Предприятия пищевой промышленности России

Характеристика предприятий пищевой промышленности по отраслям

Одной из черт российской пищевой промышленности является формирование вертикально интегрированных корпораций. Кондитерская, масложировая, молочная, мясоперерабатывающая отрасли пищевой промышленности представлены различными крупными холдингами. Так, в масложировой отрасли, крупный производитель группа компаний «НМЖК», включает в себя различные заводы и комбинаты, осуществляющие деятельность на всех циклах производства масложировой продукции. Крупный сибирский холдинг «Российские мясопродукты» располагает не только мясозаготовительными и производственными предприятиям, но также и собственной сбытовой сетью, [3].

На пищевом рынке России предприятия, производящие продукты питания, можно подразделить на такие основные группы:

1) крупные вертикально интегрированные холдинги, ориентированные на развитие производства на основе собственной сырьевой базы (начали формироваться в середине 90-х г.) - Черкизовский мясоперерабатывающий завод, Вимм-Билль-Данн, ЗАО "Парнас М".

2) транснациональные корпорации, имеющие производства в Подмосковье и других регионах страны (начали появляться с первой половины 90-х г.) - "Данон" (Франция); "Эрманн", "Кампина" (Германия); ООО "Пепси-Кола Дженерал Боттлерс", "Марс" (США); "Кэдбери" (Великобритания);

3) холдинговые предприятия с участием иностранного капитала - ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", "Кампомос"; ОАО "Петмол".

4) региональные перерабатывающие предприятия, начавшие работу еще в советский период и успешно прошедшие этап реорганизации структуры управления и производства во второй половине 90-х гг.

5) мелкие производственные цеха, предприниматели без образования юридического лица, как правило, производящие и реализующие свою продукцию в одном и том же регионе.

На начало 2008 года пищевая отрасль России включала 49973 действующих предприятий (в том числе предприятия, выпускающие напитки, табак).

Предприятиям пищевой промышленности присущ ряд особенностей, которые определяют их производственную структуру:

- сезонность производства в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, сезонность использования в них рабочей силы и неравномерная загрузка основных производственных фондов на протяжении года;

- высокий уровень материалоемкости производимой продукции, требующий учета влияния хозяйственного механизма на уровень использования сырьевых и других материальных ресурсов, экономического стимулирования повышения качества сельскохозяйственного сырья и конечной пищевой продукции;

- специфический характер производства в ряде отраслей, что проявляется в значительных объемах производства продукции, которая быстро портится и требует сжатых сроков хранения и реализации;

- материально-техническая база отраслей пищевой промышленности, что обусловливает необходимость ее насыщения современной техникой, прогрессивными технологиями как важную предпосылку интенсификации хозяйствования на предприятиях отрасли;

- направленность производства на непосредственного потребителя, что делает пищевую промышленность наиболее восприимчивой к внедрению рыночных отношений, влияющих на организационную структуру;

- необходимость внедрения новых продуктов питания с преодолением различных организационных барьеров, возникающих в процессе дифференциации и диверсификации отрасли;

- высокие квалификационные навыки и умения, предъявляемые к работникам, которым из-за незначительного количества профессионально технических образовательных учреждений, готовящих современных рабочих для предприятий пищевой промышленности, приходится обучать на предприятиях, [7].

Рассмотрим предприятия пищевой промышленности в каждой отрасли.

Хлебопекарная промышленность - одна из ведущих отраслей пищевой промышленности. В этой отрасли функционирует более 18 тысяч хлебозаводов (в том числе 1,5 тыс. крупных), среди которых более 50 % представляют собой малые пекарни.

Одной из особенностей хлебопекарной отрасли является концентрация производственных мощностей на крупных предприятиях и, одновременно, наличие большого количества малых предприятий различных форм собственности. Отрасль представлена как новичками - частными пекарнями, так и бывшими государственными хлебозаводами, которые в ходе приватизации были акционированы.

В России основной объем производства хлеба сконцентрирован на крупных предприятиях. Здесь вырабатывается более 80% всех хлебобулочных изделий. Большое распространение получили хлебопекарные предприятия сравнительно небольшой мощности (3500 тыс. тонн продукции в год), которые называют мини-пекарнями, численность которых составляет 10 тысяч, [6].

Малые предприятия приспособились к требованиям рынка и занимают свой сегмент за счет выработки более широкого ассортимента продукции и нахождения предприятий в шаговой доступности от покупателя.

В последнее десятилетие 200 хлебозаводов из 1500 прекратили свое существование, многие десятки хлебозаводов снизили выработку хлеба в несколько раз. Производство хлебобулочных изделий, по данным официальной статистики, в последние годы сокращается: в 2000 г. было произведено 9,1 млн. тонн продукции, в 2003 году - 7,8 млн.тонн.

В 2004–2005 г.г. происходит хотя и незначительный, но рост объемов производства (8,1 млн.т. и 8,4 млн.т. соответственно). Однако в 2008 году вновь наблюдается падение анализируемого показателя до 7,5 млн. т. Несмотря на снижение объёмов производства, потребность населения в них удовлетворялась полностью.

Что касается мясоперерабатывающих предприятий, то они продолжают работать в условиях острого дефицита основного производственного ресурса - отечественного сырья животного происхождения. Однако макроэкономические показатели мясной промышленности сохраняют положительную динамику - с 2001 года растут объемы производства основных видов мясной продукции. Так в 2008 году произведено 2016,9 тыс. тонн мяса птицы (на 11,6 % больше уровня 2007 года), свинины - 501,7 тыс. тонн (на уровне 2007 года). В то же время говядины произведено 280,3 тыс. тонн, что ниже уровня 2007 г на 1,4 %.

Предприятия производят заготовку и убой скота, птицы, производя мясо, мясные консервы, колбасные изделия, полуфабрикаты (котлеты, пельмени). Наряду с производством пищевых продуктов вырабатываются сухие животные корма, ценные медицинские препараты (инсулин, гепарин), а также клеи, желатин и перопуховые изделия.

Молочная промышленность — отрасль пищевой промышленности, объединяющая предприятия по выработке из молока различных молочных продуктов. В состав промышленности входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, брынзы, мороженого, казеина и другой молочной продукции.

Производство молочных продуктов в России находится в стадии стагнации, что обусловлено недостатком сырья, вызванного пока еще сложной ситуацией в животноводческом комплексе страны, значительным сокращением поголовья молочного стада и, следовательно, снижением валового надоя молока в хозяйствах всех категорий. За последние 5 лет производство сырья (молока) в хозяйствах всех категорий практически не растет и держится на уровне 32 млн. тонн.

По состоянию на 2008 год из-за дефицита отечественного сырья среднегодовые мощности предприятий используются менее чем на половину: по производству масла животного - на 30,8%, молока сухого цельного - на 40,5 %, сухого обезжиренного молока - на 48%, консервов молочных - на 50,4%. Это говорит о значительных потенциальных возможностях промышленной переработки сырья (молока), увеличения производства молочных продуктов в широком ассортименте.

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции.

Примечательно то, что в настоящее время все большую популярность среди представителей малого и среднего бизнеса приобретают мини-заводы по производству молока и кисломолочных продуктов. Такие заводы можно разместить на территории небольшого поселения, военного городка или фермы. Подобные мини-цехи производятся на заводе-изготовителе полностью готовые к работе. Лидерами среди различных цехов по переработке молока являются мини-производства КОЛАКС, что подтверждают различные награды, которые получили разработчики и производители данных мини-заводов.

Таким образом, в настоящее время фермеры могут составить конкуренцию заводам-монополистам в своем регионе, так как такое мини-производство требует значительно меньших затрат по сравнению с крупным заводом. Это связано и с издержками на транспортировку сырья, и на оплату труда работникам. К тому же фермеры имеют возможность переработать собственное сырье без участия посредников, [1].

2010 год стал знаковым для российского рынка переработки молока. Два крупнейших игрока были поглощены международными корпорациями: французский холдинг Danone поглотил «Юнимилк», а американская компания PepsiCo приобрела «Вимм-Билль-Данн», [4].

Масложировая промышленность России объединяет комплекс производств, связанных между собой общностью исходного сырья и последовательностью стадий его переработки. Различные группы производств характеризуются также общим назначением вырабатываемой ими продукции.

Масложировую продукцию (растительное масло, маргарин, майонез) вырабатывают 76 крупных предприятий (в том числе 52 маслозавода) и 1300 малых цехов и предприятий разных форм собственности. За последние 5 лет, по данным Росстата, мощности предприятий по переработке масличных культур увеличились с 4,39 до 7,97 млн. тонн (в 1,8 раза).

Построены новые крупные перерабатывающие предприятия. Корпорация "АСТОН" ввела в эксплуатацию маслоэкстракционный завод ООО "АСТОН" по переработке семян подсолнечника. ГК "Содружество" запустила завод по переработке бобов сои в Калининградской области. Кроме того, осуществляется строительство предприятий небольшой мощности для обеспечения потребностей местного населения некоторых регионов страны в масложировой продукции.

В настоящее время основные производители растительных масел: агрохолдинг "Юг Руси", предприятия которого расположены в основных регионах производства масличных семян. Так, один из заводов агрохолдинга ООО "Золотая семечка" - крупнейший в России по производству растительных масел. Мощность завода составляет 3000 тонн переработки маслосемян в сутки, или 1 млн. 100 тыс. тонн в год.

Переработка плодоовощной продукции в РФ стала возрождаться после кризиса 1998 года: соки, компоты, джемы, овощные консервы, быстрозамороженные овощи и фрукты, сделанные в России, отвоевывают утраченные позиции, [3].

Основную долю (85%) плодоовощной продукции продолжают выпускать специализированные крупные и средние предприятия.

Доля российских производителей на рынке плодоовощных консервов составляет около 10%. Основные производители кетчупов на российском рынке: компании "Балтимор", "Петросоюз", "Юнилевер". Сегодня к крупнейшим предприятиям по производству хрустящего картофеля относят ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" (Московская область), ОАО "Русский продукт" (Москва), ЗАО "Р. С. К." (Московская область) и ОАО "Пищекомбинат Вологодский".

Основными трудностями для предприятий являются низкое качество сельскохозяйственного сырья, дефицит денежных оборотных средств, необходимых для обеспечения бесперебойного производства, низкий уровень оснащенности современными видами технологического оборудования. Остро стоит проблема сбыта плодоовощных консервов.

Кондитерская промышленность - отрасль, производящая высококалорийные пищевые продукты, в составе которых, как правило, содержится большое количество сахара. Самым динамично развивающимся в отрасли остается сектор производства шоколада и шоколадных изделий. Российский рынок шоколадных изделий отличается высокой концентрацией.

Почти 3/4 общероссийских продаж шоколадных изделий приходится на 6 крупных гигантов. Это международные гиганты кондитерской отрасли: Nestle (в России владеет самарской кондитерской фабрикой "Россия", Камской кондитерской фабрикой в г. Перми и кондитерской фабрикой "Алтай" в г. Барнауле), Kraft Foods (владеет кондитерской фабрикой "Покров", Владимировская область) и Mars (США), "Кедбери", холдинг "Объединенные кондитеры", куда входят крупнейшие отечественные производители шоколада - ОАО "Рот Фронт", ОАО "МКФ "Красный Октябрь", концерн "Бабаевский" и кондитерское объединение "СладКо", состоящее из ОАО "СладКо" (г. Екатеринбург) и ОАО "Кондитерская фабрика "Волжанка" ( г. Ульяновск).

«СладКо» - один из крупнейших производителей кондитерских изделий в России, входит в десятку лидеров кондитерской отрасли и производит все основные виды кондитерских изделий - шоколад, конфеты, карамель, печенье, вафли.

За последние годы организован целый ряд новых предприятий и цехов. Увеличилось число специализированных предприятий. Их насчитывается около 200, свыше половины из которых - небольшие (мощностью до 5 тыс. тонн в год). Вместе с тем растет число предприятий, располагающих мощностью свыше 20 тыс. тонн, на которых коэффициент использования мощности значительно выше среднеотраслевого (около 70%).

Предприятия кондитерской промышленности контролируют по физическому объему примерно 87% потребительского рынка. В целом в настоящее время кондитерскую промышленность страны можно характеризовать как успешно функционирующее звено агропромышленного комплекса. В отрасли насчитывается 1500 специализированных и прочих пищевых предприятий, выпускающих кондитерские изделия общей среднегодовой производственной мощностью 3,3 млн. тонн, [6].

За последние десять лет пивоваренная индустрия России прошла путь от одной из отсталых отраслей пищевой промышленности до эффективно работающего сектора аграрно- промышленного комплекса России.

К числу важных тенденций в отрасли можно отнести стремление к консолидации пивоваренного рынка путем осуществления крупномасштабных слияний. Главные причины этого - ощутимое повышение цен на основное сырье (пивоваренный ячмень, солод и хмель), а также тароупаковочные материалы.

В результате консолидации 6 крупных компаний контролируют 90% российского рынка пива. Это компании "Балтика" (38%), "СанИнбев" (19%), "Хайнекен" (14%), "Эфес" (10%), "Саб Миллер" (5%), Очаково (4%).

ОАО Пивоваренная компания «Балтика» - крупнейшая российская пивоваренная компания, лидер российского рынка пива с долей более 42 %. Бренд «Балтика» — один из двух российских брендов (наряду с «Лукойлом»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2007 года британской газетой Financial Times.

За последние годы наблюдается значительный прогресс в обеспечении отрасли солодом отечественного производства. Производство солода выросло с 490 тыс. тонн (2000 год) до 1,4 млн. тонн в 2008 году, то есть увеличилось почти в 3 раза. Основной вклад в достижение этого внесли пивоваренные компании, которыми были построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы. Это компании "Балтика", "Очаково", "Эфес". Кроме того, компанией "Русский солод" построены и введены в эксплуатацию солодовенные заводы в Московской области (п. Вороново), Воронежской области (п. Элеваторный), и Орловской области (п. Знаменка) производственной мощностью по 100 тыс. тонн в год солода каждая. Все построенные солодовенные заводы оснащены высокопроизводительным оборудованием, внедрены современные технологии производства солода.

Производство безалкогольных напитков и минеральных вод продолжает развиваться достаточно высокими темпами. Производство безалкогольных напитков в 2008 году составило 601,8 млн. дал., или 100,6% к выработанным в 2007 году, минеральных вод - 8005,8 млн. полулитров, или 110,2% к объему 2007 года.

Основные производители безалкогольных напитков и минеральных вод в России наряду с мировыми лидерами Coca-Cola и PepsiCo: ЗАО "ОСТ-АКВА", ООО "Мегапак", ООО ПК "Мастер", ЗАО "Бородино" Московской области, Московский пиво - безалкогольный комбинат "Очаково".

В настоящее время в России наблюдается консолидация отрасли, которая сопряжена с наращиванием доли рынка его участников. Главную роль здесь играют транснациональные корпорации "Данон", Coca-Cola, PepsiCo, Nestle и отдельные крупные российские производители молочных продуктов и соков - "Вимм-Билль-Данн".

В условиях жесткой конкуренции российскими производителями безалкогольных напитков (включая минеральные воды) большое внимание уделяется повышению качества выпускаемой продукции и улучшению дизайна оформления.

Итоги работы предприятий пищевой промышленности России за 2010 год

В январе - августе 2010 года предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности увеличили производство мяса и субпродуктов пищевых, колбасных изделий, мясных полуфабрикатов, цельномолочной продукции, творога, молока и сливок в твердых формах, мороженного, спредов, майонезов, плодоовощных консервов, кондитерских изделий, сахара, макаронных изделий поваренной соли, минеральных вод и безалкогольных напитков, чая и другой продукции, [2].

Наращиванию объемов производства важнейших видов продовольствия способствуют меры, принимаемые производителями по улучшению качества и расширению ассортимента продукции, внедрению инновационных технологий, реализация Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, а также дополнительные меры по государственной поддержке агропромышленного комплекса, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

По результатам 2010 года, в России выросло производство свинины и мяса птицы, при этом упало производство говядины. Ситуация в птицеводческой отрасли за 2010 год осложнилась в результате отмены с 1 октября запрета на импорт дешевой американской курятины (введенный с 1 января 2010 года), а также в связи с засухой, которая отрицательно сказалась на стоимости кормов (составляющих до 70% себестоимости производства). Выход из ситуации производители видят в снижении затрат путем расширения зон присутствия продукции, а также в дополнительных целевых субсидиях государства на корма.

По словам производителей, в целом сейчас рынок мяса и птицы близок к насыщению, а по свинине насыщение произойдет через три-четыре года. На сегодня птицеводческая отрасль является наиболее консолидированной и охватывает порядка 600 производителей. Производство говядины и свинины в основном фрагментировано. Импорт мяса представлен рядом компаний, получивших государственные квоты, [4].

Снижение выработки сыров, консервов мясных, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, пива, коньяка, табачных изделий и некоторых других видов продукции определялось потребительским спросом. Как видно из Приложения А производство сыров снизилось в 2010 году на 2,6% в январе - августе по сравнению с этим же периодом 2009 года и составило 293,1 тыс. тонн, производство пива - 722,9 млн. дал (сокращение на 4,2 %).

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности продолжают наметившийся рост темпов производства продукции в целом. По данным Росстата, индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака по полному кругу организаций - производителей в январе - августе 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года составил 104,9%. В январе - августе 2009 года по сравнению с соответствующим периодом 2008 года этот показатель составлял 97,9%.

Проблемы и перспективы развития предприятий пищевой промышленности

Переход предприятий пищевой промышленности на путь активного экономического развития в современных условиях достигается за счет совершенствования организационно - механических механизмов на всех уровнях управления экономикой, включая государственный, отраслевой, региональный уровни. Необходимое условие для этого - создание на предприятиях эффективных систем стратегического развития и перехода на инновационный путь развития

По данным Банка России, общая сумма прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2010 году составила 37 млрд. долларов (почти столько же, что и годом ранее, — 36,8 млрд. долларов). В 2011 году ожидается увеличение притока иностранных инвестиций по различным оценкам на 20-30%.

Среди иностранных компаний, которые заявили о дополнительных инвестициях в российский рынок пищевой промышленности либо уже активно осуществляют их, можно назвать Nestle, Heinz, Unilever, Danone, Kraft, Mars, Kellogg, Cargill, Coca-Cola, PepsiCo.

По данным «Ренессанс Капитал», макроэкономический прогноз на 2011 год выглядит позитивным, однако не предполагает заметного роста. Российский потребительский рынок будет укрепляться в 2011 году: ожидается увеличение реальных располагаемых доходов населения на 3% и возврат к докризисному уровню потребления.

Тенденция к консолидации основных игроков на рынке потребительских товаров, отмечавшаяся в 2010 году, продолжится. Основные сделки 2010 года - PepsiCo/«Вимм-Билль-Данн», Danone/«Юнимилк» - свидетельствуют о том, что производители и лидирующие российские розничные сети демонстрируют стремление к дальнейшему росту и готовы для этого осуществлять инвестиции уже сейчас, [4].

Министерством сельского хозяйства РФ разработана и утверждена целевая программа «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы». Федеральные средства будут направлены на строительство новых заводов, реконструкцию и модернизацию действующих предприятий, проведение научно-исследовательских разработок в области сыроделия и маслоделия. Планируется усовершенствовать систему регулирования импорта продукции из стран дальнего зарубежья. Предполагается, что результатом выполнения Программы станет увеличение производства сыра и масла из собственных сырьевых ресурсов, а также снижение уровня зависимости от импорта.

Самым неблагоприятным фактором, оказавшим влияние на отрасль в 2010 году оказался рост цен на сырье и материалы из-за сильной засухи. Вторым по значимости негативным фактором является существенное влияние торговых сетей, [1].

На российском рынке в 2010 году было проведено несколько сделок по покупке крупными сетями более мелких конкурентов, что привело к еще большей консолидации отрасли и усилению давления сетей на производителей.

Нехватка квалифицированного персонала является еще одним препятствием для развития бизнеса компаний. Невысокий уровень заработной платы и непрестижность работы приводят к дефициту кадров.

Также среди основных проблем можно выделить:

- недостаточное финансирование вузов, готовящих специалистов для предприятий пищевой промышленности;

- рост цен на сырье и материалы;

- растущее влияние розничных торговых сетей;

- проблемы с наймом квалифицированного персонала;

- наличие значительного долгового бремени;

- неблагоприятные климатические условия (засуха и пожары);

- дефицит продукции, обусловленный недостатком производственных мощностей.

Методы повышения эффективности деятельности предприятий: оптимизация бизнес-процессов, снижение себестоимости продукции, автоматизация бизнес-процессов, обновление/замена оборудования и развитие производственных технологий, повышение оборачиваемости оборотного капитала.

Важной задачей является вывод на рынок новых продуктов, что должно привести к увеличению доли рынка за счет привлечения новых покупателей. В основном российские производители планируют наладить производство продукции в смежных сегментах. Так, производители алкогольных напитков рассматривают возможность в дальнейшем выйти на рынок безалкогольной продукции, производители мороженого планируют наладить выпуск замороженных полуфабрикатов, [5].

Следующей по значимости задачей для компаний является расширение географии продаж. Для компаний более предпочтительна экспансия в регионы с высокой плотностью населения, хорошо развитой инфраструктурой, приемлемым уровнем покупательской способности, а также деловым климатом, благоприятным для ведения бизнеса. Для части производителей мясной и молочной продукции главным фактором при выходе на новый рынок является близость к региону местонахождения компании.

Не менее важной задачей для многих предприятий является оптимизация ассортимента выпускаемой продукции путем разработки новых вкусов и упаковки. Это должно создать дополнительные конкурентные преимущества при продвижении продукции.

В 2011 году участники рынка ожидают роста спроса во всех сегментах пищевой промышленности. В связи с этим многие предприятия собираются вкладывать средства в расширение производства, чтобы иметь возможность своевременно удовлетворить спрос потребителей и укрепить свое положение на рынке. В отличие от большей части производителей пищевой продукции, производители пива и алкогольных напитков не ожидают значительного роста в своем сегменте, поэтому в их планы не входит расширение производственных мощностей.

Планы 78% компаний предполагают закупку нового, более производительного оборудования. Использование современного оборудования позволит повысить качество производимой продукции и сократить расходы компании на текущий ремонт, [4]

Строительство новых мощностей также входит в планы значительного числа предприятий (57%). Это свидетельствует о том, что многие предприятия ожидают скорого восстановления отрасли.

Еще 43% компаний планируют вкладывать средства в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей. Полученные результаты указывают на то, что в 2011 году многие предприятия ожидают роста во всех сегментах пищевой промышленности. В целом производители осторожны в своих прогнозах и не ожидают, что темпы роста превысят 10%.