Принципы создания свободной экономической зоны

Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:

        ·  прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;

        ·  конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;

        ·  целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

        ·  единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);

        ·  обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:

        ·  политическая стабильность;

        ·  инвестиционные гарантии;

        ·  качество инфраструктуры;

        ·  квалификация рабочей силы;

        ·  упрощение административных структур;

Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.

Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели:

        ·  привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;

        ·  насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;

        ·  создание экспорто-ориентированных производств;

        ·  повышение занятости населения;

        ·  формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, "Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области " предусматривала достижение следующих целей:

        ·  обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;

        ·  укрепление единого экономического пространства России;

        ·  развитие внешнеэкономических связей России;

        ·  развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;

        ·  обеспечение экономической безопасности области.

Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:

        ·  развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;

        ·  государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;

        ·  структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;

        ·  обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз.

При этом можно указать также на некоторые геополитические цели создания СЭЗ:

        ·  налаживание и укрепление международных связей РФ на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, "врастание" России в мировое хозяйство;

        ·  укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин и др.);

        ·  путём повышения уровня жизни населения в отсталых и депрессивных регионах поддержание политической стабильности в стране.