий и выдуманные. Но он первый изучил природу айсбергов. Он заметил, что они при таянии дают пресную воду, а не соленую, и правильно заключил, что они "рождаются" на суше и сползают в море, как альпийские глетчеры сползают в горные долины.

Фробишер не построил крепости у "прохода": позже он оправдывался тем, что во время бури погибло много строительных материалов. Трюмы всех судов были наполнены "золотой рудой", и 4 августа флотилия двинулась обратно. На следующий день буря рассеяла суда, и они поодиночке вернулись в разные английские порты. При разгрузке образцы руды попали во многие руки, в том числе и к любопытным частным специалистам. Но даже самый лучший из них не смог обнаружить в той руде ни крупинки золота. Величайшее английское заокеанское предприятие XVI в. закончилось, величайшим крахом: Мета-Инкогнита оказалась не материком, а островом, "пролив" Фробишера – заливом, в "золотой" руде не было золота.

После этой неудачи Фробишер навеки простился с Северо-западным путем. Он последовал примеру пирата Дрейка – искал и находил драгоценные металлы в трюмах испанских кораблей, идущих из "Западной Индии" в Испанию.

Мартин Фробишер осенью 1578 г. принял участие в подавлении антибританского восстания в Ирландии. В 1580 г. он командовал кораблем "Форсайт", который крейсировал у берегов Манстера (Ирландия) во время подавления восстания Десмонда, и участвовал в захвате Смервика. Два года спустя Фробишер разработал проект экспедиции в Китай вокруг мыса Доброй Надежды, однако этот замысел так и не был реализован. В сентябре 1585 г. Фробишер отплыл из Плимута на судне "Примроз" в составе корсарской флотилии Фрэнсиса Дрейка. Флотилия насчитывала 21 судно, и Фробишер был назначен вице-адмиралом. Ограбив порт Виго в Испании, англичане посетили Канарские острова, затем острова Зеленого Мыса, где в ноябре разорили город Сантьягу, и, совершив трансатлантический переход, прибыли в Вест-Индию.

В декабре 1585 г. Дрейк принял решение захватить столицу Эспаньолы – город Санто-Доминго. Часть кораблей флотилии под командованием Фробишера подошла к берегу и три дня демонстративно плавала на виду у жителей города. Через три дня на борт вернулись разведчики, установившие связь с беглыми рабами - симарронами. Те обещали корсарам свою помощь. Утром 1 января 1586 г. Дрейк начал операцию. Санто-Доминго был взят штурмом, разграблен и сожжен. Следующий удар был нанесён по Картахене (в феврале). Фробишер отличился в этой операции, возглавив отряд, захвативший испанский форт у входа во внутреннюю гавань.

Разграбив Картахену, англичане отправились в Мексиканский залив, затем посетили Флориду, сожгли поселение Сан-Аугустин (современный Сент-Огастин) и в июле 1586 г. вернулись в Плимут, привезя добычи на 60 тыс. ф.ст. В 1587 г. Фробишер участвовал в морской экспедиции, тщетно пытавшейся захватить Слейс, а в 1588 г. командовал галеоном "Трайомф" ("Триумф"), находившимся в составе флота лорда-адмирала Чарлза Хоуарда. Невежественный, упрямый, но храбрый йоркширец был членом военного Совета (наряду с Хоуардом, Дрейком, Джоном Хокинсом и Феннером) и принимал участие во всех столкновениях с Испанской Армадой: у Плимута, близ Портленда, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине. После сражения у острова Уайт, в пятницу 5 августа 1586 г., лорд-адмирал Хоуард возвел в рыцари лучших капитанов своего флота – Мартина Фробишера, Джона Хокинса, Томаса Хоуарда, лорда Шефилда, Роджера Тауншенда и Джорджа Бистона.

Зимой 1588-1589 гг. Фробишер командовал эскадрой, охранявшей берега Англии, а осенью 1589 г. совершил корсарскую экспедицию к побережью Испании и в район Азорских островов. Летом 1590 г. он снова поджидал добычу у Азорских островов, на следующий год вернулся в Элтофтс, женился во второй раз (на Дороти, дочери лорда Уэнтворта и вдове сэра Уильяма Видмерпола) и на короткое время осел в родном Йоркшире. В 1592 г. королева велела ему взять на себя командование корсарской флотилией сэра Уолтера Рэли. Перессорившись с другими капитанами, Фробишер с частью судов отправился крейсировать к мысу Сан-Висенте, но большой добычи там не захватил.

Свою последнюю экспедицию Фробишер совершил в 1594 г. к берегам полуострова Бретань, чтобы помочь защитить Брест от испанских сил, высадившихся во Франции и укрепившихся в форте Крозон. Во время последнего штурма форта он был ранен и, вернувшись в Плимут, 15 ноября скончался. Его внутренние органы погребли в церкви св. Андрея (в Плимуте) 22 ноября, а тело перевезли в Лондон и похоронили в англиканской церкви Сент-Джилс-визаут-Криплгейт (в районе Сити). Детей у сэра Мартина не было, но среди наследников значился племянник – Питер Фробишер.

Таким образом, в результате трех экспедиций Фробишера найти Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий не удалось, а черный камень с желтыми вкраплениями оказался вовсе не золотом, а пиритом. Он посетил Гренландию, островок Локс-Ленд, положил начало открытию Баффиновой земли, видел Гудзонов пролив, Девисов пролив, своими открытиями мнимого пролива Фробишера и "американской суши" (Мета-Инкогнита "Неведомая цель") внес некоторую путаницу в картографию XVII века. Он первым изучил природу айсбергов.

Всю свою жизнь этот человек провел в путешествиях (Гвинея, Западная Африка, Ирландия, Канарские о-ва, о-ва Зеленого Мыса, Мексиканский залив и др.), он преследовал французских католиков, выслеживал испанские торговые суда, участвовал в заговорах Англии, принимал активные действия в подавлении антибританского восстания в Ирландии, плавал в составе флотилии Френсиса Дрейка (был назначен вице-адмиралом), воевал с Испанской Армадой. Кроме того, Мартин Фробишер был пиратом на королевской службе. Он был удивительным человеком, хотя, скорее всего, он руководствовался своими собственным интересам, нежели интересами Англии и королевы.