Природа Израиля

Государство Израиль можно сказать, уникальная страна по обилию видов растений. На небольшой территории встречаются 2,8 тысячи видов растений (для сравнения: в Египте — всего 1,5 тысячи, а на Британских островах — 1,7 тысячи). В силу географического положения Израиля в нем можно встретить виды растений, характерные для Западной Европы, Центральной Азии и Северной Африки.

К деревьям и цветам в Израиле относятся необычайно заботливо, даже дети никогда не рвут цветов, и никогда никто не выкорчевывает деревья. Потому что 70% лесов Израиля составляют посадки и только 30% — естественный лес. Деревья сажают в честь родившихся детей, в честь погибших солдат. Есть целый лес Шести миллионов, где в честь каждого еврея, погибшего в годы Второй мировой войны, посажено дерево.

Посадка деревьев в Израиле — общенациональное дело.

Когда-то вся Эрец-Исраэль была покрыта густыми лесами. Но потом, когда евреев изгнали из их земли, леса исчезли. Первыми лес начали рубить римляне. Они вырубали лес, чтобы проложить широкие дороги для своих легионов, преследовавших еврейских бунтовщиков. Последние леса дорубили турки — для своих паровозов. Они вырубали даже оливковые рощи, чтобы топить ими паровозы железной дороги Александрия — Дамаск. И потрудились так, что уничтожили все леса, и тогда ветер и дожди начали смывать плодородную почву со склонов холмов. Долины превратились в болота, а холмы — в бесплодные пространства.

В XIX и. посадкой деревьев начал заниматься Керен-Каемет ле-Исраэль (Еврейский Национальный фонд).

Тогда же профессор Цви Герман Шапиро писал: "Если бы сыны Израиля со времен разрушения Второго Храма собирали по грошу, этих средств хватило бы для выкупа всех земель Эрец-Исраэль..." В 1901 г. был создан Керен-Каемет ле-Исра-эль. Во всем мире в каждом еврейском доме появилась "голубая копилка", в которую складывали деньги для Керен-Каемет. На эти деньги начали скупать земли для еврейских поселений в тогдашней Палестине. Евреи всего мира участвовали в общем деле, и маленькая "голубая копилка" превратилась в крупнейшую национальную организацию. До образования государства Керен-Каемет занимался, в основном, покупкой земель. После 1948 г. его функции расширились: фонд занялся и лесопосадками. Известно, что 60% израильской территории — пустыня. Из прочих 40% примерно половину составляют каменистые горы. Подготовить горную почву для посадок и посевов — значит раздробить скалы и убрать камни. Иногда с одного акра земли приходится вывозить до четырех тысяч тонн камней. Чтобы использовать землю в пустыне Негев, нужно было выравнивать дюны, два-три года промывать солончаковые почвы, а затем еще привозить издалека плодородную землю, без которой местные почвы бесплодны.

Евреи на всех участках сажали деревья. Посадка деревьев давала людям работу, деревья меняли облик безжизненной земли и даже климат. Сажали сосну, потому что ее корни очень крепкие и она могла выжить на каменистых участках. Правда, срок жизни сосны сокращался во много раз: вместо положенного ей долголетия здесь она живет всего несколько десятков лет. Тем не менее, на месте погибающих лесов израильтяне продолжают сажать новые.

Всякий раз, когда обостряется израильско-арабский конфликт, определенная часть арабского населения поджигает леса. Во время интифады было принято решение вместо каждого сожженного дерева сажать три. А когда арабы сожгли один из самых красивых заповедных лесов на Кармеле, не пощадив живших в нем зверей, евреи Израиля восприняли это как национальное бедствие. Три часа продолжалась телепередача об этом несчастии, вытеснив все другие. В стране провели сбор средств для массовых посадок деревьев. Предприятия и организации выделили большие средства, дети открывали свои маленькие копилки. На собранные деньги посадили новые леса, но, чтобы леса выросли, потребуется жизнь целого поколения — 20-30 лет. Отношение арабов и евреев в Израиле к лесам и другим насаждениям лучше всего сравнить с отношением подлинной и мнимой матери из знаменитого суда Соломона: чтобы определить, кто подлинная мать, Соломон предложил разорвать ребенка пополам и отдать каждой по половине. Так Соломон по ужасу, отразившемуся на лице одной из них, узнал, что она — подлинная мать.

Когда в 1948 г. Израиль получил независимость, в стране насчитывалось 4,5 миллиона деревьев. Сегодня их число превышает 200 миллионов. Ведется беспрерывная работа по восстановлению растительного и животного мира библейского периода, особенно видов, находившихся на грани исчезновения. Для этого у подножия Иудейских гор был создан ботанический заповедник Неот-Кдумим, где разбиты сады с флорой различных районов Эрец-Исраэль библейских времен.

В Израиле каждый желающий может посадить дерево через Керен-Каемет или участвовать в ежегодном празднике посадки деревьев — Ту би-шват. У наших предков Ту би-шват был праздником земли и природы, и они сажали в этот праздник деревья. Точно так же празднуют Ту би-шват и в Государстве Израиль. Как сказал рав Кук, один из основателей духовного сионизма, посадка деревьев на Святой Земле — это зримый признак осуществления надежды многих поколений.

Деревья (наиболее распространенные):

Кипарис — высокое стройное дерево, из породы твердых, пахучее; годится для построек. Соломон использовал его при строительстве Храма, из него делали также музыкальные инструменты, а сегодня — различные образки, крестики, иконки для туристов, местных церквей и монастырей.

Иерусалимская сосна — высокое дерево, покрытое корою бурого или пепельного цвета. Прочные сосновые бревна использовали в Эрец-Исраэль с древних времен и как хорошее топливо, и как материал для постро-ек; из сосновых деревьев язычники делали идолов.

Олива (маслина) — вечнозеленое обильно плодоносящее дерево. Плоды оливы — маслины — продолговатые, мясистые, похожие на сливу, по мере созревания они меняют цвет: от зеленого до палевого и, наконец, черного.

Маслины всегда очень ценились, так как выжимаемое из них масло было предметом торговли. Олива стала символом Божьего благословения, мира и обновления. Ветви этого дерева шли на устройство шалашей в праздник Кущей. Оливковые рощи издревле разводились и простыми людьми, и царями. Из маслин выжимали масло для Скинии, для помазания первосвященников и царей.

Дуб — в Израиле его называют вечнорастущим, потому что, когда дерево стареет и засыхает, из-под корня появляются молодые отростки. Поэтому в Эрец-Исраэль дубы всегда служили для обозначения особых мест: под ними строили временные жилища, погребали умерших. Под ними же язычники производили воскурения, жертвоприношения и справляли религиозные празднества.

Рожковое дерево — вечнозеленое ветвистое дерево. С древних времен его плоды заменяли беднякам хлеб, поэтому их называют иногда хлебом Святого Иоанна (Иоанн Креститель питался рожками в пустыне). В древности из рожков приготовляли вино, кормили скот. Ими-то и хотел насытиться упоминаемый в Библии блудный сын.

Сикомора, или египетская смоковница, описана в Библии. Часто бывает больших размеров, по крайней мере, в ширину, ветвистая, с широкими зелеными глянцевитыми листьями. Ее плоды ценятся высоко. Сикомора дает густую тень, и поэтому ее сажали у дороги для путников.

Смоковница, или смоква, или фиговое дерево (инжир) — с древних времен Иудея изобиловала этим деревом. Ветви смоковницы растут в высоту и в ширину, и листья у нее очень широкие. Плоды съедобные и целебные.

Тень смоковницы очень густая, на Востоке смоковница стала символом благополучия, и выражение "жить под смоковницею" (I Цар. 4.25) употреблено именно в этом значении.

Лавр — вечнозеленое дерево, нередко образует большие леса. Лавровый лист употребляется как приправа к кушаньям. Греки и римляне увенчивали лавровыми венками героев, ораторов, победителей, поэтов.

Пальма — ее видов чрезвычайно много. Изображение пальмы служило эмблемой Иудеи на древних еврейских монетах. Люди с незапамятных времен пользовались плодами пальмы: семенами кормили скот, широкими листьями покрывали кровли, из веток делали ограды, из волокон плели нитки и веревки, а само дерево шло на топливо. Пилигримов, посещавших Святую Землю, называли паломниками, так как они приносили с собой из Святой Земли пальмовые ветви. В праздник Кущей евреи держали пальмовые ветви в руках, а во время торжественных процессий усыпали ими путь. Пальмовые ветви служили также символом победы, их несли перед победителем во время торжественного возвращения с поля битвы.

Мирт — благоухающее вечнозеленое дерево. У него темнозеленые, как бы полированные листья, прекрасные цветы. В листьях мирта содержится эфирное масло, которое использовали для приготовления благовоний. Мирт был знаком славы и благодеяний. Миртовый венок с розами в древности был любимым свадебным украшением.

Миндальное дерево — листья и цветы похожи на персиковые. Цветет в январе-феврале и дает плоды в апреле.

Жезл Аарона был сделан из миндалевого дерева.

Гранат — дает одни из лучших плодов, которыми славится земля Израиля.

Дикий гранат — куст, а культурный, садовый — дерево пяти метров в высоту. Кисло-сладкий, немного терпкий сок граната хорошо освежает в жару. В древние времена гранаты не только ели, но использовали для изготовления краски и для дубления кож. В Библии румяные щеки девушки сравниваются с двумя половинками граната. Изображения граната можно увидеть ни монетах, мозаиках, они были частью орнамента резных колонн Иерусалимского Храма, а одежды первосвященника тоже были расшиты изображениями гранатов. Гранат считался символом не только красоты, но и многочисленности народа, поэтому плоды граната — непременное украшение праздничного стола.

Цветы (наиболее распространенные):

Лилия всегда в изобилии росла на лугах Эрец-Исраэль. И Библии красота невесты сравнивается с красотой лилии. Лилия была элементом орнамента в Храме Соломона. В древности в Эрец-Исраэль музыкальные инструменты делались в форме лилии.

Роза — с древних времен считалась царицей цветов по запаху, цвету и красоте. Ее вплетали в венки во нремя торжеств и религиозных служб. Один из видов роз — иерихонская встречается в пустыне. Жесткие ее стебли свертываются и, вырванные из почвы ветром, перекатываются через всю степь. Но стоит живительным каплям коснуться ее стебля — она неожиданно распускается и вновь оживает. Израильтяне сравнивают землю Израиля с иерихонской розой: запущенная и безводная земли кажется вымершей, по труд, любовь и вода вернули ей жизнь, и она вновь плодоносит.

Нарцисс — с давних времен растет на лугах Израиля.

Ирисы - бывают самых разных видов и окрасок: черный ирис Приморской долины, пурпурно-фиолетовый ирис, произрастающий исключительно в Негеве, сиреневый ирис Гильбоа. Есть ирисы, которые называют римскими, так как они растут только на развалинах римских построек.

ТРАВЫ (наиболее распространенные):

Иссоп — пахучая трава с голубыми и белыми цветами, растет нередко на стенах старых домов и на кучах мусора, часто упоминается в Библии. Пучком иссопа, обмоченным в крови агнца, евреи мазали перекладины и косяки своих жилищ от сглаза. Иссопом кропили того, кто считался нечистым.

Рута — высокая трава с сильным запахом. Древние пользовались ею для врачевания.

Тростник — растет в заболоченных местах. В древности изготовляли перья для письма из тростника.

Корзина, в которую был положен младенец Моисей, была из тростника (Исх., 2:3). Римские воины, издеваясь над Иисусом Христом, "били его по голове тростью" (Марк, 15:19). Слово "тростник" в Библии — синоним слабости.

Шафран — душистое садовое растение с бледно-фиолетовыми цветами. С древних времен шафран высоко ценился. Из него приготовляли благовония, притирания и приправу к пище. Употреблялся как краситель.

Крапива — хорошо известная дикая трава, которая обжигает. Обилие крапивы служит признаком запустения и необработанной почвы.

"Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою <...>" .

Мята — культивированная трава разных видов. В древности по закону Моисея евреи платили в Храм десятину с полевых растений и с мяты тоже.

Плющ — вьющееся растение.

Язычники почитали его, а в Египте на теле александрийских евреев, не пожелавших отречься от иудаизма, ставилось клеймо в виде плющевого листа, и они причислялись к черни. При Антиохе Эпифане во время гонений на евреев греки принуждали евреев в плющевых венках участвовать в процессии в честь Диониса, бога вина и плотских радостей.

Полынь — очень горькая трава.

В Библии полынь связывалась с наказанием за нечестивость и порок: "<...> Я накормлю их, этот народ, полынью <...>", — предостерегает пророк Иеремия (Иер., 9:15).

Сельскохозяйственные культуры (наиболее распространенные):

Пшеница — в обилии произрастала в древнем Израиле. На древних монетах пшеница изображалась в виде трех колосьев на одном стебле. В Библии нередко говорится о пшеничных полях.

Народный герой древнего Израиля Гид'он молотил на своем гумне пшеницу, когда Ангел Господень предстал перед ним (Суд., 6:11). Орна-иевуситянин молотил пшеницу, когда пришел к нему царь Давид покупать гумно для постройки алтаря (I Хр., 21:20-22).

Ячмень — во все времена произрастал в Израиле. Ячмень также употребляется в корм лошадям и мулам.

Чечевица — растение из семейства бобовых.

В Библии неоднократно упоминается, что евреи засевали чечевицею целые поля, из чечевичной муки пекли хлеб, приготовляли похлебку. Такой была и та похлебка, за которую Исав продал Исааку свое первородство (Быт., 25:34).

Лен — был хорошо известен в древнем Израиле. Чистая и светлая льняная одежда служила символом невинности. Верхом искусства в льняном деле считалось приготовление виссона — дорогой и необыкновенно белой ткани, из которой шили одежды священников.